12. Ж-3. Сборник 4. 4 Внеконкурсная номинация С-Щ

12. ЖУРНАЛ №3. СБОРНИК 4.4. ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОНКУРСАНТОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ВО «ВНЕКОНКУРСНОЙ  НОМИНАЦИИ» КОНКУРСА-8 «ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ» (по алфавиту «С»-«Щ»)

В этот Сборник включены произведения конкурсантов, представленные во «Внеконкурсной номинации» К-8 (расположены по алфавиту, начиная с «С» и заканчивая «Щ»).  Всего 12 Авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

№ позиции/Автор/Ссылка

1. Светлая Ночка   http://www.proza.ru/2016/11/14/167
2. Евгений Солнечный  http://www.proza.ru/2017/04/13/1963
3. Сотр 1 http://www.proza.ru/2017/07/06/281
4. Мила Стеценко  http://www.proza.ru/2019/12/02/417
5. Мила Суркова  http://www.proza.ru/2019/09/25/1258
6. Джули Тай  http://proza.ru/2019/11/18/1425
7. Юля Танина http://proza.ru/2019/12/09/632
8. Светлана Ухова   http://www.proza.ru/2019/11/27/678
9. Сергей Фрейдлин  http://www.proza.ru/2019/12/05/1486
10. Галина Черонова  http://www.proza.ru/2019/11/29/848
11. Инна Чешская  http://www.proza.ru/2019/09/02/547
12. Татьяна Щербинова 2  http://proza.ru/2019/12/06/1039

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

№ позиции/Автор/
Награды/
Произведение

1. В ожидании...
Светлая Ночка
1 место в Основной номинации

Назначенный день настал.

Она взяла телефон и тут же отбросила,  будто в руках оказалась холодная,  скользкая,  мерзкая жаба.

Завязался внутренний диалог.
Та часть её,  которая приготовилась к худшему,  хладнокровно спросила:
—   Неужели так трудно позвонить?
—   Очень...   —   взволнованно ответила другая,  надеющаяся на благоприятный исход.
—   Надо.
—   Не могу.
—   Почему?
—   Боюсь!
—   Но ведь всё уже решено.  И от того,  что ты откладываешь звонок,  результат не изменится,  потому тянуть время бессмысленно и даже чревато.  Недаром говорят,  —  лучше ужасный конец,  чем ужас без конца.  Звони!

Собравшись с духом,  она набрала нужный номер и замерла в ожидании ответа.
Услышав: "У вас всё хорошо. Оснований для беспокойства нет",  —  положила телефон и подошла к зеркалу.

Оттуда на неё смотрела незнакомая седая женщина.

2. Мир, как зеркало, а жизнь, его отражение
Евгений Солнечный
               
МИР, КАК ЗЕРКАЛО, А ЖИЗНЬ - ЕГО ОТРАЖЕНИЕ.
Чтобы было более понятно это выражение, необходимо принять главную составляющую мира – окружающих нас людей, а жизнь, как взаимоотношения с ними. Ибо наша жизнь, в большей мере состоит из взаимоотношений, как бытовых, так и межгосударственных.

В прошлой  публикации мы разбирали «закон единства формы и содержания», как единства (гармонии) внешнего и внутреннего миров, или как единства ума и души. Сегодня будем говорить о «законе отражения». Он работает по принципу зеркала, а в народе его называют «законом бумеранга», потому что наши мысли материализуются и возвращаются обратно к нам. Этот закон  также изучали в ВУЗах оторванно от жизни. А он тоже действует, как в социуме, так и в физике, только трактуется по - другому: «На каждое действие, есть противодействие, равное по величине и противоположное по направлению». Я демонстрировал его своим ученикам на практике, предлагая стукнуть кулаком в стенку. А когда они потирали кулаки от боли, спрашивал: «Кто вас ударил?» И мнения разделялись. Некоторые наивно считали, что стенка. И это были уже не дети, а 16-ти летние юноши. А когда переносил вопрос со стенки на человека, уже все считали, что их ударил человек. Еще хуже обстояло с пословицами: «Как аукнется, так и откликнется», «Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться». Они понимали их буквально, как эхо и плевок в колодец. Приходилось все разжевывать и объяснять, что по аналогии, вы получаете «обратку», не только когда вы ударяете физически или оскорбительным словом, но и даже за плохие мысли. Вроде понимали, но вот с принятием ответственности за инциденты на себя, было туго. Да что пацаны, если большинство взрослых считают борьбу за справедливость важнее жизни.  В тоже время не замечают, что она замешана на выгоде, потому как справедливость и правда, у каждого свои. Ну. что же, раз «своя рубашка ближе к телу»,  то попробуем начать с доказательства того, что нравственность выгоднее борьбы за справедливость, которая у каждого своя.

Поступать нравственно – выгодно.
Для начала разберемся с понятиями мораль и нравственность, потому что в словаре – это одно и тоже. На самом деле это разные понятия. Мораль – это свод неписанных законов, распространяющихся на все общество, а нравственность больше касается отдельной личности, как положительные черты характера. Я бы сказал, что нравственность – это индивидуальная мораль, а мораль – коллективная нравственность. Нравственно все, что не наносит вреда физического и морального, ни себе ни окружению. Мораль, которую несли христиане язычникам, аморальна, потому что насильственна.  Стыд, который прививают с детства, аморален, потому что вредит здоровью человека и провоцирует насилие. Индейцы не знают, что такое изнасилование, как, впрочем и пресловутые нудисты. А педофилов среди архиморалистов, даже священников, хоть отбавляй. Мне даже кажется, что библейский миф о нарушении запрета в отношении «дерева добра и зла», каким-то образом связан с появлением у первых людей стыда. Не это ли и считается «первородным грехом»? Тогда очень не мудрым представляется этот бог, если даже не предусмотрел, что «запретный плод сладок». А если знал, то еще хуже, провоцировал.  Не случайно, верующие, обращаясь к Богу, просят: «…не введи нас в искушение…». А может то и был «змей-искуситель» - рептилиодит с созвездия Плеяд, которые, через контактеров, называют себя нашими родителями?

Тогда неважные у нас были первые родители, если оставили нам в наследство уродливую парадигму, разделяющую наше тело, на «чистые и не чистые» части. В результате чего, последующие родители, как только их дети начинают изучать свое тело и тело противоположного пола, и дотрагиваться до гениталиев, вгоняют их в невроз, криками, или даже физическими наказаниями. А ведь это невинный инстинкт познавания очередной игрушки. Наигрался бы и переключился на другую. А так осталась одна из многочисленных сжатых пружин, образующихся массой накапливающихся запретов. В подростковом возрасте, сдержать их напор уже невозможно, и желание узнать все запретное пересиливает. Вот где истинная природа изнасилований.

Итак, почему все же выгодно быть нравственным? Только давайте не будем лицемерами, а признаем, что наши взаимоотношения  строятся на односторонней, реже на взаимной и совсем редко на бескорыстной основе. Даже язычники приносили в жертву полудохлых овец, откуда и пошла поговорка: «На тебе Боже, что мне негоже». И с тех пор человечество не изменилось, а стало еще эгоистичнее. Покойный Рязанов высмеивал подобное лицемерие в своем фильме: «Служебный роман», где, на день рождения, подарили, никому ненужную, громадную  скульптуру лошади. Все понимали это, но делали вид, что дарили от души. Тем, кому слово «выгодно» не нравится, предлагаю заменить на «важно», что одно и то же. Правда от слова «важно» недалеко до слова «справедливо», а это уже совсем не то, о чем я говорю, потому что справедливость у каждого своя, как и правда. А они ведут к ссорам и войнам.

Выгодно, если примите, закон отражения и будете практиковать его в жизни. Почему люди привыкли «пенять на зеркало»? Потому, что все наши органы чувств,  связанные с мозгом, вынесены наружу, а прислушиваться к душе и ставить себя на чужое место, не научились. И живем по привычке, обвиняя в своих бедах кого угодно, только не себя. А ведь жизнь зависит от нас, от наших убеждений. А посему, невозможно ее изменить во вне, особенно переделывать близких. Проще изменить, в сторону позитива, свои убеждения, поэтапно, начиная с перепросмотра своего прошлого, тренировки осознанности в настоящем и перепрограммирования будущего. Об этом я подробно писал в статье: «Коучинг больного общества».

Почему «дуракам везет»?
Сначала давайте «отмоем» слово «дурак». Сказки доносят до нас, что Иван дурак - это образ порядочного, доброго и по - настоящему счастливого человека, достойного даже принцессы. А совершал он, иногда, глупые ошибки потому, что жил не умом, а душой. А поскольку душа божественная, то и чудесно получал он от Бога, что его душа желала. Кстати, это исходит даже из самого слова. «Ра» переводится с санскрита, как Свет и Бог. Стало быть, дурак в одном шаге до Бога. То же самое означают и «убогий, уродивый», которых в старину никто не имел права обидеть, что бы они ни говорили. И слово культура расшифровывается, как «культ света», особенно психоментальная и духовная. И разум, как просветленный ум.

