1. 3 План публикаций в Лит. дневнике в 2020 г

1.3 ПЛАН ПУБЛИКАЦИЙ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ СТАТЕЙ В «ЛИТЕРАТУРНОМ ДНЕВНИКЕ» В 2020 г. АНОНСЫ

Уважаемые коллеги, добрый день.

В результате получения мною официальных разъяснений о правилах публикации  «литературоведческих статей» в "Литературном дневнике" (с обязательным указанием использования литературного источника), мною подготовлен  план публикаций статей литературоведческого характера, многие из которых из-за превышения объёма цитирования, нарушали условия Договора и в 2019 г. были удалены.

Более 50 статей "литературоведческого характера" будут представлены в "Литературном дневнике" в 2020 г.

Таким образом, все основные статьи будут восстановлены, и вы, по-прежнему, при желании и интересе сможете с ними знакомиться.

Эти статьи будут выходить в Дни рождения писателей. Для удобства привожу этот план целиком.

ПЛАН ПУБЛИКАЦИИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ СТАТЕЙ в «ЛИТЕРАТУРНОМ ДНЕВНИКЕ» в 2020 г.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ/ПИСАТЕЛЬ, СТАТЬИ КОТОРОГО БУДУТ ОПУБЛИКОВАНЫ/ТЕМА

ЯНВАРЬ

15.01/2. О.МАНДЕЛЬШТАМ – КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ http://www.proza.ru/2020/01/15/1164 - 4 статьи
24.01/3. И.АЙХЕНВАЛЬД – О ПИСАТЕЛЯХ http://www.proza.ru/2020/01/24/334 - 2 статьи.
26.01/4. И.ЭРЕНБУРГ – О ЛИТЕРАТУРЕ и ПИСАТЕЛЯХ http://www.proza.ru/2020/01/26/112 - 2 статьи.
29.01/5. Об А.ЧЕХОВЕ – Личность и Творчество (Извлечения из книги К.ЧУКОВСКОГО «Современники. Портреты и этюды») + Разное http://www.proza.ru/2020/01/29/405
- 3 статьи.
31.01/6. М.САБАШНИКОВА-ВОЛОШИНА – О ПИСАТЕЛЯХ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА http://www.proza.ru/2020/01/31/299 - 1 статья.

*****

ФЕВРАЛЬ

01.02/7. Г.ЧУЛКОВ – О ПИСАТЕЛЯХ и ЛИТЕРАТУРЕ  http://www.proza.ru/2020/02/01/157 - 1 статья.
10.02/8. Б.ПАСТЕРНАК – КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ  http://www.proza.ru/2020/02/10/488 - 1 статья.

*****

МАРТ

03.03/9. Ю.ОЛЕША – О ЛИТЕРАТУРЕ, ПИСАТЕЛЯХ, ТВОРЧЕСТВЕ и ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ http://www.proza.ru/2020/03/03/292 - 1 статья.
31.03/10. К.ЧУКОВСКИЙ – О ЛИТЕРАТУРЕ и ПИСАТЕЛЯХ http://www.proza.ru/2020/03/31/444  - 1 статья.

*****

АПРЕЛЬ

03.04/11. Ю.НАГИБИН – О ЛИТЕРАТУРЕ и ПИСАТЕЛЯХ http://www.proza.ru/2020/04/03/84 - 2 статьи.
15.04/12. Н.ГУМИЛЁВ – КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ  http://proza.ru/2020/04/15/255 - 1 статья.
22.04/13. В.НАБОКОВ – О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ http://proza.ru/2020/04/22/287 - 1 статья.

*****

МАЙ

21.05/14. Н.ТЭФФИ – О ЛИТЕРАТУРЕ и ПИСАТЕЛЯХ http://proza.ru/2020/05/21/409 - 3 статьи.
31.05/15. К.ПАУСТОВСКИЙ – О ПИСАТЕЛЯХ и ЛИТЕРАТУРЕ http://proza.ru/2020/05/31/325 - 3 статьи.

