Кто такой Дед Мороз?

 Всем известен Дед Мороз, но откуда он появился и что на самом деле означает его имя МОРОЗ*, обычно замалчивается, чтобы не пугать детей.
Мой вариант расшифровки смысла слова МОРОЗ.   Корнем этого слова является слово МОР** - смерть, а дальше идёт слово РОЗ, значит: МОР-РОЗ это такое явление природы, которое приводит к смерти цветов кустарника роз.
Произошло это слово от названия греческого бога МОРОС***, который так же приносил «погибель», но, похоже, это касалось уже РОС. И действительно, воздействие заморозков хорошо видно утром, когда роса на траве превращается льдинки.  Так что по старшинству стоит называть этого персонажа Нового года, как МОРОС.
Морос является потомком богини Нюкты (воплощение ночи), которая зачала его без вмешательства мужчины. Можно сказать, первое упоминание о непорочном зачатии, но не благодаря Богу Света, как было по Библии у Девы Марии, а под воздействием Антибога Тьмы. На эту роль подходит древнегреческий бог Эреб****, порождение Хаоса и вышел он из тьмы.
Если рассмотреть сам процесс замораживания чего - либо, то это похоже на извлечение тепловой энергии из предмета. Холод, это отсутствие тепла, как и тьма это отсутствие света. Надо сказать, что люди давно научились нагревать и готовить пищу с помощью огня. А вот извлекать тепло и замораживать пищу, чтобы она дольше хранилась, научились сравнительно недавно, с появлением холодильников. Раньше, зимой запасались льдом в подвале и там хранили пищу летом.  И если сравнить процесс нагревания предмета с его замораживанием, то последний процесс гораздо сложен и необычен.
Дед Мороз использует для замораживания свой ледяной посох. В древности его представляли, как старика с бородой, который  бегает по полям и стуком своей палки вызывает трескучие морозы. Похоже, этот посох и есть основное устройство, которое извлекает тепло из окружающего пространства и вызывает переход воды из жидкого состояния в твёрдое. А переносит этот посох некий вихрь, который люди представляли, как бороду, что хорошо видно на примере торнадо.
 Вспомним, что разрушительные торнадо зарождаются над морями и океанами, которыми управляет по представлению древних греков, бог Посейдон*****, а у римлян Нептун. У него тоже есть посох в виде трезубца и именно им он вызывает бури и ураганы. И что мы имеем? Один посох у  Деда Мороза поглощает тепловую энергию на планете, а другой посох у Нептуна излучает энергию, которая закручивает против часовой стрелке вихри и ураганы. 
И в первом и во втором случае, эти два мифологических  персонажа  несут зло всему живому на земле, один всё замораживает, другой всё заливает водой, смывая гигантскими волнами всё живое с поверхности суши. В таком случае, странно представлять Деда Мороза в виде доброго дедушки, который дарит подарки детям.
Дмитрий Гор в своей статье даёт подробную историю возникновения этого праздника и я приведу некоторые выдержки. «…Первый Рождественский вечер в Москве устроила жена Николая I – прусская принцесса Александра Федоровна в 1818 году, а первая общественная елка прошла в Благородном собрании – ныне Доме Союзов на Большой Дмитровке.
Изначально в Германии елка не имела никакого отношения ни к Иисусу Христу, ни к его рождению (Рождеству), она являлась исконным языческим символом. Древние германцы представляли Вселенную в виде так называемого Мирового древа, чьи корни уходили в подземный мир – Нифлхейм, где царили ледяной холод и вечный мрак. На стволе Мирового дерева жили люди, и эта часть мироздания называлась Мидгард. Верхушка с ветвями – Асгард – принадлежала богам – асам.
Так как мир в представлении германцев был вечным, то в качестве его земного символа они выбрали ель – вечнозеленое дерево. В разгар зимы они приходили к своим священным елям в лес, украшали их плодами яблок и свечами, обозначавшими человеческие души, и распевали песни, стремясь отогнать зиму. Самым большим страхом древнего населения Европы был зимний холод, и они верили, что этот ритуал отвратит вечную зиму, которая наступит после конца света, когда свирепый волк Фенрир освободится из оков, и проглотит Солнце. Когда германские народы приняли христианство, появление елки в доме стало обозначать рождение Христа (Рождество), принесшего на Землю, согласно утверждениям отцов церкви, искупление первородного греха и надежду на жизнь вечную после смерти.
На протяжении второй половины XIX века, когда в России «рождался» Дед Мороз, не было ясности – добрый он или злой. Елка тоже с трудом становилась в России непременным атрибутом Нового Года. В массовом сознании большинства россиян испокон веков ель считалась «деревом смерти», а еловыми лапами традиционно устилали путь, по которому несли гроб.
До революции Дед Мороз не имел никакого отношения к Новому году. Приходила зима и вместе с ней Дед Мороз, олицетворявший зимние морозы. Знаменитый художник В. М. Васнецов нарисовал Деда Мороза в конце XIX столетия как обычного мужика в лаптях и без шубы, т.е. никакого сходства, кроме бороды, с сегодняшним (советским) дедом Морозом.
В 1873 году А. Н. Островский написал пьесу «Снегурочка», в которой Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая мучается без любви и погибает во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Попав под его лучи, она превращается в воду. Таким образом, изначальный образ Снегурочки не имел ничего общего со всем известным персонажем в коротеньком сарафанчике. Более того, драматург Островский даже не упоминает, что Дед Мороз и Снегурочка имеют какое-то отношение к Новому Году.
В Советском Союзе традиция праздновать Новый Год с елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой была возобновлена именно при Сталине, после его знаменитого тезиса «Жить стало лучше, жить стало веселее».
Дед Мороз в советский обиход вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР и кандидат в члены Политбюро Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики.
Сталину инициатива Постышева понравилась, и он распорядился внедрить ее в массы со всей возможной широтой. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло через год. В январе 1937 года он со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов.
Впервые на открытках Дед Мороз тоже появился при Сталине во время Великой Отечественной войны. Для поддержания духа советских солдат и трудящихся тыла, Дед Мороз изображался с автоматом на шее и со сталинской трубкой в руке.
После войны Дед Мороз и Снегурочка******* стали обязательной частью Новогоднего праздника. Именно в то время определились отношения между этими персонажами, прежде казавшиеся довольно двусмысленными. В российской литературе образ Снегурочки ничуть не младше, а то и старше образа Деда Мороза. Однако, он всегда был в образе деда, а она – девушки и поскольку Снегурочка называла своего коллегу по празднику в соответствии с именем – дедушкой, за ней закрепилось имя его внучки. Таким образом, стало общепринято считать Снегурочку внучкой Деда Мороза. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее…».

