Глухонемой

Рецензия.                Анатолий  Статейнов.


                Глухонемой.

      В Красноярске вышел в свет короткометражный фильм Василия Буйлова «Глухонемые». Василий одновременно сценарист, режиссер и, как я понимаю, постановщик фильма.  Это первая художественная картина автора.  Презентация фильма для  красноярцев состоялась 19 декабря 2019 года  в Доме кино.
   Василий Буйлов – сын того самого писателя, Анатолия Буйлова, которого хорошо когда-то знал, да и сегодня знает, читательский мир России.
 Два слова о папе. Автор, издававший когда-то книги,  тиражами в сотни тысяч экземпляров.  Повестей «Большое кочевье» и «Тигроловы», многочисленных рассказов, публицистических статей.  Анатолий Ларионович - автор трилогии «Сквозь дебри». Которая, к сожалению, не опубликована. Рукопись книги может ещё и жива, но вряд ли. По определенным причинам автор не смог её ни сберечь, ни передать кому-то. Для России это потеря.  По всем сравнениям  Анатолий Буйлов может всего на ступенечку ниже Астафьева. Его очень хвалили  Белов, Леонид Леонов,  Виктор Астафьев,  Евгений Носов, Валерий Латынин, вроде бы, и Евтушенко.
  В двадцатом веке он считался  в числе первой двадцатки великих словотворцев Советского союза и России. Если учитывать Шолохова, Есенина, Симонова, Твардовского, Астафьева, Распутина и так далее, это довольно лестное признание качества работ Анатолий Ларионовича. Правда, художественной литературой он окончил заниматься в 1991 году.  С тех пор и до ныне писал только публицистику.
   Его сын Василий, автор фильма «Глухонемые» -  пока менее известная личность, он ещё только выходит на тропу славы. Думаю, все равно когда-то на неё  станет, парень настойчивый. Учился на режиссерском факультете ВГИКа, год стажировался в  США. Он и похож чем-то на американца: высокий, красивый, улыбчивый, жвачку жует.  Держится уверенно, легко общается, сказывается домашнее воспитание. А может и год жизни в Америке.   
  Про кино каждый из нас, поживших и повидавших, может писать  много. Оно с нами с детства. Вспомним «Самогонщиков, «Бриллиантовую руку»,  «Белое солнце пустыни»,  А артисты! Валерий Крамаров,  Олег Табаков,  Василий Шукшин, Андрей Миронов, Вицин, Никулин, Доронина.  Это золотые глыбы в отечественном киноискусстве, мировом даже.
  Очарование и магия. Кино прошлого тянуло к знаниям, делало нас уверенней и жизнь  интересней. Не ошибусь, так считает  абсолютное большинство людей моего поколения.
   Есть великое кино — и зарубежное, и отечественное, которое пересматриваешь по сто раз. Вернее — было, сейчас так уже не снимают, и это факт, а не мое старческое скрипение: вот раньше ..! Действительно, были режиссеры, личности, шедевры. Шукшин, например. Его «Калина красная» - рождена на века. «Калина» у меня есть дома на диске. Сколько смотрю, столь и плачу.
    Назовите мне сегодняшний  фильм, который вас поразил по-настоящему!  Думаю, что его нет, а не потому, что мы постарели  и не понимаем нового. Настоящее кино, которое и через сорок лет вспоминается, будто ты его смотрел только вчера, пока закончилось. Может, потеплеет, растает цензура сумашедших, которым нравятся фильмы однодневки ни о чем,  а пока все как есть.  На троне только «смрадная» литература и кино. Какие захватывающие фильмы идут по НТВ! По-моему по сто или тысячу серий. В каждой серии по три убийства, шесть изнасилований, двенадцать грабежей, примерно столько же сцен эротики.  Настоящая музыка, литература, поэзия подзамерзли на время. Вспомним Пахмутову. Её песни будут жить. Снимают и сегодня, конечно, талантливые люди, пишут, творят, но  так мало доброго.
   Зал на презентации фильма Василия  Буйлова был полон.  Это удивило больше всего.  Мы часто проводим презентации книг, встречи с писателями и поэтами. Главное проблема на этих встречах - зал. Он, обычно,  полупустой или пустой. Посмотреть работу Василия Буйлова желающих было много. В основном студенты, ученики старших классов школ. Немало было людей и моего поколения. В том числе и  тех, кто раньше работал в культуре края или даже Советского Союза. Режиссер Александр Михайлов, писатель  Эдуард Русаков.
     Михайлов уже был знаком с фильмом и разводил руками: не совсем получилось.  Я склоняюсь к этому же мнению. Но подчеркну: Вася талантливый режиссер. Ему ещё нужно время, чтобы стать Буйловым. Может,  когда –то  зазвенит его творчество выше отца. Но надо работать, даже, если  все время торжественно жуешь жвачку.
  Первый блин Василия Анатольевича,  скорее всего, если и  получился комом, то вполне съедобный. Правда, шероховатый, не вычищенный, не отглаженный, шитый белым материалом, чтобы казаться ровным, а не комком. Но все прихвачено  черными нитками, дратвой даже. Такое впечатление, что все пропитано старческими соками царства Кащеева. Что ещё больше отталкивает от фильма.
  Как поле, засеянное не опытным трактористом. То там, то  в другом краю  прорехи и огрехи. Сценарий у Василия получился не совсем продуманным. Сырой он.  Васе его нужно было написать, потом дать материалу отлежаться, затем снова поработать над текстом. Прежде чем начинать работу над фильмом,  спросить  сначала всего у самого себя: зачем ты его делаешь?  Но он, судя по всему, ни кого не спрашивал и не собирается этого делать. Может и правильно.
