Новый год в советской деревне

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (94)
Смотрите с фотоиллюстрациями здесь:
https://blukach.by/post/1575


 Советская деревня никогда не отставала от народных традиций отмечать наиболее популярные праздники. Притом не семьёй, не с соседями, не большой компанией, а довольно часто всей деревней. Правда, иногда делились по возрастным категориям. Расскажу с натуры, как это проходило.

 Уже с детства в Гадивле школьники собирались у кого-то в одной хате. Младшеклассники в складчину не принимались, а средне- и старшеклассники были дружны. Заранее договаривались, по сколько нести алкоголя. Закуску тащили по принципу: кто на что горазд.

 Обычно в хату к себе пускали мастер смолокурни Павел Макарович и учительница младших классов Анна Дмитриевна Мозго. Видимо потому, что у них было много детей: Алик – 1950, моя ровесница Олька – 1952, Людка – 1954 годов рождения, Иван с Лёнькой – ещё младше. Гуляли, что называется, до упаду. Имею ввиду падение не от чрезмерного употребления алкоголя, а по причине физической усталости от избытка восхищения и танцев.

 Пели патриотические песни, восхваляли счастливую жизнь школьников в Советском Союзе, тостами желали всем и друг другу осуществления мечты о взрослой жизни. Из советского периода мне наиболее запомнились две коллективные встречи Нового года.

 Ожидалось наступление 1970 года.

 Я закончил 10 классов. Дальнейшее образование не сложилось: забрал документы после успешной сдачи экзаменов в Минский машиностроительный техникум на специальность «Металлообрабатывающие станки и автоматические линии». Возвратился в девятый класс после месячной учёбы в Минском индустриальном техникуме по специальности «Технология керамики». Удрал по причине ностальгии после полуторамесячной учёбы в Первомайском горном училище по специальности «Электрослесарь участка шахты». Ждал призыва в армию. Пропустить коллективную встречу Нового года просто не имел права, поскольку считался главарём гадивлянской детворы.

 Собрались в хате Мозго. За час до Нового года вдруг исчез свет. Девки запаниковали. Мальцы обрадовались – можно почти беспрепятственно распускать руки. Вдруг за несколько минут до торжественного новогоднего обращения к советскому народу Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза Леонида Ильича Брежнева свет загорелся. Девки захлопали в ладоши. Мальцы приуныли – лучше было в темноте. Я встал на сторону своего пола. Решил устроить короткое замыкание и вновь остаться без света. Пошёл на кухню. В каждое гнездо электрической розетки вставил по гвоздю. Третий гвоздь по всем правилам предосторожности бросил сверху на его собратьев. Короткое замыкание произойти не успело. Гвоздь упал в ведро с водой. Закатав рукав, рукой достал гвоздь и бросил на смертельное устройство розетки с более близкого расстояния. Получилось. Пробки перегорели. Свет потух. Для сокрытия своего поступка сумел без убийственных последствий разобрать изобретение. Счастливые мальцы, в том числе и я, в темноте с удовольствием щупали девок, которые лишь делали вид, что им это неприятно, и пищали.

 Но тут нашёлся «герой» (в кавычках) который догадался проверить пробки и оснастить их «жучком». Свет появился снова на радость девкам, и вызвав возмущение мальцев. Празднование продолжалось до утра, но уже не с таким успехом, как оно происходило бы в темноте.

 До сего времени иногда думаю: как меня тогда не убило током?

 Канун 1974 года.

 Весной женился. В Минске квартиру на моём моторном заводе мог получить лишь через 18 лет, Наташа на своей «Комсомолке» - через 12. Правда, за 3000 рублей можно было в течение трёх лет построить кооперативную квартиру, но такая сумма для советского работяги была фантастически нереальной, а кредиты на жильё тогда давали только у капиталистов. Решаем: переезжаем в деревню Вере6ки Лепельского района, где пустует хата моего детства, лишившаяся ума хозяйка которой, моя бабуля Анэта, обитает в Прозорокском доме для престарелых.

 Переехали. Сделали косметический ремонт. Живём. На работу ездим в Лепель. Приближается Новый год. Где его встречать?

 Я родился в Веребках. И хоть жил в Гадивле, всё свободное время дошкольника и школьника проводил у папкиной мамки – моей бабули Анэты. Лучшие мои кореша жили в Веребках. Всегда желали встречи со мной, как и я с ними. И вот я поселился рядом. Дружба продолжилась. Взялись обсуждать место встречи Нового года. Пришли к совместному заключению, что лучшей праздничной дислокации, чем у меня с Наташей, не сыскать – нет родителей, нет детей, сами себе хозяева.

 Договорились. За пару часов до Нового года взялись сносить со всей деревни ко мне столы и скамейки.

 А тут как повалил народ! Веребцы всех возрастов приходят с котомками и примерно такими словами:

 - Прослышали, что Вовка Анэтин на Новый год всех сзывает. Хотим участвовать.

 Я ужасаюсь от количества желающих. Хата-то вместит, а где набраться посуды, мебели?

 Друг и сосед Иван Тухто таскает столы и негодует:

 - Чувствую, что получится, как тогда. Такая же ситуация случилась. Куранты пробили, когда я мчался со столом на голове.

 Как в воду глядел Иван – так и произошло.

 Празднование удалось. Веселились до утра. Когда беснующиеся веребцы разошлись, ночевать у нас остались специально приглашённые гости: мой друг из Гадивли Тимка Гридюшко и Наташина подруга с Полесья Ольга Лич. Они познакомились и понравились друг дружке прошлой весной на нашей свадьбе. Под новогоднее утро спать положили их вместе.

 Вскоре сгуляли их свадьбу. С Тимкой мы вместе работали в «Сельхозтехнике». В одно время получили квартиры. Я родил двух сыновей, он – двух дочек. Вот только ему меньше повезло: в конце 80-х утонул в Боровенском озере, по пьяни взявшись переплывать глубокий озёрный залив. Однако, благодаря совместной встрече нового 1974 года, его дочери Таня и Вика ещё пуще распушили генеалогическое древо гадивлянского рода Гридюшко.

 Весело встречали Новый год в советской деревне.


31 декабря 2019 года.


Рецензии