Справка
*Мороз (Студенец, Трескунец, Морозко, полес. Зюзя) — персонаж славянского сказочного фольклора и календарных обрядов; персонификация природной стихии. В восточнославянских сказках Мороз описывается как старик с белой бородой, закутанный в шубу, который «на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает», усиливая тем самым зимнюю стужу.
По народным поверьям центральной Украины: «Один раз полевые цветы узнали от ветра, что злой „дидуган“ Мороз собирается их заморозить. Цветы пожаловались Онуфрию Великому (день которого приходится на 12/25.VI). Преподобному жаль стало цветов и он пошёл к Морозу попросить, чтобы тот не трогал их. Но Мороз был такой упрямый, что Онуфрий не вытерпел: он так рассердился, что взял и ударил Мороза обухом по голове. С этого дня Мороз болел до самого третьего Спаса, а цветы в это время цвели и отцветали».
Персонификация Мороза, как природной стихии отмечается в восточнославянском ритуале приглашения «мороза» на праздничную трапезу (на кутью, кисель, блины), включенном в святочный или пасхальный комплексы. Считалось необходимым накормить Мороз обрядовой пищей, чтобы он не морозил посевы злаков и огородные культуры.
Образ Мороза как высокого (или очень маленького ростом) старика с длинной белой бородой, приходящего с северной стороны, который бегает по полям и стуком своей палки вызывает трескучие морозы (упомянутый первоначально в трудах А. Н. Афанасьева, а затем и в других исследованиях по славянской мифологии), не подтверждается позднейшими этнографическими и фольклорными свидетельствами.
**мор
Значение:
Повальная смерть; эпидемия.
Происхождение, этимология:
Родственно лит. ma;ras, мн. marai; "мор, чума", др.-инд. maras, m;ras м. "смерть, мор", mаrаkаs м. "чума" (но не лат. morbus "болезнь"), далее – мере;ть, ме;ртвый; см. Бернекер 2, 80; Траутман, ВSW 186; Мейе–Эрну 735; М.–Э. 2, 635.
Синонимы:
Моровая язва, повальная болезнь, поветрие, пагуба, падеж, чума, эпидемия, эпизоотия.

