И сатирой на фронтах решался бой. Часть 1

                Жить без пищи можно сутки,
                Можно больше, но порой
                На войне одной минутки
                Не прожить без прибаутки,
                Шутки самой немудрой.
                (А.Твардовский)

      22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны внезапно напала на Советский Союз. В первые дни войны Центральный Комитет  партии разработал программу мобилизации всех сил народа для сокрушения армии нацистов. Прозвучало обращение к рабочему классу, колхозному крестьянству и интеллигенции с призывом: «Всё для фронта!  Всё для победы!».


      В числе первых мероприятий, осуществлённых ЦК КПСС и Советским правительством, была организационная перестройка всей нашей прессы, чтобы она целиком соответствовала нуждам военного времени.

      Одновременно с формированием дивизий, армий, фронтов создавались дивизионные, армейские, фронтовые газеты. Уже в 1942 году на фронтах Отечественной войны издавалось 19 фронтовых, 93 корпусных и армейских, несколько сот дивизионных газет общим тиражом свыше 3 млн. экз. В период перехода Советской Армии к широким наступательным операциям росла и фронтовая печать.

      Начало войны, к которой все внутренне готовились, оказалась неожиданной. Тем не менее «Правда», а с нею и вся печать, перестраивалась на военный лад. Тематика газеты преобразилась.

      23 июня в «Правде», вслед за Указами Верховного Совета о мобилизации военнообязанных и об объявлении в некоторых местностях Советского Союза,  были опубликованы сообщения о митингах, прокатившихся по стране. И рядом  - первые военные стихи А.Суркова «Присягаем победой», Н.Асеева   «Война в наши двери стучится», статья Л.Соболева  «Отстоять Родину!».

     «Я не встревожен судьбой искусства: испытания очищают, - писал Илья Эренбург в трудный для Родины час. – Я думаю об одном: о судьбе России. Снова и снова мне хочется повторить: не книги мы должны защищать – читателей: они, наши читатели, защищают Россию – и землю, и язык, и мысль. Первый человек нашей страны стал первым солдатом Красной Армии».

      Да враг был очень силён, беспощаден и жесток. Улицы советских городов запестрели призывными плакатами   «Родина-мать зовёт!»,  «Убей врага!»,  «Смерть немецким оккупантам!». Народ от мала до велика брался за оружие, чтобы защитить свой дом.

      Гитлеровские бандиты должны быть уничтожены, и они будут уничтожены – вот основной лейтмотив всех произведений литературы и искусства военных лет.

      Чувство идейного превосходства над врагом, глубокое сознание правоты нашего дела и твёрдая уверенность  в  победе питали  сатиру военных лет. Военный  «Крокодил» готовился небольшим коллективом, выходил на серой бумаге и не блистал красками, но нёс верную антифашистскую службу. Редактором журнала был    Г.Рыклин, который постоянно сотрудничал в «Правде».

      На страницах журнала появляются материалы, присланные из действующей армии военными корреспондентами журнала.  К.Симоновым  - с Южного фронта. А.Твардовским с Юго-западного. И.Андронниковым -  с Калининского.  С.Михалковым и Братьями Тур – с Северо-западного.  А.Прокофьевым – с Ленинградского.   Л.Митницким – с Западного.  А.Яшиным – с Балтийского флота. Фронтовые корреспонденты рассказывают о боевых действиях советских солдат и партизан, не теряющих чувство юмора в трудных обстоятельствах, умеющих зло посмеяться над врагом. Разоблачают миф о непобедимости германской армии.

      В военные годы с необычайной мощью и блеском раскрылся талант художников –карикатуристов М.Черемных, Кукрыниксов, Л.Бродаты, К.Елисеева, Ю.Ганфа, К.Ротова, И.Семёнова.  Они показали себя как страстные публицисты и политики.

      Показательный случай произошёл в военные годы с Кукрыниксами – М.Куприяновым, П.Крыловым и Н.Соколовым. В октябре 1941 года их эвакуировали, причём Соколов попал в Куйбышев, а Крылов и Куприянов – в Алма-Ату. Но творчество этого редчайшего содружества настолько слилось, что рисунки, сделанные одним из них в Куйбышеве и двумя другими в Алма-Ате, подписывалось общим именем: Кукрыниксы. В январе 1942 года художники вернулись в Москву и возобновили регулярную работу в редакции  «Правда».
 
       Первым новым отделом, введённым  «Крокодилом» в годы войны, был отдел  «Метким ударом».  Он был составлен из сатирических материалов фронтовых газет    и появлялся в каждом номере журнала. Под этой рубрикой постоянно печатались анекдоты, миниатюры, эпиграммы. Малые жанры сатиры нашли место и в другом отделе – «Короткая очередь».

