Триумф стартовал с низов

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (95)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/1577


 Этот мой личный мемуар о красной эре пусть служит образцом, уроком и руководством к действию нынешним пацанам, которые только-только вступают во взрослую жизнь, толком не оторвавшись пока от детства. Вспоминаю то время и ужасаюсь: неужто тогда сорванцы были настолько положительными, что такие дела творили? Даже не верится. Куда подевались те интересы, стремления, духовность, удовлетворение?

 В конце 70-х – начале 80-х я сдуру взялся возглавлять комсомольскую организацию Лепельского районного объединения «Сельхозтехника». Не из патриотических соображений, конечно, а чисто из корыстных. Чтобы эффективнее руководить несознательной молодёжью, меня из шлифовщиков перевели в старшие инженеры-контролёры. Собственно говоря, я сам и организовал эту катавасию, ещё не соображая, во что вляпываюсь. Добился повышения зарплаты, облегчения труда, но нажил бесконечный снос мозга. Однако речь сейчас поведу не о своей удачно-неудачной комсомольской деятельности, а о молодёжи, которую только что назвал несознательной. Прошу заметить: не бестолковой, каковой она является сейчас. Да, были и несознательные. В меньшинстве. Рассказ же поведу именно о сознательных мальцах.

 В конторе «Сельхозтехники» вдруг отдельный кабинет заняли местные пацаны, жившие в одноименном рабочем посёлке, позже наделённом статусом городского микрорайона. Загрузили кабинет музыкальными инструментами и стали играть по вечерам. Я на то мало обращал внимания, поскольку в тусовке музыкантов верховодил Юрка, сын управляющего «Сельхозтехникой» Владимира Корнеевича Галушко. Понятное дело: отпрыск уговорил отца купить за казённые деньги инструменты и аппаратуру, чтобы пацаны не лоботрясничали и не ошивались по зауголью. Дело, вроде, неплохое.

 Каждую новогоднюю ночь после пьяного застолья жители посёлка собирались в клуб «Сельхозтехники» на общее веселье. Оно нравилось всем присутствующим. Меня, как комсомольского бога (так даже Галушко называл секретаря), назначали ответственным за мероприятие. Ёлки-моталки, даже напиться надлежащим образом неудобно!

 В одну из новогодних ночей народ повалил на общественную ёлку и вдруг на сцене увидел классную музыкальную аппаратуру точь-в-точь как в телевизоре на столичной сцене. А тут волосатые мальцы как сбацали модняцкую песню, другую, третью… Я был в восторге, поскольку сам в то время был волосатиком.
 
 Может это какие-нибудь «битлы» в Лепель приехали? Так думали те, кто не знал волосатиков на сцене.
 
 Я-то прекрасно знал тех «битлов», самостоятельно организовавшихся в вокально-инструментальный ансамбль «Надежда». Игорь Шептун играл на бас-гитаре, Сашка Тарасов – на соло-гитаре, Юрка Галушко – на ритм-гитаре, Иварс Хейдеманис – на барабане и иных ударных инструментах.

 До утра народ не покидал клуб. Раззадорился. Многие лезли на сцену похвастаться своими способностями. «Битлы» их всячески поддерживали. Так самодеятельный ансамбль «Надежда» поимел начальную славу.

 В последующем «Надежда» имела успех на других праздниках, как новогодних, так и советских. И вот однажды атаковали меня «битлы». Пристают:

 - Бог, зайди, послушай, что мы творим.

 Без особой охоты подчинился.

 - Ну как? – спрашивают.

 - Классно! – отвечаю. – Продолжайте в таком же духе.

 - Мы так и знали, что тебе понравится, - обрадовались музыканты. – Тогда заказывай рабочий автобус и вези нас на район. Будем колхозникам класс показывать.

 Понимаю, что правильное дело задумали, но очень уж не хочется взваливать на себя дополнительную нагрузку. Всё же поступаю честно. Благо, автобусник Сергей Иванов всегда рад из дома вырваться. А автобус-коробочку Курганского автозавода для общественных дел я могу брать когда угодно.

 Уже не помню, в какой сельский клуб поехали впервые. Естественно, там произвели фурор. Зал в полном смысле ревел от восторга: настоящие битлы поют по-битловски!
 
