Об Адорно и его Негативной диалектике

1.

Адорно "Негативная диалектика". Спасибо за посылку, сейчас посмотрю.

Естественно, я смотрю на это скептически, потому что "диалектика" нас интересовать не может, являясь "второй производной диалектической логики".

Конечно же, нас интересует фундамент, основа - "диалектическая логика". Но посмотрим - интересно, полезно, поучительно и, к тому же, всегда есть шанс, что за другими, не слишком точными словами, мы можем обнаружить биение настоящей жизни.

Начал читать. Уже вторая строчка напрягла: "Уже Платону диалектика виделась..." - так может писать лишь человек не понимающий, что такое диалектика. Где Платон - и где диалектика! Но это так, к слову, первое впечатление. Прочитаю большой кусок, и когда накопится критическая масса - отвечу.

2.

Адорно "Негативная диалектика". Просмотрел 104 страницы. Читать его невозможно, он просто дурак, а его книга - просто болтовня. Никакого отношения к диалектике он не имеет. Но среди дураков, которых в философии, в ее идеалистических направлениях, много, да наверно и большинство - должен пользоваться заслуженным уважением, как собрат по деятельности, эксперт и вообще свой. Да и, наверно, человек был вежливый, начитанный  и отзывчивый.

То, что я пишу, мне абсолютно очевидно. А то, что вы задали мне этот вопрос - "как вы относитесь к альтернативным формам диалектики, например к Негативной диалектике Адорно?" - означает, что в диалектике вы новичок полный.

Это абсолютно не страшно и не является негативной характеристикой вас ни в малейшей степени. В том случае, если вы действительно хотите овладеть диалектической логикой. Потому что если не хотите, то и вообще предмета для разговора нет и для контакта.

В этом смысле - ни претензий, ни мыслей, ни оценок с моей стороны быть не может, потому что, повторю, все они появляются в диалектическом мышлении ("первая производная диалектической логики") только в тот момент, когда я хочу что-либо сделать. А без этого, как я писал - "нечего и рассматривать". (*)

Я говорил, что такое рассмотрение будет обязательно ошибочным, и называл это причиной нерассматривания. Но это "вежливая правда". А настоящая - это то, что ничего глупее ненужных абстрактных рассмотрений в диалектическом мышлении - просто не бывает.

Ну, это как самурай, молодой, в исполнении Тосиро Мифуне в "7 самураев", просто гениальный фильм - который и не самурай вовсе, а хочет казаться самураем, он все время ведет себя несколько глуповато и неадекватно.

"Истина конкретна", как говорил Ленин. Правильно говорил. У Гегеля тоже есть небольшая статья "Абстрактное и конкретное", что простой народ - он абстрактен в своих рассуждениях, т.е. неадекватен, а аристократия, понимающая о чем идет речь, - конкретна и поэтому адекватна в своих рассмотрениях и оценках.

В связи с вашим "Вы довольно интересно переложили диалектические идеи Гегеля" и моим "не знаю никаких диалектик Гегеля" скажу так:

Гегель, кстати, (его мышление), тоже находится в "пространстве диалектической логики" - это самое главное, что я о нем знаю, это важно, это вызывает мое к нему теплое и уважительное отношение, но его "диалектические идеи" мне неинтересны. Ну, молодец, про свободу хорошо сказал, недавно я прочел - очень тонко сказал, правильно и диалектично, по самой глубине прошелся. Но таких вопросов миллион и при случае, конечно, прочту с удовольствием. Но никакой практической ценности они для меня не имеют.

Разумеется, если, как я утверждаю, он в этом "пространстве диалектической логики" и я там же - то, безусловно, наши мысли, идеи и даже описания будут пересекаться. Но это именно естественный процесс, и ничего в нем для меня нет, ни обучения, ни новых идей, ни даже подтверждения для меня, что вот мол Гегель, а вот я.

Тема с Адорно закрыта.
___

(*) 7 Контекстов Диалектической логики. Стратегия
http://www.proza.ru/2019/12/30/122


Александр Клейн
30 декабря 2019 г.


Гегелевское понятие "понятия". Колбаса Эйнштейна-Гегеля
http://proza.ru/2022/06/07/729

Видео. 04.06.2022. Разбираем Гегеля. Александр Клейн. Лекция-беседа по диалектической логике. Что такое "понятие" у Гегеля? "Понятие" в диалектической логике
https://www.youtube.com/watch?v=5jQAYifAuG0

Видео. Беседа с Ву Кваном. «Колбаса Эйнштейна-Гегеля». Понятие «понятие» у Гегеля.
https://www.youtube.com/watch?v=qdEWRqyfdrE


Рецензии