Киев. Частная мужская гимназия А. И. Степовича

      В 1906 году, на улице Ярославов Вал, 33 открыл частную мужскую гимназию- литературовед, публицист, этнограф, историк, переводчик и педагог- АНДРОНИК ИОАННИКЕЕВИЧ СТЕПОВИЧ ( литературный псевдоним ДУДКА-СТЕПОВИЧ; 1856- 1936).

       Прежде,чем рассказывать о созданной им гимназии, перечислим некоторые факты его биографии.
      Андроник Степович родился в Прилуках, Полтавской губернии, и воспитывался в Сокиринском доме богатого помещика Григория Павловича Галагана вместе с его единственным сыном - Павлом. Через несколько лет, после внезапной смерти Павла, Григорий Павлович, в память о сыне, основал в Киеве закрытое среднее учебное заведение- Коллегию Павла Галагана- и пригласил Андроника в свою школу.
После Черниговской гимназии, переводится в Коллегию и в 1875 году закончивает ее с оценками на золотую медаль и поступает на историко- филологический факультет Киевского университета, где под руководством известного ученого- слависта, археолога и этнографа- Александра Александровича Котляревского начинает активно заниматься славянской литературой. Еще в студенческие годы он публикует в «Сборнике для юношества» (СПб., 1877 г.) свою первую работу. Стоит отметить, что А. Степович заинтересовался славистикой ещё в годы учебы в черниговской гимназии и даже составил рукописные сборники песен западных и южных словян.
После окончания университета, по семейным обстоятельствам, отказавается от предложения готовиться к профессуре, и получает место учителя русской словестности в нескольких учебных заведениях Киева: реальном училище (1879 -1888), женских гимназиях Ольгинской(1880-1881), Фундуклеевской (1882-1888) и В.Н.Ващенко-Захарченко (1886 -1888), в военной гимназии и юнкерском училище (1879- 1886),а позднее - становится инспектором народных училищ Волынской губернии.
В 1884 году с научной целью посетил Чехию, впоследствии - другие славянские государства, а также Германию, Австрию и Францию.
В 1886 г. подготовил книгу «Очерк истории чешской литературы», за которую РАН наградила премией им. Д.А.Толстого.
В 1886 году избран членом исторического общества Нестора- Летописца , а
в 1925 г. - его почетным членом.
       В 1893-1906  годы- директор Коллегии Павла Галагана.В 1894 году организовавает при Коллегии издание её «Ежегодника» и становится и редактором, и автором множества статей и заметок. Всего им было подготовлено 10 выпусков.
       В 1895-1917 годы- приват-доцента кафедры словянских литератур Киевского университета, а также на вечерних ВЖК, основанных А.В. Жекулиной (1909-1913) и сотрудник журнала «Киевская старина».
        Занимаясь преподавательской деятельностью, об этом он пишет в «Коротком жизнеописании», не оставлял научных занятий, следил за новыми изданиями по славистике, в том числе, изучал украинскую историю и этнографию, практически овладевает разными славянскими языками (в архиве хранятся рукописи Степовича на чешском, болгарском, сербско- хорватском языках
В послереволюционные годы продолжал напряженно работать: преподавал в университете, а после его реорганизации в 1920 году в Киевский институт народного образования (КИНО), до 1924 года читал в нем курс славистики, вел исследовательскую работу во вновь созданной Украинской Академии наук, публиковал рецензии и библиографические обзоры в изданиях ВУАН.
 
