Тайна восточной границы Московского царства

В 17 веке Московское государство граничило не только с Польшей, Турцией и Швецией. Оказывается, был сосед и на востоке, с которым тоже имелась общая граница и дипломатические отношения. Они были установлены по договору от 31 марта 1609 года, причем, по инициативе Кремля, который добивался этого союза пять лет.
В кремлевских канцеляриях восточный сосед Московского царства значился как Телеутская землица, но лицо, возглавлявшие это государство, носило титул  каана, то есть кагана, а значит, это был каганат. Каганаты - самая древняя форма централизованной власти, которая считалась равной королевской или императорской, но они вымерли на планете Земля одновременно с саблезубыми тиграми. И только на Оби время словно остановилось - границы Телеутского каганата  простирались на территории современных Новосибирской и Кемеровской областей, всего Алтайского края и большого куска Северного Казахстана. Телеутская Межа перегораживала Москве южный путь на восток, поэтому движение русских  землепроходцев “встречь солнцу” шло севером -  через низовья Оби. Даже когда вся сибирская земля до самой Камчатки была утыкана русскими острогами, граница с Телеутским каганатом оставалась незыблемой, рассекая будущую Новосибирскую область на две части. В районе современного Новосибирска Томская волость заканчивалась на правом берегу, а Телеутская Землица начиналась на левом. Так что жителям Железнодорожного, Центрального, Советского, Октябрьского, Дзержинского, Заельцовского, Калининского районов Новосибирска надо знать, что они живут на древней земле Телеутского каганата.
Удивительнее всего, что про восточного соседа Московского царства нам ничего не известно. Завоеванию Сибири (Тюменской области) посвящена огромная литература, хотя речь идёт о банальном набеге казацкой ватаги на периферийный бухарский султанат. А вот о том, что царевы воеводы, сменившие Ермака на завоеванной территории, упёрлись в границу следующего сибирского государства и 100 лет оставались на месте - об этом история молчит!
Между тем, русско-телеутское Пограничье было явлением заметным. Телеутов принимали в Кремле - в Посольском приказе и даже в Грановитой палате. Бывало, отношения разрывались и начиналась война. Томск, например, выдержал 10 полноценных осад. С другой стороны, были и совместные русско-телеутские походы на общего врага. Одним словом, это было обычное средневековое соседство, главное в котором - его срок: 100 лет! Для сравнения, Советский Союз существовал 74 года, а Кавказская война, описанная Лермонтовым, продолжалась менее 50 лет. А здесь, по обе стороны Межи сменилось пять поколений, но в Новосибирском областном краеведческом музее вы не найдете ни стенда, ни экспозиции на эту тему. Хотя весь 17 век русские и телеуты интенсивно  контактировали. Более того, сам Новосибирск - детище этой эпохи!  Ведь будущая столица Сибири появилась на свет в виде таможни на границе между Каганатом и Царством. На берегу Оби, где два государства соединяла старинная переправа, в самый последний год правления царевны Софьи был построен Никольский погост (от гостьба - торговля). Это событие упоминал Г.Ф.Миллер, сообщая о переносе "калмацкого торга" от Томского города "на Межу". Позднее, уже на рубеже 18 века, к этой торговой фактории приросла "новоселебная" (переселенческая) деревня, построенная кузнецким чиновников Федором Кривощеком.
Русские и телеуты торговали, воевали, заключали смешанные браки, перенимали обычаи, традиции, веру… Историкам  хорошо известны случаи, когда  работные и служилые люди сбегали к телеутам, а количество представителей военно-административной элиты Каганата,  перешедших на службу Московскому царю, иной раз достигало 150 кланов! А ведь, согласно исследованиям того же Уманского, их всего было около 300. Выходит, половина белых калмыков сближалась с русскими на столько, что около Томска или Кузнецка вырастали дома-"туры", а хозяева этих домов несли казачью службу и не чувствовали себя чужаками. Вообще, феномен русско-телеутского Пограничья еще ждет своего исследователя, так как он может открывать дверь в совсем другое прошлое - неожиданное и захватывающее. Ведь  имеющиеся данные в распоряжении ученых данные позволяют утверждать, что  историческая местность Тюмень (Сибирь) во времена  Древней  Руси служила буферной зоной между  Синей ордой (Телеутской землицей) и Московским царством. Не сюда ли русские и булгарские князья посылали за "татарами", когда хотели наказать своих обидчиков? Татарами в те времена называли наемников (татарок не существовало в природе по причине отсутствия женщин в этой профессии), а место, где их можно было нанять, на Руси называлось Събир (от събирати). Если по современному - место сбора, рекрутский пункт, где на постоянной основе дислоцировалась главная тактическая единица тогдашней армии - тумэн. Не многие знают, но во всех летописных сражениях, включая Ледовое побоище, Куликовскую битву или взятие Казани, ядром русского войска неизменно выступала татарская конница. Ее нанимали  в събирах, коих на Руси хватало. Самая восточная събирь, известная как Тумэн, надо полагать, тоже не пустовала, пока ее не захватил бухарский принц Кучум - родственник владыки Бухарского ханства - в то время самого крупного государства на планете. Военный лагерь опустел, но дорогу к нему на Руси помнили, по ней и пришли казаки Ермака, вдохновленные рассказами о богатствах столицы бухарских купцов. А еще через 20 лет московский царь узнал, что с Запада готовится вторжение Лжедмитрия, поэтому приказал на реке Том (в те времена  топонимы и гидронимы были мужского рода) построить  посольскую резиденцию для ведения переговоров с восточным соседом. Московский царь знал, что  власть телеутов простиралась на огромной территории, и надеялся, что "татары" как в старые добрые времена защитят Московское государство от незваных гостей.

