Старшина 1 статьи А. Д. Терентьев

Военно-историческое эссе

Категория: 12 +

***

«Они не забыты» - это цикл небольших военно-исторических эссе о подвигах советских военнослужащих, удостоенных государственных наград. Он основан на подлинных документах, размещённых на специальных сайтах Центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации. Цель проекта – не только рассказать о героизме, но и вдохновить каждого читателя на самостоятельный поиск информации о своих предках, родственниках, земляках, Воинах-Освободителях.
Каждый год 9-го Мая мы возлагаем цветы у мемориала павшим воинам, вчитываемся в их высеченные на мраморе имена. Каждое имя – это целая жизнь, оборвавшаяся во имя будущего, во имя каждого из нас. И хочется мне, чтобы ни одно из этих имён не кануло в лету истории. И чтобы мы с уверенностью могли сказать своим детям и внукам: «Мы сохранили память о них. Они не забыты».
Подробнее о проекте: http://proza.ru/2019/01/12/128

1.

Работая с базой «Подвиг народа» случайно натолкнулся на документы моряка с эскадренного миноносца (эсминца) «Разъярённый» Александра Дмитриевича Терентьева, и поразился, насколько трудна и географически разнообразна была морская служба в годы Великой Отечественной войны. В фильмах нам обычно показывают Балтийское, Чёрное или Северное море, где шли боевые действия с немецкими кораблями, подлодками и авиацией. Более-менее хорошо стало известно об отдельных сражениях в Карском море, например, в посёлке Диксон в августе 1942 года. Но героизм советские моряки проявляли не только в сражениях. Как мне показалось, судьба Александра Дмитриевича очень хорошо и наглядно это характеризует.
Судно, на котором служил Александр Дмитриевич – эскадренный миноносец (заводской номер С-326), был переведён из Тихоокеанского Флота в Северный Флот, и 5 июля 1942 г. вышел из Владивостока. В течение лета и начала осени, до 14 октября 1942 года он шёл по Северному морскому пути через Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское, Лаптевых, Карское и Баренцево моря и прибыл в порт Мурманск.
Прошел капитальный ремонт с 23 января по август 1943 г. Участвовал во многих военных операциях. 20 января 1945 года в «Разъяренный» попала самонаводящаяся акустическая торпеда, выпущенная немецкой подводной лодкой «U-293». В результате кормовая часть была фактически оторвана. Погибло 38 человек экипажа. На буксире корабль отвели в Печенгу, затем в Мурманск.
Эсминец был восстановлен в 1946 г., кормовую часть получил от погибшего эскадренного миноносца «Стремительный» [1].

2.

