Сколько у человека чувств?

     Аристотель насчитал пять: вкус, осязание, обоняние, зрение и слух.
     А как мы ощущаем, например, жар в теле, ломоту в суставах, судороги в мышцах? Понятно, не на вкус и не через обоняние. И уж точно не через осязание, зрение и слух. По каким-то другим каналам.
     Ученые установили их и присвоили им имена, добавив к пяти аристотелевским еще целых двадцать.
     Как продвинулась наука-то, почтенные!
     И все же она пока не охватывает всей гаммы человеческих чувств. Например, связанных с религиозными переживаниями и обозначаемыми словами, например, "благодать", "кротость", "смирение" и проч. Но сколько здесь еще не открытого, не названного! Скажем, озарение, видение былого и грядущего, сакральное совоплощение, дар молитвенного целительства  и т.д. Ведь вера – это форма познания бытия по ту и по сю его сторону через озарение, прозорливость, интуицию, способность устроения сущего, заложенные в нас от рождения, однако не всякому открывающиеся сразу, вдруг. К одним это приходит в детстве, к другим в миг опасности, к третьим – по наитию, вдохновению, а иным даже в момент смерти. Но так или иначе в час икс мы прозреваем и начинаем испытывать нечто, чему пока нет определения. 
     Не будем торопить науку. Ей надобны уникальные приборы для улавливания таких эмоций. Хотя участок головного мозга, отвечающий за это, уже обнаружен. Но как велико расстояние от него до души человеческой!
     Так что пусть каждый, кто на это способен, вновь и вновь погружается в мир тайно-явных чувств. Постичь их гамму, привнести в многоцветный мир и поименовать – миссия поэтов, прозаиков, музыкантов, художников, всех, кто наделен даром проникновения в глубины человеческого "Я",  озарен божественным видением тайно-явных чувств, пока еще не названных.
    ..................................
    Ну, а вы, чуваки-атеисты, это самое... пейте пиво и ссыте криво!
    Вам и пяти с избытком...
 


Рецензии
Мне (возможно, ошибочно) кажется, что христианские представления о Боге не являются целостными, а распадаются на достаточно сурового Бога-Отца (всеведущего и всемогущего) и милосердного Бога-Сына (агнца и страдальца). Можно сколько угодно сводить их в единую Троицу, но в представлениях людей Саваоф не страдал на кресте, а Иисус не выводил иудеев из Египта.
Можно вспомнить и другие сакральные фигуры типа Молоха: ведь все они - объекты веры.
Так вот, не считаете ли Вы, что наука ещё 100 лет назад подошла к объяснению феномена веры в Бога-Отца (Саваофа, Молоха, Ваала, Перуна) как проявления архетипа патриархального Отца - защищающего и карающего? Более того, корни этого архетипа (и соответствующего чувства), наверное, можно проследить даже в животном мире - у стайных животных, подчиняющихся своему вожаку.
С уважением,

Томас Твин   26.12.2019 11:56     Заявить о нарушении
По-моему, гносеологически вы правы Томас, но теологически учение о Троице безупречно. Спасибо за внимание.

Николай Владимиров   26.12.2019 20:03   Заявить о нарушении