Ад в трёх эпизодах...

   В блокадном Ленинграде Елена изо всей своей семьи
осталась одна. Не рада была тому, что жива, что
живёт, но и мысли не было наложить на себя руки...

   Как и кто поддерживал её силы, для чего - не понимала.
Со старенькой мамой, первой покинувшей этот мир, своими троими детьми,
сестрой, решившей жить с ними в блокадное время и перебравшейся
из своей квартиры с соседней улицы, она делила последние крошки,
оставив себе лишь несколько.

   Крошку чёрного хлеба Елена подолгу рассасывала, запивала
горячей водой, и так поддерживала в себе чуть теплившуюся жизнь.
 
   Сдвинув две кровати, она уложила их всех в ряд, чтобы они
согревали друг друга, укрывала всем, что было в квартире матерчатого,
способного держать тепло.

   Но ничто не спасло их, её горячо любимых, самых-самых родных.
И вот, пришёл этот день... Силы оставили и её: даже крошки хлеба нет,
и сходить воды набрать, отоварить карточки уже не могла.
Поняла Елена, что пришёл её черёд.

   Ни бояться этого, ни радоваться она не могла - не только силы,
но и чувства оставили её.

   Вдруг, в приоткрытую дверь вошла... кошка!
   - Мяу... мяу... - тихо помурлыкала она.
   - Милая... хорошая... да откуда же ты? Да как же ты ко мне пришла?

   Измождённая женщина... убила кошку, разделала, сварила в выварке,
в которой кипятила бельё, чтобы побольше бульона получилось.
Силы появились, и она сходила получить по карточкам хлеб.

***

   Мише было около десяти лет. Зима. Мама укутала его и разрешила
выйти на улицу. Он постоял-постоял. Уже довольно обессиленный,
но ребёнок же, потянуло и... пошёл... к своему другу-однокласснику,
который жил в соседнем доме.

   На его стук в дверь вышла мама товарища.
   - Миша... ты пришёл...
Голос женщины был какой-то отрешённый, совершенно безучастный,
хотя она и узнала мальчика.
   - Я к Славику пришёл... он дома?

   - Славик? Славик дома. Только его дом теперь не здесь и
гулять его из того дома не пускают. Ты входи, Миша. Входи...

   И тут Миша заметил взгляд женщины. Она так на него посмотрела
сверкнувшими дикими глазами, что его сердце мгновенно превратилось
в ледяной комочек. Он повернуться и хотел уйти, но женщина схватила
его за воротник пальто и потащила в прихожую.

   Не без труда, но ей это удалось, и она потащила его в кухню.
Миша сопротивлялся, но сил у него почти не осталось. Да и женщина
была крайне слаба. И, всё-таки, она притащила его в кухню.
Удерживая одной рукой едва сопротивлявшегося ребёнка, другой шарила
в выдвинутом ящике стола.

   Миша всё понял окончательно, вырвался и бросился в противоположную
кухне дверь. Это была спальня и окно в ней, почему-то, неплотно прикрыто.
Изо всех сил он стал дёргать створки на себя.
Окно открылось. Тут вбежала мать Славика, с ножом в руке.

   Мальчик перевалился через подоконник и пластом провалился в сугроб
под окном. Квартира располагалась на первом этаже старого дома.
Окна были расположены низко к земле. Перевесившись через подоконник,
женщина доставала его, цеплялась за пальто, пыталась удержать, даже
втащить на подоконник.

   Но сил у неё на это не было. А у него не было сил вылезти из сугроба.
Так продолжалось, как ему показалось, бесконечно долго.

   Мимо редко проходили люди, но они даже не смотрели в их сторону.
Наконец, обессиленная женщина упала на пол в комнате и оттуда послышалось
не то сдавленное рыдание, не то скуление.

   Чуть отдышавшись, Миша выполз из снега, потом встал на ноги и
тихонько побрёл домой...

