2. Письма родных, друзей

     Зачем? Зачем? Ворошить прошлое? Но память не отпускает. Она тянется к годам минувшим. И чем тем сильнее. Почему? Видно уж так мы устроены. И  старые письма нам помогают погрузиться в это далёкое прекрасное   время детства, юности. В молодости нам некогда было заниматься воспоминаниями.  Ей не знакомо утверждение «НЕ стоит торопить года». А вот на склоне лет и дни короче и ночи длиннее и хочется вернуться ТУДА, куда нет билета. За что я люблю фильмы «Ликвидация», «Петербург 46», о художественной ценности их не мне судить, а вот атмосфера того времени меня волнует, это время моего детства, голодного, холодного, но МОЕГО!  В коробке я нашла письма старше меня, тем интереснее мне узнать  время молодости моей мамы. Вот письмо 1932 года! От времени строчки почти выцвели, но что-то можно прочесть. Это письмо от  «тёти Веры», маминой подруги. Письма от неё были вплоть до 60 х. Как они подружились, где, когда, не знаю, помню только, как мама радовалась этим письмам. Я помню, что тётя Вера жила в Москве на Большой Пироговской, что муж её погиб в ВО и что время и расстояние не прервало этой дружбы. К сожалению, программа устроена так, что сканировать можно лишь один фрагмент, а мне хочется больше. Поэтому перепечатаю некоторые:  «Добрый день Шура! Ты мне ничего не пишешь, так решила написать я сама. Ещё раз прошу извинить меня, что я отослала тебе обратно деньги,… разреши тебя поблагодарить за гостинцы. Курага прекрасна! Берегу на именинный пирог 30 сентября. Но особенно я обрадовалась МЫЛУ. Ведь у нас мыло очень дорогое и гораздо хуже по качеству, и я просто из-за мыла всегда страдаю. А теперь я стираю, моюсь с наслаждением в полном смысле этого слова.» дата 21.ix -46г. 
     А вот ещё фрагмент письма от 25 iii -47 г. «А пока, Шура, я хочу  обратиться к тебе с огромной просьбой. Учитывая трудное положение с питанием и особенно сейчас весной, т. к. у нас до новой зелени ещё далеко. Узбекистан выполнил планы хлебопоставок и там очевидно разрешена продажа мучных продуктов. У нас это вообще невозможно купить. Так я бы тебя просила, если имеется какая-нибудь возможность, выслать посылочку с мукой или  багажом или почтой.»    Каково?! Где бы я могла прочитать о нужде москвичей в ту пору?!    А вот письма Мити. Кто он? Я видела только фото. Мама говорила, что он племянник Петра Ивановича. Письма – треугольнички с фронта, а вот из госпиталя. Судя по адресу, Митя  лежал в госпитале в Таджикистане. После вернулся на родину в Ростов-на-Дону, и оттуда шли письма полные уважения и благодарности. Ну что сказать, была одна на всех страна, одна боль.  Так через письма я  узнавала о войне, живя в глубоком тылу. В 1944 году у нас появился нежданный, но дорогой гость Корабейников Константин, мамин земляк, после ранения заглянул к нам на денёк. Он через Кавказ пробирался в Батайск, узнав об освобождении Ростова. В Батайске семья и любимая жена Варвара, извините, отчества не помню. Помню только  странную солёную булочку, которой он угостил меня, есть сильно хотелось, но… солёная. И ещё помню, как он бушевал, гневался, если с Варварушкой что то случилось. Грозился местью, но кому. Так вот письмо конца 44 года, где он извещает маму о благополучном возвращении в Родной дом. Ну где, в какой книге я могла бы это прочитать. А здесь живые лица, строки старых писем.  Дети сегодняшней  «цифровой цивилизации» не могут себе представить   это время, и слава Богу, но знать и помнить необходимо, чтобы противостоять  мишуре  красочной жизни за бугром. Может быть это и есть наша национальная идея, которую мы ищем долгие годы?!
     P. S.   Анонс: 3) «Письма Ленинградских студентов 45 года»   , 4) «Письма 60х»
Фото  «украшено» мною в шестилетнем возрасте. 


Рецензии
Старые письма, старые фотографии - живые свидетели истории: то горькие, то ироничные, но всегда правдивые. Спасибо, Лариса Петровна.

... С фотокартинок, поражая
Сосредоточенностью поз,
Не принимая,
отражая
Ещё не заданный вопрос,
Застыли предки, лица хмуря
И плечи горестно понуря.

Поз строгость, отрешённый взгляд
О чём-то главном говорят.

Не то ль поведать нам хотели,
Что им жилось на самом деле
Куда сложней, чем ныне нам,
Не причащённым их дарам?
Что мы, не ведая стыда,
Живём плодами их труда?

Ах, напряжённость милых глаз!..
Отпустишь ли,
простишь ли нас?

Александр Рюсс 2   28.01.2020 18:05     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове.А стихи ! Прямо в точку!

Лариса Жукова   28.01.2020 18:46   Заявить о нарушении
Как горько и правдиво:"не принимая, отражая ещё не заданный вопрос..."а так хочется иногда спросить...комок к горлу подкатывает, слёзы наворачиваются, но не вернуть.

Лариса Жукова   28.01.2020 18:55   Заявить о нарушении
Перечитала ещё раз твоё ,Саша, стихотворение, Плакать хочется. Спасибо.

Лариса Жукова   22.02.2020 21:16   Заявить о нарушении