Слово о Народной науке

Скачать в формате Word можно отсюда:
https://yadi.sk/i/u1Cjou8Iv-jVCg

Наша жизнь, оставаясь примерно одинаковой, всё время немного меняется. День за днём, год за годом происходят небольшие незаметные и неосознаваемые изменения. И вдруг в какой-то момент мы сталкиваемся с новым непонятным явлением. Что с ним делать и как с ним быть – мы не знаем, и начинать понимать у нас уже нет времени: оно уже есть, оно застало нас врасплох. Особенно много нового и непривычного появляется в годы революций, переворотов, больших общественных потрясений. Что с этим делать? Проще всего – не обращать внимания, запретить и не пущать! Обывателю не хочется никаких нововведений, если это не новые развлечения. А специалисты не только не хотят, но и зорко следят, чтобы на их территории ничего нового не появилось – иначе придётся этой территорией делиться: делиться бюджетом, авторитетом, ресурсами, влиянием… а здесь всё давно поделено, распределено, схвачено.
Такое ненормальное отношение к себе испытывает и народная наука, которая в наше время представлена не только отдельными исследователями, как это было в недавнее советское время, когда невозможно было личную инициативу оформить в виде научного предприятия. Сейчас в новых общественно-экономических условиях появилось большое количество академий, институтов, лабораторий, научных центров, объединяющих исследователей самых разных сторон нашей жизни, создающих новые технологии, новую технику, приумножающие наши знания. Оказывается, они не нужны тому научному, а правильнее сказать – наукообразному – миру, который ухватил свой кусок государственных субсидий, организовал для себя систему грантов. Научное сообщество, а правильнее сказать – часть научного сообщества в законе, то есть та часть учёных, которые подчиняются писаным и неписаным законам почитания авторитетов, ограничения тематики исследований, ограничения методов научной работы и тому подобное, те, кто поддерживает и закрепляет цеховые устои, сложившиеся в их среде. Так вот эта часть научного сообщества, обладая исторически сложившимся авторитетом и доступом к средствам массовой информации, вводит в заблуждение всё общество и правительство относительно целей и путей развития общества, относительно смысла, значимости и возможностей современной науки. Состояние Российской академии наук – это закономерный итог такой недальновидной и ошибочной политики. Приведёт ли реорганизация РАН к исправлению всех существующих недостатков в науке? Сложится ли в России истинно научная, свободная и творческая  обстановка?
Современное состояние науки, история возникновения и характеристика наукообразия мной описаны в статье "Мировоззрение нового времени"  в журнале "Академические записки" №8 за 2010 год, стр. 62-68. Давно существует необходимость исцелить не только саму науку, но и современное общество. Исцелить – привести в целостное состояние. А Целое, целостность не может содержать в себе непримиримые антагонизмы, не может безосновательно исключать из себя какую-либо свою часть.
Науку составляют учёные. Кто это такие? Вот как сказал об этой Майкл Фарадей: "Учёный — это тот, кто всегда готов выслушать мнение других, но никогда не теряет самостоятельности суждений. Он должен избегать тенденциозных оценок, основанных на внешних признаках; он не должен отдавать предпочтение той или иной гипотезе, не должен принадлежать той или иной школе, не должен преклоняться перед тем или иным авторитетом в науке. Он должен почитать факты, а не людей; основным объектом его стремления должна быть истина". Те учёные, которым не находится места в наукообразии просто вынуждены объединяться в самостоятельные профессиональные коллективы, имея очень робкие надежды общими усилиями продвинуться в своих исследованиях, с ещё более призрачными перспективами внедрения полученных результатов. Исследования, а тем более внедрение, требуют определённых средств и организационных действий в обществе, а сложившаяся обстановка этому всячески препятствует.