ЗДАНИЕ ГИМНАЗИИ
        В 1871 г. земельный участок, почти половину которого занимали остатки крепостных земляных валов, приобрел у города купец 1-й гильдии, гласный городской Думы - Фридрих Густавович Михельсон(1840-1908).
         17 октября 1874 г., когда усадьба уже принадлежала коллежскому секретарю, барону Александру фон ден Бринкену(1859-1917), был утверджден проект строительства двухэтажного кирпичного дома.
          В 1875 году усадьбу приобрел киевский купец Меир Гребень, который получил разрешение на сооружение трехэтажного (двухэтажного с цокольным полуэтажом) кирпичного дома и флигеля для размещения столярной мастерской.
         В 1879 году к главному зданию(№ 33) по проекту архитектора Владимира Николаевича Николаева (1847-1911) справа была сделана двухэтажная пристройка, после чего главный дом с центральным проездом во двор занял весь фронт усадьбы.
         В 1895-1898 гг. был возведен третий этаж, где разместились две квартиры, и, таким образом, дом приобрел современный вид.
           Фасад здания оформлен в стиле неоренессанс. Композиция центральноосевая, дисимметричная. Центральная и крайние боковые оконные оси выделены, увенчанными фигурными аттиками с лучковыми фронтонами над полуциркульными прорезями. Стену завершает профилированный карниз, под которым в фризе чередуются кронштейны и филенки с орнаментальным лепленным заполнением. Прямоугольные оконные проемы окаймлены профилированными наличниками, на первом и третьем этажах акцентировано рельефными замковыми камнями, на втором — увенчан дугообразными сандриками с раменцями. Прямоугольный проем входа размещена на центральной оси, справа от него — лучковую арку проезда, украшенную замковым камнем. Два ряда балконов с ажурными металлическими ограждениями на четвертой и десятой осям дополняют выразительную пластику фасада.В ограждении двускатной крыши - ажурные решетки.
        Внутренняя планировка-коридорного типа с двусторонним расположением помещений.
    В 1906-1919 гг. часть помещений занимала гимназия. В этом же доме жил и сам А.И.Степович.

Гимназия занимала несколько отдельных помещений и,конечно, не могла похвастаться удобствами и необходтмым пространством, поэтому велись переговоры о возведении отдельного здания, приспособленного для нужд такого учреждения.

ПРАВЛЕНИЕ ГИМНАЗИИ
Руководящим органом было правление гимназии, которое возглавлял председатель Андроник Степович. Заместителями были преподаватель латинского языка в гимназии Михаил Егорович Фирсов и Ф.О. Герасимов. Также в правление гимназии входили: законоучитель гимназии- священник Николай Эрастович Рыбчинский; учителя Стилиан Степанович Василиади, П.В. Короткевич, Емельян Иванович Киричинский, казначей И.В. Борисенко, делопроизводитель А.А. Дмитриевский.
Работала в гимназии также ревизионная комиссия, в которую входили: педагоги Владимир Иванович Абрамович, Степан Никанорович Борисенко и Павел Евгеньевич Константинов

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ
12 сентября 1906 года состоялось торжественное открытие гимназии на котором присутствовали: основатель гимназии, учителя и родители. Законоучитель гимназии-протоиерей Н.Е. Рыбчинский отслужил молебен. Во вступительном слове Андроник Степович отметил цель открытия заведения и ознакомил с основными принципами, на которых будет осуществляться его учебно-воспитательная деятельность.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Финансовое обеспечение гимназии А.Степовича осуществлялось за счет средств основателя и платы тех, кто учился за собственные средства.

Стоимость обучения в подготовительном классе составляла - 80 рублей за год, в 1-3 классах-150 рублей, а в 5-8 - 200 рублей.


СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Программа обучения в гимназии А.Степовича соответствовала всем программам государственных гимназий за исключением греческого языка.

