Прозвища военно-морских званий и должностей

Традиционные прозвища военно-морских званий и должностей:

Капитан 1 ранга – капраз, каперанг, каподин.
Капитан 2 ранга – капдва, кавторанг.
Капитан 3 ранга – каптри, майор (для военных инженеров-специалистов).
Старший лейтенант – старлей.
Главный корабельный старшина – главный, главстаршина.
Старшина 1 статьи – первостатейный.
Старшина 2 статьи – второстатейный.
Матрос – моряк, военмор, краснофлотец, братишка, боец (для морской пехоты и береговых военнослужащих ВМФ).
Матросы – моряки, военморы, краснофлотцы, братишки, бойцы, братва (редко, только во время увольнений, самоволок, ДМБ).
Главнокомандующий ВМФ – главком.
Командующий флотом (флотилией) – комфлота.
Флагманский специалист – флажок, флагспец.
Флагманский специалист по живучести корабля – живчик.
Начальник медицинской службы, корабельный врач –док, доктор, медик, начмед, бацила, бацик.
Начальник спасательной службы – начспас.
Офицер особого отдела, представитель органов безопасности – особист, кэгэбэшник, гэбэшник, кгбист, гэбист, чекист, большой брат, наушник, лохматое ухо, лохмач.
Главный артиллерист – главарт.
Командир корабля – командир, отец, отец родной, кэп, кэптен.
Старший помощник командира корабля – старпом, старший, большой, чиф.
Заместитель командира корабля по политической части – начальник политотдела, начпо, зам, зам полит, политработник, комиссар.
Командир электромеханической боевой части – механик, мех, батя.
Командир какой–либо боевой части – бык, бычок.
Командир химической службы – химик, химарь.
Командир боевой части наблюдения и связи – связист, радист, секретчик.
Специалист потайной связи (шифровальщик) – СПС, спейс, эспээсовец, шаман.
Матрос машинно-котельной команды (мотористы) – маслопуп.
Санитар, фельдшер – бацилла.
Курьер, подавальщик в кают-компании (уборщик кают) – вестовой, гарсон.
Корабельный электрик – фаза, фазер.
Машинист двигательных установок – кочегар, котельщик, дух, движок, чёрт.
Самые молодые матросы на корабле – карась, дух, салага, салобон.
Матрос первого годы службы – молодой матрос, краснофлотец, молодой.
Матрос, прослуживший от полутора до двух лет – матрос, моряк, полторашник.
Матрос второго годы службы – военный моряк, подгодок.
Матрос третьего года службы – военмор, годок.
Матрос, отслуживший три года, но еще не ушедший в запас по приказу – ДМБовский годок, перец.

Это не последний лист этой книги – это крайний лист (моряки традиционно не любят и избегают говорить слово-понятие «последний»). Следующей книгой будет «Сборник военно-морского фольклора ВМФ СССР 70-х годов XX века» (сборник морских анекдотов, баек, командных слов, крылатых выражений, поговорок, пословиц, суеверий, тостов)».


Рецензии
Доброго дня суток Александр Сергеевич. Очень интересные у Вас публикации.С Вашего разрешения хотел бы добавить ещё Моторист - Мотыль и Рулевой - Руль. Так называли у нас на службе КЧФ. С Уважением Фёдор Сорокин.

Федор Сорокин   06.08.2022 05:15     Заявить о нарушении
Уважаемый Фёдор Сорокин. Искренне благодарю Вас за отклик и ценные дополнения к моим произведениям о военно-морской службе. Спасибо большое. Если можно, то прошу Вас чуть-чуть уточнить - на кораблях какого ранга применялись эти прозвища: моторист - "Мотыль" и рулевой - "Руль"; как они использовались в речи моряков (примеры этих речевых оборотов и фраз). Ещё раз большое спасибо и успехов Вам, Федор, в вашем творчестве и в жизни. С уважением, Александр Сергеевич Суворов.

Александр Суворый   06.08.2022 09:56   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр Сергеевич. Я служил на КЧФ в 1992-94 году. К сожалению на тот период времени срок службы в ВМФ составлял всего 2 года. Как Вы прекрасно понимаете это слишком мало. Корабль на котором я проходил службу КРХ-321 был четвертого ранга. Сам я относился к БЧ-4, должность моя была старший механик ЗАС.
Сейчас решил вспомнить о своей службе и созрело желание описать это в прозе. Вот не большой отрывок из моего рассказа.

... - А меня Никита зовут. Ты откуда будешь? - знакомясь с Иваном спросил Ерёменко.
- Из Чебоксар.
-Чувашия. Россия. С Волги - дополнил подробностью Соколов, углядев на лице парней недопонимание.
- А я с Украины. С Днепропетровска. А этот мотыль с Полтавы - улыбаясь ответил Сергей и дал дружеский лобач Никите. ...

Это использование прозвища Мотыль - Моториста в разговоре матросов. Рулевых - Руль так же просто называли при разговоре.
Ещё Уважаемый Александр Сергеевич хочу дополнить при обращении к старшему по званию, в основном офицерам или мичманам (сундуками), мы использовали короткое обращение Тащ. Например:
- Разрешите обратиться тащ мичман
Или
- Тащ командир, личный состав КРХ-321 построена по вашему приказанию
С Уважением Фёдор Сорокин

Федор Сорокин   06.08.2022 11:00   Заявить о нарушении
Отлично, Фёдор! То, что нужно! Спасибо большое. Обращение "Тащ командир!" - этого при нас (служба 1971-1974 годов) не было. Мы обращались полностью "Товарищ командир!". Старпомы у нас были - будь здоров! За это дополнение Вам особое спасибо. Очень ценное отражение эпохи службы в ВМФ СССР-России.