Но дело не в словах, а в том, какие чувства они несут, какие энергии вызывают. Учеными Шиповым м Акимовым, открывшими торсионные поля, вызываемыми нашими мыслями, доказано, что позитивные мысли проявляют созидательную энергию, а негативные – разрушительную. Какие мысли можно считать негативными? Те, которые с приставкой «не», т.е., которые все отрицают, а так же те, которые несут все виды страха: сомнения, недоверие, неуверенность, неприятие, неблагодарность, раздражение, ненависть, агрессию и т.п. У человека, живущего душой, подобных мыслей не возникает. Он доволен тем, что у него есть и живет без претензий, а стало быть, не задалживает у мира, и тот, по законам равновесия и отражения, дает ему все, что он пожелает. Но везение идет до тех пор, пока не переполнится «чаша весов», или терпения мира, и он начинает учить наглеца. Приведу пример из своей жизни.

Я сдавал школьные, выпускные экзамены и трижды мне попадался билет № 13. Я настолько привык, что к четвертому экзамену уже перестал готовиться. А ребята, подталкивая меня идти первым, напутствовали: «Ну, иди, тащи свой тринадцатый!». Я смело беру и, не глядя, говорю: «Тринадцатый!». Хорошо учительница переспросила, и я посмотрел в билет. Еле вымолвил: «Первый». Мое везение на этом закончилось. Права поговорка: «На Бога надейся, но и сам не плошай».
Но сейчас уже дураков, практически, не осталось, все умные. Как же поступать им? Но, как говорят сейчас, если умный, то почему не богатый? Значит, еще не достаточно быть умным, надо мудреть, чтобы понять, что богатый, а главное, счастливый не тот у кого много денег, а тот, кто благодарен и доволен тем, что имеет. Но если хочет еще что-то сверх того, что имеет, то, кроме законов, надо знать еще кое-какие тонкости материализации мысли
               
      Мы видим не глазами, а мозгом.
  Мы видим то, что хотим видеть и даже то, чего не хотим, но думаем об этом. Выше мы говорили, что по закону отражения, любые мысли – желания отражаются от зеркала мира и, материализуясь, бумерангом возвращаются к нам. И если мы негативно мыслим, то негатив и получаем. Кроме того, работает не мысль, а образ, который надо постоянно удерживать в мозгу, не меняя его на другие, а то он будет постоянно двигаться, как в кино, не успевая закрепиться. .Другими словами нужен проектор, в который вставляется слайд мыслеобраза и не менять его, до положительного результата. И еще, чтобы экран мира ясно видел его, нужен сильный свет энергии желания.

Человек, своим негативным отношением, сам раскрашивает свой мир в черные тона. Особенно сильно нам вредит недовольство миром и жизнью, и, с возрастом, это недовольство возрастает. И не только потому, что возрастает количество проблем, а потому, что сохраняется детская, потребительская привычка – инфантильность, выражающаяся в безответственности. В детстве, мир ограничен родителями, которые чаще всего, только дают и ничего не требуют. Вырастая, человек встречается с другим миром, который уже начинает что-то требовать от него. И вот тут и начинается «ломка» сложившегося стереотипа его биокомпьютера, заявляющего новому миру: «Я никому ничего не должен. Это мне все должны!» В этом суть трудности подросткового периода, который мудрые родители смягчают тем, что с раннего детства, нагружают своих детей посильной домашней работой.

           На какое время растянется этот период, зависит уже только от самого человека. Причем, родители, продолжая считать его ребенком, решая за него, его проблемы, лишь продляют его, еще больше закрепляя иждивенческую привычку. А государственное образование, и особенно медицина, тоже вносят свою лепту в укрепление безответственности за свою жизнь и здоровье.

                Жизнь – это энергоинформационный обмен.
Другими словами, жизнь – это взаимоотношения. Когда я говорю, что школа должна учить жизни, то все почему-то считают, что это касается только каких-то бытовых навыков и умений. Но, если исходить из того, что важнее: счастье или быт, внутреннее или внешнее, и что от чего зависит, то явно высвечивается причинно-следственная цепочка: взаимоотношения – счастье, как внутренний, психологический комфорт – материальные блага. То есть, разруха начинается в головах. А стало быть, с головы и начинать налаживать быт, и, разумеется, со своей.

Что же мешает гармоничным взаимоотношениям, а стало быть, счастью?  Давайте разберем один, наиболее часто встречающийся фактор во взаимоотношениях, обиду. Как говорит словарь, обида – это чувство, вызванное несправедливостью. Т.е. это субъективная реакция на какие-либо действия, или слова, не совпадающие с ожидаемыми. Например, вы попросили денег, а вам отказали, хотя раньше всегда давали, и вы уже к этому привыкли. А ломка привычки всегда болезненна. Вот почему важно не становиться рабом привычек. Итак, мы видим, что обида состоит из трех элементов: действительного, ожидаемого и их сравнения. Как уже выше говорилось, внешнее (действительность) мы мгновенно изменить не можем, не изменив внутреннее (желания). В нашем примере, это будут ожидаемое и сравнение. Но почему-то  люди, в большинстве своем, пытаются сделать то, что от них не зависит: начинают «ломать» уговорами, угрозами, другого человека, а не свою привычку. Налицо, реактивный (эмоциональный) ум у них превалирует над аналитическим разумом, если таковой вообще присутствует. Что любопытно, живут по выгоде, а выгоды от мирного сосуществования не видят. Я уже не говорю об экономии психической энергии, как главного богатства человека, от которой зависят, и счастье, и здоровье, и успех. Не видят и материальной выгоды, выражающейся в экономии на лекарствах от болезней, возникающих на нервной почве.

А вот торговля, психологию взаимоотношений и закон отражения, давно взяла на вооружение, поскольку это напрямую влияет на количество продаж, как подтверждение еще одного закона: «единства количества и качества». Почему основное кредо продавца: «Клиент всегда прав!»? Потому, что его чувство справедливости и правоты ничего не стоит, кроме того же чувства удовлетворенной амбиции. А ему надо, любыми путями, продать товар. Поэтому, ради прибыли, он прячет свои эмоции, куда подальше, и «наклеивает японскую улыбку» на свое лицо.

Итак, обида – это неприятное состояние, возникающее от несоответствия желаемого с действительным. Обида не возникнет, если мы не будем ожидать или сравнивать, оценивать, судить действия другого. На это народная мудрость дает следующие советы: «Не делите шкуру не убитого медведя» и «Не судите ближнего…». А Л. Толстой советовал нейтрализовать обиду еще и так: «Если тебе кажется, что кто-то виноват перед тобой, прости его и ты узнаешь новую радость – радость прощения…». Таким образом, вы отпустите свои обиды и этим облегчите свою душу.  А от себя я советую применять глубокое дыхание, которое отвлекает от тяжелых мыслей, снимая вредоносное влияние обиды.
 
3. Зеркало помогает...
Сотр 1
Номинант конкурса в Основной номинации

Зеркало помогает девушке выглядеть женщиной, женщине - выглядеть девушкой,а мужчине - бриться.

4. Зеркало К-8
Мила Стеценко
   
Мы стояли возле зеркала старенького трюмо, подаренного мне моей сестрой.
Мой будущий супруг и я... В спешке, я подкрашивала губы, наводя последние штрихи красоты, а Пашка, близко всматриваясь в третью створку зеркала на своё лицо- поправлял галстук.

    Внизу, возле подъезда, нас ждала машина со свидетелями. Сегодня мы собирались узаконить наши отношения.

    Я размазала нижней губой об верхнюю помаду и отпрянула от зеркала. Оба, как по команде, мы посмотрели на свои отражения. На нас смотрели ДВОЕ...

    Стройная женщина тридцати восьми лет, с французской фигурой, с большими зелёными глазами в пол лица, да с густой кудрявой шевелюрой, как у Анджелы Дэвис.

    Статный мужчина, пятидесяти шести лет, среднего роста с голубыми глазами и смуглой кожей лица. Даже через белую рубаху и серый пиджак, его тело предательски выдавало накачанные мускулы, да широкие, как у боксёра плечи.

    - Детка, какая же ты у меня красивая!- сказал Паша моему отражению в зеркале.

    - Это ты у меня красавчик, Пашуля! Ну вылитый- Адриано Челентано!

    Мы повернулись друг к другу. Он крепко обнял меня, так, что захрустели косточки...
 
"Каблуки" на ноги и мы, пулей полетели вниз на лифте с седьмого этажа.

    - Согласны ли Вы, Павел Поликарпович, взять в жёны Людмилу Александровну, быть ей верным мужем и в горе, и в беде, и в радости?- строгим,монотонным,голосом, тонкими, злыми губами проговорила работница ЗАГСА.

    - Хоть бы улыбнулась, подумала я. Она наверное считает, что между нами фиктивный брак заключается. Ведь разница в возрасте у нас- восемнадцать лет,- пронеслось у меня в голове(кстати, до сих пор помню её рыжее, злое лицо!).

