Эволюция туалетной бумаги

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (96)
С фотоииллюстрациями смотреть здесь
https://blukach.by/post/1583


 Слава мне, что в мемуарах первым в мире заговорил о такой жизненно-необходимой вещи, как туалетная бумага. Вообразите нереальное: вдруг она исчезла из обихода. Катастрофа! Жизнь станет хуже смерти. А ведь всего несколько десятков лет люди даже не знали, что это такое. Вместо неё пользовались, чем придётся. Как то происходило, покажу на личном примере.

 В моём старшем дошкольном возрасте, а может уже и в младшем школьном родители стали говорить мне, что после очередного каканья надо пользоваться газетой, чтобы после было легче мыть штаны. Я это правило быстро усвоил. Нарушал его лишь в случае, если вдруг рядом не оказывалось бумаги.

 А где ту бумагу возьмёшь, если вдруг приспичило за территорией собственного двора (в домашнем отхожем месте газета всегда торчала за угловой стойкой)? Правда, у моего друга Алика Передни и в своей уборной было голо: колхозники не имели возможности выписывать газеты. Я понимал ситуацию Передней, поэтому просто так давал ему газеты и журналы, поскольку в нашу хату почтальонка ежедневно приносила что-то из бумажных изделий: центральные «Известия», республиканские «Настаўніцкую газету», «Работніцу і сялянку», «Вясёлку», районную «Калгасную праўду». Годовая подписка стоила копейки, но у колхозников их вовсе не было.

 Как бы это мне сравнить стоимость тогдашней  подписки с иным товаром? Значит, так. За то, чтобы получать шесть раз в неделю на протяжении всего года газету «Известия», надо было отдать столько, сколько папка платил магазинщику Прохору Мироновичу за одну бутылку водки и столько же вина «Яблочного». Поэтому бумаги у нас в хате было предостаточно. Она использовалась не только при посещении нужника, но и на растопку печек, для завёртывания обеда на пасту, косьбу, заготовку дров… Семью Шушкевичей и второй учительницы Мозго Анны Дмитриевны в Гадивле считали бумажными богачами, просили у них бумаги.

 Но такое газетно-журнальное изобилие не избавляло от проблемы чистых штанов. А где взять бумаги для посещения школьной уборной? Зато в походе за грибами, на рыбалке можно было использовать пучок травы или несколько древесных листьев, даже палочки по очереди. Правда, иногда из-за такого элемента гигиены приходилось здорово страдать. Знаю тётку, которая после завоза в Беларусь с Кавказа коровьего растительного корма - борщевика, использовала его широкий лист для подтирания двух нежных мест женского тела. Потом долго бедолага промучилась в больнице. Не вздумайте применить для собственной гигиены этого растительного гада. Впрочем, я сейчас покажу его вам в собственной фиксации.
 
 1971 год. Армия. Группа советских войск в Германии. Отдельный ракетный дивизион. Засекреченная военная часть состоит из 110 военнослужащих. Для их гигиены в казарме имеется общая уборная. В ней – около десятка клозетных чаш (приспособления для приёма испражнений от присевших на корточки посетителей) и примерно столько умывальников. Ну как в такой ситуации подвесишь заднюю часть себя под высокорасположенным краном с холодной водой? Да об этом никто и не помышлял, поскольку про подмывание после похода в нужник по большому, даже представления не имели. Мыли всё сразу в бане. В деревнях её топили через субботу, в армии солдат водили в душевую раз в 10 дней.

 Так вот, в казарменном нужнике одна, обязательно крайняя клозетная чаша, была неприкасаемой, поскольку предназначалась лишь для дембелей. В каждом воинском подразделении, согласно «деревянному» (незаконному) уставу, назначался свой «начальник дембельского очка», которому вменялось в обязанность обеспечение туалетной кабины самой мягкой газетой «Известия» из общественной подписки. Если на дембельском присесте вдруг оказывалась «Правда», царапающая нежный анал отслуживающего срок аксакала, «старики» каждого подразделения нещадно наказывали «салагу» за недосмотр. Оправдания типа: невозможно было своровать «Известия» из ленинской комнаты, во внимание не принимались.    

