Немного о религии

        
Не могу, к сожалению, точно назвать автора цитаты, которую хочу привести ниже, и не ручаюсь за её абсолютную точность, но смысл её таков: «Все религии были придуманы не самыми глупыми людьми для не самых умных».

Пятьдесят семь лет без бога

Скажу сразу, что до последнего времени никаких знаний о христианстве (как впрочем и о других религиях) я не имел, кроме самых общих понятий. Что-то слышал о 10 заповедях, знал, что есть такой праздник Пасха, потому как даже во времена воинствующего атеизма бабушка всегда пекла куличи, а мать куличи печь не умела, но непременно красила яйца луковой шелухой. Мать и бабушка крестили меня тайком от отца-коммуниста (в данном случае слово «коммунист» никакой отрицательной нагрузки не несет; говорю это потому, что в последнее время используется оно в основном как ругательное), крест нательный, естественно, с меня тут же и сняли (не дай бог отец увидит!). Случилось это в начале 50 годов прошлого века, а рассказали мне об этом событии в возрасте очень близком к совершеннолетию. Не скажу, что я очень обрадовался этому, но и не огорчился, это точно, и было мне, как сейчас говорят, «глубоко фиолетово», — я не чувствовал себя ущербным от того, что в моей душе не было бога. Жизнь и без того была наполненной до предела: мы (я имею в виду себя и моих друзей) увлекались рок-музыкой, сами играли и писали свои песни. К тому же, мы еще и активно занимались спортом, — всеми видами сразу.

В 1970 году вышел альбом «Иисус Христос — суперзвезда» (Jesus Christ Superstar) —мюзикл (или рок-опера) Эндрю Ллойда Уэбера. Заглавную партию исполнил Ян Гиллан, вокалист группы Deep Purple. До нас, через «железный занавес», это альбом добрался, естественно, несколько позднее. Сюжет мюзикла основывался на евангельских повествованиях и охватывал период от въезда Иисуса в Иерусалим до его казни на Голгофе. Мы с удовольствием слушали это великолепное произведение и восхищались, хотя и не знали толком первоисточник, — основной смысл был, тем не менее, понятен. Сама идея этого произведения казалась оригинальной, а музыка и исполнители — просто потрясающими. «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте», — говорил Тим Райс (автор либретто)  в интервью Time. В то время я еще не знал этого высказывания, но и для меня Иисус был не более чем персонажем любимой нами рок-оперы. Остается только добавить, что реакция церкви была неоднозначной, например, некто Э. Л. Бинум (Tabernacle Baptist Church) изрёк: «Такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило Господа, они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианину дОлжно держаться подальше от их антихристианского произведения». 

Шли годы. Прошла добрая половина жизни, и вот уже окончательно дискредитировала себя идея социализма-коммунизма,  всеобщего Равенства, Братства и Счастья. Рухнул великий и могучий Советский Союз (и даже немного жаль его — какая все-таки была супер-империя?!) Всё (в который уже раз!) перевернулось с ног на голову. Перестройка ознаменовала начало Новой Эпохи, — опять все разрушить до основания, а затем… Но, нет! Не всё.  Начали восстанавливать Храмы.  Не думаю, что правительство наше очень способствовало этому (по крайней мере в первое время), скорее — просто не мешало. Исключение, разве что, Храм Христа Спасителя, — христианское лицо России, куда было вложено (как мне кажется) немало и государственных денег. Хотя в дальнейшем, видимо, решено было и на высшем уровне сделать христианство новой национальной идеей. Коммунисты, в основном верхнего эшелона, побросав партбилеты в мусорное ведро, потянулись к богу замаливать грехи. А как же иначе? — А иначе им удачи не видать, читай — Царствия Небесного. Смею предположить, что никто из них при этом не испытывал каких-либо душевных мук, свойственных людям совестливым, имеющим хоть какое-то нравственное начало. Предать свои идеалы? Да раз плюнуть! Ну, подумаешь, поменяли одну религию на другую. Всеобщее Братство и Счастье — на Царствие Небесное. Все равно ни того ни другого никто из простых смертных не видел, а идея, пусть даже самая красивая, и высказанная Марксом-Энгельсом или самим Христом, — это, вроде как бы, теоретическое предположение, которое вовсе не обязано подтверждается практикой.

Мой отец совсем немного не дожил до этого крушения всех идеалов. Не могу себе даже представить, как бы он воспринял эти события. В 17 лет он добровольцем ушёл на фронт, прошёл подготовку и, по достижению восемнадцатилетия, был сразу же отправлен на фронт, где принимал участие в боях под Москвой в составе лыжного стрелкового батальона. Позднее он служил в разведке и за смелые и решительные действия на территории противника был награждён двумя Орденами Славы. Там, на фронте он вступил в партию и, без всякого сомнения, был честным и принципиальным коммунистом.