Открыв гимназию, А.Степович, в первую очередь, опирался в своей деятельности на те позитивные наработки, которые были уже проверены многолетней практикой его работы в Коллегии.
С одной стороны, это - принципы гуманизма, уважения к ребенку, понимания его индивидуальных особенностей, и создания всех условий для творческого развития учеников, а с другой- использование новых форм и методов обучения и создание надлежащей материальной базы. Первоначально, А.И.Степович задумал открыть гимназию нового типа – так сказать «проколлегию», то есть такое учебное заведение, которое, с одной стороны, отличалось бы от других, существовавших на то время, а с другой – включало правила и уклад, которые подтвердили свою действенность в Коллегии П.Галагана и готовило бы учащихся к поступлению в Коллегию. И, поскольку в Коллегию принимались мальчики, окончившие четыре класса гимназии, его школа как раз должна была работать по программе первых четырех классов гимназии.
Кроме того, гимназия, по замыслу А.Степовича, призвана была предоставлять детям из малоимущих семей возможность не только получить среднее образование, но и университетское.
Однако открытие заведения такого типа требовало не только значительных материальных затрат, но и было связано со значительными трудностями относительно получения разрешения на открытие. В результате, А.И.Степович вынужден был отказаться от своего первоначального плана, и направить усилия на получение разрешения на открытие частной мужской гимназии с правами.
Первоначально школа была открыта в составе подготовительного и четырех классов. Своего полного комплекта (8 классов) гимназия достигла в 1909-1910 учебном году.
Со времени основания гимназии количество учащихся ежегодно, за исключением 1910–1911 учебного года, постоянно увеличивалась.
Так, если в 1906-1907 учебном году было 205 человек, то в последующие годы: (1907-1908) - 318, (1908-1909) - 410, (1909-1910 )- 440.

В гимназию принимались дети независимо от национальности и вероисповедания.
Так, в 1912-1913 учебном году из 357 учеников, среди которых 178 – христиане, 178 – евреи и 1 – мусульманин.
Особенно много учеников поступали в гимназию из Экономической школы, открытой по соседству ( ул. Ярославов Вал, 40) на средства сахарозаводчика и мецената Николы Терещенко. Кроме того, по ходатайству заведующих двухклассными и одноклассными городскими училищами в гимназию ежегодно принимались несколько их лучших учеников. Такие учащиеся становились прочной основой в каждом классе и примером для других.

В гимназию разрешалось принимать детей, которые до этого получили лишь домашнее образование. Практиковалась в гимназии и такая форма обучения, как дистанционная, что позволяло зачислять в число учащихся, детей, которые переросли возрастной уровень и было неудобно их присутствие в классе.
Также, по решению педагогического коллектива, некоторые ученики могли быть освобождены от переводных экзаменов.
Общая успеваемость по гимназии, по свидетельству А.Степовича, была средней. Это объяснялось, с одной стороны, высокими требованиями, которые ставили учителя к уровню знаний учеников, а, с другой- уровнем подготовки и способностей тех, кто был зачислен в гимназию.
В 1911 и 1912 году состоялись два первых выпуска гимназии.
Из этих 50 выпускников– 8 стали студентами университета, а 17 продолжили учебу в других учебных заведениях.

БИБЛИОТЕКА И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Гимназия имела прекрасную библиотеку, которая состояла из основного (фундаментального) и ученического отделов. Первый - насчитывал около 2000 томов, второй-1000, а общая стоимость оценивалась в 3500–4000 руб. Кроме того, в фондах библиотеки хранилось также около 150 учебных пособий.
Успешному усвоений знаний учащимися, способствовало наличие физического кабинета, включавшего около 200 приборов, в том числе новейших к тому времени конструкций: большой проекционный фонарь, сферические и параболические зеркала, Ньютоновский круг и тому подобное, на общую сумму свыше 4500 руб.
Для занятий по географии - имелись 26 географических карт, 16 картин и 1 глобус. Стоимость этих учебных материалов оценивалась более чем в 300 руб.
Для занятий по естествознанию в распоряжении гимназии была минералогическая коллекция, 6 моделей здорового человека и 2 — больного, 2 больших альбома и многое другое, в общем на сумму свыше 100 руб.
На уроках по истории учителя имели возможность использовать 18 карт и  23 таблицы с разными схемами и расчетами;
Для занятий по рисованию - 5 разноплановых пособий (общая стоимость —свыше 100 руб.).
Среди преподаваемых предметов в гимназии была космология(астрономия). Во время практических работ по космологии использовали армилярную сферу, лунарий и глобус (стоимость оборудования —свыше 100 руб.).
Кроме того, для успешной работы гимназии, её организатор приобрел немало школьной мебели: парты, за которыми могло разместиться 445 человек, 24 шкафа и этажерки, 20 столов, классные доски, стенные часы, набор мягкой мебели для учительской комнаты, а также портреты и картины (общая стоимость – 12000 руб.)

