Патография Александра Фадеева

Александр Александрович Фадеев (1901 - 1956) - советский писатель и общественный деятель в 1946-1954 гг. «служил» генеральным секретарём Союза писателей СССР; автор знаменитого в советские времена романа «Молодая гвардия» (1946 г.), который выдержал 276 изданий, (это более 26 миллионов экземпляров).

Детство Фадеева прошло в атмосфере семейных конфликтов между родителями: «отец поддерживал эсеров, мать – социал-демократов». Рос способным ребёнком. Ему было около 4-х лет, когда он самостоятельно овладел грамотой». (Раззаков Ф.И., 1999).

Однако на фоне творческой одарённости проявилась и другая сторона личности писателя. По воспоминаниям советского литератора Корнелия Зелинского, Фадеев с его собственных слов: «приложился к самогону ещё в 16 лет, и после, когда был в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Сначала не хотел отставать от взрослых мужиков. Я мог тогда много выпить. Потом к этому привык... Мне мама сама давала иногда опохмелиться». (Зелинский К.Л., 1991).

Писатель Юрий Лебединский вспоминал, что «впервые Фадеев сильно запил в конце 1920-х. А перед войной, писал он, “болезнь была уже сильнее Фадеева”». (Авченко В.О., 2017). Так часто случается с пациентами при начале злоупотребления алкоголем в подростковом возрасте. Клинические признаки заболевания у них появляются рано, и болезнь протекает более злокачественно.

Но - удивительное дело! – также рано стал проявляться и писательский талант Фадеева. Повесть «Разлив» он написал в 1922-1923 гг. В декабре 1923 г. в журнале «Молодая гвардия» опубликовали его рассказ «Против течения». А свой знаменитый роман «Разгром» он начал писать в 1924 г. (опубликован в 1927 г.). При этом относился к работе Фадеев очень добросовестно. Так, некоторые главы романа переписывал по двадцать раз, хотя при чтении создавалось впечатление, что они «сделаны легко, стремительно, одним дыханием».

Следует отметить, что алкоголь на первых порах позволяет творческим личностям расширить границы «творческого сознания», сделать разнообразней аффективную палитру, тем самым помогая выразить все нюансы и полутона душевных переживаний героев произведения. Но в дальнейшем алкоголь становится спудом, делающим творчество более примитивным и эмоционально менее насыщенным.

Александр Фадеев словно был рождён только для сочинительства, но на редкость удачно складывалась и партийная карьера. Всю оставшуюся жизнь Фадеев будет метаться «между партией и литературой».

И начались проблемы пока только с незначительными психическими расстройствами. В 1929 г. в одном из писем Фадеев жаловался: «В дом отдыха загнала меня неврастения в очень острой форме. Объясняется она всё возраставшим и всё более мучившим меня противоречием между желанием, органической потребностью писать, сознанием, что в этом состоит мой долг, и той литературно-общественной нагрузкой, которая не даёт возможности писать и от которой никак нельзя избавиться». (Погодина-Кузмина О., 2014). Подобные душевные терзания, непрекращающуюся борьбу мотивов Фадеев пытался «лечить» и нивелировать алкоголем.

Подъём по карьерной лестнице и успехи в общественной работе явно мешали творчеству. К 1932 г. он десятки раз начинал «Последний из удэге», и всякий раз неудачно.

В конце тридцатых годов Фадеев уже не писал ничего серьёзного, кроме небольших очерков и каких-то никчемных сценариев. Писатель и журналист Лев Колодный вспоминает: «Он рано поседел. Страдал от бессонницы. Чтобы её побороть, начал пить… Заболел так сильно, что санитары регулярно наезжали к нему домой и увозили в больницу. Болезнь эта – расплата за близость к власти. Другая плата – творческий застой. Илья Эренбург по этому поводу писал: “Говорили также, что Фадеев мало пишет потому, что много пьёт. Однако Фолкнер  пил ещё больше и написал несколько десятков романов. Видимо, были у Фадеева другие тормоза”». (Раззаков Ф.И., 1999).

Существует мнение, что Фадеев намеренно преувеличивал свою зависимость от спиртных напитков, «чтобы регулярно оказываться не в форме, когда нужно будет подписывать очередные списки очередных писателей-смертников». (Зелинский К.Л., 1991). Это выдумка, мало соответствующая действительности. Напомним, что явное и всеми отмечаемое пьянство у Фадеева началось в конце 20-х годов, а удостоиться высокой «чести» подписывать расстрельные списки он смог лишь после 1939 г., когда был награждён орденом Ленина, избран членом ЦК ВКП(б) и назначен секретарём Союза писателей СССР.

Великая Отечественная война вдохновила многих писателей и Фадеев не явился исключением. До начала пятидесятых годов он всё-таки смог создать свой культовый в советское время роман «Молодая гвардия».

После окончания войны Александр Фадеев спивался, как иногда выражаются, «по-чёрному»: «находил собутыльников в самых низах, не из писателей, и неделями пропадал в каких-то трущобах». (Дорман О., 2010). К началу пятидесятых годов он был уже практически запойным алкоголиком. Бывали случаи, когда, «будучи в сильном подпитии, падал прямо на улице и спал на этом месте до утра».