Переговоры продолжались пять лет! С кем? Кем были сами белые калмыки - телеуты, теленгеты, теленгуты, телесы? Этнологи начали изучать этот народ через полтора века после того, как оно сошел с исторической арены, поэтому о нем нам известно не больше, чем о каганате. Современный алтайские теленгеты - монголоиды, а путевые заметки  Г.Ф.Миллера и И.Г.Гмелина, немцев, исследовавших Сибирь, рисуют совсем другой портрет. Миллер, который своими глазами видел телеутов, писал, что те  “подлинно белые”, а Гмелин путал их с русскими. Да и казаки не случайно называли телеутов  “белыми калмыками” -  они ведь и монголов-ойратов по этому же принципу называли "чёрными калмыками". С другой стороны, на "Большом Чертеже" Ремизова, телеуты и белые калмыки представлены как два разных народа. По берегам притока Оби реки Берть обозначены Телеуты, а по другую сторону Оби - Белые калмыки Табуновы и Белые калмыки Шадаевы. Семен Ремизов представлял собой тип ученого-энциклопедиста, по дарованию не уступающего Леонардо да Винчи, поэтому в небрежности его заподозрить трудно. Возможно, сведения от казаков-землепроходцев, которые он использовал, отражали смешанный этнический состав хозяев Телеутской землицы. Не случайно, наряду с обычным  инородческим именословом у телеутов мы находим параллельный, словно бы из "другой оперы". В частности, некоторые представители элиты Телеутской Землицы носили такие имена как Батай, Матай, Жиран, Могулан, Кумек, Торгай, Читай и т.д. Это точно не тюркские имена - для татарского именослова окончание на «ай» не характерно. И не ойратское. Сравните: Оруса Цаган, Басанга Баатр, Бембян Инджа и т.д. Матай – от «мотаться», Жиран – от «жирный», Батай – от «батя», Могулан – от «мугучий», Кумек – от «кумекать». Про Торгай, да Читай даже объяснять не надо. Огромный интерес представляет письменность "белых калмыков". В РГАДА хранится письмо, которое в 1715 году каган Шал Табунов написал кузнецкому воеводе Борису Синявину: “Ты да я завоевались для чего? Смирно станем жить - волосы забелеют. За железо примемся - кости забелеют”. А.П.Уманский, известный советский исследователь алтайского Средневековья, считал, что это перевод с ойратского. С этим мнением можно было бы согласиться при условии, что переводчиком был А.С.Пушкин, но беда в том, что до "Повестей Белкина" оставалось без малого полтора века. Любой филолог вам скажет, что в XVII веке русский язык не содержал каких-либо ресурсов образной выразительности. В 1726 году «отец русской поэзии» В.Тредиаковский в Петербурге пытался писать на этом языке стихи. Вот что у него получалось:
"Весна катит,
Зиму валит,
И уж листик с древом шумит.
Поют птички
Со синички,
Хвостом машут и лисички"
Сравните с образцами речи телеутских каганов, которые, почему-то, постоянно фигурируют в царевых "отписках". Вот например, дошедшие до нас выражения кагана Табуна Конаева: "Мне приятнее пить, есть и платье носить, чем с русаками воевать" или "Если меж нами была какая ссора, то ныне прошла ветром и вешней водой".