***Морос, Mорус (др.-греч., «погибель», «возмездие») — в греческой мифологии является существом надвигающейся гибели, которое подводит смертных к их смертельной судьбе. Морос является потомком богини Нюкты (воплощение ночи), которая зачала его без вмешательства мужчины. Так же его считали братом Мойр — богинь судьбы, которые контролировали поколения. Кроме того, родственниками Мороса были Танатос и Керы, которые представляли собой физическое воплощение смерти (Керы причиняли насильственную смерть и смертельную болезнь, а Танатос олицетворял мирную смерть.
В альтернативных версиях он имел отца Эреба.

****Эреб (др.-греч., «мрак, тьма»;  лат. Erebus) — в греческой мифологии олицетворение вечного мрака. Согласно Гесиоду, Эреб родился из Хаоса, также как и его сестра Нюкта (Ночь).
В изложении Гигина, Эреб родился от Хаоса и Мглы.
По Гесиоду от союза Эреба и Нюкты произошли Гемера (День) и Эфир (Воздух).
Согласно Гигину, от Нюкты и Эреба родились Морос (Погибель), Герас (Старость), Танатос (Смерть), Гипнос (Сон), Онир (Сновидения), Эрот (Любовь), Порфирион, Эрида (Раздор), Немезида (Возмездие), Азид (Бедствие), Стикс, три Мойры (Клото, Лахесис, Атропос), Геспериды (Эгла, Гесперия, Эрика), а также Кончина, Воздержанность, Дружба, Милосердие, Разнузданность Эпифрон, Евфросина.
По другим авторам, от него Нюкта также родила Керу (Насильственную смерть; иногда под именем Кер выступает несколько богинь), Мома (бога злословия), а также Харона, перевозчика умерших в Аид
Согласно Платону, Эреб — это подземное царство мрака, через которое тени умерших попадают в Аид.

*****Посейдон (др.-греч.) — в древнегреческой мифологии верховный морской бог, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом. Сын титана Кроноса и Реи, брат Зевса, Аида, Геры, Деметры и Гестии (Hes. Theog.). При разделении мира после победы над титанами Посейдону досталась водная стихия (Hom. Il.). Постепенно он оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других.
Посейдон со своей женой богиней Амфитритой и сыном Тритоном обитают в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчится по морю на колеснице, запряжённой гиппокампусами, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, ударял по земле, что приводило к образованию родников с пресной или морской водой. Основная черта, отличающая Посейдона в мифах — это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляется нераздельно с его царственным величием; в изображениях античных произведений искусства его лицо носило большей частью выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса.

******* Снегурочка (Снегурка, Снежевиночка) — русский сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом. В русском фольклоре Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда Мороза и Весны-Красны, погибающая во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледнолицей светловолосой девушки. Одета в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички.


Рецензии
Наш Дед Мороз это копия Санта Клауса с российскими прибамбасами, включая Снегурочку. Вот и всё!

Юрий Матусов   21.12.2023 02:48     Заявить о нарушении
Снегурочка дорогого стоит) А вы: Вот и всё.

Рябцев Валерий   10.02.2024 08:33   Заявить о нарушении
Под "Вот и всё!" я ничего не имею в виду, кроме того, что это единственное, что серьёзно отличает Деда Мороза от Санта Клауса по сюжету. Т. е. мне представляется, что сам Дед Мороз не наше изобретение.
С уважением

Юрий Матусов   10.02.2024 09:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.