ПИТАНИЕ
В гимназии работала столовая, где ученики имели возможность получить горячий завтрак, выпить чашку чая или молока, и даже полакомиться ягодами и фруктами. При этом плата за питание была умеренной, поскольку владелец столовой был освобожен от арендной платы. Качество еды проверялось гимназическим врачом.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Значительное внимание в обучении и воспитании учащихся уделялось индивидуальному подходу. Для этого, все учащиеся были разделены на три возрастные группы:младшая группа- 1-3 класс; средняя группа- 4-5 класс;старшая группа- 6-8 класс
При этом, каждая группа имела свою раздевалку, буфет, комнаты для собраний.
А.Степович ориентировал учителей на то, чтобы они больше внимания обращали на овладение учащимися нового учебного материала именно в классе, под непосредственным руководством преподавателя, и, соответственно, уменьшению объема домашних заданий.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И СТИПЕНДИИ
Значительное внимание в гимназии уделялось системе оценивания. Вначале эта система была заимствована из Коллегии, где осуществлялась лишь в конце четверти, но поскольку такой подход не нашел поддержки родителями учеников, со второго года работы гимназии было введено обычное ежедневное оценивание.

С целью формирования сознательного отношения к учебе, в гимназии была введенная система стипендий. Разработанная в Коллегии П.Галагана, она подтвердила свою эффективность и в гимназии.Учащиеся, получающие стипендию за успехи в учебе, служили нагладным примером для других учеников.
Стипендиальный фонд гимназии формировался как за счет личных средств основателя гимназии, так и Общества помощи бедным ученикам, которое было основано при гимназии в 1908 году. Кроме преподавателей гимназии, членами Общества были еще 25 лиц. Средства Общества формировались:из членских взносов, составлявших не менее 3 рублей на год и пожертвований от частных лиц. И хотя средства, собираемые Обществом, были небольшими- за 5 лет, с 1908 по 1913 год, - было собрано 10650 рублей 90 копеек, это позволяло предоставлять стипендии и одноразовую помощь бедным ученикам.
Всего же, с 1906 по 1913 год в гимназии постоянно училось 40-50 учеников бесплатно, а ещё 60-70 - на льготных условиях.
Кроме того, была разработана система материальной помощи, которая шла на поддержку малоимущим и нуждающимся учащимся.

УЧЕНИЧЕСКИЕ КРУЖКИ

Ученики гимназии имели многообразный и насыщенный досуг.
В 1910 году в гимназии был создан литературно-научный кружок, члены которого готовили и издавали литературно-научный журнал, в котором печатали свои рассказы, стихи, заметки, загадки, ребусы, шутки, а средства от его продажи перечисляли в пользу малоимущих учеников класса. Кроме того, члены кружка должны были следить за соблюдением порядка и тишины в классах, помогать товарищам в учебе, и даже, если на это было разрешение директора, могли проводить уроки.
В гимназии была своя футбольная команда, которая участвовала в городских соревнованиях.

ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В гимназии торжественно отмечали различные памятные даты и события, на которых присутствовали не только преподаватели гимназии, но и гости.
Обычно в преддверии события, преподаватели истории или словесности знакомили учащихся предстоящим празднованием, чтобы дети были хорошо подготовлены к соответствующему мероприятию. К таким дням гимназию особенно празднично украшали.
Так, в гимназии провели торжества к 100-летию Полтавской битвы, 50-летию освобождение крестьян от крепостного права, 50-летия смерти Николая Гоголя, 200-летие со дня рождения Михаила Ломоносова, 100-летие со дня рождения писателя Ивана Гончарова, композиторов Михаила Глинки, О. Даргомыжского.
Особенно торжественно прошли торжества, посвященные 100-летию Отечественной войны 1812 г. и 300-летию царского дома Романовых.


