Мы живём по законам обезьян?

(начало - "Революция мозга?" http://proza.ru/2019/02/26/1842)


В последнее время в научной среде «странным образом» приобрела большую популярность идея о том, что в основе жизни людей главным мотивом являются такие же цели, что и у животных. Вопрос – случайно ли это и зачем? Попробуем разобраться.

Пока отметим, что, как известно, к ним – основным целям – относятся питание, размножение и стремление к доминированию. Это то, что определяет всю жизнедеятельность животных, в том числе приматов. В этот же ряд ставится и человек. На каком основании?

Основанием служат не только внешне проявляемые формы поведения людей, но и то, что в последнее время (в связи с активным изучением мозга при помощи новейших методов и оборудования) ученые пришли к выводу, что мозг обладает необъяснимой пока, с их точки зрения, самостоятельностью. Что именно он - мозг - диктует человеку те же формы и цели поведения, что у ближайших наших биологических родственников – приматов (хотя, стоит отметить, что на генетическом уровне к человеку куда ближе свиньи).

Чтобы поддержать такую точку зрения сознание человека отождествляется с психическими, а следом и нейрофизиологическими мозговыми процессами. Как следствие проблема поиска ответов на вопрос - "КАК РАБОТАЕТ СОЗНАНИЕ?" - в рамках изучения мозга, т.е. нейрофизиологии и иных биологических исследований, превращается в аналогию попытки определить АРХИТЕКТУРУ здания через химический, спектральный и иные анализы, взятого из стены здания КИРПИЧА.

ВСЕ проблемы, связанные с исследованием СОЗНАНИЯ начинаются тогда, когда с ним отождествляется МОЗГ. Однако, мозг можно сколь угодно долго препарировать, сканировать, измерять в нем заряды и т.д., но найти там СЛОВО, а тем более МЫСЛЬ не удастся. Это связано с тем, что сознание сущность иного уровня, у него свои законы функционирования.

Любое животное через генетику и инстинкты сразу или потенциально приспособлено к жизни в дикой природе с момента своего рождения. Едва родившись, зачастую, некоторые из них уже способны передвигаться в поисках пищи, имеют защитное от холода покрытие кожи, адекватное для восприятия окружающей среды зрение, реальные, либо потенциальные клыки и когти для самозащиты и охоты.

А детеныш человека? Он даже после нормальных 9 месяцев внутриутробного развития рождается по животным меркам недоношенным – соединенным с материнским телом пуповиной, которую необходимо рассечь, без защитного покрова, когтей, клыков, способности передвигаться, мягкими костями, включая череп.

Мало того, что он практически ничего не видит, так ещё и рождается словно стоя ногами в небо – его глазной хрусталик дает на сетчатку глаза перевернутое изображение. То есть, даже как биологическое существо (без специфических человеческих свойств в виде прямохождения, речи, абстрактного мышления и др.) человек не способен выжить, будучи погружен в дикую природу изначально.

Биологический «сбой» присутствует и на генетическом уровне – это не только перевернутое зрение, но также и постоянно растущие мягкие, легко ломающиеся ногти (вместо когтей, которые могут стираться), а также постоянно растущие волосы, наличие молочных зубов. Как можно выжить ЖИВОТНОМУ с таким природным багажом? Никак!

Выживание происходит только потому, что изначально человек рождается в среде ЛЮДЕЙ, то есть человеческого социального организма. Все известные случаи так называемых «детей-маугли», найденных среди животных человеческих детенышей, имеют своим условием то, что дети оказывались среди животных ПОСЛЕ того, как были адаптированы к жизни ЛЮДЬМИ, как минимум в первые месяцы после своего рождения.

Будучи лишенным необходимых биологических и психических (в виде инстинктов) предпосылок к выживанию, человек способен к жизни исключительно как по-человечески ДУМАЮЩЕЕ существо. Но и способность ДУМАТЬ по-человечески не заложена в организм в виде саморазвивающегося инстинкта. Известно, что в мозге детей, лишенных общения с другими людьми в течение первых лет жизни, речевые центры отмирают и не восстанавливаются.