 1973 год. Когда после армии работал на Минском моторном заводе, душ был в гардеробе, а в общаге на улице Ангарской – в каждом двухкомнатном блоке. Мыться можно было когда угодно. Это и считалось гигиеническим мероприятием после приземления на унитаз, которое редко совпадало с необходимостью помыться в душе.

 1975 год. Ежедневная личная гигиена ограничивалась в лучшем случае мытьём рук. Когда жил в семейной общаге Лепельского районного объединения «Сельхозтехника», за совместным застольем кума вдруг заругалась с мужем и начала его стыдить за всё. Чтобы сильнее унизить оппонента, обратилась ко мне с вопросом:

 - Кум, как часто ты моешь своё хозяйство?

 Я ответил:

 - Всякий раз, когда бываю в туалете, и там нет посторонних посетителей, подставляю его под кран.

 Дело в том, что два унитаза и один умывальник с холодной водой в туалете приходились на семь семей.

 - Слышишь, скотина? – заорала кума на кума. – А ты только в бане моешь его!

 1974 год. Моя сестра Анька вышла замуж за ленинградского милиционера Витьку Серёгина. Мы с ним стали друзьями не разлей вода. Из Ленинграда в Гадивлю Витька приезжал часто. Запили однажды в соседней Велевщине у общего друга и остались у него ночевать. Нас распределили по большому колхозному дому. Утром Витька рассказывал, что невольно ночью подслушал, как хозяин приставал к собственной жене. Та для приличия сопротивлялась, ссылаясь на недремлющих гостей, а потом сдалась. И вдруг спросила:

 - Толя, ты когда его мыл последний раз? Воняет.

 - Вот там и помоется, - был ответ. 

 Как-то я увидел, что во время совместного похода в кусты до ветра, Витька пользуется тряпками. Спросил у него: почему не применяет газету? Ответил, что газетная бумага насыщена свинцом от типографских литер. От него вокруг анального выхода появляется красное раздражение. Чистые тряпки избавляют от неприятного и болезненного чувства. Представляете? Едя из Ленинграда в Гадивлю на собственных «Жигулях», родственник вёз тряпки, поскольку туалетной бумаги даже там не было.

 Я возгорелся желанием использовать тряпки по его примеру, поскольку имел такие же проблемы. Но он охладил мой моментальный порыв:

 - Тряпок мало. Надо первоначально пару месяцев применять венгерскую мазь «Ауробин», тюбик которой стоит столько, сколько и бутылка дорогой водки. И обязательно отказаться от синтетических плавок. Носить обычные семейные трусы из природной нити.

 Попробовал применять тряпки, но тут же отказался от них: проблематично с заготовкой и не наберёшься. В аптеке купил «Ауробина». Через пару месяцев качество жизни значительно улучшилось. Но случались и сбои. Однажды девки, коллеги по работе, предупредили меня, чтобы завтра надевал плавки, поскольку в обеденный перерыв вместе пойдем в сосновые посадки загорать. Что я и сделал. До обеда отходил нормально. После обеда проявление кожного раздражения под синтетикой настолько разразилось, что стал ходить, расставляя ноги. Заложил между ягодиц кусок ваты из аптечки. Поначалу помогло, а потом он выпал через колошину. Хорошо, что никто не заметил.

 И вот после того мозг совка сообразил, что надо попробовать после каждого похода в нужник подмывать зад. Начал это делать без пропусков и уже через несколько дней стал чувствовать себя, будто по новой родился. Всякие неприятные ощущения вокруг анала испарились, исчезли как сон, как утренний туман. Жить стало хорошо. Но жжение возвращалось, если делал прогул. Поэтому старался гигиенический процесс применять всегда: даже в экстремальных ситуациях ловя рукой струю воды из смывного бачка, даже горстью черпая содержимое лесной дождевой лужи…

 Всякие подобные симптомы исчезли, когда появилась туалетная бумага. Жизнь стала прекрасной. Когда конкретно это произошло, не могу вспомнить. Однако однозначно скажу: после краха советской системы. Помню лишь, как в начале 80-х подбежал к паяльщику Виталику Хованскому и, танцуя, запричитал:

 - Дай скорее бумажку! В туалет припёрло так, что терпеть не могу.

 Он тут же полез в тумбочку и протянул мне кусок наждачки.

 - Пошёл ты на х…! – заорал я и понёсся дальше искать бумагу.