Первой награды старшина, тогда ещё 2 статьи А.Д. Терентьев был удостоен 28 декабря 1942 года.
«Наградной лист на командира отделения, комендор зенитный ЭМ «Раз’яренный», старшина 2-й статьи Терентьев Александр Дмитриевич.
Год рождения: 1915.
Национальность: русский.
Соцположение и происхождение: рабочий из крестьян.
Партийность и стаж: Член ВКП(б) с 1942 года.
С какого времени в РККА: 1938 года.
Участие в гражданской войне: не участвовал.
Ранения и контузии: не имеет.
Представлялся ли ранее к награде: не представлялся.
Какие имеет поощр[ительные] награды и за что: не имеет.
Служба в белой и других буржуазных армиях: не служил.
Пребывание в плену: не был.
Постоянный адрес: Московская область, Коломенский район, п/о Федосино, деревня Субботово.
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:
На переходе Владивосток-Мурманск добился сплочённости и высокой выучки личного состава. Работая секретарём комсомольской организации ЭМ «Раз’’ярённый» … укрепил комсомольскую дисциплину и организацию. Наладил работу комсомольских организаций по боевым частям. Из комсомольцев подготовил к вступлению в ряды ВКП(б) 28 человек.
За время перехода из Владивостока в Мурманск провел большую работу по обеспечению с’’емки и постановки винта под водой. Личным примером показывал образцы самоотверженной работы. При переходе через льды, очень хорошо работал, отталкивая льдины от винтов корабля.
На кессонных работах … проявил большую работу по организации погрузки и выгрузки балласта в кессон, невзирая на темноту, дождь и грязь и бездорожье тачками на тележках по рельсам вручную возили камни, рельсы, колёса и другой балласт, и затопили кессон в течение 16 часов.
Очень хорошо организовал наблюдение за воздухом на своём боевом посту, самолёты и надводные цели быстро опознаёт и хорошо обучены его бойцы.
Достоин награждения медалью «За боевые заслуги».
Командир ЭМ «Раз’’ярённый», капитан-лейтенант  Н. Никольский.
Заключение вышестоящих начальников:
Достоин правительственной награды медалью «За боевые заслуги».
Командир ЭОН-18, капитан 1 ранга Обухов.
28 декабря 1942 года» [3, лл. 180, 180 об., 181].
Как мы видим, Александр Дмитриевич сыграл хорошую службу на переходе через северные моря. Согласно наградным документам его товарищей по службе, переход этот был очень тяжёл, со штормами, сжатием льдов. Льды приходилось подрывать взрывчаткой. Из-за них сломались винты, и матросам пришлось делать подводную конструкцию в виде кессона, чтобы их поменять. И в этом кессоне моряки, по колено в ледяной воде, производили эти тяжёлые работы.
Но всё-таки эсминец дошёл до места своей новой службы, хотя всё самое трудное было ещё впереди.

3.

Увы, но свою заслуженную медаль Александр Дмитриевич Терентьев так и не получил. Во всяком случае, упоминания о ней в двух последующих наградных листах нет.
Поскольку анкетная часть второго наградного листа такая же, как у первого, мы перейдём сразу к изложению личного боевого подвига или заслуг.
«Старшина 2 статьи Терентьев за время Отечественной войны проявил себя мужественным и смелым командиром отделения. Является участником боевого перехода М[иноносца] «Раз’’ярённый» Северным Морским путём Владивосток – Полярное. На переходе принимал активное участие в работах по сохранению корпуса корабля от льдов, увлекая за собой товарищей. Проявил смелость при аварийных работах по ликвидации последствий от сжатия корабля льдом.
В действующем флоте участвовал в конвоировании 190 отечественных и союзных судов. Во всех (21) боевых походах … всегда обеспечивал чёткую и безотказную работу материальной части и личного состава своего боевого поста. Являясь командиром боевого поста, обеспечивал быстрое и своевременное открытие огня из своего орудия по самолётам противника, проявляя инициативу и мужество.
Под воздействием вражеской авиации действовал смело, решительно и хладнокровно, не раз преграждая огнём своего орудия путь самолётам противника. Провёл одну боевую стрельбу самостоятельно, управляя огнём, проявил при этом находчивость и смелую инициативу.
В аварийном ремонте корабля выполнял план на 300%, чем содействовал досрочному вступлению корабля в строй.
За отличную и самоотверженную работу в обеспечении успешного выполнения кораблём целого ряда боевых операций, за инициативу и личную отвагу, проявлены в боях с немецко-фашистскими захватчиками ходатайствую о награждении старшины 2 статьи Терентьева орденом «Красной Звезды».
Командир М[иноносца] «Раз’’ярённый» капитан-лейтенант Гл. Васильев.
Ходатайствую: Командир 1-го дивизиона БММ СФ капитан 2-го ранга Беляев.
19 июля 1944 года.
Заключение вышестоящих начальников:
Наградить орденом «Красная Звезда»
Командир бригады ЭМ СФ контр-адмирал Колчин.
20 июля 1944 г.» [4, лл. 517, 517 об., 518].

4.