В наше время преобладания формализма над содержанием, учёными считаются те, кто имеет соответствующую запись в трудовой книжке. Тем более за учёного сойдёт всякий, имеющий какие-нибудь заслуги перед своим сообществом. Нужно лишь защитить совсем никому не нужную диссертацию, абсолютно безполезную, но в ней правильно сослаться на правильные авторитеты – и у тебя учёная степень! А чтоб не пустить в "науку" здоровой мысли – создадим комитет по борьбе с лженаукой! На какие средства живёт это мракобесное наукообразное собрание? Наверное, на бюджетные народные деньги. Куда смотрит правительство, призванное защищать и приумножать народное добро? Куда смотрит народ? Народ смотрит на это безобразие с пониманием, большим огорчением, но не может ничего поделать по причине своей крайней немногочисленности.
Народ – это те люди, которые хранят Знания, Мудрость, Традиции; те, кто стремится к Истине, живёт в Любви, Труде и Правде. Народ – это прежде всего дети. Они наполнены искренностью, любознательностью, они безкомпромиссно правдивы и честны, отзывчивы и отважны. Они готовы взяться за любое дело, не терпят обмана, не поступаются честью ради выгоды; мучают старших всякими почему, зачем и как, доставляют старшим много хлопот; им требуется много заботы и внимания. Из них вырастают герои и академики, гении, таланты и просто хорошие специалисты, любящие родители, верные друзья и подруги. Они все очень талантливы, энергичны, почти все здоровы. Дети – это недостижимый идеал для взрослых, которые с годами потеряли все свои достоинства. И эти взрослые теперь учат детей таким образом, чтобы они стали похожими на них. Те немногие, которые сохраняют в себе свои детские качества и приобретают мудрость и мужество, они есть Народ.
Но жить лучше и знать больше хотят все люди. Что же даёт им нынешняя официальная наука и специалисты из разных областей хозяйства, обученные этой же наукой? Они этих людей 1) обманывают и 2) за их счёт наживаются. Формальные учёные объявляют ненаучными многие темы исследований, скрывают многие известные уже знания и технологические решения, строят образовательные программы с таким расчётом, чтобы получались дисциплинированные, послушные и дезориентированные потребители товаров и удовольствий. Но по какой-то причине люди часто отворачиваются от доктрины наукообразия и становятся искателями Истины. Часто они делают это неуклюже, с ошибками и потерями для себя, но не прекращают усилий в поисках Истины, Правды, находя для этого самые разные пути и источники. Вот эти люди и являются настоящими учёными, они – настоящие исследователи, даже если они себя так не называют. Даже больше: вообще все люди являются в первую очередь учёными, а уже потом кем-то другим. Учёный – вот самая первая и самая древняя профессия на Земле. Почему? ; Потому что любой человек живёт в сложном, непонятном и непредсказуемом мире, он вынужден постоянно решать множество вопросов и задач с множеством неизвестных условий: как распорядиться семейным бюджетом? Как объяснить сыну, что он был неправ вчера? Что сказать жене, чтобы она перестала обижаться? Как исправить строительный брак в своей квартире? Ехать ли в гости к друзьям на выходные? Может ли какая-нибудь наука ответить на тысячи и тысячи простых и непростых житейских вопросов? Сама Жизнь заставляет каждого становиться и непрерывно быть учёным. Сама Жизнь постоянно показывает несостоятельность науки, управляемой наукообразием, сами формальные учёные являются такими же житейскими исследователями после своей работы. Ведь что делает учёный в своей лаборатории, в кабинете, на своём учёном рабочем месте? Он имеет дело с каким-то отвлечённым от жизни абстрактным вопросом, простым и понятным, пусть даже это будет коллайдер, безсмысленно и с опасностью для Жизни ускоряющий элементарные частицы навстречу друг другу. А вот выйдет этот учёный из своего рабочего места в обычную жизнь, и станет, как и все неучёные, безпомощным под натиском всяких жизненных обстоятельств. Почему бы ему не подумать, что вся его наука, так навязчиво рекламирующая сама себя, не занимается самым главным? Почему наука не занимается вопросом "как жить хорошо?"? Почему в РАН есть комиссия о борьбе с лженаукой, но нет научного направления "Наука жить хорошо"? Почему? Потому что официальная наука давно оторвалась от народа, оторвалась от источника жизни, от источника творчества, потеряла ориентиры своего развития, лишилась реалистичных критериев оценки своей деятельности.
