Влюбиться и остаться в живых

Заболеть любовью и умереть, это не фигура речи, а драматическая реальность жизни.
Влюбиться и остаться в живых удаётся не каждому. Лично я могу припомнить более десятка случаев, когда вследствие предательства или неразделённой любви девочки и мальчики пытались лишить себя жизни.
Некоторым удаётся наложить на себя руки. Что это, почему любовь способна к самоуничтожению личности?
Пылкие романтики силой воображения вводят себя в эмоциональный транс, в котором смысл жизни ограничен одним единственным объектом — человеком, которого любят. Лишённые возможности получать от любимого энергетическую подпитку, такие люди отказываются существовать.
Подобная зависимость может возникать также между родителем и ребёнком, между мужем и женой, находящихся в отношениях десятки лет. Даже в дружбе возможны  подобные катаклизмы.
Начинается такая зависимость с эмоционального подъёма, который обычно описывают как поток неожиданной радости, опьянение, возбуждение, экстаз, эйфорию.
Эти ощущения моментально связывают с тем человеком, на которого они направлены. Воображение способно облечь подобные переживания в ореол чуда, раскрашивать немыслимым числом сочных оттенков, как на удивительных картинах Леонида Афремова. В состоянии влюблённости неожиданным образом обостряются все эмоциональные переживания, которые приобретают характер наркотических галлюцинаций. Гормональное опьянение и связанные с ним фантазии привязывает людей друг к другу, способствуют созданию пар, образованию семьи и продолжению рода. Так происходит, когда отношения не переходят в зависимость. Нормальный ход интимного союза подразумевает тесное сотрудничество, терпимость к недостаткам партнёра, готовность договариваться, соглашаться и уступать без давления, лишь потому, что любовь, прежде всего самоотдача, а не потребление.
У каждого человека есть личная интимная зона, допуск в которую весьма ограничен. Мы очень ревниво и трепетно относимся к вторжению в область души и тела.
Любимому человеку вход в сокровенные пределы открыт постоянно. Это присутствие оказывает на наше поведение и реакции весьма сильное давление. Приходится изменять поведение, привычки, образ жизни, вкусы и цели.
Это сложно, очень сложно. Ведь личное пространство может незаметно превратиться в общее.
В состоянии страстной влюблённости партнёр может превратиться в центр личной вселенной, лишив самостоятельности, способности рассуждать здраво, даже воли.
Влюблённый может полностью раствориться в объекте страсти, отождествлять его желания и цели со своими, или напротив, присвоить право распоряжаться его судьбой.
В любом случае, если человек лишён права распоряжаться своей жизнью, не может иметь интимного пространства, удовлетворять независимые от любимого потребности и цели, он зависим, следовательно, болен.
Для человека зависимого основная задача — обеспечить контроль. Отдаление любимого за границы доступности, желание побыть одному, стремление заняться любимым делом, даже выдуманные, гипотетические причины выражения самостоятельности, вызывают боль, ревность и страх.
Драматизировать, наполнять негативной энергетикой незначительные бытовые ситуации, способность вгонять себя в панику по любому поводу, убеждать в том, что их разлюбили, даже могут бросить, свойственно таким эмоциональным личностям.
Яркие эмоциональные краски любви расплываются, стекают по полотну событий в глубокие пропасти депрессий, накрывают эскиз судьбы чёрными и серыми мазками. В итоге выходит нечто, похожее на сцену, изображённую на картине Эдварда Мунка “Крик”.Мало того, ситуация, которую влюблённый так сильно драматизирует, вызывает непереносимый страх повторения. Он всеми силами пытается её избежать, но делает это грубо, вызывая обратный эффект. Любимый отдаляется ещё сильнее.
Человек начинает жить не своей жизнью, путает свои и чужие потребности. Вместо любви его духовный мир наполняется ревностью, обидой, подозрительностью, эгоистическими устремлениями, гнетущим одиночеством.
Это состояние превращается в навязчивую идею, которая способна убить любые чувства. Вытерпеть постоянные придирки, навязчивый контроль, манипуляции и нарушение границ интимного пространства невозможно в принципе.
В итоге вместо доверия и любви рождается монстр, пожирающий чувства.
Недаром любовь отнесена к психическим отклонениям, к пункту “Расстройство привычек и влечений”, что стоит в одном ряду с алкоголизмом, наркоманий, игроманией, клептоманией, токсикоманией и прочими серьёзными зависимостями, разрушающими судьбу и лишающими здоровья.
Вот такое объяснение я нашёл в интернете: Любовь — психическое заболевание, наркотический психоз параноидального типа на сексуальной почве. В острой фазе влюблённость вызывается амфетаминовой наркоманией, в хронической — эндорфиновой. Параноидальные симптомы ярче всего проявляются в острой фазе: бред сверхценной идеи, потеря адекватности восприятия, неспособность критически оценивать объект любви (часто сопряжённая с агрессией против попыток дать такую оценку) при сохранении возможности здраво рассуждать на отвлечённые темы, эмоциональная нестабильность и т.п. Как и другие параноидальные расстройства, возникает чаще в молодом возрасте и протекает с весенне-осенними обострениями. Хроническую фазу часто называют "настоящей любовью" и противопоставляют острой, хотя на самом деле это две формы одного заболевания. Хотя хроническая фаза обычно внешне протекает спокойнее острой, это — спокойствие наркомана, регулярно получающего свою дозу наркотика: стоит возникнуть проблемам с дозой (подозрения в измене и т.п.) — и абстинентный синдром пробуждает к жизни не менее, а порой и более бурные страсти, чем в острой фазе.
F 63.9 — под таким номером любовь внесена в реестр  психических заболеваний Всемирной организацией здравоохранения.
К числу симптомов заболевания относят навязчивые мысли об объекте любви, резкие перепады настроения, гипертрофированное мнение о личных моральных и духовных качествах, жалость к себе, бессонница, импульсивные поступки, резкие перепады давления, головные боли, аллергические реакции и заболевания, вызванные излишней эмоциональностью.
Не завидую тем, кто влюбился в неврастеника. Страсть со временем уйдёт, а его давление на вашу жизнь может никогда не закончиться.
Единственный плюс у безумной любви — её способность возбуждать у психопатов творческое вдохновение. Увы, партнёру такое воодушевление может сильно не понравиться.
Даже в любви нельзя терять голову. Сильно хорошо — тоже плохо.
Любить или не любить — так вопрос не стоит. Однозначно любить, но с оглядкой, давая себе отчёт, что лично вам приносят отношения:  депрессию или счастье.
Страдания выглядят красиво только в сентиментальных романах. Пусть они там и остаются.