Потянулись к богу замаливать грехи и «новые русские». Заслуга их в восстановлении храмов неоспорима, но повышенное материальное благополучие, давшее им возможность заниматься благотворительностью, часто напрямую соседствовало с повышенным уровнем греховности, а с таким багажом — только к чертям на сковороду. Как бы то ни было, люди в церковь потянулись. Кто-то приобщиться к соборной молитве, кто-то свечку поставить за упокой или за здравие,  кто-то из праздного любопытства, а большей частью детей крестить да усопших отпевать. Вроде как христиане мы, и коли каждый день молиться не ходим, так хоть в рождении и в смерти отметимся перед Господом нашим, на всякий случай. Конечно, я не говорю об истинно верующих, или воцерковленных, посещающих церковь регулярно. Их не так уж и много (а точнее, совсем немного). Я имею в виду большую часть населения, которая заходит в храм от случая к случаю (приснились умершие родственники, — нужно поставить свечку).

Следующим эпизодом моего знакомства с церковью христовой стало моё с женой (по её инициативе) венчание после пятнадцати лет совместной жизни в храме Успения Пресвятой Богородицы. Храм еще не был полностью восстановлен, но уже производил впечатление. Сам обряд показался мне несколько затянутым но, тем не менее, чувствовалась какая-то возвышенность ритуала,  все было красиво и торжественно. Голоса певчих парили между куполом  и нашими головами,  гармонично подчеркивая баритон Отца Владимира. Союз был благополучно заключён и закреплён окончательно уже дома, за столом, в кругу родных и друзей.

С тех пор прошло ещё достаточно много разных по качеству, а в основном, взбалмошных лет. Так бы и дальше шло всё своим чередом, но, как это у нас  часто бывает, события, происходящие в стране, не дают нам надолго расслабляться, и часто провоцируют  на действия, ранее не предусмотренные нашими жизненными планами. И получилось так, что прожив большую часть своей жизни, я, по воле случая, сподобился вдруг приникнуть к животворному источнику. Захотелось мне узнать о христианстве чуть больше, чтобы найти ответы, на некоторые  вдруг заинтересовавшие меня вопросы. Одни вопросы, как водится, поднимают другие и, естественно, не обошлось без пополнения знаний, например, по истории, которую я знал, как выяснилось, на тройку с минусом. И оказалась история наша еще более многострадальной, чем я ожидал, уже лишь потому, что переписывалась не раз под очередного самодержца (генерального секретаря). А свой религиозный ликбез я начал с книги «Закон Божий» {1}. И, при прочтении только части этой книги, был я весьма удивлен и очень сильно разочарован. Однако, не смотря на такие, совершенно неожиданные мои эмоции, я понял главное, — что давно уже надо было определиться в своем отношении к таким понятиям, как бог и религия. Но, как говорится, уж лучше поздно, чем никогда.

Год пятьдесят восьмой от рождения моего

– Веришь ли ты в бога? –
– Не-е-е-т, боже упаси! –

Почему именно «Закон божий» стал первой книгой в моем приобщении к вере христовой?
Да просто, во-первых, эта книга много лет пылилась в семейной библиотеке; во-вторых, она, по моему мнению, как нельзя лучше подходила для первого знакомства с интересующими меня вопросами, поскольку предназначена была для прочтения в семейном кругу с детьми, а также для изучения в школе и, соответственно, должна была быть изложена простым, ясным и понятным языком.

Далее я просто буду цитировать места, которые важны для понимания того, на чём я бы хотел заострить внимание.

Книга начинается со слов: «Всё, что мы видим: небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живём, воздух, которым дышим, — и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных, и наконец, людей, то есть нас самих, — все это сотворил Бог. Мир есть творение Божие».

Что касается мира (вселенной), то это утверждение не вызывает у меня бурного протеста. На самом деле никто толком не знает, кто же все-таки сотворил мир (вселенную). Есть только гипотезы, основная из которых утверждает, что вселенная образовалась около 14 миллиардов лет тому назад в результате Большого взрыва и последующего расширения. Вполне возможно, что Большой Взрыв был инициирован именно Всевышним, однако надо учесть, что непосредственно перед Большим Взрывом не было ни пространства, ни времени, а все вещество Вселенной было стянуто в точку (сингулярность) с объемом 10 в -27 степени см, с невообразимой плотностью и температурой. В таком случае, где в это время мог находиться Господь? Можно, допустим, предположить, что он мог контролировать процесс в каком-нибудь параллельном мире, если конечно таковые существуют. Тем не менее, церковь не возражала против этой гипотезы. "Признание Большого взрыва облагородило облик Бога!" — иронически заметил папа Иоанн Павел II. {2}
Что же касается растений животных и людей, то как же быть с теорией эволюции Дарвина? Чарльз, ты не прав!? В настоящее время существуют и другие гипотезы появления человека на земле, например: люди (а может быть вся флора и фауна) были «посеяны» на земле космическими пришельцами, которые вполне могли выполнить эту «божью работу». Далее, еще несколько цитат:

«Весь этот мир Бог создал для жизни и пользы людей — для каждого из нас. Так бесконечно любит нас Бог!»