Если представить себе, что такие индивиды всё же каким-то образом выжили, преодолев в стае животных детский период развития (чего ещё никогда не было), то они всё равно не будут способны к продолжению рода. Это невозможно как из-за видовых различий с дикими животными, так и из-за полного отсутствия возможностей к размножению с себе подобными (т.е. оставшимися на животном уровне особями) в силу отсутствия как биологических, так и культурных механизмов регулирования процессов зачатия, деторождения и выхаживания детенышей.

Даже биологический человеческий организм вне человеческого сообщества обречен на смерть, ему нет места в дикой природе, он ей ЧУЖД.

Теперь относительно главного – мозга ЧЕЛОВЕКА и его отличия от приматов.
У нас мозг обезьяны?

Начнем с того, что вычленять в организме мозг в виде того субстрата, который находится в черепной коробке и позвоночнике, это условность, допускаемая для удобства описания и изучения. На самом деле структуры мозга неотделимы от всей совокупности нервных окончаний (включая зрение), границы между ними условны.

Мыслит не просто мозг, мыслит всё тело.

Способ мышления тела определяется инстинктами и обретаемым при взаимодействии с внешней средой опытом. Мы уже отметили, что условием биологического выживания человека является КУЛЬТУРНАЯ (то есть, не только преобразованная, но и противостоящая НАТУРЕ-природе) среда. В связи с этим и биологический субстрат мозга человека есть ПРЕДПОСЫЛКА – необходимая, но недостаточная – для развития мозга ЧЕЛОВЕКА и его СОЗНАНИЯ.

Подчеркнем, что их – мозга и сознания – развитие происходит в КУЛЬТУРНОЙ среде. Напомним, что детеныш человека никогда не станет на ноги, если его этому не обучать. В нём нет врожденного инстинкта прямохождения, то же самое относится к РЕЧИ: не издаванию звуков, а именно осознанной СМЫСЛОВОЙ речи. Ей ребенок научается.

Как это всё связано и влияет на мозг. Структуры мозга человека, в том числе древние, имеют шанс функционирования (за исключением внутриутробного периода формирования) ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО за счет внешней поддержки. Без культурной, то есть сугубо человеческой среды, включая ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ поведение рожающей женщины, новорожденный ребенок обречен на смерть, никакой мозг здесь помочь не может.

Важно отметить, что принципиальное отличие процесса развития мозга человека и примата заключается в том, что мозг примата изначально развивается в среде и формах определяемых ИНСТИНКТАМИ. Мозг же человека развивается под воздействием СОЗНАТЕЛЬНЫХ стимулов, исходящих уже на первоначальном этапе от матери в условиях культурной, то есть преобразованной под нужды человека среды.

Даже акт прикладывания новорожденного к груди матери с целью кормления, пеленание с целью сохранения тепла и целостности кожного покрова, гигиенические процедуры – всё это имеет сугубо человеческие формы, которые не заложены на инстинктивном уровне.

Соответственно и развитие тех или иных зон и центров человеческого мозга происходит как бы в обратном от мозга приматов порядке. В то время как даже элементы социального поведения и обретения навыков иерархичного стадного поведения приматов происходит на базе инстинктивных форм поведения.

У человека всё обусловлено социальной средой ИЗНАЧАЛЬНО. Нет никакого процесса «социализации» человека, социальностью предопределена даже биологическая форма его жизни. И, следовательно, столь популярная в учебной философской литературе проблема «соотношения биологического и социального»  имеет к человеку весьма условное отношение.

Животные, особенно приматы, и это доказанный факт, способны достигать удивительно высоких уровней социального, осмысленного поведения. Это касается не только овладения элементарными орудиями «труда» (палочки, приманка для рыб и т.д) даже некоторыми видами птиц, но и способности пользования языком жестов для глухонемых людей у особо одаренных горилл и орангутангов в общении с человекам. Человек же «озвереть» до уровня обезьян не способен, он погибнет, физически погибнет, не говоря уже о разрушении психики. 

Отсюда возникает следующий вопрос – насколько оправдано определение форм поведения человека по животным меркам – выживания, доминирования, размножения?
Это возможно лишь в том случае, если люди оказываются в условиях лишающих их сугубо человеческих потребностей. Когда вместо деятельности, связанной с наукой, культурой, творчеством человек вынужден НЕ ЖИТЬ, а  ВЫЖИВАТЬ. Понятно, когда это происходит в чрезвычайных или доисторических условиях, но сегодня!