    - По доброй ли воле, Вы, Людмила Александровна, берёте в мужья...- прошипела сквозь тонкие губы "ЗАГСИНЯ".

    Много воды утекло с тех пор...

    Муж мой- "ходил в море", в рейсы, я его верно ждала, скучала по нему.
Приходил, мы вместе отдыхали, что-то делали, всегда советовались, никаких секретов между нами не было. А была, какая-то необъяснимая связь, с полуслова мы понимали друг друга. Никаких ссор и скандалов!

   Мой Пашуля- сама доброта! Все его любили: и взрослые, и дети, и животные. Бывало придём в какую-нибудь компанию, дети сами лезут ему на руки, ковыряются в ушах, висят на шее, а он хохочет, да и всё!

    Для меня, он был моим тёплым солнцем, моей жилеткой, в которую можно было уткнуться, рассказать всё, что накипело на душе.

    Беда постучалась в наши двери, нарушив нашу идиллию.

    По скорой, мы попали в еврейскую больницу. Моего мужа прооперировали и сообщили нам с дочерью диагноз, нависший над нами, как дамоклов меч.

    Два года и семь месяцев, мы с дочерью скрывали от мужа, что у него рак.
Он- бедняжка, медленно угасал, терял силы, аппетит, не понимая, что с ним происходит. А чёрная болезнь века пожирала его изнутри.

    Я старалась, как могла поддержать своего любимого, родного человечка, целовала его исхудалые ручки, впалые щёки и глаза. А он говорил мне:

    - Детка, ты вселяешь в меня стимул к жизни. Найди мне таблетку, чтобы я не мучился от болей и... не мучил тебя. Когда ты рядом, мне становится легче на душе.

    Я делала ему очередной обезболивающий укол, заставляла хоть что-то проглотить. Он засыпал, а меня душили слёзы и ком в горле, как удав, прицепившийся ко мне, казалось навечно!
    Я его брила, стригла, купала....

    Однажды, он попросил у меня зеркало. Взглянув на своё отражение с ужасом откинулся на подушки.

    - Что со мной произошло? Посмотри, во что я превратился? Какой же я стал страшный и худой. А руки? Посмотри на мои руки! Они высохли и стали, как у ребёнка!

    - Мы поправимся,- успокаивала его я.

    - Ты всё равно для меня- самый красивый мужчина в мире! Самый любимый!...

    Я любила его за всё, что он для меня сделал в этой жизни: за щедрость, за слабость и невероятную силу, за мальчишеский смех, за очарование, доброту, за печаль в глазах...

    Мой любимый ушёл из жизни 17 марта 2019 года, в 18.45. С улыбкой на лице. Я поцеловала его тёплый лоб и навсегда закрыла ему глаза...

    Сегодня, я стою у зеркала старенького трюмо, а на меня смотрит женщина с пробивающимися сединами на висках, с морщинками под глазами и думает:

    - Мир с ним был прекрасен, но пережить такое горе и однажды встать с ощущением, что жизнь продолжается, что можно радоваться этой жизни, кажется невероятным.

     Зеркало, скажи- неужели я, ещё смогу жить?

5. Куколки
Мила Суркова
Лауреат номинации «Сапфиры конкурса»      
               
                Только есть одиночество - в раме
                Говорящего правду стекла.
                Владислав Ходасевич

               Взгляд в одну точку. Оцепенение. Комната словно сосуд, в котором исчезли звуки, цвета, запахи. Вакуум.
               "Я держусь за эту точку. Еще минута – и я вернусь", - медленно проявляется мысль, и вскоре женщина отводит взгляд от зеркала.
               Проявился и шум ветра, что давно уже бушевал за окном, пытаясь прорвать тягостную тишину дома. Мертвого дома. Да, дома иногда умирают. Одни тихо и покорно, другие в агонии.
               Этот дом – как одна из игрушек, забытых выросшими детьми на чердаке среди прочих ненужных вещей. Он наивно ждал воскресения потерянной радости и счастья.
               Жанна продолжала сидеть, одной рукой опираясь на подлокотник кресла, другую положив сверху. Волосы цвета скорлупы грецкого ореха – густые, но тусклые - собраны в косу. Зеленое старомодное платье складками собралось на коленях. Казалось, местами на него наложена патина, как на раме  запыленного зеркала.
               Ветер снова заявил о себе, распахнул окно, швырнул в унылое помещение охапку осеннего густого воздуха и завыл тонко-тонко.
               Женщина закричала. Что-то треснуло –  зеркало ответило на крик отчаяния.

                ***

               - А я красивее! – громко сказала Надя. – Смотри! – И она закружилась перед зеркалом. – Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
               - И я красивая! Мы же одинаковые, - прервала её Нина, став рядом с сестрой.
               Большое зеркало в состаренной раме с причудливыми завитушками-листьями  удивленно смотрело на семилетних близнецов в оранжевых платьях, белых носочках и серебристых туфельках с синей пуговицей. Как же их различить?
              Свет из окна отражался в зеркальной поверхности и гладил русые головки девочек. Он слепил им глаза и они, обнявшись, громко смеялись одинаковыми звонкими голосами.
              Волосы, собранные в высокие хвостики, весело покачивались, когда девочки кокетливо поворачивались из стороны в сторону. В такие минуты они напоминали белочек.  Что-то в выражении лица, закругленном носике и озорном блеске темных глаз подчеркивало это сходство.
              Мать же называла дочек куколками.

              На день рождения девочкам  подарили одинаковых кукол в пышных желтых платьях и пелеринках. К удивлению родителей, девочки  начали ссориться из-за них. Когда одна брала куклу, другая кричала: это моя! И тогда мать из атласных ленточек сделала для платьев два пояска – синий и красный. И споры прекратились. Но девочки захотели такой же наряд, и Жанна сшила им желтые платья с разными вставками на талии.
              Позже появились кукольные домики – синий и красный. Их смастерил отец, сделал мебель, а мать - подушки, одеяльца, коврики и шторы.

              Родители думали, что всегда будут наслаждаться тем счастьем, что дают им дочери, и не испытывали ни капли сомнения в этом. Да и как иначе? Девочки красивы, умны и дружны. Действительно, у Нины и Нади все общее: и детские секреты, и небольшие шалости, и все игрушки, кроме двух кукол. И читать они любили вместе одну и ту же книгу, и дружно смеялись или плакали над ней.
             Но как-то незаметно интересы их менялись, а Надя стала главенствовать. И все чаще Нина и посуду мыла, и в доме порядок наводила, и огород поливала. Надя в это время рисовала. (Срочно надо показать маме рисунок. Буду художником.)

             Объединяла их общая мечта – море.  Какое оно? Как небо? Они подолгу лежали на траве, представляя, как покачиваются на волнах, а мимо проплывают парусники. Иногда играли с облаками:
             - Нина, смотри, это мой барашек.
             - А это моя птичка.
             - Нина, давай поплывем вместе на корабле, когда вырастем. И папу с мамой возьмем.
             - Надя, а Париж?  Мама же хочет в Лувр.
             Они смотрели в чистое небо и ничто не предвещало грозы. Но иногда оно грозно рычало на них и где-то вдалеке пускало огненные стрелы. Девочкам казалось, что небо сейчас упадет и расколется, как мамино зеркальце. И они стремглав неслись домой.

              Семья жила в небольшом селе Вознесенка, что возле горы Нажимтау. Их небольшой деревянный белый домик с голубыми ставнями выделялся среди других . "Ну она же художница", - говорили соседи о Жанне. Постепенно дожди и снега вымывали цвет, и Жанна сказала мужу:
              - Коленька, пора делать ремонт и покрасить снаружи, а то наш домишко становится серо-белым, как на гравюрах Брегеля.
              - Сделаем, - уверенно отвечал муж и обнимал за плечи Жанну. – Не переживай, моя француженка.
              Ему нравилось так её называть, хотя родом она из этого села. Но редкое для этих мест имя, её занятие живописью и внешнее сходство с Моной Лизой, над которым она посмеивалась, но он уверял, что это так, дало ему основание называть Жанну француженкой ещё со студенческих времен.
              - Сделаем, - повторил он и погладил жену по гладким волосам,
разделённым пробором и падающим на плечи двумя густыми, слегка волнистыми прядями. Она улыбнулась легкой, как невидимый ветерок, улыбкой, ласково прикоснулась к нему и подошла к мольберту, подправляя что-то в уже законченной, как она сказала, картине. В нежно-голубом платье с подчеркнутой талией, с кистью в руке и задумчивым взглядом, она казалась ему пришедшей из другого мира, из другого века.
                Косые лучи солнца проникли в комнату, но до Жанны не достали, и появилась едва уловимая дымка. Касаясь лица и фигуры женщины, она смягчала контуры и тени.
                - Сфумато, – произнес Николай, вспомнив рассказ Жанны о Леонардо да Винчи,   рекомендовавшего помещать между источником света и телами "некий род тумана" - так он это называл.