   ***

   В блокадном Ленинграде музы не молчали.
Театр музыкальной комедии не прекращал своей работы всю войну.
Его труппу составили актеры, не эвакуировавшиеся из осажденного города.
Спектакли начинались рано — около 17 часов, чтобы постановка
завершилась до наступления комендантского часа.

   Во время артобстрелов актеры прекращали игру и вместе со зрителями
спускались в бомбоубежище. После того, как над городом
вновь воцарялась тишина, спектакль продолжался.

   В театре, фактически, лишь в одном громадном зрительном зале
поддерживалось тепло. Многие зрители ходили на спектакль
с карманными фонариками, и, если отключали свет, артисты продолжали
игру под их тусклый свет.

   Конечно, основными зрителями военных постановок были солдаты
и настоящие театралы, которые, несмотря на все тяготы жизни
в осажденном городе, остались верны миру театра.

   В документах и мемуарах этого времени есть воспоминание одной,
тогда почти юной актрисы, которая была занята в постановке опереточного
спектакля в музыкальной комедии "Три мушкетёра"...

   ...В антракте в антракте мы с исполнителем роли Портоса
сидим разговариваем, пьём кипяток. Устали неимоверно.
Движением и пением как-то согревались. А тут просто дрожим от холода.   
   
   Портос что-то мне говорит, я слушаю, отвечаю... Мне с ним весело
и интересно. Мне нравятся его глаза, обычно живые, выражающие
самые разные, тонкие оттенки настроения.

   Правда, сейчас они мне кажутся грустными, почти без движения
и с поволокой... Устал. А мне хочется думать такие потому,
что я ему нравлюсь. Я обожаю его голос, такой волшебно-обволакивающий.
Костюм у Портоса роскошный: бархат и атлас, широкие ремни, пряжки...
Накладные усы и бородка помогают моему воображению пересечь
расстояние и... время.

   Вдруг Портос замолчал, а его голова опустилась ко мне на плечо.
Я заглядываю ему в лицо и с ужасом понимаю: умер!
 
   А с него тут же стаскивают костюм, переодевают в него другого,
наспех загримированного актёра, а меня, ничего не соображающую,
не реагирующую на голоса, выталкивают на сцену.

   Я и теперь не знаю, что говорила, что пела? Мой мозг не помогал мне,
отказывался понимать, почему ЭТо надо делать, когда только что
случилось ТАКОЕ!..

   Не один десяток лет миновал с тех пор, но и теперь мозг отказывается
понимать, как люди выжили, остались Людьми, преодолевали неодолимое.
...............
Записано по рассказам реальных людей, документов и событий.


Рецензии
Уважаемая Дарья.Я Склярова Ирина хотела вас спросить о Склярове Анатолии из Луганска.Я читала вашу переписку с ним за 2022год. А почему он не пишет? Не сочтите за труд,сообщите о нём.
Иралео

Ирина Склярова   19.01.2023 22:57     Заявить о нарушении
Ирина, здравствуйте!
Я не знаю, одного ли автора мы с Вами имеем
в виду? В 2022 году мы читали друг друга
со Скляровым. Таким НИКом он пользовался.
К концу года он добавил имя и отчество -
Анатолий Николаевич - для меня это всё тот же человек.

Посмотрите, увидите ли Вы в нём интересующего
Вас человека? Я его и теперь с удовольствием читаю.

С уважением и добрыми пожеланиями,

Дарья Михаиловна Майская   19.01.2023 23:34   Заявить о нарушении
Благодарю,Дарья! Да,это он. Прошу простить за беспокойство. Просто, когда прочитала его рассказы про блокаду,то уже не могла отнестись просто так к этому писателю.
Захотелось ему помочь. Не знаю, как он на это посмотрит. Я часто собираю посылки нашим бойцам.Могла бы и ему помочь.
С уважением.
Иралео

Ирина Склярова   20.01.2023 15:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 54 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.