*****

ИЮНЬ

06.06/16. А.ПУШКИН – КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ http://proza.ru/2020/06/06/927 - 3 статьи.
11.06/17. В.БЕЛИНСКИЙ КРИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ о ПИСАТЕЛЯХ и РЕЗКАЯ КРИТИКА В.БЕЛИНСКОГО Ю.АЙХЕНВАЛЬДОМ http://proza.ru/2020/06/11/263 - 3 статьи.
21.06/18. А.ТВАРДОВСКИЙ – О ЛИТЕРАТУРЕ и ЛИЧНОСТИ http://proza.ru/2020/06/21/350 - 2 статьи.
23.06/19. А.АХМАТОВА – КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ http://proza.ru/2020/06/23/258 - 4 статьи.
28.06/20. Ж-Ж.РУССО – «ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ» http://proza.ru/2020/06/28/301 - 2 статьи.

*****

ИЮЛЬ

26.07/21. А.МОРУА – О ЛИТЕРАТУРЕ и ПИСАТЕЛЯХ http://proza.ru/2020/07/26/207 - 4 статьи.

*****

АВГУСТ

10.08/22. М.ЗОЩЕНКО – КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ http://proza.ru/2020/08/10/314 - 3 статьи.
14.08/23. Дм.МЕРЕЖКОВСКИЙ – КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ + О ЛИТЕРАТУРЕ http://proza.ru/2020/08/14/351 - 3 статьи.
21.08/24. Л.АНДРЕЕВ – КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ (НОВЫЙ МАТЕРИАЛ) http://proza.ru/2020/08/21/277 - 1 статья.

*****

ОКТЯБРЬ

03.10/25. С.ЕСЕНИН – КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ http://proza.ru/2020/10/03/312 - 1 статья.
18.10/26. Ю.ТЫНЯНОВ – О ЛИТЕРАТУРЕ и ПИСАТЕЛЯХ http://proza.ru/2020/10/18/302 - 3 статьи
26.10/27. А.БЕЛЫЙ – О ЛИТЕРАТУРЕ И ПИСАТЕЛЯХ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ КНИГИ «НАЧАЛО ВЕКА») http://proza.ru/2020/10/26/423 - 3 статьи

*****

НОЯБРЬ

09.11/28. В.ХЛЕБНИКОВ – О ТВОРЧЕСТВЕ и ЛИЧНОСТИ http://proza.ru/2020/11/09/355 - 4 статьи

*****

ДЕКАБРЬ

05.12/29. Ф.ТЮТЧЕВ – КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ http://proza.ru/2020/12/05/369 - 1 статья
07.12/30. Д.АНДРЕЕВ - ИЗВЛЕЧЕНИЯ из книги «РОЗА МИРА» http://proza.ru/2020/12/07/287 - 6 статей

16.12/31. ПЕРЕЧЕНЬ опубликованных статей, в котором Писатели расположены по алфавиту

С 16.12 в "Литературном дневнике" будет опубликован цикл статей, связанных с русским языком (это материалы из моего Архива, которые собирались на протяжении нескольких лет). Вот названия рубрик:

1. Словарик
2. Литературные термины
3. Философские термины
4. Экономические термины
5. Музыкальные термины
6. Крылатые выражения
7. Языки
8. Говорим правильно
9. Старо-русские слова и другое
10. 18 слов
11. 20 слов
12. Это интересно
13. Специфика русского языка

*****

Надеюсь, что материалы будут интересны и полезны.

*****

В 2019 г. опубликовано 3 статьи.
В 2020 г. опубликовано (восстановлено) более 70 статей.
В 2021 г. практически все статьи будут восстановлены.
План публикаций статей в "Литературном дневнике" в 2021 г. будет опубликован в январе 2021 г.

ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В «ЛИТЕРАТУРНОМ ДНЕВНИКЕ» в 2019 г. - ВСЕГО 3 СТАТЬИ

СОДЕРЖАНИЕ

01. Извлечение из книги Л.Н.Толстого «Путь жизни».
02. Извлечения из книги И.П.Эккермана «Разговоры с Гёте».
03. М.Цветаева о Жизни, Любви и Творчестве.

0.1 ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ КНИГИ Л.Н.ТОЛСТОГО «ПУТЬ ЖИЗНИ» (23.07.2019 г.)

«Путь жизни» — значительное этико-философское и религиозное произведение Л.Н.Толстого, по своему жанру аналогичное таким его книгам, как «Мысли мудрых людей на каждый день», «Круг чтения», «На каждый день». Оно не только продолжает, но и завершает этот ряд сборников нравственных максим, поскольку было создано писателем в последний год жизни: первая запись в дневнике о начале работы над книгой (составлена ее первая «книжечка» «О вере») была сделана Толстым 31 января 1910 года, последняя (о чтении корректуры) — 15 октября 1910 года.

Книга представляет собой своеобразный итог многолетних раздумий Толстого над проблемами «смысла и блага» человеческого существования: что значит жить «по совести и разуму», каковы пути духовного единения людей друг с другом и с Богом, как избавиться от грехов, соблазнов и суеверий. И конечно, в произведении такого плана не могли не отразиться тяжелые, мучительные переживания писателя в последние месяцы его жизни, та жизненная драма, которая завершилась его «уходом».

Говоря об особенностях книги, Толстой отмечал, что в ней, по его мнению, отобраны «самые важные мысли из всех», причем расположены они «в определенном, имеющем внутреннее значение порядке».

**********

0.2 ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ КНИГИ И.П.ЭККЕРМАНА «РАЗГОВОРЫ С ГЁТЕ» (из дополнений) (04.08.2019 г.)

Многолетний секретарь Гете Иоганн Петер Эккерман (1792-1854 гг.) долгие годы вел подробнейшую запись своих бесед с великим поэтом и мыслителем. Они стали ценнейшим источником для изучения личности Гете и его взглядов на жизнь и литературу, историю и политику, философию и искусство.

*****

0.3 М.ЦВЕТАЕВА О ЖИЗНИ, ЛЮБВИ И ТВОРЧЕСТВЕ (извлечения из «Дневника», писем и книги «Цветаева без глянца») (08.10.2019 г.)

«Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имён» (М.Цветаева)

СОДЕРЖАНИЕ

1. М.Цветаева о себе
2. М.Цветаева С.Эфрону
3. М.Цветаева о К.Бальмонте
4. М.Цветаева о Вяч.Иванове
5. М.Цветаева об А.Ахматовой и др. Поэтах Серебряного века

5.1 Об А.Ахматовой
5.2 О М.Волошине
5.3 Об И.Северянине

6. М.Цветаева о К.Родзевиче
7. М.Цветаева о Сонечке Голлидэй
8. М.Цветаева – одной строкой
9. Из «Дневниковой прозы» (о Любви)

*****

Хотел бы дать некоторый комментарий. Есть такое мнение, что Личная жизнь творцов – не важна, что эта ниша попахивает «желтизной» и проч.

Считаю вопрос о взаимоотношении Творчества и Личности не праздным и очень важным.

Надо ли знать о нюансах биографии Творцов? Лично я против всякой «желтизны»,  искажений и «трактовок»  жизни Знаменитостей.

Свою позицию на эту тему  я изложил в рецензии на книгу Б. Носика: «Тот век Серябряный, те женщины стальные» (http://proza.ru/2015/07/11/560).

То есть, как и во всём, нужна мера, толерантность и чувство собственного достоинства.

Вместе с тем, жизнь и творчество Творцов настолько связаны между собой, что  отказываться от знакомства с их личной жизнью – это обеднять себя (нас) в понимании Плодов их Творчества.