                Жанна повернулась. Положила кисть, подошла к мужу и нежно его поцеловала.
                - Вот и нет расстояния между нами, - шептала она, прижимаясь к нему. - Нет места для тумана.

                Родители работали в школе, и девочки всегда были под присмотром. Николай преподавал физику, а Жанна – изобразительное искусство. Её картины выставлялись в областном музее.
                Они часто ходили в лес, что совсем рядом с их селом. Мать писала, а отец с дочками ставили палатку, разводили костер, собирали ягоды или грибы и обязательно дарили маме цветы. Когда девочки подросли,  родители решили показать им исток Урала, что находится в двенадцати километрах от села. Нина и Надя прыгали от радости в предвкушении этого путешествия. Они помогали маме печь пирожки, заворачивать бутерброды. Собрали свои рюкзачки: куклы, альбом и карандаши, и, конечно же, любимые ириски.

                Долго шли по лесной грунтовой дороге. Девчонки устали, все реже отбивались от комаров большими лопухами. А когда лес закончился, вскрикнули от изумления, увидев дорогу из цветов. В колее проросли семена, и получилась она необычная, как в сказке. Надя и Нина, забыв об усталости, прыгали и пели сочиненные тут же песенки.

                Дошли до истока - маленького ручейка, к которому присоединяется несколько родников. Нашли место, где он делает поворот, замедляет ход, оставляет маленькое озерцо, а сам бежит вперед, стремясь наполниться водами рек, повзрослеть и набраться сил. Здесь и расположились.  Девочки, как в зеркало, гляделись в спокойную воду и смеялись.
               Жанна делала наброски, а отец рассказывал о реке: её истории и географических особенностях.
               - Девочки, вы понимаете, что мы живем там, где берет начало одна из длинных рек? Здесь наши корни, исток нашей семьи. Ваши предки отсюда.
               - А куда течет Урал? – спросила Нина.
               - Он впадает в Каспийское море и сливается с другими реками, большими и малыми. Но, я уверен, помнит место своего рождения.
               - Разве реки могут помнить? – засмеялась Надя.
               - Да, дочка. И люди должны помнить свои истоки.

                ***

                Жанна сидела спиной к открытому окну. За ним расцветала и позванивала весна. А здесь – тишина и пыльное прошлое. Чувствовала ли она время, его движение? Оно оставило след на ее лице и  в потухшем взгляде, но это Жанну нисколько не волновало.

                Она повернулась, чтобы закрыть окно, и стул затрещал, заскрипел, словно хотел влиться своим хриплым голосом в юные звуки весны. Не получилось. Диссонанс. И он затих.
                Луч солнца упал на зеркало, создавая оптическую иллюзию: женщина увидела желтое платье и вздрогнула: Надя? Нина?  И следом - вздох разочарования.
                Куклы изменились: платья тусклы, яркие пояски потеряны, волосы спутаны, ножки без туфелек. Они одинаково грустно смотрели в зеркало, возле которого стояли.

                Луч  высветил паучка, ползущего по пыльной раме, дрогнул, коснувшись треснутого угла, заглянул в глаза куколок. И так холоден и пронзителен был их взгляд, что мать испугалась и повернула их спиной к зеркалу, а через несколько дней убрала в шкаф.

                Еще не раз солнце пыталось прорваться в дом и наполнить его золотистым светом, но то закрытые плотные шторы, то давно не мытые стекла не пропускали его. И время оставалось замкнутым в темном помещении, напоенном терпкой печалью.

                ***
                В выпускном классе сестры влюбились в одноклассника – отличника и спортсмена. Он ухаживал за Ниной. Надя требовала, чтобы сестра оставила Пашу: пусть никому не достанется, так будет честно.

                На первом свидании Паша, целуя родинку, что маленькой капелькой примостилось на левой брови, прошептал:
                - Люблю всю тебя и особенно эту родинку…
                - Значит, ты не меня любишь, а её? Ухожу, – серьезно сказала Нина. – Ну не обижайся, - обняла его, видя, как он опешил. -  Я же шучу. А знаешь, у мамы такая же, только на правой стороне. И папа всегда сначала ее целует, совсем как ты.

                Надя часто со злостью кричала Нине: "Ну почему он выбрал тебя? Мы же одинаковые!"
                Однажды устроила так, что поздно вечером пришла к большому клену на свидание вместо Нины. Нарисовала родинку на конце брови, духи сестры за ушки.     Подошла, прижалась к Паше. Он стал целовать ее, а родинки нет…
               
                Девочки поссорились. И надолго. И отец, и мать пытались их помирить. Надя требовала от матери, чтобы та заставила Нину оставить Павла. "Доченька, они же любят друг друга. И ты найдешь своего любимого", - пыталась она успокоить Надю. В ответ – новые требования и слезы.
 
                Нина хотела восстановить отношения с сестрой, но та упорствовала, накапливая обиды, как ненужную одежду на чердаке, чтобы потом вытащить целый ворох. И вытащила. Высказала опешившим родителям всё, что так долго копила,  и заявила:
                - Вы всегда Нинку больше любили. Я уеду навсегда.
                Родители понимали страдания дочери и делали все, чтобы она приняла происходящее, но Надя, как дикий зверек, холодно смотрела на них и молчала.

                Весна в тот год запоздала. Уже апрель, а казалось, что еще зима. Дом становился все холоднее. Что-то с отоплением случилось, надо проверить, думал Николай.
                Жанна перестала закрывать шторы на ночь – ей не хватало света, она начала задыхаться в замкнутом пространстве. За ужином по-прежнему собирались вместе, но разговор не складывался – прерывался словно пунктирная линия, причем короткая.

                После выпускных экзаменов девочки сразу же уехали. Никто не вспомнил о том, что они мечтали учиться вместе в столице и перевезти родителей к себе.
                Паша и Нина учились в Москве, а Надя в Калининграде. На каникулы Надя приезжала к родителям два раза, но когда Нина и Павел поженились, перестала появляться дома. Изредка отправляла короткие записки – их и письмами не назовешь. Отец с матерью  писали ей подробно обо всем, но тему ссоры с сестрой решили не трогать. Заведет семью и успокоится, думали они.

                Надя осталась в Калининграде, вышла замуж, родила дочь. Нина с Пашей уехали в Америку и жили на берегу Тихого океана. Домой приезжали только один раз, когда еще не родилась их малышка. "Это очень дорого и лететь долго, а дочка еще мала. Да и работу оставить не можем. Мы лучше вам деньги отправим". Деньги отправили.
                Дочка подросла. Но… времени так и не нашлось. "В отпуск никуда не выезжаем. Надо на образование дочери средства собрать".

                ***

                Деньги, что прислала Нина, так и остались лежать в шкатулке из бересты, которую не открывали - наверное, забыли. Но часто мать доставала коробку с детскими рисунками и поздравительными открытками и перечитывала их, отворачиваясь от мужа, чтобы он не видел ее слез.
      
                Она ждала ночи и надеялась во сне уйти от печальных дум. Но мысли, затвердевшие, как цемент, тяжело ворочались, вызывая страшные сновидения. Жанна вскрикивала, просыпалась и теперь уже боролась со сном, боясь повторения кошмаров. Она вставала, включала свет, садилась на свой стул справа от зеркала и замирала. Бессонница и тягостные думы терзали бедную женщину.

                Николай тревожно поглядывал на жену, лелеял ее, как ребенка, готовил, кормил, перед сном читал вслух ее любимую книгу. Жанна не заметила, что муж начал  пить какие-то лекарства. Он не сказал ей о своей болезни и тихо умер.
                Надя приехала на похороны, Нина не смогла.

                … Прошло семь лет после смерти Николая. Дочки дома больше не появлялись.
                "Где же мои куколки?" – плакала мать. И в осеннем сумраке среди вскриков холодного ветра однажды ей послышался детский смех. Она выскочила на улицу – никого. Лунный свет прорвался сквозь темноту, и все вокруг виделось бледным и нереальным. Жанне казалось, что небо стало морем, а она на его дне, придавленная тяжестью темной воды. Но ей не хотелось выплыть…

                На вопросы приятельниц, почему дочки перестали приезжать, Жанна рассказывала, что у них сейчас нет времени на поездки, но девочки присылают подарки, деньги и часто звонят. Но разве является тайной в селе, кто получает переводы и посылки?
               Постепенно вопросы перестали задавать, видя, какой болью они отражаются на лице.

              Жанна уволилась с работы и все время проводила дома, двигаясь по нему бесцельно, как сомнамбула.
              Часто приходила подруга Рая, которая, как мать, опекала ее, помогала, советовала снова заняться живописью. Жанна соглашалась, но смотрела на нее так, словно жалобно просила: оставь меня в покое, пожалуйста.

              Большую часть дня она сидела сбоку от зеркала. И думала, думала… В зеркале она видела прошлое – день за днем.  "Оно записало наше счастливое время, - думала Жанна. - Если бы еще могло вернуть его. Но наше зеркало устало. Амальгама стареет, как и лицо". И она перестала смотреть в него – ей чудилось отражение дочек с равнодушным, как у кукол, взглядом.
             Как-то утром Жанна обнаружила распахнутое окно, а на полу стекла. "Время разбилось", - спокойно подумала она.