 .     Сюжет прост. Парень и девушка воруют у местного бизнесмена  сына и просят за него три миллиона. У них есть подельник. Отец, как я понял, одного из преступников. Он тоже в доле. Самое  веселое, папа кого-то из этих двух преступников, работает у «пострадавшего»  бизнесмена   на  крупной должности. Очевидно, он и инициатор этого похищения.  В принципе, в фильме всего  пять героев. По возрасту они отцы и дети. Но конфликта между поколениями нет, хотя Василий Анатольевич и говорит об этом. И те, и другие – отъявленные сволочи. Умишко как у жуков-короедов. Схватил – съел, что будет завтра – посмотрим. Нам ставят в пример людей, умеющих жить только для себя!
    Вся герои -  как на помойке родились. Если, не зная Россию, посмотреть этот фильм,  согласишься с кем угодно, доброго человека в стране уже нет. Все только и делают  друг другу гадости. Бизнесмен – народу, народ – в лице этих преступников, бизнесмену.  В итоге каждый в первую очередь наказывает себя.
   Мотив преступления, якобы похищенный проходимец,  сбил на перекресте глухонемого, шедшего на зеленый свет  светофора. Пострадавший остался  инвалидом, и ему нужно  помочь. Деньгами, конечно. Но когда присмотришься  внимательней, то в сердцах у двух преступников ничего благородного нет. Ни какой пострадавший глухонемой не причина разбоя. Им нужны деньги. Заработать как-то не способны.  Скорее всего работать не умеют и не хотят. Вот и нашли,  кого украсть,  у кого  потребовать деньги. И ещё найдут, деньги быстро уходят, и обязательно сядут в тюрьму, где сразу начнут вопить о мировой  несправедливости.   Правильно, кругом  несправедливость. Но на ней и строится эволюция нашего мира.  Стремись выбраться с помойки, если там родился. Пытайся стать самым умным, самым сильным.  Не получится, не страшно. Главное – стремился, продвинулся. Или помог продвинуться другим, если у самого не получилось.
  Твои дети уже не на помойке будут.  Несмотря на всю простоту этого понимания, другого в развитии материи – нет. И не будет.  Все новое стартует из  вчера. Но герои Василия Буйлова идут по более простенькому пути.
    Высмотрели заброшенную дачу, увезли туда  молодого наркомана, и просят у его папы бизнесмена, по-русски делового человека,  деньги. Деловой этот,  пройдоха, конечно же, это режиссер хорошо показывает. И сын у него отмороженный, Наркоман, безответственный человек. И выходит два похитителя, точно такие же отморозки. Что у них в голове? Деньги! В рассуждении между собой они только и прикидывают, что купят, как потратят. А когда видят, что бизнесмен вместо рублей положил доллары, просто млеют от радости. В пустых головах даже не заискрится мыслишка, что их могут поймать, и, скорее всего, поймают, посадят. Надолго! Для них это второй вопрос, главное, деньги сегодня.А уж о безнравственности их поступков им ничего и ни когда в голову не залетит.
 На первую информацию, что нужно заплатить за сына три миллиона, папа послал всех. Дорога хорошо известная. Мат и брань, вообще, в коротком фильме звучат как веселая  музыка, к каким-то режиссерским заставкам. Вроде,  доброго утра, которое ежедневно дети желают своим родителям.
Чтобы папа понял, что с похищением все серьезно,  его сыну загоняют под ногти какие – то пластмассовые иглы. Толстые и твердые. Разве я не прав, что похитители – отморозки. Не отдал бы папа деньги после того, как они  пытали сына иголками, они бы ему уши  резали, нос, грудь,  голову. Какую они в этом случае отстаивают справедливость? Отдай, а то сына зарежем!
 Я на презентации фильма подчеркнул это.    Василий Анатольевич ответил, что он старался показать все, как в жизни. Но искусство отличается «от жизни» тем, что должно облагораживать человека. Подталкивать его к совершению хороших поступков.  Увы, герои Василия Анатольевича больше похожи  на американских Джеймс Бондов. Пришел, всех убил, всех изнасиловал, одному  помог. Все фильмы НТВ, которые мы уже упоминали, по этой трафаретке ляпаны. Хотя внешне герои фильма Буйлова, вроде бы, как мы, и биографии на людские похожие: родился,  учился, поступил, работает, состарился, умер. Твое время закончилось,  ни чем хорошим ты не отметился. Выбрал удобную тропинку обывателя, по ней и отшагивал свои года.   Чем и отличаются  отморозки в фильме «Глухонемые»  от нас, простолюдинов. Ещё больше душевной пустотой,  зритель это хорошо видит.
   Россию сегодня заполонило искусство Запада. И особо американские фильмы.  Ничего нового Василий Анатольевич пока не нашел.  Он сделал обыкновенный американский фильм. Психологически и научно продуманная технология оскотинивания человека.  По-существу, все главные герои режиссера и сценариста Буйлова уже скоты. Независимо от возраста. Зал даже не задумался об этом, он рукоплескал  сценаристу и   режиссеру.  Фильм же, как  и действующие  в нем герои, пока глухонемые. Ничего не видят, ничего не слышат – деньги.  Деньги! Самый выдающийся глухонемой в этом фильме – режиссер. Посмотрим,  чем нас удивит его второй фильм.
                Анатолий Статейнов.


Рецензии