 
 
 
 
 
 
 
 


Рецензии
http://proza.ru/2018/11/06/957 здесь о конфликтах инстинктов "Гуманоидного комплекса". В "любовных" акцентуациях и патологиях, как павило, случается неадекватный синергизм нескольких инстинктов, редуцирующих рациональную компоненту и деформирующих социально-адаптивную функцию.
Основополагающей причиной, чаще всего, выступает непреодолимая кастовая стратификации социумов. Вполне подробно феномен описан в "Гранатовом браслете" у Куприна.

Александр Васильевич Гринь   29.12.2019 12:34     Заявить о нарушении
Прочитал. Интересно, но язык изложения очень сложен. Я так глубоко не копаю.
Что касается литературы, она была и будет сословной. Честно говоря, мне не очень интересно, чем жили и о чём думали паразиты-дворяне. Рафинированная жизнь не имеет соприкосновения с реальностью. Для обыкновенного человека их жизнь подобна беспочвенной фантастике.
Спасибо за Ваше мнение!

Валерий Столыпин   29.12.2019 15:49   Заявить о нарушении
Классики, как правило, стремились описывать закономерности, характерные для социального бытия человека вообще, а не конкретного окружения, которое использовалось лишь как пример.

Александр Васильевич Гринь   30.12.2019 11:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.