 Но в конце 80-х представление о туалетной бумаге уже имели, поскольку Витька привёз из Ленинграда анекдот следующего содержания. Идёт по городу мужик с переброшенной через плечо гирляндой рулонов туалетной бумаги. Прохожие с завистью останавливаются и молебно спрашивают: где достал? Отвечает: из химчистки несу.

 О гигиене тела тогда никто не задумывался, тем более на государственном уровне. О женских критических днях даже разговора не велось в медицинских верхах. Подумать только: ныне даже на каждый день разработаны и везде продаются гигиенические прокладки. А ведь ещё в начале 90-х в стране Советов не имелось абсолютно никаких средств для защиты женского организма во время месячных. Единственным спасением от неминуемой инфекции и неожиданного конфуза были обычные помытые тряпки, в лучшем случае ошмётки старых простыней. Наиболее предусмотрительные в них завёртывали всякое тряпьё похуже, богатые вместо него закладывали купленную в аптеке вату. Потом обёртки стирали для повторного использования.

 Мне однажды пришлось идти пешком несколько километров по железной дороге между беларусскими станциями Осиновка и Киреево на дистанции Орша – Смоленск. Весь путь между рельсами был устлан огромными самодельными прокладками, будто остатками красно-белого снега. Их спустили через отводную трубу вагонных туалетов. Ужас! Толстые, размотавшиеся, набрякшие дождём… Обладательницы аккуратных компактных нынешних защитных средств личной гигиены женщин даже не представляют, что их старшие предшественницы в течение нескольких критических дней ощущали себя будто в конском седле советской лошади.
 Но вернёмся к объявленной в заголовке теме. Написал сию строку и задумался: не нужно ли пополнять мою кладовую туалетной бумаги? Пошёл проверить. Пока не на исходе, но надо быть начеку. О, мой Перун! Да здесь даже бумажные разовые полотенца имеются. Как невероятно изменился людской быт в течение пары десятилетий!

 Сейчас вынужу вас задуматься и не найти ответа на несколько каверзный вопрос: когда вы ходили в нужник по большой нужде без специальной туалетной бумаги? Да вам кажется, что такого не было никогда. Она теперь есть везде – даже в школьных туалетах, даже рядом с вокзальными клозетными чашами, даже у вас в заднем кармане брюк или в дамской сумочке на случай непреодолимого позыва на природе. И всего лишь представление замызганной свинцом газеты на месте специальной мягкой и нежной бумаги вызывает дрожь во всём теле. Оттого-то и станет несчастным человек, не прочитавший сей мемуар – ведь без этой темы его знания истории советской гигиены будут весьма скудными.

 Считаю, что мало найдётся недалеко мыслящих читателей, которые решат, что автор всего лишь выложил свои заднепроходные болячки молодости на всеобщее обозрение без всякого смысла. Надеюсь, что умный человек сходу поймёт, что этим показано мучение строителей коммунизма по всему социалистическому лагерю, не знавшему такой простой по своей конструкции туалетной бумаги, которую не умели изобрести советские конструкторы. К тому же автор гордится, что неоднократно получал благодарность от послушных исполнителей его советов применять мазь «Ауробин» в случае вызванного газетным свинцом жжения вокруг заднего прохода и обязательно подмываться с мылом после каждого испражнения. Надеюсь, первый совет ныне не нужен и в будущем не пригодится, поскольку туалетная бумага прочно укоренилась в обиход и полностью прогнала свинец от анусов. А вот второй совет понадобится во все времена. Следуйте ему.

 Туалетной бумагой необязательно запасаться впрок – она есть в каждом магазине. Если только чтобы не бегать в него лишний раз. Бумага имеется на любой вкус: хочешь – сразу двухслойная, хочешь - мягкая и нежная, а не хочешь, чтобы пальцем продырявливалась, бери грубую – она и самая загребущая.

 Казалось бы, производители туалетной бумаги должны бы заплатить мне за прямую рекламу их товара по типу: «Покупайте туалетную бумагу!»  Но такого не произойдёт, поскольку этот товар в пропаганде не нуждается. Он и без рекламы покупается всеми и всюду, поскольку стал одной из главных жизненных вещей.

 Слава туалетной бумаге!


     Январь-2020


Рецензии