                ***
              От дома Павла и Нины до берега океана недалеко, и они гуляли здесь с дочкой. Как алый перевернутый парусник, закат медленно уплывал за линию горизонта.  Слушая говор волн, Нина вспоминала дом, маму, слова отца: "В этом истоке чистая и вкусная вода. Он превращается в реку и течет до моря. Люди загрязняют реки, и  первородный вкус теряется. Но человек помнит его и, когда чувствует потребность, возвращается к истоку".
              "В этом году маме сорок семь. Я так давно её не видела. Всё, едем", -  решила Нина.

              … Они прилетели из Калифорнии в Париж на четыре дня, потом - домой.
              Майское утро – неяркое и негромкое – в спокойном обрамлении  безоблачного, но серого неба, задрапированного полупрозрачной тканью, встретило прохладно. Лишь изредка тонкое полотно кое-где разрывалось, и показывалась дивная синева. Лучи солнца спешили к этим просветам, высвечивали улицу, реку, людей около Лувра, оставляя на них золотистые печати…

               Нина долго стояла перед Джокондой. Близко подойти нельзя – ограждение. С такого расстояния и сквозь стекло не рассмотреть детали. Но они ей и не нужны. В спальне у неё висит  репродукция полотна, и Нина хорошо знала его в подробностях, только избегала ловить взгляд Моны Лизы. Сейчас же она посмотрела ей в глаза и вздрогнула: это был взгляд мамы, теплый и кроткий, но в уголках губ застыла грусть. И руки мамины – она так же складывала их, когда сидела на своем любимом стуле, задумавшись о чем-то. "Где-то там далеко, за фигурой Джоконды в серебристо-неведомой дали осталось наше детство, наша радость и непосредственность, безмятежность и дружеские чувства", - горько подумала Нина.

               Когда вышли из здания, то среди группы туристов, стоящих в очереди в музей и слушающих экскурсовода, она увидела девушку в бежевом платье. Когда та немного повернула голову, Нина вздрогнула: профиль показался ей знакомым, родным. Она далеко, можно ошибиться. Подойти? Вдруг это Надя? Что-то ей подсказывало: да, это сестра. Появилось желание броситься к ней, обнять… Но смалодушничала. Отвернулась и ушла. И не почувствовала, как девушка смотрела ей вслед.
               Одна не захотела сделать шаг навстречу, другая не узнала сестру.

              … Надя отошла от группы и  долго стояла перед Джокондой. Она вспомнила разговор родителей.
              - Ты моя любимая Мона Лиза.
              - Была, - ответила мать. - Сейчас я мало на нее похожа.
              - Ты лучше, - возразил отец и поцеловал ее в уголок брови, в еле заметную родинку. – Прости, что так и не съездили в Париж.
              - Ничего, Коленька. Какие наши годы, съездим.
              "Они любили друг друга так, как нам и не снилось", - подумала Надя.

              Джоконда внимательно и спокойно смотрела на нее и улыбалась. И эта улыбка смягчала все то печальное, что секунду назад заметила Надя, и стирало, словно с поверхности запылившегося зеркала,  все обиды. Она заплакала. Люди удивленно поглядывали на неё, но быстро отводили взгляд. Горькие мысли о том, что время невозможно вернуть, оно летит быстро и сегодня сразу же становится прошлым, вызвали эти слезы. А люди (и она тоже!) щедро швыряют секунды жизни, и они, как хрупкие шарики, бьются о землю и исчезают  мгновенно. И запас личного времени иссякает быстро. Очень быстро…

                ***

                Жанна по скрипучей лестнице поднялась на чердак. Затхлый запах, паутины, пыль … Ощущение, словно оказалась в своем мучительном сне и останется здесь навсегда. Она упрямо тряхнула головой и пошла к заброшенным холстам, мольберту, краскам. Отнесла всё вниз и замерла. Перехватило дыхание от забытых ощущений перед чистым полотном. Жанна сделала движение рукой, словно снимая паутину с лица, раздвинула тяжелые шторы, открыла окно. Сирень качнулась, и аромат поплыл в комнату.
                Она клала мазок за мазком и все время что-то тихо говорила. Можно было только разобрать: куколки… куколки…
                Жанна думала о том, что никакими красками не скрыть следы своей жизни, они находят отражение на полотне. Как спрятать боль? И каким цветом ее затушевать? Но и под плотным слоем её не удержать - краска с годами трескается, и всё вырывается на волю…

                Утром Жанна подошла к мольберту. Маленькие красивые дочки смотрели на неё, но она ощутила холод и равнодушие и cорвала портрет. Немного подумав, выбросила серое платье, которое за эти годы словно приросло к ней. Достала голубое, прижала его к лицу, и возвратился запах забытого времени.       Накинула сверху легкую белую кофточку и направилась к храму Святого Вознесения.

                Древнее каменное сооружение в византийском стиле на фоне яркого майского неба выглядело величественно. Скрипнули высокие железные двери, заблестели под ногами плиты. От старинных фресок шло тепло, лики в деревянных окладах мягко смотрели на женщину. Жанна подошла к иконе Вознесения и долго стояла перед ней…

                Первый раз за эти годы она уснула быстро, и сон её был чист и спокоен. Под утро приснился муж: они сидели в кафе, как в день их знакомства, и он читал стихи Аполлинера. И она шептала вместе с ним: "Мне пора ладони окунуть в источник счастья…"

                Жанна покрасила дом в белый цвет, почтовый ящик - в небесно-голубой, вымыла окна, обновила раму уставшего зеркала, изъеденную жучками, – и сияющая серебристая поверхность  отразила лучистые глаза женщины; привела в порядок кукол и отнесла их в комнаты дочерей.

                ***
 
                За окном каждый день появлялись голуби. Жанна кормила их и подолгу слушала спокойное воркование.  Завтра последний день весны, у нее день рождения.
                Голуби полетели ввысь, она долго смотрела им вслед. Небо чистое, прозрачное, словно зеркало, -  теперь  в нем отразится иная жизнь.
                Жанна решила рано утром пойти к истоку. С вечера приготовила рюкзак: вода, несколько баранок и горстка ирисок, которые так любили ее девочки. "Для кого?" - горько подумала она. Но тут же улыбнулась каким-то своим новым ощущениям, что являлись предвестниками перемен.
                …Мне пора
                Ладони окунуть в источник счастья…
            
6. Зеркало моей души
Джули Тай

Говорят, что глаза - зеркало души... Говорят, что посмотришь в них и всё про человека узнаешь. Говорят... Но видать не так я в эти зеркала смотрю...
Не отвечаю в соцсетях на прилетающие из "ниоткуда" сообщения. Все кто "мои" они оттуда, где "всё понятно". Не знаю почему ответила, до сих пор объяснить не могу.  Видать в тот день где-то наверху перерыв обеденный затянулся - заболтались, не доглядели. И твоя банальная открытка, кораблик с надписью "Счастье", ворвался в мою жизнь ледоколом.
Разговоры... Разговоры ни о чём, но о самом главном. И нет, не хожу я на свидания с незнакомыми мужчинами, но... Но твоё: "Ты знаешь, что свидание происходит от слова "свидеться" - увидеть?" Твоё "свидеться" растапливает последние ледяные укрепления.
Увидеть другого... Глаза в глаза! Говорят, что глаза - зеркало души, но не так я смотрю в эти зеркала, не так... Каждый раз, когда я смотрю в глаза мужчины, я вижу там своё отражение. Я вижу там то, что я есть в этот момент жизни. Мужские зеркала... Чего только я не видела там, какой там я только не была. И странной, и умной, и красивой, и глупой, и стервой, и... Не врут они, эти зеркала, не врут! Да только чаще всего показывают то, что хотят показать. Да, моя это часть, кусок моей души! Да только вот - кусок... Всю показать не могут. Узковаты зеркала, коротковаты - обзора не хватает. Заглядываешь в них, заглядываешь... То голова только, а остального не видать, то тело отдельно от головы. Завесить прямо хочется...
Да, не хожу я с незнакомыми мужчинами на свидания, но в тот день, видать, банкет наверху был...
- Это у тебя откуда?
-  Да в детстве...
И я в твоих глазах уже маленькая девчонка, с двумя хвостиками, которая несётся на велосипеде. И ты несёшься вместе со мной, радуешься солнцу, небу и смеёшься моему неудачному повороту в кусты... Я снова маленькая, наивная и смешная.
- Почему у тебя так мало фотографий?
- Не люблю фотографироваться. Не знаю, как встать, куда руки деть. Не та фигура...
И взгляд такой нежный, гладящий, скользящий по всем изгибам. И вот я снова стою перед зеркалом трельяжа и не понимаю, что им всем во мне не нравится.
- Но ведь она у тебя красивая!
- Наверно... Но мальчик со двора, который мне нравился до дрожи в ногах, сказал, что я "доска - два соска".
И злость в твоих глазах - моя злость. Её там не меньше, чем было тогда в моих.
- Он просто дурак был!
- Может дурак, а может просто не понял... Ты знаешь, я в первый раз рано влюбилась. И, при всех своих малых габаритах, созрела рано. А он не понял... А мне тогда очень хотелось, чтобы увидели, приняли, поняли. А тут ещё, как назло, родители...
И твои глаза такие колючие, обжигающие, как тот душ, под которым стояла после того - первого "понявшего". Холодные и строгие, как были тогда у меня, когда после смотрелась в зеркало.
- До сих пор жалею, что так...
Зеркало, тёплое зеркало. Такие понимающие глаза, как были у меня через много лет. Уже после того как это всё приняла.
- А почему...
- А знаешь...
И грусть, и жалость, и веселье, и слёзы, и страх, и гордость, и...
Видать и правда в тот день наверху был большой праздник, не до меня было. Иначе бы я не увидела себя в твоём зеркале такой, какая я есть. А может... А может наверху сжалились и тост на празднике за меня подняли. Пожелали, чтобы поняла - не в те зеркала смотрю...
Говорят, что глаза - зеркало души... Так и есть - зеркало! Твои глаза - зеркало моей души.

