Патографии путешественников

Влияние психопатологических расстройств на творчество писателей или художников подтверждается массой примеров: тема «безумных граней таланта» поистине неисчерпаема. Но мало кто может подумать, что психические аномалии могут играть позитивную роль и в таком деле, как открытия новых земель.

В XXI веке путешествие «на край света» не требует особых личностных качеств. Были бы деньги, а трансферт и комфорт вам обеспечат в самом полном объёме в любой стране мира. Но если мы обратимся к периодам великих географических открытий, то обнаружим, что в то время всё обстояло прямо противоположным образом. В XV веке большинство обычных и психически нормальных людей не покидали предела своих родных городков. Во-первых, это было опасно! А, во-вторых, зачем?

Рассмотрим несколько примеров знаменитых искателей приключений средневековья и путешественников более близкого нам XIX века, когда цивилизованные граждане уже безбоязненно разъезжали «по всей Европе», но границ цивилизованной Ойкумены старались всё же не покидать. Присутствовали ли у этих смельчаков какие-либо «скрытые» мотивы переступить Рубикон уюта и комфорта? Какие подсознательные влечения они удовлетворяли, стремясь в далёкие путешествия?

Васко да Гама (1469-1524), португальский мореплаватель, первым проложившим морской путь из Европы в Южную Азию. Он описывался биографами раздражительным и жестоким человеком. Во время своих путешествий вдоль побережья Индии Васко да Гама захватывал пленных и забавлялся тем, что отрубал им руки, носы и уши, а взамен пришивал собачьи. Проявляя неслыханную жестокость по отношению к местному населению, он сжёг команду и 400 пассажиров арабского судна, разорил г. Каликут. Когда Васко да Гама с грузом пряностей огромной ценности вернулся на родину в 1503, его наградили титулом графа, но на много лет отстранили от всякой деятельности. «Такое поведение исключает любые объяснения, кроме одного: Васко да Гама был тяжёлым душевнобольным с выраженными явлениями садизма». (Виленский О.Г., 2002). В диагностическом плане, скорее, можно говорить о психопатии. Отечественный психиатр В.А. Гиляровский (1935) считал, что многие психопаты хорошо себя чувствуют только в атмосфере борьбы и опасности, благодаря чему оказываются полезными на войне или при участии в далёких и рискованных экспедициях. Открыватели новых стран в те времена в своём большинстве и являлись такими психопатическими искателями приключений.

Фернан Магеллан (ок. 1480 - 1521), португальский мореплаватель, экспедиция которого совершила первое кругосветное плавание. Он был убит в схватке с местными жителями Филиппинских островов. Несколько абзацев из биографии Стефана Цвейга дают чёткое представление о личности путешественника. Приведём их полностью.

«Как ни мало мы о нём знаем, одно остаётся бесспорным: этот низкорослый, смуглый, ничем не обращающий на себя внимания молчаливый человек даже в самой малой степени не обладал даром привлекать к себе симпатии. Король - неизвестно почему - всю жизнь питал к нему неприязнь... и даже верный его спутник Пигафетта должен признать, что офицеры просто ненавидели Магеллана... Он не умел улыбаться, расточать любезности, угождать, не умел искусно защищать свои мнения и взгляды. Неразговорчивый, замкнутый, всегда окутанный пеленой одиночества, этот нелюдим, должно быть, распространял вокруг себя атмосферу ледяного холода, стеснения и недоверия, и мало кому удалось узнать его даже поверхностно... По природе терпеливый и необщительный, даже в суматохе походной жизни державшийся тихо и обособленно, Магеллан всё продумывал в одиночестве». (Цвейг Ст., 1996).

Немногословное, но яркое описание характерных черт Магеллана позволяет с достаточной долей уверенности говорить о наличии у него шизоидного расстройства личности. Она полностью соответствует критериям этого патологического состояния: эмоциональная уплощённость и отстранённость от окружающих; сниженная способность к выражению тёплых чувств; постоянное предпочтение уединённой деятельности; отсутствие близких друзей и нежелание их заводить. Одним из характерных признаков расстройства личности является социальная дезадаптация. Полностью удовлетворённые люди не открывают новых земель, не предпринимают кругосветных плаваний и не совершают революции в науке. Если всё хорошо, зачем беспокоиться и ехать за тридевять земель?

Русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) провёл в экспедициях 11 лет жизни, исследуя Центральную Азию. Обстановка, в которой он рос, не благоприятствовала духовному развитию. В воспитании основную роль играли розги, что не прошло бесследно для будущего путешественника. Общественная жизнь с её условностями отталкивала Пржевальского: театра он не выносил, беллетристику недолюбливал. Но обладал феноменальной памятью: прочитав книгу, он мог цитировать слово в слово целые страницы, и притом через несколько лет после того, как книга была прочитана. В связи с такой памятью очень удачно играл в карты. Во время службы в Полоцком пехотном полку Пржевальский пристрастился к игре в карты и, обладая редкой зрительной памятью, часто выигрывал крупные суммы. (Гальперина И.Г., Стучинская А.А., 2008). Например, зимой 1868 года выиграл 12 тысяч рублей, так что мог назваться состоятельным человеком и располагать собою независимо от службы.

Основными недостатками характера путешественника были вспыльчивость, грубость и деспотизм. Ещё одна черта стала проявляться в Пржевальском – страсть господствовать над окружающими, которая заставляла его приближать к себе людей более слабых, чем он. Этим можно объяснить его стремление к одиночеству и нетерпимость больших компаний. Вообще, стремление к одиночеству было у него всегда, начиная с гимназии и кончая последними годами жизни. Но самая выдающаяся черта в характере Пржевальского – любовь к страннической жизни. «Он был закоренелым бродягой, для которого оседлая жизнь – каторга. Никакие опасности, труды, лишения не могли убить в нём охоты к путешествиям: напротив, она росла и развивалась, превращаясь в почти болезненную страсть». (Энгельгардт М.А., 2000).

Во время путешествий в вину ему ставили жестокость в обращении с местными жителями и подчинёнными, зуботычины и злоупотребление плетью. Пржевальский хорошо себя чувствовал только в бесконечных походах, за границами цивилизованной Ойкумены. И неудивительно! В каждую экспедицию включался один из его молодых возлюбленных. Извество, что главную любовь его жизни, Петра Козлова, Пржевальский встретил за несколько лет перед смертью.

Возможно, что в дальнюю дорогу Пржевальского уводило ощущение собственной ненормальности, так как гомосексуализм в то время был уголовно наказуемым деянием. Современная психиатрия перестала считать эту сексуальную девиацию половым извращением, требующего специального лечения, но если гомосексуальность приобретает столь доминирующее значение, что влияет на выбор профессии, то им нельзя пренебрегать при патографическом анализе.


Смутно происхождение русского учёного-этнографа и антрополога Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888). Сомнительное дворянское происхождение Миклухо-Маклая,  узаконенное стараниями его матери, - в какой-то мере могли повлиять на его социально-психологические установки и на некоторые его поступки.

 
Николая отдали в гимназию, но слабый и болезненный мальчик не смог осилить её. Мешали и его постоянные нарушения дисциплины, которые были свойственны уже в школе. (Кирсанов В., 2005). В конце концов, в 6-м классе его исключили за неуспеваемость и нарушения дисциплины. Этот факт не помешал будущему учёному-путешественнику в 1863 г. поступить вольнослушателем в Петербургский университет на физико-математический факультет. Но и оттуда Николая тоже вскоре исключили. Юношу выгнали с «волчьим билетом», то есть без права учиться в других университетах России. В 1864 г. Миклухо-Маклай поступил на философский факультет одного из лучших европейских университетов в Гейдельберге. Однако вскоре студент разочаровался в философии и занялся медициной». (Мирошникова В.В., Мирошников В.В., 2002).
Остаётся открытым вопрос: в чём же заключались его столь регулярные нарушения дисциплины? Странностями он отличался всегда. Например, когда Николай проходил практику в университетской больнице, ему поручили лечение молодой девушки, и – как это иногда случается и в наши дни - молодой лекарь и его пациентка влюбились друг в друга. Будучи при смерти, девушка попросила, чтобы Николай взял на память её череп. «Как сообщают его брат Михаил, а также Михаил-младший, который ссылается на очевидца – профессора Гертвига, - Николай соорудил диковинную лампу: поверх дубовой подставки на скрещенных локтевых костях был установлен череп, над которым возвышался небольшой масляный резервуар с фитилём, а над ним – зелёный абажур». (Тумаркин Д.Д., 2012).
Решив жениться, он вдруг исчез неизвестно куда на полгода. Неблагополучным было и соматическое состояние Миклухо-Маклая: с годами он быстро постарел, страдал чуть ли не всеми болезнями и хотя умер в 42 года, но казался чуть ли не семидесятилетним старцем. За четыре года до смерти неожиданно женился на иностранке и стал отцом двух сыновей. А перед смертью попросил жену сжечь все его дневники и письма, которые она не разберёт (жена ни слова не понимала по-русски).

