Моя друдиана
Собственно, из-за этого календаря я и достал свое намертво высохшее гусиное перо: решил передать календарь в городской краеведческий музей, а без солидной пояснительной записки он повисал бы как рядовой мало значащий экспонат. Итак, еще раз:
МОЯ ДРУДИАНА
Было это давно, еще в СССР, в 1986 (если не ошибаюсь) году, и началось все с телефильма, каждую серию которого просматривал дважды: вечером и повторением утром. Внезапный обрыв сюжета явился форменным шоком, бросился в библиотеку: «У вас имеется Диккенс?» «А как же! Есть!» и вываливают не то пять, не то шесть темно зеленых потрепанных томов. Раскрываю книгу: «Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в тридцати томах. Москва 1962». В глазах потемнело: «А… остальные?..» «Это все!» Со смертью в душе: один том, другой… Нет… нет… Еще том… Нет… И вдруг: том двадцать седьмой – «Тайна Эдвина Друда»!!!
Домой не шел – летел!
Увы: книжный обрыв сюжета ударил гораздо больнее экранного, т.к. все экранизации на порядок, если не более, уступают первоисточнику, а тут еще статья Дж. Каминга Уолтерса «Ключи к роману Диккенса «Тайна Эдвина Друда» ».
В «Ключи…» уверовал слепо и, несмотря на утверждение автора, что попытка дописать роман является кощунством, решил, что его статья – великолепная канва для вышивки узоров оборванного повествования и что История возложила эту миссию на меня, многогрешного! Отодвинул в сторону свою главную с 1983-го работу о жизни цирка-шапито и принялся разрабатывать сюжет, основанный на материале писателя и статье Уолтерса. Сколько раз были читаны и перечитаны вдоль, поперек и даже «наискосок» роман и статья сосчитать невозможно.
И что?.. А ничего… с каждым чтением-перечтением крепло убеждение, что Джон Джаспер не преступник, а статья – ворох натяжек, прямых подтасовок, личной враждебности к герою и (прости меня Господи!..) элементарно поверхностного прочтения и уверенность в собственной непогрешимости.
Попытка воссоздать сюжет потерпела фиаско, но собранный материал вдруг выкристаллизовывался в большую статью «По следам «Тайны Эдвина Друда» ».
Ну, написать статью нетрудно, а вот что с нею делать потом? А вот: отправляю ее в Москву, в ежемесячник «Вопросы Литературы» и в июле 1987 года получаю ответ: «Уважаемый Николай Денисович! Получили и с интересом прочитали Вашу статью «По следам «Тайны Эдвина Друда»» ». Но, к сожалению, должны Вам сказать, что вряд ли представится возможность ее напечатать, портфель отдела переполнен историко-литературными материалами …Советуем Вам обратиться в редакцию «Альманаха библиофила». У них тот же адрес, что и у нас.
Ну, что ж, пишу письмо с просьбой передать статью в «Альманах» и в августе того же года получаю ответ, что просьба моя выполнена.
В ноябре из «Альманаха» сообщили, что мой материал находится в редакционном портфеле и попросили настроиться на терпеливое ожидание.
Ожидал до 1990 года. Потом перестал ожидать: мы с «Альманахом» оказались гражданами разных государств и вся общественно-политическая обстановка того времени никак не поощряла литературоведческую переписку…
Почти через 20 лет, когда поместил статью на сайт, заново возник интерес к дальнейшей работе: прочитал в серии ЖЗЛ книгу Хескета Пирсона «Диккенс» и подумалось, что в образе Джона Джаспера проблескивают искорки личной судьбы писателя – «Чарльз Диккенс и Джон Джаспер».
Что же касается моей друдианы (без кавычек), то она одной из негасимых звезд горит в душе с того далекого дня, когда был впервые раскрыт 27-й том сочинений Чарльза Диккенса, том с «Тайной Эдвина Друда» и уже не сосчитать, сколько раз раскрывался этот том… Уже не перечитываются дословно строки или абзацы, не говоря уже об отдельных словах; беглый взгляд и – мгновенно (сказать бы на уровне галлюцинации!..) вспыхивают лица персонажей, их речь, походка, чувства, вспыхивают пейзажи – река, плотина, собор, кладбище, улочки города, жилища его обитателей и даже грачи!..
В заключение должен отметить, что эта статья касается не столько романа, сколько одного из сотен, наверное, тысяч его преданных поклонников и читателей (вот один из них и вывел на белом листе бумаги «МОЯ ДРУДИАНА»!..), но, справедливости ради, следует упомянуть и о других «негасимых звездах» кроме «Тайны Эдвина Друда»: «Дон Кихот» Сервантеса, «Моби Дик» Мелвилла, «Житейские воззрения кота Мурра» Гофмана, «Белая гвардия» Булгакова, проза Стивенсона, Гоголя, Лескова.
Закончу статью двумя четверостишиями Шарля Бодлера:
Эти вопли титанов, их боль, их усилья,
Богохульства, проклятья, восторги, мольбы –
Дивный опиум духа, дарящий нам крылья,
Перекличка сердец в лабиринтах судьбы.
То пароль, повторяемый цепью дозорных,
То приказ по шеренгам безвестных бойцов,
То сигнальные вышки на крепостях горных,
Маяки для застигнутых бурей пловцов.
Свидетельство о публикации №220011201033
Юрий Николаевич Горбачев 2 13.01.2022 12:42 Заявить о нарушении