Что тут можно сказать? Хранящаяся в ЦХГА воеводская переписка с белыми калмыками - подделка! Либо мы должны прийти к совершенно фантастическому выводу: телеуты или какая то часть их владели русским языком, и он был у них намного совершеннее, чем у "русаков". Не потому ли воеводы постоянно цитировали цветистые выражения  каганов в письмах царю, что учились "правильному речению"?

Общественное устройство Тулеутского каганата предстает перед нами в виде социальной системы, где белое меньшинство правит черным большинством, но это вам не ЮАР - никаких признаков сегрегации. И очень может быть, что такая форма организации общественных отношений за Уралом была нормой. Ведь не случайно в  Москве все верхнеобские государства называли по имени какого-то одного правящего племени: кроме Телеутской землицы имелась Киргизская, Мунгальская и т.д. Хотя это были многоплеменные государства. Что объединяло телеутов, киргизов, мунгалов (Халха)? Можно предположить, что племенная верхушка этих народов отличалась от всех остальных цветом кожи, глаз и волос. Во всяком случае, народный фольклор всех этих этносов хранит глухие воспоминания о каких "светлых" предках.

Расовый социализм, ошельмованный и заклейменный в Европе (которая и была единственным в мире местом, где совершались самые страшные межнациональные и межрасовые преступления), в Сибири веками обеспечивал мир и гармонию.  Ведь здесь никому и в голову не приходило смотреть друг друга с точки зрения этнического или расового превосходства. Каждый народ должен был быть самим собой, потому что эта "особость" была его миссией. Не случайно, каганат как первичная форма государственности отмечен в трудах европейских историков, прежде всего, "первичным разделением труда" - так они увидели древнюю функциональную разношерстность объединенных племен и народов. На самом деле, это был естественный культурный симбиоз, который, кстати говоря, диктовал и уровень "развития" различных племен. Если племя занималось лошадьми, то от него никто не ждал кузнечного производства. М.М.Сперанский, создатель первого сибирского законодательства, уловил этот принцип как основополагающий. В стремлении зафиксировать функциональную данность каждой народности Сибири он, например, впервые в мире юридически разделил понятия "бродячий" и "кочевой". В итоге его "Устав об управлении инородцев" оказался  настолько удачным документом, что практически без изменений просуществовал до самой революции. За это время в Сибири не было ни одного бунта или восстания на национальной почве. Почему? Потому что Сперанский считал, что нельзя нарушать тысячелетний уклад племен и народов европейским стремлением навязать им "прогресс и развитие". Уважением к существующей племенной культуре буквально пронизаны все главы первого в России регионального законодательства.         

Очевидно Телеутский каганат ничем не отличался от прочих Землиц. Согласно имеющимся данным, здесь "разделение труда" выглядело так: функция администраторов и купцов  отводилась "белым калмыкам" - это было самое малочисленное племя, включавшее не более 400 родов. Им подчинялись телеуты, которые были ойратами, если верить Большому Чертежу. Телеутов было много. Все вместе - белые калмыки и телеуты - представляли собой государство, которое подчиняло кыштымов - полтора десятка охотничьих, металлургических, скотоводческих, рыболовецких, аграрных племен. Отдельной кастой были ясыри - рабы, которыми, обычно, становились иноплеменные изгои и военнопленные. Культ предков диктовал жителям каганата относиться к ясырям как к безродным (человек без поддержки своего рода считался пропащим). Ясырей полагалось содержать, но их можно было и продавать. В семейном плане царило многоженство.