К сожалению, первые несколько лет относительной свободы, вскоре сменились наступившей в России реакцией, когда власти старались уничтожить всё свободное и живое. С одной стороны чехарда инструкций,правил и распоряжений, отменяющих предыдущие, которые объявили не в начале учебного года, а уже перед самими экзаменами, что не только вносило сумятицу в систему управления гимназии, но и вызывало естественное беспокоство со стороны родителей.
С другой стороны- бесконечные проверки, которые кроме прямых начальников над гимназией, проводили какие-то чиновники из канцелярии попечителя учебного округа, которые не только донимали мелкими придирками, но и отвлекали от необходимой педагогической работы. Так, в ноябре-декабре 1912 года окружной инспектор посетил гимназию шесть раз.
Больше того, ученики гимназии не раз становились свидетелями унижения проверяющими преподавателей и директора.
«Воспитательная часть, - отмечал один из ревизоров,- поставлена абсолютно неудовлетворительно. Ученики являют собой недисциплинированную массу, невзирая на то, что каждый класс имеет своего наставника. Владелец гимназии (А. Степович) не пользуется никаким авторитетом в глазах учеников.» Однако, конечно, истинная причина такого отношения к директору и его школе- была во внедрение им различных инноваций, самостоятельность и независимость его взглядов, а особенно не нравилось проверяющим, что в школе учится слишком много евреев, что тогда негласно преследовалось властью. Такая постоянная изнурительная борьба А.Степовича с руководством Киевского учебного округа, в конце концов, привела к вопросу о закрытии гимназии.

Врач гимназии – ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ЕРЕМЕЕВ
Глазной врач- ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ КОЦЕЛЛО

УЧИТЕЛЯ ГИМНАЗИИ

Как опытный педагог, А.Степович хорошо понимал, что успех учебно-воспитательного процесса во многом зависит от профессионального уровня преподавателей. Поэтому к работе в гимназии он старался привлечь тех учителей, которые имели значительный педагогический опыт. Так, среди преподавателей были те, кто в прошлом был инспектором или даже директором гимназии. Практиковал он также привлечение преподавателей из других учебных заведений. Такое совместительство давало, с одной стороны, возможность привлечь лиц, имеющих педагогический опыт, а, с другой, обеспечить учителей дополнительным заработком.
Творческий заряд руководителя гимназии, его желание совершенствовать учебно-воспитательный процесс, привлекало и многих учителей к участию в разработке учебных пособий и учебников. Они осуществляли переводы иностранных книг, выступали с докладами на разных школьных собраниях.
Так, преподаватель математики Г.Вороновский подготовил и издал учебник по тригонометрии; учителем французского языка было составлено «Пособие к изучению французких глаголов»(1912); результатом исследовательской работы Григория Емельяновича Линника стал труд «Крепостное право в России: его экономические основы» (1911).
Эти и другие работы преподавателей печатались в «Физическом обозрении», «Филологических записках», «Киевских университетских известиях», и даже в «Вестнике общества любителей аквариумных рыбок».

      Законоучитель гимназии -протоиерей НИКОЛАЙ ЭРАСТОВИЧ РЫБЧИНСКИЙ. В 1890-х – 1900-х гг. - настоятель церкви и законоучитель Цареконстантиновской школы на Подоле, настоятель Покровской церкви, член Киевской духовной консистории и Алексеевского городского училища.

        Преподаватель физики- педагог ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ АБРАМОВИЧ (1878 - ?) Родился в Чернигове. Учился в Черниговской гимназии, а в 1898 году окончил Коллегию П.Галагана и поступил в Политехнический институт. Преподавал физику в женской гимназии Mapии Карловны Батцель.