Александр Суворый   06.08.2022 12:48   Заявить о нарушении
Катер радиационной и химической разведки "КРХ-321" Черноморского флота (фото А.Кузенкова, http://www.kchf.ru/photos/photo_kater/krh321_01.htm).

Александр Суворый   06.08.2022 12:50   Заявить о нарушении
Катер радиационной и химической разведки "КРХ-321"

"КРХ-321"

ТТД:
Водоизмещение: 270 т.
Размеры: длина - 46 м, ширина - 6 м, осадка - 2 м.
Скорость полного хода: 30 узлов.
Дальность плавания: 1250 миль при 15,5 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля М504Б-4 по 5000 л.с., 2 вала.
Вооружение: не несет.
Экипаж: 20 чел.

История катера:
Катер радиационной и химической разведки пр.1388Р

Данный катер принадлежит к большой серии торпедоловов и катеров радиационной и химической разведки на их основе, шифр "Баклан". Все катера данной серии (более 30 единиц) были построены в период с 1974 по 1990 гг.

Для осуществления радиационной и химической разведки катера данной модификации оснащались специализированной аппаратурой и системами связи. Всего для ВМФ было построено 11 единиц таких катеров.

Катер радиационной и химической разведки "КРХ-321" был построен на Сосновском судостроительном заводе (заводской №471), вступил в строй Черноморского флота в 1981 году.

С 13.06.1983 г. входил в состав 162-го дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов ЧФ.

01.08.2001 г. катер вошел в состав сформированного 255-го дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов ЧФ.

01.09.2002 г. катер "КРХ-321" был списан и исключен из списков флота.

Александр Суворый   06.08.2022 12:51   Заявить о нарушении
Спасибо большое Александр Сергеевич за предоставление ТТД КРХ-321. Эти характеристики и данное фото у меня есть. Сейчас на просторах интернета собираю всю информацию о КРХ-321 к сожалению нашёл не много. Последнее имеющее у меня фото датированное начало 2000 -х годов. Катер стоит в Севастополе на судоремонтном заводе, на фото видно, что КРХ до главной палубы срезан.
Со своими сослуживцами, к большому сожалению, связь утеряна. Так как, на период моей службы, большая часть экипажа КРХ-321 составляли граждани Украины.
Ещё хотел пояснить уважаемый Александр Сергеевич. Обращение Тащ к старшему по званию мы преминяли только к знакомым мичманам и офицерам, либо когда требовалась краткость (море, аврала, тревоги). В остальных случаях конечно же Товарищ.
С Уважением Фёдор Сорокин.


Федор Сорокин   06.08.2022 13:31   Заявить о нарушении
Спасибо ещё раз. Конечно же сокращённое обращение продиктовано обстоятельствами. Например, на БС в Северной Атлантике в августе-сентябре 1973 года (в дни войны Судного дня на Ближнем востоке), отражая массированные налёты боевых самолётов с американского авианосца "Джон Фицджеральд Кеннеди", офицеры,мичманы и старшины БЧ-2 и РТС БПК "Свирепый" в общении друг с другом по обмену целевыми указаниями и данными для стрельбы зенитными ракетами и артустановками (конечно в режиме имитации), вообще обменивались какими-то звуками, сигналами, сокращёнными терминами, а то и вовсе выкриками, окриками или частицами команд (времени на реакции и "стрельбу" было крайне мало - секунды). На 45-летнем юбилее корабля в 2017 году мы слушали магнитофонную запись со стрельб зенитными ракетами во время учений. Тогда "рогачи" тоже перекликались какими-то нечленораздельными звуками и словами... Интересно, но даже в зале офицеры и мичманы БЧ-2 и РТС понимали эти звуки и крики, "расшифровывали" и поясняли их нам, участникам юбилейного застолья. Я об этом тоже писал в фоторепортаже о юбилее БПК-СКР "Свирепый".


Александр Суворый   06.08.2022 13:57   Заявить о нарушении
Благодарю за интересную информацию Александр Сергеевич. С удовольствием прочту Ваши репортажи.
Ещё хотел у Вас спросить один вопрос как мореман моремана. Недавно у нас с товарищем возник спор. Он тоже флотский человек. Как правильно будет звучать РЫНДА или СУДОВОЙ КОЛОКОЛ. Я придерживаюсь названия СУДОВОЙ КОЛОКОЛ. Потому что где то читал, что РЫНДОЙ называют сам бой в СУДОВОЙ КОЛОКОЛ. Шкерт который крепиться к языку СУДОВОГО КОЛОКОЛА имеет название РЫНДА БУЛЬ. Товарищ отрицает это и называет СУДОВОЙ КОЛОКОЛ РЫНДОЙ. Разрешите наш спор пожалуйста Александр Сергеевич.
С Уважением Фёдор Сорокин

Федор Сорокин   06.08.2022 16:22   Заявить о нарушении
Всё о рынде здесь: http://proza.ru/2016/11/12/585.

333 Плачущая рында 01 03 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 333. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Плачущая рында. 01.03.1974.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора: Балтийское море. БПК «Свирепый». Корабельный колокол (рында) БПК «Свирепый». 01.03.1974 г.

Александр Суворый   06.08.2022 18:17   Заявить о нарушении
Спасибо большое Александр Сергеевич за Ваш очень занимательный и подробный рассказ о корабельном (судовом) колоколе или рынде. Теперь в доказательства правильности названия, можно предоставить на обозрение Ваше подробное описание.
С Уважением Фёдор Сорокин

Федор Сорокин   06.08.2022 19:24   Заявить о нарушении