 После танцев до упада подъехали к конторе «Сельхозтехники» на выгрузку инструментов. Занесли всё в кабинет. Следом приглашают меня. Накрывают стол. У меня глаза на лоб лезут: таких изысканных алкогольных напитков и закуски в период всеобщего дефицита продуктов я, кажется, в глаза не видел. Расставаясь, поражённый успехом и сражённый угощением, обещаю по первому обращению организовывать очередную гастроль. Только предупредил, что при представлении ансамбля со сцены, буду Хейдеманиса называть Иварсом, а не Игорем, как это принято у беларусского простонародья коверкать иностранные имена: так воспринимается эффектнее. Согласились с радостью. Иварс был сыном сельхозтехникского монтажника Андрюса Хейдеманиса, которого также для простоты звали Андреем.

 И поехали. Слава о «Надежде» разнеслась по району. Нас заказали все сельские клубы. Установили очередь. Сбоев во время концертов не было, поскольку с нами всегда ездил комплектовщик «Сельхозтехники» Васька Быков, в совершенстве владеющий тогдашней электроникой. Моментально устранял любую неисправность.

 Запомнился забавный случай. Приехали в Слободу. То ли перед концертом меня изрядно угостили, то ли сам до него наклюкался, но после моего выхода для представления ансамбля Юрка увёл меня со сцены, сказав:

 - Бог, не выходи больше объявлять репертуар – видно, что ты косой. Мы сами управимся. Васька тебя подменит.

 Пышное застолье следовало после каждой гастроли. Не знаю, где волосатики брали деньги. За концерты нам не платили ни копейки. Правда, часто приглашали в кабинет завклубом и предлагали обильное угощение.

 За нас радовалось начальство. Управляющего Владимира Галушко хвалили в райкоме партии. Моей деятельностью восхищались в райкоме комсомола. Верховный Совет оценил мои действа Грамотой, которая, как говорили знающие люди, обеспечит мне персональную пенсию.
 
 Что пели? Помнится, как я советовал мальцам:

 - Вы начинайте концерт чем-нибудь патриотическим вроде: «На целом свете парня лучше нет, чем комсомол восьмидесятых лет…»

 - Не волнуйся, Бог, - отвечали они. – Мы придумаем что-нибудь посовременнее.

 Действительно, в своём совете я заменил слова популярной тогда песни про комсомол: числительное «семидесятых» переиначил на «восьмидесятых». Волосатики были умнее меня, а потому не послушались и первым номером пустили что-то современное, что понравилось и мне.

 Не знаю, скажет ли что современному читателю краткая пробежка по репертуару моих друзей «битлов», но попробую его вспомнить. Исполняли песни британских рок-групп «Deep Purple», Битлз», из советского ВИА «Машина времени» пели песни «Костёр», «Пока горит свеча»… Юркиным коньком был хит «Какая мягкая трава». А Сашка вообще слыл успешным бардом: сам сочинял слова и музыку, сам пел. Один его черновик сохранился. Называется песня «Я тебя люблю».
 
 Предлагал мальцам изменить название ансамбля, которое было броско написано на барабане: «Надежда» как-то примитивно и заезжено звучит. Они со мной не согласились – это слово считают пророческим.

 Что же сталось с «Надеждой»?

 Четыре года на общественной должности комсомольского бога меня сильно утомили. Надоело воевать с неплательщиками взносов, организовывать миллион мероприятий, придумывать которые в тёплых кабинетах были горазды районные боги. И я высказал решительный протест – увольте. Чтобы как-то ублажить мой псих, в феврале 1980 года послали меня в 20-дневную турпоездку во Вьетнам. Слетал. Но остался неумолим. Открестился от комсомола. В сентябре 1982-го вообще перешёл работать контрольным мастером на Лепельский опытно-экспериментальный завод шестерён. Гастроли «Надежды» прекратились. Однако она продолжала действовать в границах города. Но недолго. Сильный удар по ВИА нанёс Игорь Шептун. Но не по своей воле – 29 марта 1983 года его забрили в армию. А там пришёл черёд и Иварса Хейдеманиса. «Надежда» умерла.

 Что же сталось с коллективом ВИА? Специально не интересовался. Знаю мало. Игорь Шептун как и водила Сергей Иванов живут в соседствующем с моим доме, работают рабочими на частных предприятиях, общаемся одним словом: «Здароў». Про Иварса Хейдеманиса вообще ничего не слышал. Юрка Галушко был директором лепельского ремзавода, ЖКХ «Лепель», сейчас директор автотранспортного предприятия «Спецавтобаза города Витебска». Электроник Васька Быков живёт в Витебске, имеет группу инвалидности. Сашка Тарасов… О судьбе этого лепельского «песняра» совсем скоро расскажет его брат Михаил Тарасов. Однако тот рассказ не войдёт в «Личные мемуары о красной эре». Поэтому их читателям сообщу короткую информацию: убит подчинёнными кавказцами при прохождении срочной службы в Советской армии.


Январь-2019.


Рецензии