По воспоминания современника Фадеева не менее популярного писателя Вениамина Каверина, «его запои, доходившие до того, что он валялся в Переделкине по канавам, начинались с чтения любимого стихотворения Пастернака». (Каверин В.А., 1989).

Психика советского классика в последние годы жизни «никуда не годились: Фадеев страдал бессонницей, пил нембутал , даже находился под наблюдением психиатра». Приведём в хронологической последовательности строки из писем самого писателя, в которых он пишет о своём самочувствии:

1951 г.: «Я свалился: сдало сердце. Ничего опасного, но – страшное переутомление. При наличии невроза – этого спутника времени нашего – я стал неработоспособен».
1953 г.: «В сентябре у меня обострилась болезнь печени, и я попал в больницу… Физическая слабость, бессонница, в сочетании с повышенной расторможенностью, делали меня человеком почти невменяемым». (Авченко В.О., 2017).
К 1954 г. относятся воспоминания о Фадееве писателя Леонида Леонова, который сокрушался: «Как он вынес этот беспрерывный запой в течение тридцати лет. Только железный организм мог это вынести». (Зелинский К.Л., 1991).
1955 г.: «Врач констатировал у меня новую и очень затяжную болезнь: “полиневрит”, болезнь нервных оконечностей”. Фадеев временами не может писать: “Полиневрит этот ударил и в кисти рук; я не мог держать в руке не то что ручку или карандаш, а даже ложку”».
Март 1956 г.: «Заболевания мои всё те же – печень (хронический гепатит)…». На консультациях с психиатром Александр Фадеев говорил «о душевной усталости, о невыносимой тоске, охватывающей его после запоя, и о неудержимом, навязчивом желании броситься под поезд». (Авченко В.О., 2017).

Обстоятельства смерти классика советской литературы таковы: Фадеев в конце концов покончил с собой револьверным выстрелом. «Пуля была выпущена в верхнюю аорту сердца с анатомической точностью. Она прошла навылет… Рядом на столике, возле широкой кровати, Фадеев поставил портрет Сталина… На столе, тщательно заклеенное, лежало письмо, адресованное в ЦК КПСС». Это письмо сразу забрал «полковник из Комитета госбезопасности». (Зелинский К.Л., 1991).

Сообщая о его трагической гибели центральная газета страны «Правда» не преминула написать о злоупотреблении алкоголем. Самоубийство в СССР, да ещё деятеля такого ранга практически приравнивалось к измене и, разумеется, должно было быть как-то закамуфлировано болезнью.

Своего пристрастия к спиртному Александр Фадеев не скрывал, да это и вряд ли было возможно. Другое дело, что и само пьянство, и влияние этого пьянства на трагическую развязку сильно преувеличены, о чём свидетельствует его посмертное письмо. Как ни парадоксально, но своим самоубийством Фадеев надолго продлил память о себе. Его знают даже те, кто никогда не читал его романов.

Поэт Константин Левин после трагической смерти Фадеева написал стихотворение, впервые опубликованное в 1989 г. в журнале «Огонёк»:

 «Я не любил писателя Фадеева,
Статей его, идей его, людей его,
И твёрдо знал, за что их не любил.
Но вот он взял наган, но вот он выстрелил…»

В пользу конечной стадии алкоголизма свидетельствуют: полинейропатия, хронический гепатит, общесоматическая катастрофа и психическая деградация.

***
2018 г.


Рецензии
а мне Фадеева искренне жаль, не смотря на то, что не люблю алкоголиков. Мне кажется, но это мое частное мнение, что человек сломался под тяжестью "системы", не мог и не хотел сопротивляться, выбрал свой путь. Роман "Разгром" - это один из самых лучших о гражданской войне, сравнивая его с программными произведениями: Серафимович "Железный поток" и Фурманов "Чапаев". О "Молодой гвардии" мнение двоякое: читается с удовольствием, но, пересматривая критические статьи и статьи по анализу романа, трудно не согласиться с явной фальсификацией. с другой стороны, заставили ж Фадеева переписать некоторые главы, заставляя показать "руководящую роль партии". Жаль писателя, дар, которым он обладал виден, перечитывая страницы его произведений, не перестаю удивляться одновременно простоте слога и его художественности. Вспоминается, что В.Пикуль восторгался слогом Малышкина, я считаю, что можно учится писать по произведениям Фадеева. А сейчас не читают, т.к. направление в литературе выбрано иное. Жаль писателя, а человека.....

Лариса Черепанова 2   20.09.2020 00:08     Заявить о нарушении
Рад, что статья заставила Вас ХОРОШИМИ словами вспомнить Фадеева. Разумеется, он не один "сломался" под тяжестью советской системой, но его, как большого таланта, "жальчее" других. А сколько таких, о которых мы и не слышали... Думаю, что если к "Молодой гвардии" относиться как к художественному произведению, а не как к ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОМУ, то это прекрасный роман и в самой первой своей редакции. Уж его-то силой никто не заставлял нас в своё время читать.
Спасибо за отзыв, Лариса! Удачи Вам!

Александр Шувалов   20.09.2020 09:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.