Сегодня «инстинктивное» поведение человека стимулируется специально. Оно стало важнейшим способом и инструментом манипуляции людьми, удержания их в жестком коридоре не просто борьбы, но и культа удовлетворения первичных, то есть биологических потребностей.

Обретение своего жилья, добывания (по-другому не скажешь) средств для пропитания себя и своих детей, покупки одежды и обуви, оплаты услуг, включая медицину и хоть какого-то образования… и далее по списку. Бетонной плитой поверх перечисленного у всё большего числа людей ложатся долги и выплаты по банковским кредитам.

Но всё ЭТО не имеет к ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ жизни никакого отношения, это, по сути, действительно получается лишь «причеловеченная» жизнь приматов, а то и хуже, своего рода «тараканьи бега»… 

В каком качестве нужен человек при современных условиях устройства общества? Как источник максимально дешевой рабочей силы и как потребитель производимых товаров и услуг. Цель? Получение прибыли. Но и это время, похоже, истекает. Замена человека машинами, искусственным интеллектом и другими достижениями новейших технологий ведет к тому, что основная часть людей становится вообще ненужной, а значит, подлежит «утилизации». Что сегодня, по сути, и наблюдается…

Теперь можно ответить и на поставленный в начале статьи вопрос – откуда и случайна ли популяризация предопределенности целей и образа жизни человека его «независимым» мозгом? Нет, конечно, не случайна. Ну, что делать, если ТАК устроен мозг? Что делать, если он «независим»? Надо просто смириться с тем, что всё что ему – мозгу, а значит и человеку - надо это «кайф»: секс, еда и доминирование!

Воистину, если такие мысли удастся навязать Человеку, а это, похоже, успешно осуществляется, причем в мировом масштабе, то мы  действительно уподобимся приматам. Причем, по обезьяньим меркам, психически больным. Быть может стоит над этим задуматься? 


Рецензии
"Обретение своего жилья, добывания (по-другому не скажешь) средств для пропитания себя и своих детей, покупки одежды и обуви, оплаты услуг, включая медицину и хоть какого-то образования… и далее по списку."

Уважаемый Азамат!

Что в этом перечне нечеловеческого? Тут нет ничего животного!

Что, человек не должен одеваться, строить жильё, учить детей и лечиться? это и отличает нас от зверей.

В средние века человек был гораздо ближе к зверям, чем теперь, судя по жестокостям, описанным в хрониках.

С уважением,

Григорий Рейнгольд   03.08.2020 16:18     Заявить о нарушении
Спасибо за неравнодушный отзыв, Григорий.
Вы, конечно, правы при условии, если понятие жизни Человека свести к тем самым основным формам и целям, которые характерны для приматов - выживания, доминирования, размножения. Именно об этом и сказано - "Это возможно лишь в том случае, если люди оказываются в условиях лишающих их сугубо человеческих потребностей. Когда вместо деятельности, связанной с наукой, культурой, творчеством человек вынужден НЕ ЖИТЬ, а ВЫЖИВАТЬ".
Сюда можно добавить - "размножаться и доминировать".
А после приведенной Вами цитаты сказано - "Но всё ЭТО не имеет к ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ жизни никакого отношения, это, по сути, действительно получается лишь «причеловеченная» жизнь приматов".
Не спорю, для огромного числа людей это НОРМА, именно на ней построено и на этом построено современное "общество потребления". Подлинно человеческой деятельностью - наукой, культурой, творчеством - имеют возможность заниматься очень ограниченное число людей, в этом проблема.
По Средневековью не всё так просто, но это отдельная большая тема. Хотя, безусловно, как минимум в области материальной жизни, гигиены и т.д. всё изменилось в лучшую сторону колоссально, и здесь Вы правы.

Азамат Джанымбей   04.08.2020 07:39   Заявить о нарушении
Азамат, я не понял, Вы считаете, что человек не должен заботиться о питании, одежде, крове и здоровье?

До 19 века включительно, действительно, жизнь была такая тяжёлая, что у подавляющего большинства всё силы уходили на физическое выживание. И лишь ничтожное меньшинство, которое жило за счёт большинства могло себе позволить заниматься "высокими материями". Ещё великий Гоголь писал, что крестьянских детей не нужно учить грамоте, потому что крестьяне должны работать в поле.