Считают, что Миклухо-Маклай осознал своё педофильное влечение ещё в студенческие годы, как и тот факт, что он «скверно справляется с этим интересом». Разумеется, он не мог не задуматься над последствиями этого «интереса». В России, такой «интерес» был уголовно наказуем. Миклухо-Маклай уже знал из книг, что в тропических странах, среди туземцев, его странное для цивилизованной страны влечение никому не покажется преступным. Девочки там созревают для любви в 10 - 12 лет. (Заметим, что страны южной Азии и по сию пору привлекают к себе специфическую категорию лиц, увлекающихся «сексуальным туризмом»). И он «бежал в тропики». Биограф выдвигает два предположения: путешественник был «чистейшей воды педофил» или, что, на наш взгляд, более вероятно, «был бисексуален (отвращение у него вызывали только зрелые женщины)». (Носик Б.М., 2001).
Когда настало время возвращаться в Европу, Маклаем владела мысль взять с собой папуасского мальчика, чтобы воспитать его в Европе. Невозможность заполучить его у папуасов была связана с особым их отношением к потомству, но никак не с запретом на секс с подростками. Мальчики и девочки могли воспринимать «прихоти» Маклая без сопротивления, потому что поглощение мужской спермы (оральным способом или анальным, как и половой акт с девочками) было широко распространено среди папуасов и считалось нормой на ряде островов. Но он смог перебороть своё влечение, составив на острове кучу рыжеволосых детей со светлой кожей.

Миклухо-Маклай представляет показательный пример зависимости творческой направленности от расстройства полового предпочтения. 95% педофилов гетеросексуальны, а оставшиеся (и к ним большую часть жизни относился Миклухо-Маклай) предпочитают совершать сексуальные действия с детьми любого пола, не достигших 13-го летнего возраста. Миклухо-Маклай сменил специальность анатома и зоолога на этнографа с такой же решительностью, с какой дополнил свою фамилию новым «шотландским» именем Маклай. Имея за душой лишь несколько статей об акулах и губках, он провозгласил, что собирается изучить «папуасскую расу». И не в последнюю очередь ради того, чтобы иметь возможность удовлетворять свою страсть.

Таким образом, в прошедшие века, чтобы рискнуть выйти за пределы Ойкумены, требовались серьёзные нарушения личности, протекавшие в рамках выраженного расстройства личности - психопатии. В сочетании с мужеством, решительностью, а порой и авантюризмом эта аномалия психики помогала достигать исторически значимых результатов. Так что и в области географии цивилизация оказывается в долгу перед психопатологией. Нельзя не согласиться с мнением современного философа В.П. Руднева: «Познание человеческой культуры невозможно вне рамок безумия» (2005).

***
2013 г.


Рецензии
Есть документальные записи современников о педофилии Миклухо-Маклая?

Владимир Прозоров   29.12.2019 20:45     Заявить о нарушении
Разумеется, нет и быть не могут. У меня как-то из редакции попросили "документы", подтверждающие дебильность Николая II (Статья "На престоле сидеть годен"). И единственную, которую не стали публиковать.
В подобных случаях вполне достаточно подробных и ХАРАКТЕРНЫХ биографических данных, которые я вроде достаточно изложил. И подобные диагнозы тоже чаще ставятся Post mortem.

Александр Шувалов   31.12.2019 19:37   Заявить о нарушении