Чтобы не было мучительно больно

         Мы все дети - независимо от возраста, пока живы наши родители. Не мною придумано, но это истина, которую нельзя оспорить или опровергнуть. Я человек уже в почтенном возрасте у меня: дети, внуки и даже правнучек есть. Но как я хочу услышать мамин голос – Доцю иды до мэнэ. Это кубанский или хохлатский говор. Как мне хочется прижаться к ее щеке, морщинкам, поцеловать ее натруженные руки, за долгую и очень трудную жизнь. Как хочется сказать простые слова – Мамочка я Вас очень люблю. Так было - очень давно ее  нет с нами. А теперь это бывает - раз в два года. Живем далеко за 1500 км.  Но, специально приезжаем навестить их могилки и сказать, все что хотелось и накопилось за два года. Теперь у нас  только такие разговоры, в одну сторону. Со мной всегда воспоминания: о моей дорогой горячо любимой мамочке - ее лицо, голос, натруженные руки. И моя любовь к ней останется во мне до конца моей жизни. Помню все: ее разговоры,  письма, пироги, испеченные ею и копчения и соленья. Помню, спустишься в подвал, а там не банки как у нас теперь, а стоят в ряд бочки: в них моченые яблоки, соленые огурцы, помидоры, арбузы, капуста, груши лесные и еще бочки две соленых грибов. Закрома с картофелем, свеклой, морковью. Пойдешь в подвал - надо брать посуды много. Принесешь всего понемногу, вот тебе и стол накрыт.
         Что же, мы такие бестолковые, ведь все говорят об этом, но уже потом вот и я такая же.
          Разговаривайте со своими родителями, узнавайте от них обо всем, что только можно, свои корни, их жизнь, перенимайте навыки, записывайте. Любите их, пока они живы, пока они с вами рядом.
          Моя мама была сироткой, вся ее жизнь была очень тяжелой и сложной.
          Замужество, дети, война, голод. Мама была небольшого роста, чернявая, работящая, безответная, очень любящая детей, да и всех людей. Ее обижали родственники папы и чужие люди, а она зла не таила.
           Порой я удивлялась, ей сделают пакость, она напечет пирожков и несет, угощает. Какое же надо было иметь сердце милосердное, что бы на зло - всегда отвечать добром. Я так не могу, я зла в ответ не делаю, а просто перестаю общаться.
         А какая мастерица  была- таких поискать. Мама всех обшивала, всю нашу большую семью. Начиная от папы, шила ему кожухи, брюки, рубашки, фуфайки. Себя и всех детей. Могла все готовить, лучшей стряпухи в поселке не было, делала окорока,  заготовки на зиму: мочила, солила, сушила фрукты и овощи. Ну, просто уникум. И что вы думаете, мы научились этому - нет. Нам же некогда, мы такие: важные, деловые, мы же учимся, у нас высшее образование, мы при должности. Вот и приехали. Мы пенсионеры - ученые. За грибочками ходим, да не знаем мы их, кроме самых распространенных. А мамочка то знала все до единого: съедобный, условно съедобный, как варить, сколько вымачивать про каждый грибочек. И яблочки мочим по рецепту из интернета, не такие они по вкусу, как у мамы были - хоть тоже антоновка. Я, уже не говорю об окороках и пирогах, все вроде так, да и близко не так.
         Да и о жизни родителей знаем, да не все.
         Как хотелось бы вернуть хоть что-то, хоть на минутку. Но, увы - ничего, вернуть нельзя.
         Обращаюсь ко всем детям, независимо от возраста, учитесь на наших ошибках. Не упускайте моменты общения со своими родителями, бабушками, дедушками - несмотря на свою взрослость, должности, работу, свои личные интересы.
        Делайте это сегодня, завтра может не быть…
       


Рецензии