Читатель может немного удивиться: отчего это я выбрал именно Терентьева для своего эссе? Были ведь на этом судне и другие матросы, старшины, офицеры, которые тоже участвовали и в Арктическом переходе, и в полярных конвоях, отражали атаки вражеской авиации. Можно ведь было взять кого-то из них.
Не спешите с выводами, друзья мои, впереди у нас рассказ о самом драматическом эпизоде в судьбе «Разъярённого» и той важнейшей роли, которую в этом эпизоде сыграл Александр Дмитриевич Терентьев.
«Наградной лист на комендора зенитного 2 класса ЭМ «Раз’’ярённый» эскадры С[еверного] Ф[лота], старшину 1 статьи Терентьева Александра Дмитриевича.
[…]
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:
Старшина 1 статьи Терентьев участвовал в боевом переходе ЭМ «Раз’’ярённый» Северным Морским путём из Владивостока в Кольский залив. За время нахождения корабля в действующем Северном Флоте тов. Терентьев проявил себя стойким и мужественным младшим командиром, за что был награждён орденом «Красная Звезда».
С 21 июля 1944 года участвовал в 22 боевых операциях, а так же в набеговой операции по арт. обстрелу вражеского порта и города Вардэ [имеется ввиду норвежский порт Вардё; здесь была важная немецкая военно-морская база – В.Д.]. За это время кораблём отконвоировано 143 советских и союзных транспортов с ценным грузом в порты Белого и Баренцева морей без единой потери. Уничтожено 2 плавающих мины.
При торпедировании корабля 20.01-45 г. проявил исключительное мужество и отвагу. Взрывом был сорван на гафеле Военно-Морской Флаг. Старшина 1 статьи быстро водрузил знамя корабля – Военно-Морской Флаг Союза ССР. Вынес одного раненого из кормовых помещений и доставил на медицинский пункт.
Когда кормовым погребам стало угрожать затоплением, перешёл на разгрузку боезапаса, что привело к сохранению боезапаса.
Самоотверженно работал при заводке якорцепей и швартов на буксирующий корабль. Личным примером воодушевлял краснофлотцев и старшин на успешное и быстрейшее выполнение операции по буксировке торпедированного корабля в базу.
За образцовое выполнение заданий командования по конвоированию советских и союзных транспортов и проявленные при этом мужество и отвагу, поднятие Военно-Морского Флага во время боевого соприкосновения с противником и самоотверженную работу, способствовавшую успешному выполнению операции по буксировке повреждённого корабля на базу – ходатайствую о награждении старшины 1 статьи Терентьева правительственно наградой - орденом «Отечественная война I степени».
Командир ЭМ «Раз’’ярённый», капитан 3 ранга Гл. Васильев.
13 мая 1945 г.
Ходатайствую: Командир 1 ДЭМ эскадры СФ, капитан 1 ранга А. Гурин.
23 мая 1945 г.
Заключение вышестоящих начальников:
Наградить орденом «Отечественная война 1-й степени»
Командующий эскадрой Сев. Флота контр-адмирал В. Фокин.
26 мая 1945 г.» [5, лл. 792, 792 об., 793].

5.

Снятие флага на корабле во все времена считалось сигналом капитуляции. И неважно – сами ли моряки его спустили, или сбило снарядом. Это величайший позор, как для капитана, так и для всей команды. И в критический момент, когда, казалось бы, случилась такая трагедия, и судно вот-вот затонет, Александр Дмитриевич Терентьев бросается к Боевому Знамени, и вновь водружает его на гафель.
Эх, где же тот кинематографист, который бы запечатлел его подвиг в художественном фильме! Невозможно себе представить, сколько драмы было в этом моменте! Сколько мужества и характера было в тех людях, которые нашли в себе силы спасти корабль, и от физической, и от моральной гибели.
«Зачем же сразу фильм?», - спросит кто-то. Есть же уже «Конвой-PQ-17».
Да, но это не повод прекратить писать книги, или снимать фильмы о тех событиях. Суровая правда войны была страшна, но в ней всегда было место беспримерному подвигу. На мой взгляд, именно подвиг Терентьева, водрузившего сброшенный взрывом флаг корабля – ключевой в судьбе эсминца «Разъярённый».

6.