В начале XVII века произошло катастрофическое по последствиям событие: белые калмыки  приняли джунгарское подданство. Каган сложил с себя знаки власти и стал обычным джунгарский зайсаном, а вся его военно-административная свита в полном составе была передислоцирована “на четырех тысячах телег” в Джунгарию, где и сложила головы в жуткой в войне с империей Цинь. Опустевшая Телеутская Землица почти сразу была прибрана к рукам: Кремль в 1726 году дал новой территории статус округа - режимного объекта, собственником которой стало частное лицо - Акинфий Демидов, наследник династии горнопромышленников “гнезда петрова”. В этом замороженном состоянии загадочная страна пребывала около 30-ти лет - до 1745 года, пока императрица Елизавета не приняла эти земли “на Нас”. С этого времени Колывано-Воскресенский Горный округ перестал быть закрытой зоной.
 
Если судить по разрозненным упоминаниям исследователей и путешественников, открывшаяся Телеутская Землица была полна не только курганов, в которых бугровщики искали золото, но и городов. Заброшенные стены деревянных крепостей  рефреном упоминаются во многих сочинениях о тогдашней Сибири. Если были города, то были и библиотеки с прочими хранилищами культуры. Подозрение на сокрытие этой информации связано с потоком золота, которое хлынуло  из Телеутской Землицы, когда пала Межа. Его принято считать "бугорным", то есть добытым методом разграбления "бугров" - могильных курганов, но по оценкам ученых, объемы добычи были таковы, что перед ними меркли доходы Кремля от экспорта пушнины - главной статьи дохода в Московском государстве. Разве может быть столько драгоценных  украшений в могилах, в которых,  если повезло, находили разных  "золотых и серебряных вещей фунтов по 5-7" (2-4 кг.)? Вероятно, основную часть добычи русские колонисты находили не под землёй, а в брошенных  городах (вспомните про "4 тысячи телег" - это же порядка  12 тысяч человек. Где они жили?). Наиболее интересные артефакты из драгметаллов перепродавались и в конце-концов оказывались за рубежом. Там царил переполох, потому что по художественной ценности "бугорные вещи" не уступали античным. В среде европейских аристократов даже зародилась мода  на коллекционирование "скифского золота" - эти  экспозиции впоследствии стали основой для рождения первых художественных  музеев Европы. Возможно, такая же судьба была и у манускриптов из Телеутской Землицы, с той лишь разницей, что они  оседали в Петербурге и Москве, чтобы потом быть "открытыми" как образцы письменной культуры Киевской Руси.

Известен факт, что в 1718 году царь Петр отправил за Урал личного агента - естествоиспытателя  Даниэля Мессершмидта. Тот достиг Телеутской Землицы (запись в путевом дневнике от 6 мая 1721 года содержит  упоминание о "татарах", которые живут "за Кузнецком вверх по реке"), но на этом дневник обрывается. Следующая запись датируется 9 декабря, и в ней сообщается о посещении Абакана. Где был и чем занимался Мессершмидт все это время, неизвестно. Историки на этот счёт не волнуются, рисуя маршрут Мессершмидта по прямой из Кузнецка в Абакан, но этот путь требовал, максимум, две-три недели. Где был учёный семь месяцев? Чем занимался? И почему эта информация оказалась засекреченной?

Теперь уже никто не узнает, что предстало перед глазами исследователя в  стране, которая всего полтора десятилетия назад была великим государством. Единственное, что нам известно, так это то, что  Петр Первый, когда узнал, что исход хозяев Телеутской Землицы завершился,  сразу же преобразовал Московское царство в Российскую империю. Это произошло в том же 1721 году, и это самый удивительный факт из тех, что никак не могут оказаться в фокусе внимания официальной исторической науки. Ведь империя – это тип государственности, способный удерживать в своих границах целые царства...
 
