Экранное колдовство в западном кинематографе

Некоторые приемы, которые наблюдал в западном кинематографе и довольно часто:
1. Конструкция «обратного потока событий». Образцы «Необратимость» и «Помни» Нолана. Фильм начинается с конца, с самого последнего кадра события, показанного на экране. После чего идет предыдущее событие, потом еще более раннее и так далее. То есть идет в обратном хронологическом порядке. А заканчивается фильм на событии, которое должно было по идее начать этот фильм. В результате дается головоломка и ее решение. В указанном выше фильме «Необратимость» последовательность событий такова: сначала происходит убийство сутенера, который изнасиловал беременную женщину, потом сцена поиска этого сутенера, потом изнасилование женщины этим сутенером, потом сцена, где эта женщина танцует на дискотеке и собирается уйти, потом сцена, где женщина нежится со своим мужем и узнает что она беременна. Прием очень эффектный и довольно мощный по содержанию.
2. Конструкция «ядро и пуля». Суть этой конструкции заключается в том, что дается множество событий в виде тела всего фильма внешне казалось бы не связанных друг с другом, местами хаотичных. Но в итоге последняя сцена дается как пуля, заходящая в ядро всего остального сюжета, и эта пуля объясняет весь сюжет. Блестящий пример «Криминальное чтиво», Где развязка фильма, объясняет весь сюжетный ход событий как «до» этой самой развязки, так и «после». Происходят связки всех сюжетных линий в один узел, и возникает самопроизвольно сюжетная прочитанность. Все до единого события выстраиваются в один четкий ряд. Еще образец такого кино: «Бешенные псы» того же Тарантино.
3. Следующий прием – «множественность комнат в одном доме». Фильм показан в виде целой цепи несвязанных событий, которые находятся в одном теле сюжета. Каждое событие или одна новелла – отдельная «комната» или отдельный фильм. Но персонажи во всех «комнатах» одинаковые. В результате между «комнатами» появляются сюжетные двери, и возникает возможность перехода из одной комнаты в другую, что и выводит нас на финал. Блестящий образец такого кино «Три смерти и одна жизнь» Рауля Руиса и «Фавориты луны» Отара Иоселиани.
4. Прием – загадка и расшифровка: первая часть фильма – «загадка», во второй части фильма дается «расшифровка» - Блестящий пример «Малхолланд драйв» Девида Линча и фильм «Шоссе в никуда» - его же.
5. Прием цепь подсказок, дающих расшифровку. Весь фильм – набор головоломок, которые предлагают решить зрителю, чтобы понять, что собственно произошло.  Образцы: «Жилец» Романа Поланского и «Отвращение» - его же. Последовательное движение с последовательным отгадыванием.
6. Прием замкнутое колесо событий. Ядро сюжета выведено в последней сцене. Все остальные события выложены в бесконечно повторяющийся круг. «Треугольник»  Кристофера Смита, суть которого мир в виде Треугольник Карпмана, а сами события развиваются лентой Мебиуса.
7. Очень любопытный прием был показан в фильме «Воображариум», его можно определить как «букет головоломок с одной отгадкой». Десятки событий в течение всего фильма дают одну единственную и очень простую отгадку (в контексте фильма - отец совершил самоубийство на глазах у мальчика, и тем самым нанес ему страшную психологическую рану на всю жизнь). Элементы этой «раны» и общаются с мальчиком, оставшиеся в его подсознании в виде монстров в течение всего экранного времени.
8. «Замкнутое пространство и группа людей». Суть – показать психологическое противостояние в группе людей, воле судьбы оказавшихся наедине друг с другом в замкнутом пространстве. Само пространство бывает при этом, каким угодно. Таких фильмов сотни, если не тысячи. «Лифт», «Спуск», «Куб», «Демон внутри», но недавно видел любопытнейший вариант: «Экзамен», режиссер Стюарт Хейзелдин (восемь человек приходят на экзамен, чтобы дать ответ на один вопрос).
9. «Смертельная игра» - весь фильм это борьба либо жертвы с играющими с ней убийцами, либо борьба группы людей за выживания, путем взаимного уничтожения. По первому варианту «Обнаженный страх» и «Игра на выживание». По второму варианту - «Королевская битва» и «Крутые стволы».
10. «Колба квазиреальности». Реальность Филипа Дика. Самый известный образец это «1408»  режиссера Микаэль Хофстрём, но мне лично гораздо больше нравится «Открой глаза» режиссер Алехандро Аменабар (ремейк этого фильма был «Ванильное небо» с Томом Крузом в главной роли).
Это самые простые и побольшей части избитые приемы западных артхаосных боевиков. Суть которых очаровать зрителя путем «экранного колдовства».


Рецензии
Интересно.
Поддержу.

Виктор Левашов   24.02.2023 16:56     Заявить о нарушении
Спасибо!

Старая заметка.

Лев Вишня   24.02.2023 16:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.