        В 1914–1918 - законоучитель гимназии - АНДРЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ БУРКОВСКИЙ (1877 -?)
        Обучался в Киево-Софийском духовном училище и Киевской духовной семинарии (1893–1899). Обе  школы окончил по первому разряду. В 1899 году волонтером поступил в КДА, которую окончил в 1903 году со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без новых устных испытаний. 3 июля 1903 года рукоположен в диаконы, а 15 июня - в священники. В 1907-1909 годы - настоятель Макариевской церкви на Юрковиц, а затем-Крестовоздвиженской церкви на Подоле в Киеве. С 1907 по 1919 год был законоучителем киевских женских гимназий: Марии Фроловны Стельмашенко(1907–1914); Веры Николаевны Трифоновой(1911–1916); Mapии Карловны Батцель (1916) и женского коммерческого училища Людмилы Николаевны Володкевич(1911) и мужских гимназий:пятой(Печерской)(1909–1919); Михаила Авксентьевича Стельмашенко (1911–1914); Общества преподавателей(1917).
В 1917 году выступил инициатором создания Союза пастырей Киева. С 9 июня 1918 года — настоятель Ильинской церкви на Подоле. В 1920 году - настоятель Николаевской церкви с. Локнистое Черниговской губернии.
   
   Преподаватель французского языка- кандидат богословия (1907)- педагог СТИЛИАН СТЕПАНОВИЧ ВАСИЛИАДИ.
В 1907 году окончил КДА

        Учитель древних и новых языков- педагог, статский советник КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЛЛЕН. Сын профессора Киевского университета и директора Киевской 1-й гимназии Александра Людвиговича (Карловича) Деллена(1814-1882)
С 1863 по 1867 год учился в Киевской 1-й гимназии. В 1881 г. окончил историко-филологический факультет Харьковского университета и выдержал испытание на степень магистра сравнительного языкознания. В 1883 г. защитил представленную в историко- филологический факультет диссертацию под заглавием: «О так называемых casus absoluti в главных языках индо-европейского племени» (Харьков, 1881).
      В том же году был определен учителем древних языков в Киевскую 1-ю гимназию, в которой состоял 21 год. Кроме древних языков, преподавал также немецкий и французский. Как отличный знаток музыки и хороший пианист К.А. Деллен много содействовал развитию музыкального дела в Первой гимназии.
В 1887 г. был командирован за границу для изучения организации ремесленного образования. Составленный им «Отчет» был опубликован  в 1888 г.
В 1904 году перешел на службу в Варшавский учебный округ, где занимал сначала должность инспектора Варшавской 1-й прогимназии, а в1905-1908 годы- директора Сувалкской гимназии.
В 1908 г., по выслуге 25-ти лет, вышел в отставку.
Награжден всеми орденами, до ордена св. Владимира 4-й ст. включительно.


        В 1914–1917 гг. -законоучитель гимназии Степовича - философ, психолог, богослов, педагог, общественный и политический деятель - ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЗЕНЬКОВСКИЙ (1877–1961).
         В 1900 году окончил с золотой медалью Киевскую 2-ю гимназию. В 1909 году после окончания Киевского университета, где он учился на физико-математическом и историко-филологическом факультетах, был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию и утвержден преподавателем в нескольких высших и средних учебных заведениях Киева.
          В 1913-1914 гг. находился в научной командировке в Германии, Австрии и Италии. В 1915  году - защитил магистерскую диссертацию, а в 1916 году занял место экстраординарного профессора Киевского университета. В мае-октябре 1918 года был министром исповеданий в правительстве гетмана Украины Павла Скоропадского.
         С  1920 года - в эмиграции, преподает в различных высших учебных заведениях в Белграде, Праге, Париже, где активно занимается проблемами образования: организацией школ, дошкольных учреждений, разработкой концепции воспитания в условиях эмиграции и подготовкой педагогических кадров. В 1923 год , на Первом педагогическом съезде российской эмиграции В.В.Зеньковский избирается Председателем Педагогического Бюро по делам низшей и средней русской школы за границей, своеобразного Министерства просвещения Зарубежной России. Активная  деятельность Василия Зеньковского  способствовала тому, что решались многие проблемы финансирования и организации школьного дела в различных странах Европы, подготовки учительства, социальной защиты детей-эмигрантов, создания и обсуждения программно-методического обеспечения русской зарубежной школы. В 1923—1926 годы — профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института.
         В 1926—1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования. После 1926 года переехал во Францию и прожил там до конца жизни, являясь профессором Богословского института в Париже.

