Галька

   Школа, четвёртый «Б» класс, урок географии. Учительница Нина Васильевна Вадько рассказывает про речную и озёрную гальку. Это такие округленные, отшлифованные водой и песком, камешки. Рядом с доской висит красочный плакат с картинками, на котором изображена галька. А вот настоящей гальки у нас нет, рассказывает Нина Васильевна, а хорошо было бы собрать образцы настоящей гальки. Эти камешки есть и на берегу нашей реки, Северского Донца.

   Затем Нина Васильевна обращается к классу:

    — Ребята, кто может принести с реки такие камешки? Класс на мгновенье замер и сразу же начал шуметь, но добровольцев не нашлось. Тогда, немного подождав, я поднял руку и сказал:

    — Я принесу! — не совсем представляя, как я это сделаю.

   Большинство ребят класса жили здесь давно, а я в этой школе всего полгода, да и на реке был с родителями не так часто и что-то этих камешков не видел.

   Нина Васильевна, очевидно, заметила мою нерешительность и добавила:

    — А поможет тебе Ткаченко. Ткаченко, поможешь?

    — Да, да, Нина Васильевна, я помогу — с готовностью откликнулся Витя Ткаченко, который всегда со всем соглашался.

   На следующий день я направился на речку, но не на Северский Донец, а в сторону его притока, с названием Макарка, так как она зимой не замерзала, в неё сбрасывали тёплую воду с электростанции. Прошёлся по берегу, но гальки не было видно. Тогда я пошёл на мостки, которые вели на остров и попытался на мелководье достать что-нибудь со дна. Зачерпнул только ил, сорвался с мостков и оказался в воде. Хорошо, что было мелко и я промок только по колено. Выбравшись на мостки, я побрёл домой, до которого было метров 800, в мороз 5-7 градусов. Дома никого не было, я быстро переоделся, одежду и обувь положил сушиться, а чтобы мама это не заметила, я на батарею положил своё пальто и посадил на него котёнка.

   На следующий день я заболел, у меня поднялась температура и я проболел целую неделю. Когда пришёл в школу, все уже забыли про гальку и я успокоился, но про поручение достать гальку я не забыл.

   Прошло несколько недель зимы и я вновь направился на поиски гальки. На это раз я не пошёл на мостки, а забрался в одну из привязанных лодок и из неё попытался достать со дна гальку. Лодка качнулась и теперь я уже намочил рукава и почти по пояс оказался в воде, но уже от головы. Хорошо, что я снял перед этим пальто. Теперь мне надо было идти домой ещё дальше, более километра. И снова дома этого не заметили, а я снова заболел и проболел уже две недели и с высокой температурой.

   После выздоровления, дал себе обещание, что зимой гальку искать не буду, а подожду до лета, тогда можно будет и понырять. Нина Васильевна тоже, наверное, так думала или совсем забыла об этом поручении и, когда вызывала меня отвечать к доске, об этом не напоминала. И именно это не давало мне покоя, что я пообещал отыскать гальку, а обещание никак не могу выполнить.

   И вот ближе к весне, когда солнце пригревало довольно сильно, я снова решил попытать счастья в поисках гальки. Теперь я подготовился основательно, изготовив специальный сачёк из марли и решил попробовать достать гальку из более глубокого места, с кромки уже начавшего таять льда. Но и на этот раз потерпел неудачу, провалился на льду, еле выбрался и уже весь мокрый пришёл домой, когда мама была дома и хорошо, что отец ещё не возвратился с работы, он был более быстр на расправу. А я схватил воспаление лёгких, лечили меня сначала в больнице, а затем меня на лето ещё отправили в санаторий, где мне очень понравилось. С тех пор я вполне осознанно знаю, чем заканчиваются такие приключения и старался подобного в своей жизни не повторять.

   А поручение я всё-таки выполнил и получилось это очень просто. Уже в мае месяце, когда было тепло, я шёл после дождя с ребятами по тропинке, недалеко от берега реки и увидел, что потоком воды из оврага выносит круглые камешки. Я побежал к тому месту, где ручей впадал в Донец и увидел там целые залежи гальки. Выбрав самые красивые и округлые камешки, я набрал их и принёс в класс на урок географии. Нина Васильевна распределила их по принадлежности к виду (кварц, гранит и др.), а мне поставила отличную оценку.

   Но мне навсегда запомнились мои похождения «за галькой». Будучи уже взрослым и отдыхая в Крыму или бывая на Черноморском побережье Кавказа, я, греясь на гальке, обязательно вспоминал свои школьные годы. И когда по служебным делам был на берегу реки Зеи, я тоже вспомнил школьные годы и набрал разноцветной гальки для аквариума и у меня было недоразумение с контролем в аэропорту Хабаровска, никак не хотели поверить, что я везу в багаже именно гальку.


 


Рецензии
Важная черта характера сформировалась с детства.
Спасибо за замечательный рассказ!
С уважением,
Мила

Мила Суркова   31.01.2020 16:20     Заявить о нарушении
Мила, огромное Вам спасибо за тёплый отзыв. Творческих Вам успехов.

Леонид Хандурин   31.01.2020 17:26   Заявить о нарушении