       Весной 1942 года в журнале появляется новая рубрика  «Полевая почта». Печатавшиеся здесь весёлые истории из фронтовой жизни  в основном были написаны бойцами, командирами и политработниками.
       Возобновление другого читательского   отдела – традиционной рубрики  «Дорогой Крокодил» было связано с  обращением к невоенной тематике, которая с началом войны почти исчезла со страниц журнала.

       Находить "не героев тыла" журналу помогали читатели. Так, в отделе  «Дорогой Крокодил!»,  появившемся в №9 за 1943 год, они рассказали о новоявленных волокитчиках, о халатных почтовых работниках, о чиновниках, отказавших в помощи семье фронтовика и так далее.

      «Не героев нашего времени» резко бичевали в своих произведениях сатирики  В. Лебедев-Кумач, М.Слободской, Г.Рыклин,  А.Раскин и художники-карикатуристы  Н.Радлов, Ю.Ганф, И.Черемных, В.Горяев. «Крокодил», разя смехом гитлеровцев, высмеивая заботящихся о собственном благополучии бюрократов и обывателей, в меру своих сил содействовал победе над фашистскими захватчиками.
               
                +++++     +++++     +++++

      Б.Ефимов осенью 1917 года поступил в Киевский университет,  но успел только приобрести студенческую фуражку…  И на этом, Гражданская война прервала его обучение. Он поступил в отдел Политического Управления Наркомвоена.  Но Бориса не увлекла беготня с бумажками и поручениями: он вспомнил свой юношеский опыт рисования. И вскоре на страницах киевской военной газеты  «Красная звезда» появился его первый рисунок.

      В начале 20-х годов Б.Ефимов переезжает в Москву и начинает работу  в газете «Известия» и одновременно в  «Вечерней Москве» и  «Крокодиле». Карикатуры  Ефимова  появлялись почти ежедневно. Но в 1937 году, когда страну накрыла волна репрессий, пострадал брат  Бориса Ефимовича Михаил Кольцов, бывший долгое время редактором «Правды». Судилище  вершила неизменная «тройка». На следующий же день Кольцова расстреляли во внутренней тюрьме Лубянки.

      Бориса Ефимова незамедлительно выгнали с работы, и он в течение двух лет жил в ожидании своей отправки  на  «архипелаг ГУЛАГ».  Только спустя много лет узнал, что когда в очередной раз на стол Сталина положили  очередной список с фамилиями тех, кого предполагали «забрать», тот со свойственной ему лаконичностью сказал:  «Не трогать!». Ефимову разрешили работать.
 
      К слову существует и ещё одна легенда о «причудах» вождей.  Адольф Гитлер в отличие от Сталина включил художника в другой список:  «Найти и повесить!».

      С первых дней войны Борис Ефимов стал работать в главной военной газете страны «Красная звезда». Сюда пришли известные советские писатели и публицисты К.Симонов,  А.Толстой, И.Эренбург, В.Гроссман и многие другие. В эти тяжелейшие для страны дни Б.Ефимов стремился в своих произведениях раскрыть звериное нутро фашизма. Высмеивал руководителей фашистской Германии:  бесноватого фюрера, мартышку – пропагандиста Геббельса, гестаповского палача Гиммлера, свиноподобного Геринга и других. Работы художника пользовались большой популярностью в окопах войны и в тылу, и очень метко били по врагу.

      Итоги Великой Отечественной войны хорошо известны, а те, кто её начал, понесли суровое наказание.  По личному указанию Сталина Бориса Ефимовича Ефимова включили в состав советской делегации деятелей культуры, которая вылетела в Нюрнберг, где  проходил процесс над главными фашистскими преступниками.

      Впоследствии Б.Ефимов так описывал свои ощущения, когда оказался в стенах старинного Дворца Правосудия.

      -  Тяжёлая узкая дверь, почти незаметная в покрытой дубовыми панелями стене, отворяется, и за ней показывается одутловатая физиономия Геринга. Покачивая отвислым брюхом, он пролезает вперёд и садится на своё место, первое в первом ряду подсудимых.

        За ним появляется американский полицейский, затем Гесс. Потом снова полицейский и – Риббентроп.  Снова полицейский и – Кейтель. Так, чередуясь с охраной, выходят и усаживаются на скамью все подсудимые.

        За исключением Гитлера, Гиммлера, Геббельса и Бормана, перед нами в полном составе вся кровавая свора фашистских главарей. Весь нацистский зверинец. Зверинец. Это, пожалуй, наиболее уместное   и правильное слово.
 
         Можно представить, с каким интересом Борис Ефимов разглядывал в упор и рисовал с натуры физиономии тех, кого клеймил с первого дня войны.
                (продолжение следует)
               


Рецензии