Образы героев Сказки о Попе и...

… бездарно загубленной жизни.

      Балда.
      Уже сама рекомендация, данная этому герою автором сказки, говорит, что читателю не следует ожидать от него какой-то ценной мысли, действия, а тем более, стратегии.
      Вряд ли для понимания этого образа нам нужна его предыстория. Можно предположить, что после смерти родителей Балде скучно стало хлебопашествовать, перебиваясь с хлеба на квас, а может и не скучно, а бесперспективно, вот он и пошёл, «сам не зная куда», но туда, где хотелось бы ему найти гарантированный стол и знакомую работу.
      Как и почему Балда был волен выбирать себе хозяина задолго до Юрьева дня, гадать не будем, а просто примем это без рассуждений. Тот же факт, что Балда сам «рано поднялся и чего-то взыскался», что не только принял самое первое поступившее предложение о трудоустройстве, но и испросил для себя самую смехотворную плату - три щелка, говорит о том, что находился он в сложных обстоятельствах и рад был получить любое место, не взирая на любой объём возлагавшихся на него задач.
      Целым годом упорного труда по всем направлениям он снискал расположение всех членов семьи Попа, которого смущал только неумолимо приближающийся день расплаты, во избежание которой и была придумана задача: собрать оброк  с Чертей – обитателей морских глубин.
      Балда вполне мог отказаться от выполнения некоторых задач на основании заключённого трудового договора, по которому он выполняет обязанности «повара, конюха и плотника», но никак не пахаря,  коллектора или рэкетира. Он же взялся и за это дело и угрозами, действиями и с помощью хитрости это задание исполнил. С особым цинизмом, а может быть даже в присутствии семьи, в три приёма «вышиб ум у старика», да ещё и прочитал отповедь этому лишенному разума старику. Эта отповедь была лишена смысла с самого начала, так как сам же Балда и назначил цену на свои услуги, и потому что старик не мог ни слышать, ни понимать её мудрости, тем более, принять её как руководство на будущее.
      Нельзя исключить возможность того, что Балда хотел отомстить за что-то именно этому попу, или что Балда ненавидел всех служителей всех культов, а может быть он перенял у кого-то мастерство исполнения «щелков»  и хотел применить его на практике на более или менее законных основаниях, заручившись согласием жертвы.
      В результате Балда остаётся без места, так как у Попа ему уже больше не работать, да и в этом местечке ему вряд ли удастся найти кого-то, желающего получить какую-нибудь неприятность по милости Балды. Им обязательно заинтересуются силы правопорядка – всё-таки нанесение тяжких повреждений не может оставаться безнаказанным, тем более, что налицо все признаки предумышленного деяния. Вполне возможно, что и Церковь наложит на него серьёзную епитимью. Кроме того, если Балда крепостной, отпущенный на оброк, то ему не миновать разбирательства с барином, затем последуют взимание с него недоимки, правёж и бритьё лба или каторга. И всё это в расплату за счастье прочитать наставление полу-трупу! А ведь у него была хотя бы теоретическая возможность войти в семью Попа, поскольку поповна «о Балде лишь печалится», и с поповичем налажен полный контакт.
      Балда блистательно оправдал имя, данное ему Пушкиным, и ни в коем случае не может служить положительным примером для слушателей и читателей этой сказки.

      Поп.
      По поводу этого субъекта нам тоже не рекомендовано обольщаться с самого начал – всё-таки «толоконный лоб» не высшая похвала интеллекту! Но так ли это на самом деле? В его пользу говорит, что работника искать он начал рано поутру, так как лучших разбирают первыми. Тот факт, что ум Попа не смог предугадать чтО именно задумано сумеречным умом Балды и согласился на предложенные обладателем последнего условия, никак этот ум не характеризует, так как Балда потому и балда, что лишен логики а, следовательно, непредсказуем. Интересно узнать, а если бы Поп предложил Балде предоплату в размере 100% оговоренного вознаграждения, то «щелки» были бы так же жестоки, а отповедь настолько же содержательна?
      Наверное, Поп на самом деле был скуп, но кто достоверно проведёт границу между скупостью и рачительностью? Впрочем, мы не знаем уровня благосостояния Попа – старика, по утверждению автора, с двумя детьми: молоденькой девушкой и совсем маленьким мальчиком –дитятей. Не исключено, что до сего дня Поп самостоятельно выполнял все свои дела на своём вполне захудалом подворье в его не менее захудалом приходе, но старость дала понять, что без работника уже не обойтись. Как бы то ни было, но мало кто ищет себе работника, услуги которого оплатить ему не по карману, а тут такая удача – всего лишь прокорм и три щелка в лоб!
      Стараниями Балды в доме Попа появился достаток, а вместе с ним и жадность. Опять же, кто сможет упрекнуть старого человека за то, что он, отбывая в лучший мир, хочет оставить свою семью обеспеченной всем необходимым, по крайней мере, до наступления дееспособности своего наследника? Вряд ли идея собрать оброк с Чертей была честной, но нам ли, свидетелям стольких бесчестных, если не вообще подлых поступков, укорять Попа за этот, сделанный по необходимости?
      Задумка, а вернее, авантюра с Чертями имела, вероятно, две цели; если Балда исполнит поручение, ну что ж, придётся подставлять лоб, и его ценой обеспечить будущее своей семьи; если же нет, то все остаются при своих, да и Балда по сути дела ничего не потеряет – много ли корысти в щелках? Мало того, он избегнет всех бед, которые непременно  обрушатся на него после окончательного расчета. В каком-то смысле авантюру с оброком можно даже считать актом милосердия со стороны Попа, попыткой уберечь глупого Балду от кнута, каторги или солдатчины!
      Несомненно, Поп примерный семьянин – семья для него дороже чести и самой жизни! Недостатком его можно считать только то, что он не сделал попытки убедить Балду изменить условия расчёта к своему и его удовольствию, а честно подставил лоб под экзекуцию.

