Учитель года

               

           Я хочу рассказать о том, как почерк человека может сыграть огромную роль в его жизни - почерк может быть причиной неприятностей, даже горя, а может стать причиной славы и признания. Эта история произошла с моей родной бабушкой, Анной Андреевной. Она родилась в семье сельского священника в 1898 году, после окончания школы проучилась два года в Одесском епархиальном училище и получила диплом домашней учительницы, после этого ещё год отучилась на курсах там же и получила ещё один диплом, который давал ей право работать учительницей начальных классов школы. Оба эти диплома, написанные от руки красивым каллиграфическим почерком на веленевой бумаге, хранятся в моём семейном архиве.
Свою учёбу бабушка закончила во время Первой мировой войны, после работала учительницей младших классов в городской школе. Поскольку она была беспартийной, к тому же дочерью священника – «поповной» -  как тогда говорили, перспективы роста в советской школе у неё никакой не было, в то время косо смотрели на детей священников –считалось, что они классово чужды советской власти, проще говоря, они считались людьми второго сорта; люди первого сорта должны были быть выходцами из рабочей или крестьянской среды.
            Надо сказать что бабушка была исключительно добросовестной, очень честной, прилежной и трудолюбивой, её очень любили ученики, а вот коллеги по школе и начальство относилось к ней по понятным причинам с опаской - время было такое. Училась моя бабушка превосходно и вообще всё, что она делала, было качественное.
            Кроме прочих достоинств, которыми она обладала, у неё был великолепный почерк. В современных школах почерку уделяют мало внимания, а в те времена учились писать, используя так называемые «прописи». Возможно, современные дети не знают, что это такое.          Прописи представляли собой специальную тетрадку с образцами букв или их элементов, в которой ученик должен был делать свои записи, рядом с образцами, которые необходимо было копировать. Самым лучшим считался почерк, который повторял почерк из прописей, именно к этому должны были стремиться все ученики. Сейчас мало кто обладает такими способностями, а в то время почерк ценился очень высоко, потому что большинство документов составлялись именно так, от руки. Как я уже сказал, бабушка была исключительно добросовестным человеком и обучала детей своего класса писать по прописям, занималась с каждым персонально и добивалась того, что её ученики писали так же красиво, как она, и почерк был у всех такой, как в прописях. В школе все знали об этом - такое качественное обучение детей письму редко где можно было найти.
         Этот случай произошел в послевоенные годы, это правдивая история и состоит она в следующем.
       В то время в школах проводились так называемые «министерские» контрольные, и вот одна из них выпала на долю моей бабушки. Детям раздавали чистые листы бумаги и они должны были написать диктант, текст которого присылали из министерства. Учитель должен был продиктовать текст, затем листки собирались и отправлялись на проверку в министерство. Точно не знаю, однако думаю, что это было Министерство народного образования Украины и оно находилось в Киеве. Контрольная работа была проведена, диктант написан и работы детей отправлены на проверку.
         И вот тогда произошёл скандал. Чиновник в министерстве, который проводил эту работу, получив листки с детскими работами, был изумлён - все ученики класса, а их было более 30 человек, написали работы практически одним почерком - каллиграфическим. Очевидно, он посчитал, что это невозможно, что это - уловка учителя, который, желая выглядеть с лучшей стороны, переписал все 30 диктантов сам и отослал, выдав за детские работы. Чиновник этот (мне неизвестно его имя) по рассказам был очень принципиальным и честным человеком, страшно рассердился и заявил, что не допустит обмана и выведет учителя на чистую воду. С этой целью он приехал в наш город и заставил провести повторно контрольный диктант. Конечно, руководство отдела народного образования города не могло ему возразить, и этот человек был направлен в класс моей бабушки. Он лично присутствовал на повторном контрольном диктанте, проследил за тем, чтобы детям были розданы чистые листки, после собрал готовые работы и проверил их лично.
       Каково же было его удивление, когда он понял, что это не обман, а чистая правда - моей бабушке удалось научить весь класс писать красивым классическим почерком, как из прописей.
        Чиновник этот был не только добросовестным, но  принципиальным и честным, очевидно, ему стало стыдно из-за за своего недоверия, он извинился и начал хвалить мою бабушку перед руководством и потребовал, чтобы её наградили и отметили каким-то образом. Городское руководство изменило свое отношение к моей бабушке - теперь она была героем, прославившим наш город.
           Вскоре её сделали учительницей года нашего города - тогда было так принято: по итогам года называли лучшего сталевара, лучшего шахтера, лучшего слесаря, лучшего врача и конечно, лучшего учителя. Вот так моя бабушка стала знаменитой и у меня до сих пор хранится газета с её портретом и маленькой статьей о том, за что она стала учителем года.
          Моё детство прошло в её доме. Родители много трудились, были очень заняты, поэтому воспитывала меня в основном она, бабушка. Она была моим ангелом, я бесконечно благодарен за всё, что она сделала для меня, за её доброту, терпение и такт, она всегда была и остается для меня примером того, как должен жить человек. Прошло 50 лет после её смерти, но она часто снится мне и я часто вспоминаю её милый образ.
           Бабушка прожила 71 год и ушла из жизни 8 августа 1969 года. Рано утром она проснулась, дедушка принес ей с огорода свежий помидор, и это был её последний завтрак. Мне было тогда 14 лет, в то время я спал в соседней комнате; чтобы не будить меня, бабушка решила прилечь, уснула и больше не проснулась.
       Она умерла во сне, легко и безболезненно. Бог часто даёт легкую смерть достойным людям, а она жила хорошо и дарила только радость, и так же хорошо и легко ушла из жизни… вечная ей память!


                Январь 2020


Рецензии
Прекрасный рассказ. Я тоже из учительской среды, родители получили образование в начале прошлого века и все, что есть во мне хорошего именно от них,я считаю, что мой старший сын, общаясь с бабушкой-педагогом, моей мамой, научился учиться и вырос хоролшим человеком, взяв в свой характер многие хорошие ее черты.
Моя мама почти рвестница вашей бабушке -(1909 года рождения), умерла тоже в 1969 году здесь в Кривом Роге. К стати, у них много общего: родители не пролетарии и уважение в учительском коллективе заслужено ими было честной и плодотворной (образцовой) работой в сфере образования, обе беспартийные были образцом для подражания для других учителей и оставили о себе добрую память.
Хорошие теплые слова вы нашли вспоминая свою бабушку-педагога старой формации. Хорошо описаный школьный быт - прописи, линейки, ресфедеры для работы на деревянной школьной доске. Прекрасно передана атмосфера школы тех, до военных и после военных лет. Мне это очень близко и спасибо вам за это.
Евгений Щукин.

Евгений Щукин   05.08.2020 23:22     Заявить о нарушении