Многие учёные, работающие или работавшие ранее в официальной науке, трудятся плодотворно и с энтузиазмом в науке народной, в различных больших и малых научных сообществах, свободных или освобождающихся от наукообразия. Задача нарождающейся народной науки – стать Всенародной наукой, когда каждый поймёт, что он сам и все остальные – прежде всего учёные, исследователи. Что от всего совокупного знания в обществе зависит счастье жизни в этом обществе, а значит и его личное счастье. Когда каждый возьмёт на себя ответственность за перспективы этой счастливой жизни, то есть за детей, за детство, которое есть источник народа и зародыш будущего страны, когда поймёт, что взрослый от ребёнка отличается только одним: безупречностью своей жизни. Не абсолютной безупречностью, не безошибочностью, невозможной в полной мере в таком сложном мире, но стремлением к этой безупречности путём всё более глубокого осознавания жизненного процесса.


Рецензии
Александр, Вы затрунули тему, которая обещает стать актуальной в ближайшие годы или десятилетия. Проблемы с наукой налицо, и нельзя не согласиться, что
> официальная наука давно оторвалась от народа, оторвалась от источника жизни, от источника творчества, потеряла ориентиры своего развития, лишилась реалистичных критериев оценки своей деятельности.
– но мне кажется, что это, скорее, симптом, нежели проблема. Наука оторвалась от народа – или народ от науки? Любой определенный ответ. мне кажется, был бы поспешным. Любая наука – в том числе и «народная» (что бы это ни значило) начинает с анализа проблем, а не с решения.
Мне глубоко симпатичен пафос «народной науки» в Вашей публикации, но одной поэзии для дела (в том числе, для конструктивной идеи) недостаточно. Что реальное стоит за этой вот претензией?
> Формальные учёные объявляют ненаучными многие темы исследований,
– Не столько застойная академическая атмосфера, сколько ее монополия на финансирование исследований. Что реальное стоит за Вашим – опрометчивым, я бы сказал, – заявлением:
> вообще все люди являются в первую очередь учёными, а уже потом кем-то другим.
– Количественное увеличение дилетантских публикаций по вопросам, представляющим научный интерес, лавинообразное нарастание потока «метатеорий». Это явление – массовое и повсеместное – заслуживает сначала анализа, и только потом – оценки. Ваша позиция мне ясна, но поверьте, толку от одного только волевого напора не будет. Вопросы истины на горло не взять, и голосованием они не решаются. Если Вы претендуете на статус ученого, будьте им, как сказал бы Козьма Прутков.
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   17.01.2020 11:48     Заявить о нарушении
\Уважаемый Ник, благодарю за Ваш отзыв!
Полностью согласен со всем, что Вы пишите, Все или почти все эти вопросы я затрагиваю в других моих работах. А эта маленькая заметка как раз и призвана дать импульс каждому в том, чтобы он ответственнее относился к своей жизни, именно с позиций разумности, но не умствования, без лишних эмоций и без эгоцентризма.
Насколько люди готовы к такому образу жизни – мы, отчасти, знаем. Вы этим закончили свою рецензию. Но вопрос не в массе людей, а качестве науки. Это потенциально каждый может считаться учёным, исследователем, и пусть он увидит, что прежде, чем считаться учёным, ему нужно многому ещё научиться, и потом не переставать всё время учиться новому.
А по оводу качества – нужна полная переаттестация всей страны, всего населения. Аттестация с переобучением – это у меня в проекте "Университет Понимания".
С уважением, А.Г.

Александр Гагин   06.02.2020 16:20   Заявить о нарушении