      Попадья и дети.
      Явно не глупа, но, что самое главное, всеми силами стремится уберечь мужа от возможного ущерба, то есть, семья для неё на первом месте. Кто-то может сказать, что попадья подла, но насколько же подлее в таком случае Балда, коли взялся он исполнять её подлый замысел?
      Дети вполне демократичны и с большой симпатией, а то и любовью, относятся к рабочему человеку, а поповна так и охотно вышла бы за Балду замуж

      Черти.
      В сказке они предстали единственной пострадавшей не по своей вине стороной, даже не конфликта, а случайности – ведь мог Поп потребовать Луну с неба, а ему, видишь ли, оброк с Чертей понадобился.
      Черти представлены нам существами безответными, бесхитростными и отчаявшимися найти хоть какой-то справедливости на Земле, поэтому они крайне неохотно и только по настоятельной необходимости  покидают… черту оседлости. Единственное их желание, чтобы их оставили в покое и  не мутили среду их обитания, то есть были озабочены экологией, что только добавляет к ним сочувствия. Бесхитростны же они были до такой степени, что все слова Балды принимали за чистую монету и не подумали подозревать, а тем более  уличать Балду в нечестной игре.
      К сожалению, А.С. Пушкин не дал нам указания, кто именно послужил прототипом чертей, а без авторского указания их список может получиться весьма длинным.

      Вывод.
      1. Поп – образцовый семьянин, пусть и не лишённый каких-то недостатков, только вот предосудительных ли, особенно в наше время?
      2. Балда – сам себе враг. Жульничеством и обманом он разорил чертей, нанёс тяжкие телесные повреждения Попу, чем навлёк на себя множество бед. Балду никак нельзя представлять детям как положительный персонаж или тогда не требуйте от детей, чтобы они не обижали тех, кто их слабее.
      3. За всё отдуваться приходится ни в чём не повинным Чертям.
         


Рецензии
Есть еще одна версия. Связка Балда – Болдино. Название Болдино произошло от "балды". Сказка была написана в 1830 г, когда Пушкин впервые побывал а Болдино. Можно предположить, что под "Балдой" Пушкин подразумевал свой род или одного из своих предков, у которого была некая тяжба с церковью, из которой "пушкины" вышли победителями. Так, в одной сказке о "Попе…" соединились один из вариантов народной сказки и семейной истории, связанной с Болдиным. Возможно, Балда – это где-то отец Пушкина. Косвенным подтверждением Балды-Болдино служит инфа о том, что в селе больше половины жителей были бобыли, то есть люди не занимавшиеся земледелием, не имевшие семьи, а промышлявшие разовыми или сезонными заработками.

Петрович Сергей   28.12.2019 16:01     Заявить о нарушении
Название Болдино произошло от "балды".
А может и нет. В документах начала 17 в. название села (тогда - деревни) звучало неприлично - Еболдина, но уже в 1619 г. стало именоваться селом "Болдино". До этих Болдиных-Еболдиных населенный пункт прозывался Забортники. Русское слово "балда/болда", похоже, имеет тюркское (балта - топор или балдак - костыль) происхождение - тяжелый молот (для горных работ). Этот термин был в народе переосмыслен и стал означать "тупой, бестолковый, глупый человек". В русских говорах было также слово "булда" (отсюда - забулдыга), которое некоторые языковеды считают разновидностью "балды" и выводят из древнерусского слова "була" (сравните "булава" и "набалдашник"). Була - общеславянское слово с первоначальным значением - нарост на дереве, шишка (на голове - набить шишку), желвак, ком, пузырь с переходом к слову "булава" в смысле "жезл", "палица".