В подтверждение этой позиции, приведу некоторые высказывания различных писателей и литературоведов.

«Разумеется, блоковский цикл «Кармен» может быть прочитан и без знания того, что он посвящён Дальмас. Но всё же, если мы знаем реальные обстоятельства жизни поэта и знакомимся с женщиной, внушившей ему этот цикл и др. стихотворения, наше восприятие этих произведений становится куда глубже и богаче».

«Личная жизнь сочинителя есть драгоценный комментарий к его сочинениям». У всех великих авторов было именно так, и Борис Пастернак не стал исключением. Ведь практически в каждом его произведении, будь то в стихах или в прозе, отражается образ женщины-музы, которая была с ним рядом...»

«Анна Андреевна свою биографию создала сама – и многое мы знаем от неё самой – и про Модильяни и про Исайю Берлина…...».
 
«..Но лагеря наложили свой отпечаток. Заболоцкий стал мнителен, осмотрителен, насторожен. В стихах состоялось возвращение к классическим традициям. .. Однако именно из личной трагедии поэта и родился цикл лирических стихов «Последняя любовь» — один из самых щемящих и талантливых в русской поэзии».

«Можно ли, не имея представления об Андрее Белом, его чувствах и переживаниях, понять, что он говорит в романах "Петербург" и "Котик Летаев"? Как судить о стихах Ахматовой и Гумилева, не ведая о нравах "Бродячей собаки"? Творческие поиски и любовные романы поэтов и писателей – вот истоки творчества».

«Как можно понять внутренние коллизии романа Брюсова «Огненный ангел», если не знать, что в его основу легла история взаимоотношений Брюсова с Ниной Петровской и Андреем Белым». 

«Жизнь поэта не может быть оторвана от его творчества (и наоборот). Почти вся лирика имеет явно автобиографический характер».

Только в мемуарах и только в них можем найти мы реальные сведения о жизни поэтов Серебряного века, их переживаниях, характерах судьбах.  Увы, невозможно представить их творчество без судьбы, а судьбу без творческих исканий.  Судьба, жизнь, отдельные чувства тоже становились произведением искусства.

Итак….

«Современное литературоведение осуждает увлечение биографическими и библиографическими подробностями. Несомненно, что принципиального значения для науки эти подробности не имеют, но мне думается, что полное пренебрежение к ним также ничем не оправдано» (Смирнов-Сокольский).



Фото из интернета
10.01.2020 г.


Рецензии
Дорогой,Женечка! Ты создал великолепный план, так и хочется всё перечитать. «Жизнь поэта не может быть оторвана от его творчества (и наоборот). Почти вся лирика имеет явно автобиографический характер».Я совершенно с этим согласна.Мы многое считываем между строчек и хотелось бы уточнений . Конечно интересно, что подтолкнуло поэта или писателя написать именно то или иное произведение. Это всегда вносит дополнительные краски и дополнительные вибрации в восприятие содержания того или иного произведения. Ну, а деликатность всегда сработает как тормоз, и заставит исследователя остановиться у последней черты,а не переходить через нее,знать меру, как советовали греки. Спасибо,Женечка! Буду забегать, чтобы воспользоваться списками для себя. Спасибо за огромный труд. Ты Аристотель нашего сайта, систематизатор, что не каждому дано.
С Новым Годом, дорогой друг! Многие лета духовного и телесного здоровья! Благодарю за дружбу, с симпатией и уважением-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   02.01.2021 23:00     Заявить о нарушении
Олечка, большое спасибо за такой содержательный и дружественный отклик. В нём два аспекта: общий и личностный. Начну с первого.

1. Ты пишешь: «Жизнь поэта не может быть оторвана от его творчества (и наоборот). Почти вся лирика имеет явно автобиографический характер».

