Блок. Фабрика. Прочтение

61. Фабрика


                В соседнем доме окна жолты.
                По вечерам — по вечерам
                Скрипят задумчивые болты,
                Подходят люди к воротам.

                И глухо заперты ворота,
                А на стене — а на стене
                Недвижный кто-то, черный кто-то
                Людей считает в тишине.

                Я слышу всё с моей вершины:
                Он медным голосом зовет
                Согнуть измученные спины
                Внизу собравшийся народ.

                Они войдут и разбредутся,
                Навалят на спины кули.
                И в жолтых окнах засмеются,
                Что этих нищих провели.
                24 ноябре 1903

     Напомню, что для слова жёлтый у Блока – двойное описание. И через “е” он обозначает нормальный цвет:

                «…Немеет небо, земля в молчаньи,
                За желтой нивой…
                7 июля 1901»

     Или:
                «Зарево белое, желтое, красное,
                Крики и звон вдалеке.
                6 ноября 1901»

     А буквой “о” он добавляет ощущение нездешности, нереальности, инфернальности:

                «Там — в улице стоял какой-то дом,
                И лестница крутая в тьму водила.
                Там открывалась дверь, звеня стеклом,
                Свет выбегал, — и снова тьма бродила.

                Там в сумерках белел дверной навес
                Под вывеской «Цветы», прикреплен болтом.
                Там гул шагов терялся и исчез
                На лестнице — при свете лампы жолтом…
                1 мая 1902»

     Или:

                «При жолтом свете веселились,
                Всю ночь у стен сжимался круг,
                Ряды танцующих двоились,
                И мнился неотступный друг.

                Желанье поднимало груди,
                На лицах отражался зной.
                Я проходил с мечтой о чуде,
                Томимый похотью чужой…
                Сентябрь 1902»

     Конечно, заглавное стихотворение можно прочитать как «лирику социального протеста». Вот только точка наблюдения для болеющего за «восьмичасовой рабочий день» и «справедливую оплату труда» уж больно экзотическая:

                Я слышу всё с моей вершины…

     И сразу и эта «фабрика», и эти «измученные спины» представляются мелким муравейником с копошащимися в нём насекомыми:

                «Кругом о злате иль о хлебе
                Народы шумные кричат…
                3 февраля 1901»
 
     Потому что “народы”…
Блок. Из дневника 18-ого года:
     «ФЕВРАЛЬ 1901
     Вечерами — уже “звуки живых голосов”, и ее “прах потревожен”.  Былое воскресает. Песня “родная и знакомая”. “Звезды” — все те же, “народы” (не народ) — все те же, но “душа, молча, уже готовит чудные дары своим богам в одиночестве”.  Она “умащена, ловит зов другой души”. МЕЧТА  (термин Вл. Соловьева — действенный[то есть тот, который порождает действие]) становится УПОРНОЙ  в искании (неудачно сказано и удачно поправлено: воскрешении)”мертвого праха давней жизни”.  Над ней уже ответно “загораются небеса”.  Сквозь “суровость пути- райские сны в полнощном бдении” (сны — тоже термин Вл. Соловьева, тоже действенный). Эти сны райские, в отличие от других, которые “объемлют дух страстной мглой”  (начинается борьба другая, борьба с “адом”,  на которую тратятся не те пошлые  силы, которые уходят на человеческую борьбу).»

     Потому что “фабрика” для Блока – это не завод, на котором «пошлые силы, которые уходят на человеческую борьбу» перерабатывается в “злато и хлеб”, а метка места, где он пережил истинное чудо – одно из сильнейших ощущений в своё мистическое лето, то есть во всей своей жизни, когда зримо увидел, что Ты – во всём, что даже в груде камней – Ты:

                «Признак истинного чуда
                В час полночной темноты —
                Мглистый мрак и камней груда,
                В них горишь алмазом ты.

                А сама — за мглой речною
                Направляешь горный бег
                Ты лазурью золотою
                Просиявшая навек.
                29 июля 1901. Фабрика»

     А этих, которые «“народы” (не народ)» у которых «согнутые измученные спины», что на «фабрике» зарабатывают на «хлеб» – их обманули:

                …И в жолтых окнах засмеются,
                Что этих нищих провели.


Рецензии
Стихотворение Блока "Фабрика" изучалось в школе, а, возможно, изучается и сейчас, в рамках социальной лирики. В таком смысле оно просто и понятно, особенно, если приспособишься к особому, несколько вычурному стилю поэта.

Ваше же об'яснение делает его непростым и непонятным. И все потому, что вы для него привлекаете потусторонние материалы: ссылаетесь то на дневники поэта, то на другие его стихотворения. Таков метод валиден для изучения психологии творчества. Но для поэтического, "непосредственного" восприятия имеет значение только то, что написано здесь и сейчас и явлено на читательский обзор в конкретном произведении, даже если оно и входит в поэтический цикл.

Подобные же вашему произведения -- это литературоведческие побрякушки:

Когда под забором в крапиве
Несчастные кости сгниют,
Какой-нибудь поздний историк
Напишет внушительный труд...

Вот только замучит, проклятый,
Ни в чем неповинных ребят
Годами рожденья и смерти
И ворохом скверных цитат...

Печальная доля - так сложно,
Так трудно и празднично жить,
И стать достояньем доцента,
И критиков новых плодить...

Владимир Дмитриевич Соколов   13.09.2022 08:58     Заявить о нарушении
" Стихотворение Блока "Фабрика"... в рамках социальной лирики...
В таком смысле оно просто и понятно... Ваше же об'яснение делает его непростым и непонятным"

Как бы Вам попонятнее...
Картину Питера Брегеля Старшего "Падение Икара" можно рассматривать в рамках социальной живописи. И тогда она очень понятно воспевает простой труд пахаря и позволяет задуматься о несправедливости: корабль купцов - явное свидетельство, что плоды труда крестьянина скупят у него за бесценок и перепродадут за дорого. ( http://cf2.ppt-online.org/files2/slide/v/VWSXE32eHpu6M4DGbf0BkgtoaswY1NZIqcvKr9/slide-6.jpg )

только вот картина не о том, а об одиночестве гения. О том же и исходное стихотворение.

В школе я был согласен с учебником. А потом - вырос. А Вы?

Виталий Литвин   13.09.2022 15:05   Заявить о нарушении
Ваш пример не совсем удачнен. "Замысел картины совершенно очевиден, тем более что для тугодумов автор сделал к ней надписи: фламандские пословицы. "Ни один пахарь не прервет пахоты из-за смерти человека" (En de boer ... hij ploegde voort -- И фермер пахал ее постоянную) и "Смерть ничему не может помешать".

Владимир Дмитриевич Соколов   15.09.2022 09:45   Заявить о нарушении
да и я об этом: что им, пахарям, до стремящихся к небу.

Вы считаете, что Брегель читал эту пословицу с нравоучительной - (-учительной) интонацией - как для школьников, я - что с мудрой горечью.
*

Впрочем, Блок считал, что любое прочтение его стихов имеет право на существование (см. ст-ие "В голубой далекой спаленке"). Значит, то, которое в учебниках - тоже. "Можно и так".

Виталий Литвин   15.09.2022 18:39   Заявить о нарушении