               Учитель естествознания и физики - педагог, профессор, действительный статский советник(с 1910 г.) ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ ИГНАТОВИЧ-ЗАВИЛЕЙСКИЙ
Преподавал во многих киевских учебных заведениях:в первом реальном училище(1860-1890), Институте благородных девиц(1874-1880); в Ольгинской женской гимназии(1886-1894).
В 1880-1886 годы - преподаватель естественных наук и инспектор Киевского политехнического иститута, а после-профессор Юрьевского университета.
В.В.Игнатович-Завилейский - автор популярных книг и лекций о воздухоплавании «Воздуховлавание и его успехи», прочитанной в 1885 году, электрическом трамвае в Киеве, прочитанной 29 марта 1894 года. И хотя лекция, в первую очередь, затрагивала технические аспекты первых лет работы киевского трамвая, в ней было уделено внимание и истории (на тот момент еще совсем короткой!), лекция об опытах с магнитом. «Наставление к «магнитному ящику», служащему для опытов с магнитом» (Киев, 1907)
В феврале 1890 года на заседании Киевского физико-математичного общества выступил с докладом «О самодельных приборы», где демонстрировал приборы по магнетизму, изготовленные под его руководством учениками Киевского реального училища, и указал в пользу знаний, которые могут получить воспитанники средних учебных заведений во время изготовление простых приборов и механизмов, касающихся разных разделов физики.

      
         Учитель латинского языка – инспектор гимназии, педагог, стататский советник ЕМЕЛЬЯН ИВАНОВИЧ КИРИЧИНСКИЙ (1851-1940). В 1885 г.учитель древних языков Замостской прогимназии.
        Автор работы: "Франко в Києві" (1926).

Учитель русского языка и словесности - педагог, статский советник ГРИГОРИЙ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ ЛИННИК. В 1884-1892 гг. - преподаватель русского языка и литературы в Глуховском учительском институте; а в 1894-1902 гг.-  в том же институте - преподаватель истории и географии. В 1902-1906 гг.- преподаватель истории и географии в мужской гимназии в г.Златополе. Автор работ: "Значение чудесного в мифе" (Воронеж,1885); "Образование слов в языке и задачи словопроизводства с образцами корнесловия" (Воронеж, 1888): "Крепостное право в России: (Экономические его основы)"(Киев, 1911)

          Преподавал историю и географию - педагог ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ РАДЗИМОВСКИЙ 1881-?) Родился в Киевской губ. Учился в Киевской 4-й гимназии. В 1899 году окончил Коллегию П.Галагана, а затем- историко-филологический факультет Киевского университета.
Преподавал историю и географию в Киевской 6-й гимназии.

       Преподавал в гимназии русскую словесность и психологию - литературовед, историк литературы, педагог, профессор, государственный деятель - ФЕОКТИСТ ПЕТРОВИЧ СУШИЦКИЙ (1883-1920)
Закончил Киевскую духовную семинарию, в 1907 году- Киевскую духовную академию со званием магистра и с правом писать магистерскую диссертацию без дополнительного магистерского экзамена, а затем - словесное отделение историко-филологический факультет Киевского университета. Был участником унивнрситетского Семинара,который организовал профессор Владимир Николаевич Перетц (1870–1935)
После завершение учебного курса - оставлен в университете профессорским стипендиатом.
С 1914 года – читал лекции по истории литературы на ВЖК, учрежденных А. В. Жекулиной; в 1915-1918 годы - приват-доцент на кафедре русского языка и словесности на историко-филологическом факультете Киевского университета.
В 1913-1915 годы преподаватель в гимназии Владимира Науменко.
С августа до декабря 1917 года - директор Киевской Второй Украинской гимназии
В 1917-1918 годы - один из инициаторов и основателей Украинского народного университета, профессор, а в 1918 году- ректор. Читал общий курс древней и новой украинской литературы на украинском же языке. .
В 1918 году, при гетмане П.Скоропадском, возглавлял департамент высшего и среднего образования Министерства народного образования Украины, с июня 1918 г.– член Временной комиссии в делам высших школ и научных учреждений под председательством академика В. Вернадского, а с января 1919 г. входил в состав Комиссии по делам в отношении высших школ и научных институтов.
В 1918-1919 гг.- руководитель археографической комиссии УАН. Умер в 1920 году от тифа.
Автор более 20 научных работ по истории славянской письменности и словесности.
 