История Новосибирска, первого на планете миллионника, выросшего в климатической зоне с отрицательной изотермой, стала заложником тайны восточной границы Московского царства. Ряд современных российских ученых-историков связывают заговор молчания, окутывающий доромановскую Сибирь, со Смутой. Этот период отечественной истории оценивается ими не иначе как военная  агрессия  со стороны Речи Посполитой (объединенная Польша и Литва - Юго-Западная Русь). Опираясь на "пятую колонну" в Кремле, экспедиционный корпус поляков дошел до Москвы, захватил ее, превратив все Московское государство сначала в колонию Варшавы, а потом - всей Европы. Колониальная принадлежность в те времена определялась по этническому  составу руководства страны. В Московском государстве национальная элита практически исчезла, потому что дворянство стало почти сплошь польским. (Например, все современные  русские фамилии на "ич" - западного "смутного" происхождения). Иностранный характер русской элиты  отразился на отношениях с каганатом. Если раньше, до воцарения династии Романовых, русские никогда не позволяла себе говорить с хозяевами Телеутской Землицы с позиции силы, то теперь все изменилось. Начались пограничные конфликты. С приходом петровского правления польско-литовскую верхушка России потеснилась за счет потока немцев и шведов, которые стали доминировать во многих отраслях. Вот, например, как выглядел список  сотрудников Исторического отделения РАН в первом веке его существования, когда как раз закладывались основы той отечественной истории, которую изучают сегодняшние российские школьники: Коль Петер (1725), Фишер Иоганн Эбергард (1732), Крамер Адольф Бернгард (1732), Лоттер Иоганн Георг (1733), Леруа Пьер-Луи (1735), Мерлинг Георг (1736), Брем Иоганн Фридрих (1737), Таубер Иоганн Гаспар (1738), Крузиус Христиан Готфрид (1740), Модерах Карл Фридрих (1749), Стриттер Иоган Готгильф (1779), Гакман Иоганн Фридрих (1782), Буссе Иоганн Генрих (1795), Вовилье Жан-Франсуа (1798), Клапрот Генрих Юлиус (1804), Герман Карл Готлоб Мельхиор (1805), Круг Иоганн Филипп (1805), Лерберг Август Христиан (1807), Келер Генрих Карл Эрнст (1817), Френ Христиан Мартин (1818), Грефе Христиан Фридрих (1820), Шмидт Иссак Якоб (1829), Шенгрен Иоганн Андреас (1829), Шармуа Франс-Бернар (1832), Флейшер Генрих Леберехт (1835), Ленц Роберт Христианович (1835), Броссе Мари-Фелисите (1837), Дорн Иоганн Альбрехт Бернгард (1839).

Колониальный способ формирования  российского правящего класса сохранялся в России вплоть до воцарения Николая I, который стал первыми российским монархом, запретившим комплектование российских ведомств иностранными кадрами. Понятно, что перед этим европейское иго  имело все возможности, чтобы исторически обосновать свое право на власть. Мы до сих пор верим в ту историю, которую нам преподают в школе, но если мы поднимаем занавес, открывающий исток Новосибирска, то все это рушится. Ведь как ни крути, царь Борис  считал "своими" тех, кого польско-немецкая история  представляет нам как традиционных недругов. Тексты народного фольклора, зафиксированные в первой половине 19 века, показывают Литву (ВКЛ)  Золотой Ордой, и "поганые татары" почему-то прибывают не с Востока, а с Запада (Пыжиков). Вот такое противоречие между записанной историей и изустной, которую подделать невозможно. В свете этой информации не удивительно, что царевы послы несколько лет подряд ездили из Томска на Мереть (река в Новосибирской области), чтобы принести дары и смиренно просить кагана Абака о военном союзе. Тайна освоения Верхнего Приобья - это та точка сопряжения на монолите официальной истории России, которая способна обрушить все строение, если будет раскрыта. Не потому шли до сих пор нет ни одной реальной диссертации на эту тему?


Рецензии
Благодарю! Информация интересная. Единственное замечание - это время, когда Телеутская Землица стала частью Руси. Титулы Великих князей начиная с Ивана III включают земли Сибири:

- Титул вел.кн. Ивана III Васильевича – «грозный» и «великий» (1462 -1505г.):
Великий Князь Иван, Божией милостию, Государь всея Руси и Великий Князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных.

Титул вел. кн. Василия III Ивановича (1505 – 1533г.):
Божием благословением, Мы, Великий Государь Василий, Божиею милостию, Государь всея Руси и Великий Князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский,Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, и Черниговский, и Рязанский, и Волоцкий, и Ржевский, и Белский, и Ростовский, и Ярославский, и Белоозерский, и Удорский, и Обдорский, и Кондийский, и иных.

Титул царя Ивана IV Васильевича – «грозным» стал именоваться в начале XVII века (1533 – 1584г.):
Божиею милостию, Великий Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Государь Псковский, Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и иных, и всея Сибирския земли и Северныя страны Повелитель, и Государь земли Вифлянской и иных.

Николай Леухин   23.12.2019 20:52     Заявить о нарушении