Абсолютно с тобой согласен. Продолжу твою мысль. Вот, что написала в Отзыве на мою книгу о «Сер.веке» член СП России А.Ирбе:

«Только в мемуарах и только в них можем найти мы реальные сведения о жизни поэтов Серебряного века, их переживаниях, характерах судьбах. Увы, невозможно представить их творчество без судьбы, а судьбу без творческих исканий. Судьба, жизнь, отдельные чувства тоже становились произведением искусства».

*****

«Разумеется, блоковский цикл «Кармен» может быть прочитан и без знания того, что он посвящён Дальмас. Но всё же, если мы знаем реальные обстоятельства жизни поэта и знакомимся с женщиной, внушившей ему этот цикл и др. стихотворения, наше восприятие этих произведений становится куда глубже и богаче».

«Личная жизнь сочинителя есть драгоценный комментарий к его сочинениям». У всех великих авторов было именно так, и Борис Пастернак не стал исключением. Ведь практически в каждом его произведении, будь то в стихах или в прозе, отражается образ женщины-музы, которая была с ним рядом...».

«Анна Андреевна свою биографию создала сама – и многое мы знаем от неё самой – и про Модильяни и про Исайю Берлина…...».

«..Но лагеря наложили свой отпечаток. Заболоцкий стал мнителен, осмотрителен, насторожен. В стихах состоялось возвращение к классическим традициям. .. Однако именно из личной трагедии поэта и родился цикл лирических стихов «Последняя любовь» — один из самых щемящих и талантливых в русской поэзии».

«Можно ли, не имея представления об Андрее Белом, его чувствах и переживаниях, понять, что он говорит в романах "Петербург" и "Котик Летаев"?

«Как судить о стихах Ахматовой и Гумилева, не ведая о нравах "Бродячей собаки"?
Творческие поиски и любовные романы поэтов и писателей – вот истоки творчества».

«Как можно понять внутренние коллизии романа Брюсова «Огненный ангел», если не знать, что в его основу легла история взаимоотношений Брюсова с Ниной Петровской и Андреем Белым».

*****

2. Теперь о личностном аспекте. Думаю, что каждый автор хотел бы получить от тебя такой отзыв. Ну как пройти мимо такой дефиниции: «Ты Аристотель нашего сайта». Такой титул не может не радовать)). С радостью принимаю его от тебя и с гордостью буду носить)). Расскажу внукам, может быть, они зауважают….Аристотеля ещё больше)).

*****

Олечка, знаю, что год был для тебя тяжёлым. Пусть все трудности и тяготы останутся в прошлом.. А в этом году - многих тебе радостных мгновений и счастливых дней.

Всегда твой, Евгений.

Евгений Говсиевич   03.01.2021 06:47   Заявить о нарушении
Спасибо,Женечка за единомыслие- со всем согласна, так как тоже считаю личную жизнь любого писателя,поэта материнским лоном для рождения его произведений, там столько особых красок...Как можно это упустить и отказаться рассматривать это как бесценный опыт,уникальный материал для исследования? Часто уточнения тех или иных поступков ЛГ мы находим именно в биографиях поэтов и писателей.У тебя в списках этому полно подтверждений.А черта, которую нельзя переходить- это кодекс чести
каждого отдельного исследователя.Я много чего знаю, но пока не могу написать об этом, время ещё не пришло... вспоминаются известные строчки " настанет свой черёд" . Подождём. Спасибо за добрые пожелания, надеюсь скоро закончится и вся эта "дурная бесконечность".Выживем, будем писать и дальше. С теплом и симпатией-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   03.01.2021 19:10   Заявить о нарушении
Абсолютно солидарен с тобой, Олечка.
Безусловно, во всём нужна мера, толерантность и чувство собственного достоинства.

Рад общению и в личном плане, и на литературоведческом фронте. Тем более, что мы с тобой конгениальны во взглядах.
С ув., Ев.

Евгений Говсиевич   03.01.2021 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.