       Преподаватель латинского языка и заместитель председателя правления  гимназии  - педагог МИХАИЛ ЕГОРОВИЧ ФИРСОВ
В 1877 – 1881 годы- инспектор, а в 1881-1885 годы- директор Новгород-Северской гимназии
В 1885-1892 годы- директор Каменец-Подольской гимназии


           Преподавал в гимназии математику- педагог- ВАДИМ ВИКТОРОВИЧ ШАРКО (1882 - 1930?) Родился в Киеве. Учился в Киевской 2-й гимназии, а в 1901 г. (27 вып.) окончил Коллегию П.Галагана. После окончания в 1909 году физико-математического факультета Киевского университета - учитель математики Киевского кадетского корпуса.
         В 1917-1921, 1923-1925 - преподаватель математики в Первой украинской гимназии имени Шевченко. В 1918 году - директор подготовительных курсов Украинского народного университета в Киеве. В 1917-1925 годы -профессор математики Киевского кооперативного института, научный сотрудник в секции Терминологической комиссии Института украинского научного языка при ВУАН, соавтор проектов школьных программ по арифметике, алгебре и геометрии, автор учебника по арифметике для начальных школ на украинском языке. В 1930 г. - арестован и осужден на сфабрикованом процессе «Союза Освобождения Украины»

УЧЕНИКИ ГИМНАЗИИ

         В 1911 году окончил гимназию А.Степовича-актёр,театра и кино, Народный артист СССР(1967) ВЛАДИ;МИР АЛЕКСА;НДРОВИЧ ВЛАДИСЛА;ВСКИЙ(настоящее имя Вольф Янкелевич Ельник; 1891 -1970)
В 1911-1912 годы учился на юридическом факультете Одесского университета.
В 1912 году в Одессе, в частной антрепризе Басманова состоялся театральный дебют.
В 1913-1919 годы играл в частных антрепризах в театрах Киева, Владикавказа, Ростова-на Дону, Харькова, Житомира.
С 1925 года - актёр Московского театра «Комедия (бывший Корш)»(позднее - Московский драматический театр). Одновременно играл в Театре Московского губернского совета профсоюзов(МГСПС) (ныне Театр имени Моссовета). После закрытия Московского драматического театра в 1932 году несколько месяцев играл в Театре Вс. Мейерхольда.
C 1933 года- актёр Малого театра в Москве.
Первую кинороль получил в 1926 году в комедии «Медвежья свадьба». Одними из его лучших работ в кинематографе считаются роль Модеста Алексеевича в фильме «Анна на шее» (1954), режиссёра И. М. Анненским по одноименному рассказу А.П.Чехова, а также роль директора базы в комедии Л. И. Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965).


Окончил гимназию- ЕВСЕЙ МОИСЕЕВИЧ (ЕВСЕЙ МОШКОВ) КАРАЧУНСКИЙ (1894-?)
В 1915 году проходил практику в качестве аптекарского ученика в Киевской Новопечерской аптеке Гребеня

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ
1.Роєнко С. О. "А.І.Степович (1856–1935) – засновник приватної чоловічої гімназії з правами для учнів у м. Києві"
2.Смольніцька М.К. «Колегія Павла Галагана в національно-культурному житті України (1871-1920 рр.)». К.: Інстиут історії України НАН України, 2004. - 527 с
3.Людмила Страйгородська «Постать Ф.П. Сушицького (1883–1920) в освітньому просторі початку хх століття» http://inb.dnsgb.com.ua/2019-1/05.pdf
4. «Карачунские» http://www.maximovy.ru/main/familii/genealogy_karachunsky/


Рецензии