7. Отражение
Юля Танина

Смотрят в душу глаза опустевшие
Два чужих и бесцветных пятна
И от пьяной любви протрезвевшая
Чужаков испугалась душа

Закружила по комнате – кто это?
Вот метнулась к окну – снегопад
В побелевшие стекла оконные
Смотрят в душу все те же глаза

Не родные, совсем не знакомые
Смотрят смело, как будто свои
Ну откуда они в этой комнате
Опустевшей без пьяной любви

Сомневалась душа и не верила
И от глаз отводила глаза
Чтоб не видеть свое отражение
Без любви опустела душа.

8. Память-зеркало прошлого
Светлана Ухова

В моей памяти остались яркие образы некоторых людей из далёкого прошлого.

В молодые годы, когда я училась в  институте народного хозяйства, у  студентов первокурсников, был преподаватель  немецкого языка.

Звали его Игнатьев Павел Петрович.

До сих пор передо мной стоит его образ. Пожилой мужчина, с густыми русыми волосами до плеч, худощавый, не высокого роста. Он всегда выглядел опрятно. Одевал строгие мужские костюмы. При нем был кожаный портфель.

Нам нравились занятия по немецкому языку,   мы с удовольствием посещали уроки, что обычно не свойственно студентам.

У Павла Петровича  была собственная методика общения с учениками.
Он рассказывал интересные истории из жизни. Темы рассказов были разнообразны, начиная с простых бытовых вещей, заканчивая философскими размышлениями.

На уроках иностранного языка была тишина. Мы внимательно, не скрываемым интересом слушали Павла Петровича.

Обыкновенная история из раннего детства преподносилась в свойственной, только для Павла Петровича манере.
Он вспоминал, как голодные, босоногие дети,  забравшись в чужой сад через плетеный забор, воровали яблоки .

Набрав под майки яблок, мальчишки  дружной толпой убегали от деда, который бежал за ними,  громко бранясь, грозя поймать сорванцов.

Отдышавшись, дети, хохоча, издавая аппетитный хруст, ели не мытые яблоки, наслаждаясь сочным вкусом.

Затем следовало описание вкуса яблок на немецком языке, добавляя, какую радость испытывали дети от того, что им удалось насадить старику.

Он убеждал нас, что в любом возрасте не поздно учиться, мечтать, стремиться к исполнению желаний.

В раннем детстве, услышал звучание баяна в деревенском клубе, Павел Петрович загорелся желанием научиться играть на инструменте.

Он описывал свои детские воспоминания. Как на сцене, сидя на деревянной табуретке, безногий фронтовик, одетый в стёганную серую фуфайку, воодушевлённо играл на баяне.

Рядом на полу лежали  костыли, а за его спиной стоял хор добротных  сельчанок.

Пышногрудые, розовощёкие, девицы разных возрастов, с пестрыми цветными платками на голове, в длинных ярких сарафанах, одетых поверх пальто, нараспев  пели народные песни.

Мальчик Павел из зала наблюдал, как длинные пальцы баяниста нежно прикасались к черно белым кнопкам инструмента.

Баян, словно большой змей, изгибался под звуки музыки.

Он сжимался, приобретая прямоугольную форму.

Затем медленно  разжимался в длину, будто хотел вырваться  из сильных рук баяниста и убежать на свободу.

Павлу так хотелось прикоснуться к удивительному инструменту. Погладить его, по нажимать на кнопки.

Эти тайные желания мальчика, Павел Петрович переводил на немецкий язык.

Так получилось, что долгие годы ему не удавалось научиться играть на баяне.

Всё же, когда Павлу Петровичу исполнилось тридцать шесть лет, он добился своего.

Впервые в жизни, взяв в руки нотные тетради, он самостоятельно изучил их.

Он приобрёл немало учебной литературы по музыке. Шаг за шагом, упорно, путём постоянных, длительных тренировок он научился играть на инструменте.

Кроме того, он сочинял собственные песни и мелодии.

Я помню, как однажды он принёс баян, и пел нам песни на немецком языке.

Ещё у Павла Петровича была любовь к немецкой поэзии. С собой он носил сборники стихов Гёте и Шиллера.

Он мог часами рассказывать нам о жизни и приключениях обожаемых им поэтов.

Некоторые стихи он читал наизусть.

Было приятно слушать красивую немецкую речь

Он переводил каждую строку произведения, подчёркивая её поэтический смысл.

При этом  он учил, как правильно произносить отдельные слова, фразы, абзацы, предложения.

Мы с удовольствием  слушали, и удивлялись, как глубоко знает язык  наш учитель

Его неподдельная любовь к иностранному языку восхищала.

Нам нравилась образованность, интеллигентность, искренность Павла Петровича. От него исходила тёплая энергетика.

Даже сейчас, вспоминая о нем, чувствую это.

Я запомнила, как однажды,  Павел Петрович сказал :

- Дорогие девушки. Смотрите на себя в зеркало с любовью! Глядя на отражение думайте и  говорите вслух «Я счастливая! У меня крепкое здоровье! Я красивая, умная, желанная и любима!» И вы будете таковыми! Не вздумайте перед зеркалом печалиться, плакать и злиться, ибо в реальной жизни, это незамедлительно отразится. Только положительные эмоции и мысли! Вообще, пока вы молоды, поменьше разглядывайте себя в зеркале. Сама по себе молодость прекрасна!

После, мы  вместе произнесли всё сказанное на немецком языке. Это было здорово!

В итоге, когда пришло время сдавать экзамены, Павел Петрович выставил всем отличные оценки.

Некоторые люди, не замечая того, преподносят нам главные уроки жизни.

В памяти, на долгие годы, остаются приятные впечатления.

Возможно, такие люди не влияют на нашу судьбу, но запоминаются чем - то неуловимым, значимым, важным.

Где то внутри, на уровне интуиции, понимаешь, как это ценно.

9. Я у зеркала спросила
Сергей Фрейдлин
   
Я у зеркала спросила

                Не прячьте своих морщин –
                они слишком дорого мне
                достались.               

                Анна Маньяни
               
Я у зеркала спросила:
«Когда морщинки легли на лицо?
Откуда узорное их полотно,
и где начинается тот узелок,         
Который  лежит у начала дорог.»

Здесь любовь оставила свой след                \
Рядом ревность – спутник безутешный,
Эта – увлеченья юных лет
(Но кто был в юности  безгрешен?)

Эта от потери безутешной
А зло, обиды и печали
(всегда  ли мы их замечали?)
Потом заявят о себе
морщинкой длинной на челе.

Морщинки,  слезинки радости и печали,
Зачем вы след такой оставляли?

Зеркало старое мне отвечало:
«Если б начать все сначала
Ты бы другою дорогой пошла?»
Я помолчала … и к внукам ушла.

10. Роза Арслан кызы
Галина Черонова
    
Посмотришь в зеркало и подумаешь: "Создаст же Бог столько Красоты и Таланта!"

     Но поскольку я не люблю смотреть в зеркала, то смотрю на других людей и восхищаюсь ими.

     То есть, окружающие люди -- это отражение нас самих.- Так ли это?

     Хотелось бы верить, что все мы хорошие, чистые душой, симпатичные и добрые!...

     КРАСОТА И СИЛА - вот что можно сказать об этой удивительной женщине! Даже её рождение было своеобразным прологом с самого первого мгновения - с того момента, когда маленькая девочка явилась в наш, невероятно насыщенной событиями, мир.