И только в последние десятилетия у миллионов людей появилось свободное время, немного свободных средств и сил для того, чтобы заниматься чем-то кроме хлеба насущного.

Григорий Рейнгольд   04.08.2020 16:03   Заявить о нарушении
Уважаемый Григорий, говоря о человеке, мы должны определиться с тем, что вкладываем в ПОНЯТИЕ "человек". Если мы остаемся на уровне обыденного сознания, то, конечны, Вы правы. На этом уровне всё просто. Проблемы начинаются тогда и там, где этого уровня становится недостаточно. Например, попробуйте ответить на вопрос - "Мы живём или умираем? В чем смысл жизни Человека? ЗАЧЕМ Природа (если ближе, то Бог) допустила появление Человека на Земле?"
Вопрос СМЫСЛОВ имеет не только, говоря словами Маркса "кухонный", то есть обыденный уровень, но и научно-теоретический, философский, теологический.
Здесь - http://proza.ru/avtor/mamluk22&book=3#3 - ссылка на раздел, посвященный вопросам смыслов, которые волновали и волнуют пытливые умы сотни лет, в том числе и в Средние века, и в 19 веке. Если будет интерес и время, то загляните сюда, уверен, что кое-что интересное Вы для себя найдете.
Моя позиция в этих вопросах максимально кратко изложена здесь -
http://proza.ru/2018/11/12/477.
Взаимопонимание и конструктивный диалог возможно только в том случае, когда прояснены исходные мировоззренческие позиции. Буду только рад, если Вы проясните свои.


Азамат Джанымбей   04.08.2020 17:36   Заявить о нарушении
Азамат, надо признать, что людей, которые поднимаются над обыденностью всегда ничтожное меньшинство. Так древнегреческие философы только потому могли позволить себе философствовать, сто они были рабовладельцами (почти все), и рабы обеспечивали их существование. Помещик Пушкин не мог бы создавать свои творения, если бы не его крепостные крестьяне.
Людей типа Санчо Панса на много порядков больше, чем людей типа Дон Кихот. И слава Богу, Дон Кихоты давно бы свели человечество в могилу своими исканиями высшего смысла.

И у нас, "интеллигентов" нет никакого морального права презирать "простых" людей, людей, вся жизнь которых посвящена материальной стороне жизни. Никакого!!!

Они, в целом, ничуть не хуже. И кто сказал, что пока они трудятся целый день ради "куска хлеба", их головы, их души пусты, что у них нет высоких помыслов и прочее?

Прочитайте все повести Валентина Распутина, все его герои от зари до зари работают физически, выживают, растят детей, защищают своё место в жизни, читать книжки у них нет времени и сил, да и образования недостаточно. Но кто нам дал право их презирать, считать, что они недостаточно поднялись над животными?
Я Вам так скажу, поменьше абстрактных рассуждений, поменьше "поиска сермяжной правды". Побольше конкретных практических дел!

Григорий Рейнгольд   04.08.2020 17:56   Заявить о нарушении
Замечательно Вы, уважаемый Григорий, сказали) Вот только бы теперь понять и определиться в том, что такое "конкретные дела". Согласитесь, что у пекаря они одни, у сапожника другие, а у священника или ученого третьи. КАЖДЫЙ должен заниматься ДЕЛОМ по мере своих сил и возможностей. И речь при этом не идет о каком-то "презрение" к простому человеку, речь идет о как раз об обратном - уважении человека, но не абстрактном, а через создание УСЛОВИЙ для его развития, раскрытия того, что он несет в себе как свой высший потенциал. Вы же наверняка знакомы с основами ПОДЛИННОЙ коммунистической теории, она как раз об этом.
Мне в жизни много чем пришлось позаниматься, но я благодарен судьбе, что основным как было, так и осталось занятие такой наукой как философия. Поэтому я и занимаюсь "конкретными делами" на своём месте и в своей области.
Кстати, в отличие от Пушкина могу обеспечивать себя имея ряд вполне конкретных специальностей, начало которым положило столярное дело, а дальше много ещё чего)

Азамат Джанымбей   04.08.2020 18:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.