Наше эссе было бы неполно, если бы мы не рассказали послевоенную историю «Разъярённого».
17 февраля 1956 года он был выведен из боевого состава Военно-Морского Флота. Почти год с него снимали всё рабочее снаряжение и оборудование. И вот, 27 декабря 1956 года он был переклассифицирован в опытовое судно ОС-4 (то есть судно для опытов).
29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне в Казахстане Советский Союз провёл первое ядерное испытание, и с этого времени перед Вооружёнными Силами стояли большие задачи по изучению влияния атомных взрывов на технику потенциального противника, в том числе и на морские суда. Одним из судов, на котором будут проводить испытание, и стал «Разъярённый».
Это ядерное испытание, проведённое 7 сентября 1957 года в Чёрной губе Новой Земли (единственный наземный ядерный взрыв в этом архипелаге), вошло в историю под номером 43 и имело цель изучить поражающие факторы наземного ядерного взрыва на корабли-мишени и береговые сооружения. В бухту привели 5 подводных лодок (три были в крейсерском положении, то есть над водой, две были погружены на грунт на 31 см); три тральщика, и три эсминца: «Грозный», «Гремящий» и «Разъярённый». Мощность взрыва составила 32 килотонны. Заряд был размещён на металлической 15-метровой вышке находящейся на площадке примерно в 100 м от берега бухты. Несмотря на хорошо проведённую генеральную репетицию, во время самого испытания случился непредвиденный случай. В назначенное время взрыв не произошёл, поэтому к заряду была направлена группа из 4 человек. Когда они приблизились, то обнаружили (небывалый случай в истории ядерных испытаний!), что в первом радиоканале перегорел предохранитель на приёмнике, а во втором — предохранитель на передатчике. После устранения неполадок, взрыв произошёл, как и положено.
Все корабли стояли к берегу бухты бортом. От произошедшего взрыва эсминцы получили различные повреждения надстроек, котельных кожухов, дымовых труб, шахт вентиляции, антенн, и других устройств, а так же мощную дозу радиационного облучения.
Так как взрыв был произведён примерно в 100 м от побережья, то помимо грунта облаком увлеклось большое количество морской воды, которая стала радиоактивной, как и сам грунт. Радиоактивный след охватил большую часть Южного острова, он также регистрировался на расстояние до 1500 км в южно-восточном направлении [2].
Спустя месяц, в октябре 1957 года, эсминец «Разъярённый» ждала судьба радиоактивных отходов советской эпохи - он был затоплен в Карском море у берегов Новой Земли, недалеко от своего северного маршрута лета-осени 1942 года.
«Волны крутые, штормы седые,
Доля такая у кораблей.
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей», - вспомнилась легендарная песня.
Согласно этой песне, крейсер «Аврора» в своих снах видит патрули в чёрных бушлатах.
А нам думается, что в своём последнем сне эсминец «Разъярённый» видел, как, задыхаясь от дыма и гари, среди хаоса и смерти, выбиваясь из последних сил, старшина 1 статьи Александр Терентьев поднимает над ним Военно-Морской Флаг, как бы предвещая тем самым совсем уже скорую Великую Победу.

Источники:
1. Эскадренный миноносец «Разъярённый». // https://voennaya.academic.ru/
2. Ядерное испытание №43. // https://ru.wikipedia.org
3. Центральный Архив Министерства Обороны. Ф. 1321, оп. 8113, д. 3. // сайт «Подвиг народа. 1941-1945» http://podvignaroda.ru.
4. Центральный Архив Министерства Обороны. Ф. 3, оп. 1, д. 1029. // сайт «Подвиг народа. 1941-1945» http://podvignaroda.ru.
5. Центральный Архив Министерства Обороны. Ф. 3, оп. 1, д. 1503. // сайт «Подвиг народа. 1941-1945» http://podvignaroda.ru.

02 января 2020 года.

Фото 1944 года эсминца «Разъярённый», на котором служил старшина 1 статьи А.Д. Терентьев – с сайта primamedia.ru.


Рецензии