     Её рождение было подобно библейскому событию: рождению Иисуса Христа. По преданию, Мария и Иосиф бежали от страшного Ирода с его избиением младенцев, а когда пришло время рождения Спасителя, у хозяина гостиницы не оказалось места в доме и он предложил постояльцам пройти в хлев, там, в яслях
и появился Спаситель. В небе зажглась Вифлеемская звезда и трое волхвов с Востока пришли поздравить с появлением младенца. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
(Мф. 2:9—11» http://www.vedmedenko.org/statti.php?num=34

    Вот и с рождением маленькой девочки произошло подобное: пятеро предыдущих малышей погибло - тоже своего рода избиение младенцев... А когда пришла пора родиться шестому ребёнку, молодая мать, уже почувствовав приближение родов, решила успеть сделать ещё кое-что по хозяйству. Она была дома совершенно одна. Муж и свекровь на санях уехали в лес за дровами.

    Наступала весна, но снег лежал ещё прочным настом. Войдя в хлев, роженица почувствовала сильные схватки и, застонав от боли, опустилась на свежее душистое сено, накануне разбросанное мужем. В яслях задан корм, вокруг заповедная тишина, чисто, тепло. Корова с телёнком лежат в другой половине помещения, жуют сено.

    И вот, "на белый свет появился маленький человечек, родилась крошка, девочка. Мать сама справилась с родами, сама... смогла перекусить пуповину. Ребёнка осторожно положила  на чистое, тёпленькое сено, завернула в тряпочку, спрятала в подол и понесла в дом. Стала из хлева выходить – видит перед собой  десятилетнюю девочку Лстий. Она поняла, догадалась, в чём дело. Побежала, раскрыла двери в дом. Бегает, из сеней занесла воду."

    Многое совпадает с той, тысячелетней давности историей, что произошла в Вифлееме. Девочка, испытавшая позже, и терновый венец, и крестные муки, как и её РОДИТЕЛИ - стала путеводной звёздочкой, одарённой ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ, МНОГИМИ ЗНАНИЯМИ.

     Её сестрёнка Римма - седьмой ребёнок Арслана и Пиканай - тоже прошла нелёгкий путь...

    "Бог Велик и Милостив! Пройдут года, Маленькая Роза, вырастет и станет Великолепным Педагогом и Знаменитым Писателем." Гевхар Антига-Гевхар Ариф гызы.

    "Слёзы и смех, радости и печали – они рядом, шагают вместе." - это на самом деле так... Как хорошо и светло было в начале главы, как горько стало в самом конце... Зайнал Сулейманов.

    "Стоит и поздравить Разочку с рождением, и (если бы были живы родители) поблагодарить их, что сохранили это бесценное существо для людей!
Как хорошо Вы описали счастье родителей, получивших подарок Бога - малышку-дочурку! Какая отважная женщина - Ваша мама! Это просто подвиг!" Галина Калинина

    "С РОЖДЕНИЕМ, славная, красивая, милая, талантливая, мужественная дочь Пиканай и Арлана!!! Радость этого момента проникает в сердце!" Любовь Гиль.

    "Роза, каждое ваше новое творение вызывает интерес у читателя, оно обычно содержит художественную реконструкцию народной жизни, основанную на реальных событиях, произошедших с Вами, вашими родными, близкими по духу или просто окружающими людьми. Поэтому они воспринимаются как очень правдивое отображение этапов этой жизни, настоящей или давно прошедшей." Александр Смирнов 83

     Чувствует читатель, в доме Вашем живёт ЛЮБОВЬ!!! Здесь любят, радуются, друг другу помогают. Теперь вот Розочка родилась на радость всех родных!
Огорчает последний абзац. Тридцать девятый год, впереди война..."

     Много добрых слов от своих читателей продолжает получать Роза Арслановна Салах.

     Вскоре после финской, началась Великая Отечественная война, которая унесла жизни десятков миллионов людей. Погиб отец, вскоре умерла любимая бабушка, трагически ушла из жизни мать, на глазах у маленьких сестричек. Кто-то распорядился забрать отчий дом под школу, где было одно помещение под класс, но тут он по недосмотру сгорел. Девочек отправили в детский дом.

     Много было боли, страданий, трудностей, но осиротевшие дети всё преодолели. Там же, в детском доме Роза познакомилась с Мергасимом, с которым через много лет создаст семью. Два старших брата Мергасима, тоже сироты, проживут совсем недолго.

      Побывав во многих уголках страны и за рубежом - от Дальнего Востока до далёких Альп, Роза Арслановна сохранила неизбывный свет в сердце! При всём том, что многие люди просто не смогли выдержать отпущенных на их долю испытаний, она осталась таким же борцом, каким была в детстве. Работала с трудными подростками, в районо и преподавала в ряде школ.
      
      Мне хотелось бы назвать её РОЗОЧКОЙ. Но когда я сообщила об это РОЗЕ, она ответила так: "В детдоме ВСЕХ называли: Колька, Мишка, Лидка,... Мергасима - Гасим, а меня только Римма, моя сестра, называла Розка. Розочкой - никто."

     Рассказы "Бабушка своя", "Прости меня, девочка, прости!", "Арслан" переведены на марийский язык и опубликованы в двух изданиях: в Республике Марий Эл и в Ханты-Мансийске - на русском и марийском языках.

     Роза Арслановна Миклыш (Салах) родилась в деревне Шлань Моркинского района Марийской республики. Рано осталась без родителей. Отец погиб в Великой Отечественной войне. Вместе с сестрой Риммой воспитывалась в детских домах. Окончила Йошкар-Олинское педучилище, затем историко-филологический факультет Марийского государственного педагогического института имени Н.К.Крупской. Всю свою жизнь посвятила школе.

      Автор нескольких книг (10 изданий), в том числе "От мира сего", "Радуга", "Детдомовец", "Пташки и зверушки".

      "БЕЛЫЙ СВЕТ - для меня образ ЧИСТОТЫ, СВЕТА, ПРАВДЫ",- говорит эта чудесная женщина. Достойная дочь своего народа, она гордо шествует по нашей Земле, даря людям ДОБРОТУ И ЧИСТЫЙ СВЕТ. - Никто не знает, какое боевое крещение было отпущено ей судьбой, через сколько испытаний, потрясений и невзгод, прошла эта прекрасная и сильная женщина.   

       Отличник народного образования, член "Содружества писателей Нижневартовска", член Союза писателей России.

       Село Шоруньжа (Республика Марий Эл) вступило в права столицы финно-угорского мира! Ветвь Шоруньжа - Шлань (Унчо) - гордость Марий Эл! Здесь прошёл народный праздник по случаю вступления поселения В ПРАВА ФИННО_УГОРСКОЙ СТОЛИЦЫ, 11-12 января январе 2019г.)- ВИДЕО:
http://vk.com/video-91551651_456239089
Впервые культурную столицу финно-угорского мира выбрали на заседании жюри в Новом Доме студента Хельсинкского университета в 2015 году.      
______________

МАМА РОЗЫ - ПИКАНАЙ - марийка по национальности.
 
Вот какие они, соотечественники Розочки из числа финно-угорских народов. - Несколько примеров:

* Кто создал чудо-кубик?
А это гений—венгр Энрё Рубик.

** Ученый Люсиль Турк, занимающийся исследованиями магнитосферы Земли в Хельсинкском университете (Финляндия), смоделировал гул, издаваемый планетой в процессе ее «защиты» от воздействия солнечного ветра. О научной работе сообщает American Geophysical Union.

День Евдокии - это её праздник.
-----------

Вот какие они, соотечественники Розочки из числа представителей татарской национальности. - Несколько примеров:

ОТЕЦ РОЗЫ: АРСЛАН - татарин.

***
УЛУ МУХАММЕД — основатель Казанского ханства и её первый хан (1438—1445).

МУСА ДЖАЛИЛЬ - знаменитый татарский поэт, погибший в фашистских застенках.

Отец Розы - АРСЛАН во время Великой Отечественной войны пал на полях сражений на побережье Балтийского моря, неподалёку от Калининграда. Последний раз его видели на боевом посту, южнее Ленинграда....

11. Оборотень
Инна Чешская
Призёр конкурса в Основной номинации      

Приятно познакомиться, я - оборотень!

Хочу я этого или нет, но природа раз в месяц превращает меня из любящей жены, ласковой мамусечки-красатусечки, доброй дочери, чуткой подруги и справедливого руководителя в кровожадного зверя.

Зная, что перевоплощение неизбежно, я до сих пор не могу привыкнуть к тому, как внезапно и коварно оно происходит. Ещё утром мой мир пребывал в полном порядке: проснулась в прекрасном настроении, пробежалась по благоухающему утренними ароматами лесу, приняла контрастный душ, выпила стакан апельсинового фреша, нанесла лёгкий макияж, ловко уложила копну вьющихся волос, надела красивое платье, одобрительно улыбнулась стройной симпатюльке в зеркале и под лозунгом «Мир прекрасен» упорхнула на работу лёгкой, воздушной, воодушевлённой и жизнерадостной феей.

На работе на минутку заскочила в дамскую комнату носик припудрить, а там, презрительно сверкая огромными зелёными глазами и скаля белоснежные зубы, уже эта зверюга из зеркала таращится! Смотрю на это чудище и чувствую, как добрые мысли и помыслы, сочась из всех пор, покидают моё тело. Информация про нуждающийся в пудре носик ещё тихим эхом отдаётся где-то далеко-далеко в моей черепной коробке, но я уже не хозяйка своим чувствам, своим мыслям, своим действиям...