Алексей Аксельрод   29.12.2019 19:52   Заявить о нарушении
Пушкин мог не знать откуда произошло название Болдино, балда и есть ли между ними связь. Он - пользователь, но две буквы "о" в названии, говорят о том, что их задачей было устранение ассоциаций с "балдой" и матерными производными. В принципе, это не важно. Пушкин, как профессиональный поэт не мог не обыгрывать рифму между Болдиным и Болдой. Не могло быть и случайным совпадением, что в Болдино Пушкин написал сказку о Балде. Следовательно, сюжет был как-то связан с какой-то бытовой историей его семьи. Хотя, все может быть. Это лишь гипотеза.

Петрович Сергей   29.12.2019 23:12   Заявить о нарушении
Извините, что вмешиваюсь, но не могу не процитировать один их своих постулатов: "8.История написания произведения может быть интересна, но значение её для понимания самого произведения ничтожно."

Александр Старостин 3   30.12.2019 11:08   Заявить о нарушении
Да, это так. Одни восхищаются изобретением, позволяющее им пользоваться (телек, самолет, паровоз, роман). Другие хотят узнать из чего и как оно было сделано, чтобы изобрести лучше или иное. Следовательно, для одних это ничтожно, для других важно, или еще проще, есть читатели и есть писатели. Есть потребители и есть изобретатели.

Петрович Сергей   30.12.2019 12:24   Заявить о нарушении
Очень затейливо, но вряд ли имеет отношение ко мною написанному. Поясните, что изменится в сказке, если Балда не имеет никакого отношения к Болдино?

Александр Старостин 3   30.12.2019 21:28   Заявить о нарушении
Попробую. Исследователи творчества Пушкина до сих пор не могут понять, почему поэт написал такую "неудобную" сказку, с жестоким концом (убил дедушку – сделал его недееспособным). И все пытаются Пушкина оправдать, ведь он, типа, светило, светоч русской словесности, может его бес попутал? Набожный (а кто проверял?) человек выставляет святую церковь в негативном свете. Юмор, критика, и пр.
То есть мы подходим к творчеству Пушкина, как не как люди, а как марксисты, литературоведы, политики. А ведь Пушкин – просто поэт и что там ему взбрело в голову, один черт знает. Может, няня, ночной горшок ему на голову уронила. Поэтому я подошел к этой тематике, как поэт к поэту, по аналогии, что меня побуждает писать стихи, следовательно, и всех, примерно также.

На че я обратил первое внимание. Сказка не была опубликована при жизни поэта, а после смерти больше сорока лет поп бы в ней заменен на купца. Следовательно, Пушкин не считал свою сказку достойной внимания народа. Проба пера. Сказка популярна до сих пор, хотя, в нынешних условиях РПЦ – то выглядит странно. Объяснение – гениальность поэта. И черту будут поклоняться, если это будет написано гениально.

Второе, есть сказка о "Золотом петушке...", где уже жизни лишают царя, но только одним "шелчком" петуха. То есть, Пушкин помнил о "Попе…" и имел в голове уже знакомый сюжет и рифму.

На самом деле ничего не изменится, если Болдино не имеет никакого отношения к Балде и этимологии, потому что, тысячи людей проходили мимо, но только у Пушкина "почему-то" появилась сказка. Да, к написанному у вас это также не имеет никакого отношения - это просто мысли, гипотеза, которые пришли в голову, читая ваш текст. Не прочти, я бы даже не знал, о связке Балда-Болдино. Это профессиональное.

Когда на поэта находит муза, он берет слова те, что под руками. Разумеется, все наши предположения не имеют смысла, кроме нас самих, но мы можем предполагать. Например, что попав в Болдино в первый раз, Пушкин не мог сразу же написать сказку о Балде-Болдино. Это не по-поэтски. Скорей всего, "балда", будучи их имением, неоднократно обыгрывалось в домашнем кругу, но просто не пробил час. К балде нужен был сюжет, свой ли, семейный, или случай в деревне, где мужик довел попа до цугундера. Поэты - не хронисты. Что он там думал, и какие ассоциации вдруг все соединились вместе (детство, домашние разговоры, случай на рыбалке) – не важно. Вышла сказке о "Попе…".

Я считаю, что не надо оправдывать поэтов, потому что их мышление подчинено иным ритмам, нежели у СМИ или на злобу дня в передовицах. Привычными для обывателя категориями подходить к их творчеству ошибочно.

Петрович Сергей   30.12.2019 22:40   Заявить о нарушении
Вот я и считаю ошибочным предполагать, что место и история написания играют какую-то роль в понимании произведения. Идея может возникнуть в Санкт-Петербурге, вынашиваться в течение нескольких дней-месяцев-лет, а оформиться буквально за пару часов где угодно. Какому месту адресовать авторство?

Александр Старостин 3   31.12.2019 23:08   Заявить о нарушении