Блок. Мне гадалка с морщинистым ликом... Прочтение

64. «Мне гадалка с морщинистым ликом…»


                Мне гадалка с морщинистым ликом
                Ворожила под темным крыльцом.
                Очарованный уличным криком,
                Я бежал за мелькнувшим лицом.

                Я бежал и угадывал лица,
                На углах останавливал бег.
                Предо мною ползла вереница
                Нагруженных, скрипящих телег.

                Проползала змеей меж домами —
                Я не мог площадей перейти…
                А оттуда взывало: «За нами!»
                Раздавалось: «Безумный! Прости!»

                Там — бессмертною волей томима,
                Может быть, призывала Сама…
                Я бежал переулками мимо —
                И меня поглотили дома.
                11 декабря 1903

     Полтора года тому назад в лето кошмаров 1902 года подобное ему уже снилось:

                «Сбежал с горы и замер в чаще.
                Кругом мелькают фонари…
                Как бьется сердце — злей и чаще!
                Меня проищут до зари.

                Огонь болотный им неведом.
                Мои глаза — глаза совы.
                Пускай бегут за мною следом
                Среди запутанной травы.

                Мое болото их затянет,
                Сомкнется мутное кольцо,
                И, опрокинувшись, заглянет
                Мой белый призрак им в лицо.
                21 июля 1902»

     Какие-то «призраки» или незнакомцы, кто-то его «ищет» или кричит «Безумец!», его «поглощают дома» или «их» «затягивает его болото», но надо «бежать», «бежать», «бежать»!
     Полтора года назад, казалось, что это потому что:
Блок. Из дневников:
     (21 июля 1902 года, ночь). Л. Д.  сегодня вернулась от Менделеевых, где гостила чуть не месяц. У нее хороший вид; как всегда, почти — хмурая; со мной еле говорит.»
Потому что:
Л.Д. Из воспоминаний:
     «В Боблове я провела отчужденно от Блока, хотя он и бывал у нас.»
     Но вот он уже год как счастливый муж женщины, которую…
Л.Д. Из воспоминаний:
     «...неведомая тайна долгих поцелуев стремительно побуждала к жизни, подчиняла, превращала властно гордую девичью независимость в рабскую женскую покорность».
     Изменилось всё… Кроме привычных кошмаров.


Рецензии