«Бог всемогущий  (Быт. 17, 1; Лук. 1, 37).
Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом.
Бог все может сделать, что пожелает.
Поэтому Он называется всемогущим.»

«Бог вездесущий  (Псал. 138, 7-12).
Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него.
Бог — везде.
Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).»

«Бог всеведущий  (1 Иоан. 3, 20; Евр. 4, 13).
Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем.
Бог всегда все слышит, все видит и все знает.
Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).»

«Бог всеблагий  (Матф. 19, 17).
Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.»
«Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях.
Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым). И мы называем Бога нашим Отцом Небесным».

Теперь исходя из того, что Бог «всемогущий, вездесущий, всеведущий, всеблагий и бесконечно любящий нас Отец Небесный», попробуем понять, как Он, обладающий всеми этими качествами создал и поселил в раю людей, которые, (как ни странно!), не оправдали его надежд? Далее, вместо того, чтобы попытаться хотя бы провести работу над ошибками, «бесконечно любящий», не долго думая, изгоняет свое несовершенное творение из рая. Еве бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу». Адаму сказал: "За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб", то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, "пока не возвратишься в землю, из которой ты взят ", то есть пока не умрешь. "Ибо прах ты и в прах возвратишься". Вот, как говорится, и вся любовь (всеблагость и всемилость). А что, собственно, случилось? Да всего лишь то, что они (Адам и Ева) познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех. То есть, каждый шаг Адама и Евы был предписан волей Божией. Шаг вправо, шаг влево — грех. Налицо подавление любой творческой инициативы и стремления к самосовершенствованию, возможных только с санкции Самого. Тем более, что познание Самого не возбраняется и даже приветствуется: «Но чтобы помнить, что мы принадлежим Богу, быть ближе к Нему и любить Его, то есть исполнить свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь, нам нужно больше знать о Боге, знать Его святую волю, то есть Закон Божий». — Все это мы уже проходили: есть лакомый кусок — вечная жизнь (или просто хорошая жизнь) но его еще нужно заслужить рабским поведением и любовью к Создателю (вождю, директору, любому начальнику) и без всякой самодеятельности. Рост духовного и прочего потенциала должен осуществляться только посредством познания Самого Творца (трудов вождя), да и то если он соблаговолит открыть что-то о Себе. Вот такими и должны были быть люди, живущие в Раю. Но что-то не сложилось. Или Создатель облажался, или Первые Люди каким-то немыслимым образом вышли из под Его контроля, но в целом, результат Его деятельности не впечатляет.

Бог всемогущий?

 После прочтения нескольких десятков страниц вышеупомянутого произведения я не обнаружил никаких фактов, из которых бы следовал такой вывод. То, что Бог создал мир пока никем не доказано, хотя, справедливости ради надо сказать, и  не опровергнуто. Если забыть, чему нас учили в школе, (а у некоторых, находящихся в возрасте автора, такое явление уже имеет место быть), и представить все же, что люди созданы богом, а не произошли от обезьяны,  то и на этом поприще у Господа не видно явных успехов. Сначала он создает заведомый брак, потом какими-то немыслимыми способами (Всемирный потоп, Содом и Гоморра) пытается исправить свои ошибки. Еще раз подчеркну: именно свои ошибки. Потому что именно он создал людей такими, способными к грехопадению. Зачем же тогда было замахиваться на вечную жизнь в раю? Не проще ли было тогда сразу определить человека на землю, пусть и без вечной жизни. Или почему бы сразу не создать такого человека, с которым было бы меньше проблем? Слабо? Что, вообще, мешало Творцу создать идеального человека, а в дальнейшем сообщество идеальных людей? Да, это не просто, ну так на то он и всемогущий! Похоже, что Всевышний действует по законам развитого социализма: сначала создает себе трудности, а потом с переменным успехом (а то и безуспешно) пытается их преодолеть. Чудны дела Твои, Господи!

Бог всеведущий?