Какая вообще, нафиг, пудра? Этой носяре не пудра, а пластический хирург нужен! Причём очень срочно и непременно хороший!!! Плохой просто не справится!!! Вон щёки как у бульдожки свисают и лицо морщинами мимическими как шрамами исполосовано, а веки так вообще шторами портьерными над глазами развиваются...

А откуда взялась эта необъятная жопа, и какая сволочь запихала её в это ужасное безвкусное тряпьё??? Я всегда знала, что я жирная.... Все эти комплименты - лесть чистой воды!!! Или не лесть, а жалость? Они все жалеют меня... Точно....жалеют.... я не просто жирная, я ещё и жалкая! Уууууууу....

А это что такое? Седой волос??? У меня седой волос? Я не только жирная и жалкая, я ещё и старая! Уууууууу....

Муж позвонил, решил сегодня со мной  в ресторане отужинать. Он решил! А меня он спросил? А жопу он мою видел? БЕСИТ! Не пойду с ним есть! Я вообще больше никогда есть не будууууууууууууу...

Потом секретарша скребётся, бумаги ей срочно подписать надо и, между прочим, комплимент отвешивает, какая у меня сегодня причёска чудесная... Ага, давай, давай, заливай! А то я эту свалку стружек у себя на голове не видела! БЕСИТ! А за враньё уволюююууууууууууу...

Дома дети устроили между собой соревнование, кто мать быстрее и сильнее доведёт! Победителями стали оба! Нарожала, блин, чемпионов! Дети не просто БЕСЯТ, дети - ВЫБЕШИВАЮТ! Уууууууууууууууу......

Вечером Аньке даже перезванивать не стала, потому что Анька та ещё подружка! Мало того, что у неё модельная внешность и весёлый неунывающий характер, так она ещё постоянно про свою полную приключений жизнь рассказывает! БЕСИТ втройне!

Перед сном мама контрольным выстрелом SMS-ку с фотографией нашего последнего совместного отпуска и комментарием, какая я у неё прелесть, прислала... Решила добить, чтобы не мучилась... Почему мама меня жалеет, это я хоть понять могу, я же всё таки её ребёнок. Я её седой, старый, жалкий и жирный ребёнок! Уууууууууууууууу......

Звериный вой продолжается 2-3 дня, потом я опять перевоплощаюсь и оставшийся месяц феей порхаю, порхаю, порхаю....

12. Зеркало и швабра
Татьяна Щербинова 2

— Ах, какая музыка играла  на балу,  а моя очаровательная хозяйка порхала, словно птичка в окружение кавалеров. Вальс, мазурка, полонез даже сейчас слышу эту мелодию.
— Врёшь, ты всё…
— Нет! не вру, помню, как отражались огни свечей в моём стекле.
— В тебе давно никто не отражается, кроме меня.
— Это так, — тяжело вздохнув, ответило зеркало своей подруге старой швабре.
Швабра хоть и считалась старой, но была намного моложе своей подружки, чем страшно гордилась.
Немного помолчав, старое зеркало продолжило:
— Ты сегодня злая и я знаю почему…
— Вот и не знаешь,  — обиженно фыркнула швабра.
— Я слышала, что бабушка вчера вечером кому то говорила, что скоро в гости приезжает внучка, и ты  надеялась, что она вспомнит о тебе. Затеет генеральную уборку, и тебя вытащат  на свет. Но, увы, похоже про тебя забыли, — ехидно прошептало зеркало.
И они, поочерёдно вздохнув, замолчали.
Зеркало вспоминало свою молодость, как оно блистало в руках мастера, как он любовно полировал золочёную раму, в которую облачил своё детище. Каждое утро начиналось с приветствия и слов любви и зеркало в ответ улыбалось, игриво посылая зайчики, если в маленькое оконце заглядывало солнце.
Потом мастер продал своё детище, но это нисколько не огорчило зеркало, оно понимало, что создано, блистать в большом зале, восхваляя красоту. Новая хозяйка, также любила зеркало и даже служанкам не разрешала смахивать с него пыль. Утром, весело напевая, заботливо обтирала зеркало. Так продолжалось много лет, а когда хозяйка состарилась, оставила зеркало в наследство своей дочери.  Зеркало  верой и правдой служило семье.
Оно помнило все горести и радости, как рождались и умирали члены семьи, свадьбы, помолвки, а также дни скорби.
Но больше всего оно любило, когда в дом приходили гости и долго танцевали.
— Ах! Что это были за вечера, — прошептало зеркало.
— Ты опять за своё, — буркнула швабра.
— Да, мне есть что вспомнить,  в отличие от тебя, когда танцевала моя маленькая прелестница, она любила тайком подглядывать в зеркало за своим отображением. А я, понимая, улыбалась ей в ответ. А ты  всего лишь швабра и тобой моют пол в углах, и на балу ты никогда не была…
И это было правдой, втайне швабра завидовала  насыщенному прошлому зеркала, но никогда не говорила об этом вслух.

     Иногда случались такие дни, когда  дверь чулана со скрипом открывали и швабру брали, мыть пол в дальних углах.
Швабра любила такие дни и потом с гордостью рассказывала своему другу зеркалу, как сильно изменилась жизнь. Свечей давно никто не зажигает, а на потолке горит люстра, чему очень сильно удивлялось зеркало. В  душе оно  не верило словам швабры, но поддакивало. Зеркало представляло, что люди вечерами зажигают свечи, и они загадочно отражаются в нём.
Оно даже придумало игру считать случайно забежавшие огоньки в чулан, но такое случалось редко и  зеркало скучало по прошлому.
    Так бы и продолжали спорить две старые подруги, заточённые давно в  чулан за ненадобностью, но их воспоминания прервало непредвиденное событие.
Дверь чулана распахнулась, и его залило светом, на пороге стояла молодая девица, но, к сожалению, была совсем не похожа на тех девушек, которых помнило зеркало. Она была коротко пострижена и в неизвестной зеркалу одежде.
— Бабушка, что за рухлядь у тебя тут скопилась,  — визгливо закричала девица, — всё на свалку. Сколько я тебе говорила, что старые вещи нельзя держать дома, ты перекрываешь дорогу новому.
Что ответила бабушка, зеркало уже не расслышало.
Оно  не знало радоваться или печалиться столь резким переменам, ему надоело находиться в забытьи и хотелось перемен, но в голосе девицы чувствовалась угроза.
— Совсем старое и облезлое,  рама потрескалась, да и само оно потускнело, — с этими словами девушка  вытащила зеркало на улицу, оставив его возле кучи мусора.
Зеркало испугалось и чуть не заплакало, его окружали не знакомые вещи, но вскоре рядом оказалась его подруга швабра.
— Дорогая,  — впервые зеркало так обратилось к швабре,  — скажи, что это значит, нас выбросили?  И почему она назвала меня облезшим?
—  Ты давно облезло, — фыркнула в ответ швабра.
В этот момент к мусорной свалке подошла молодая женщина, взяла в руки швабру и сказала:
— Хорошая  швабра, ещё пригодится мне, —  и, прижав к груди, ушла с ней.
Швабра напоследок покачала своей ручкой зеркалу:
— Вот видишь я ещё хорошая, прощай подруга…
Когда женщина скрылась из вида, унеся единственную подругу,  зеркалу стало совсем страшно и одиноко.
«Вот и прошла моя жизнь», —  думало зеркало.
К вечеру закапал дождь, обмывая облезшее зеркало, и так бы печально и закончилась, эта история, не проходи мимо некий старичок. Он был немного навеселе,  неопрятно одет, но намётанный глаз сразу выловил в куче мусора затейливую вещицу. Он, потирая руки, осмотрел зеркало, зачем-то постучал, погладил и приподнял:
— Да ты тяжеловат, дружок, — с этими словами он, кряхтя, понёс зеркало к себе домой.
В небольшой комнате заваленной старым хламом пахло чем-то хорошо забытом, но таким родным. Зеркало вновь вспомнило своё детство и зеркальных дел мастера, в его коморке так же пахло лаком и красками, любовью и заботой. Зеркало немного успокоилось и перестало бояться.  А старичок,  оказался реставратором.  Очищая  от грязи раму, он нашёл знаменитое клеймо мастера зеркальных дел Луи  Арпо.
Радостно потирая руки он взялся за работу, прошло немало дней и ночей , когда старое зеркало засверкало в  прежней красоте. После чего его  продали,  и оно заняло почётное место в музее.
Зеркало вновь обрело счастье и покой. Оно, как и прежде, выполняло своё предназначение восхвалять красоту. Только  ночью, когда гасли новые для зеркала лампочки и зал погружался в темноту, зеркало вспоминало свою подругу швабру. Ему очень её не хватало  и так хотелось ей рассказать о своём счастье. Но, увы, встретиться им больше не удалось.

Фото из интернета


Рецензии