 Как следует из определения всеведущности, Господь наш должен был быть прекрасно осведомлён как о прошлом, так и о будущем. Зачем же тогда он создает человека, и поселяет его в рай, если он уже знает, чем все это закончится? Или он не знает? Тогда какой же он всеведущий? Предположим, все-таки, что он знает то, что будет не только завтра, но и через тысячу лет. Зачем тогда он вообще создает человека и весь животный и растительный мир, чтобы потом обрушить на них всемирный потоп? Ведь он же знает, что так будет! Да, честно говоря, и сам способ борьбы с грехопадением выбран уж очень экзотический. Неужели нельзя было как-нибудь попроще? Нет, Они простых путей не ищут…

Периодически, во время написания этого «труда», я лазил по интернету, в поисках дополнительной информации, и тут, как раз в этом месте, (не вру, ей-богу!) на глаза мне попалась виртуальная книга {3}, которая устами Иосифа Ароновича Крывелева гласила: «Именно из-за того, что бог не в состоянии предвидеть результаты своих действий, он часто совершает ошибки, в которых потом ему приходится каяться. О самом главном поводе к раскаянию говорится прямо: «И раскаялся господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем» (Бытие, 6:6). Раскаялся в самом главном деянии, имеющем решающее значение для человечества: в том, что создал его. Ошибку совершил всеведущий! А такими ошибками, по Библии, полна вся его деятельность». Комментарии, как говорится, излишни. Я был сражён, поскольку никак не ожидал увидеть подобное изречение, которое было бы столь созвучно моим мыслям, в какой-либо книге, да еще и от столь просвещённого человека. Как мне удалось выяснить, Иосиф Аронович Крывелев (1906. Москва — 1991, там же) — советский религиовед, библеист, специалист по истории иудаизма и христианства. Доктор философских наук, профессор. Фактически, мне хватило лишь одной вышеприведенной цитаты. Да и не надо быть высоким профессионалом, чтобы сделать тот же самый вывод и увидеть всю несостоятельность божественного промысла, даже читая такой «первоисточник», как Закон Божий. Хотя, кому-то, возможно, и в кайф такое чтиво, — люди-то все разные, и некоторые будут тащиться от этого поболее, чем от детективов какой-нибудь Донцовой. Как говорится, бог им в помощь, кто-то же должен пополнять немногочисленные ряды рабов божьих…

Кстати, существует понятие «Высший космический разум», за которым каждый может увидеть своего бога, если захочет. Многие ученые-космологи склоняются к мысли, что  таинство рождения Вселенной не обошлось без Создателя и Творца, настолько «тонкие настройки» требовались для успешного воплощения поставленной задачи. — Но это, видимо, был совсем другой Бог, который хорошо знал свое дело и не совершал ошибок.

Да, я крещён. Да, я венчан. Когда я закончу свой жизненный путь, меня, может быть, отпоют, потому, что так теперь все делают, потому, что так положено. Но лично для меня — это просто обряды, никоим образом не связанные с какой-либо верой.

Не видать мне спасения, как своих ушей…


ЛИТЕРАТУРА:

1. Закон Божий. Составил Протоирей Серафим Слободской. Holy Trinity Monastery, Jordanville,  N.  Y.  U. S. A. 1987.
2.  Как бог запустил вселенную. (c) Сергей Лесков, From-ua.com
3. Библия: историко-критический анализ. Иосиф Аронович Крывелев. М., 1985

2010 г


Рецензии
По ходу тут путаница двух разных персонажей, бога из первой строги Библии и Бога из первой строки Евангелия по Иоанну. В подобности вдаваться не буду, просто цитату приведу (с подсказками) из случайно сохранившегося раннехристианского текста "Свидетельство Истины":

"Какой же он, этот Бог? Во-первых, он позавидовал Адаму и не захотел, чтобы он съел с древа познания, и, во-вторых, он сказал: "Адам, где ты?" Бог же не имел предвидения, т.е. сначала он не знал этого. И после этого он сказал: "Давайте прогоним его из этого места, чтобы не съел он с древа жизни и не стал жить вечно". Если же он показал себя злым завистником, то что же это за Бог? Ибо велика слепота тех, которые взывают к нему и не познали его. И он сказал: "Я - Бог ревнитель (правильный перевод - Завистник); и я передам грехи отцов на сыновей до третьего и четвертого поколения" (И этот бог - Любовь?). И он сказал: "Я сделаю, чтобы их сердце огрубело и их ум ослеп (91 год вспоминается), чтобы они не смогли ни мыслить, ни постигать то, что говорится". Но это он сказал тем, которые верят в него и служат ему (то есть чреву своему)".

Виктор Хохлачев   01.03.2024 18:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, что откликнулись на мой опус. К сожалению, за недостатком знаний в этой области, не могу правильно интерпретировать Ваше высказывание. С уважением.

Виктор Цибин   02.03.2024 14:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.