Блок. Плачет ребенок. Под лунным... Прочтение
65. «Плачет ребенок. Под лунным серпом…»
Е.П. Иванову
Плачет ребенок. Под лунным серпом
Тащится по полю путник горбатый.
В роще хохочет над круглым горбом
Кто-то косматый, кривой и рогатый.
В поле дорога бледна от луны.
Бледные девушки прячутся в травы.
Руки, как травы, бледны и нежны.
Ветер колышет их влево и вправо.
Шепчет и клонится злак голубой.
Пляшет горбун под луною двурогой.
Кто-то зовет серебристой трубой.
Кто-то бежит озаренной дорогой.
Бледные девушки встали из трав.
Подняли руки к познанью, к молчанью.
Ухом к земле неподвижно припав,
Внемлет горбун ожиданью, дыханью.
В роще косматый беззвучно дрожит.
Месяц упал в озаренные злаки.
Плачет ребенок. И ветер молчит.
Близко труба. И не видно во мраке.
14 декабря 1903
Е.П. Иванов. Из воспоминаний:
«Мне было года 22, 23. Душа моя <…> шла тогда, если можно так выразиться, под знаком Девы (один из двенадцати знаков Зодиака); в ней была жажда воочию увидеть того, кому бы сердце мое молвило «вот он»; искание острое, жгучее, связанное со склонностью к обожению и обожанию. Если хотите понять, в чем дело, что за знак Девы, прочтите Пушкина «Письмо Татьяны»: письмо Татьяны — это малый символ веры этого знака Девы. Всем «чистым сердцем» это понятно. «Чист сердцем» отрочески-девический возраст, в нем остра жажда увидеть божество, склонность к обожению и обожанию <…> вот что значит знак Девы и почему приурочен он именно к Деве. Это я хотел сказать в начале своего воспоминания об Ал. Ал., ибо не поняв или позабыв об этом отрочески влюбленном вдохновении, о «девичьих грезах», о «слезах первой любви», о всем, что, одним словом, связано с молодым и роковым знаком Девы, можно ли понять Ал. Ал. Блока? — Не думаю. Не даром девичье сердце всегда чутко к нему прислушивалось с такой верой, надеждой и любовью <…> Вернемся к себе <…> слыша о Блоке, я уже надеялся, что это “он”.»
Е.П. Иванов. До революции – член Петроградского религиозно-философского Общества и «Вольфилы». После революции – библиотекарь и статистик. Арестован по делу «Воскресения» 11 декабря 1929 г. как "участник к/р церковно-монархической организации А. А. Мейера «Воскресение»”. Выслан в Северный край на 3 года, в ссылке в Великом Устюге (1929—1932 гг.). В 1932—1942 гг. проживал в Ленинграде. Работал счетоводом, рабочим, кассиром в Консерватории. Умер в блокадном Ленинграде от голода. Википедия.
«Близко труба» – это не та, которая «…Кто-то зовет серебристой трубой», а совсем другая, конечно же:
«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб…
…И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь…»
То есть картина в заглавном стихотворении – это полчаса безмолвия небес до последнего конца…
И опять же, как в предыдущих стихотворениях, нечто подобное Блок уже видел, уже описывал осенью 1902 года, когда казалось, что лишь объяснение с Л.Д. оборвёт чреду этих видений, этих предчувствий:
«…Идешь ты к дому на горах,
Полдневным солнцем залитая,
Идешь — повязка золотая
В смолистых тонет волосах.
Зачахли каперса цветы,
И вот — кузнечик тяжелеет,
И на дороге ужас веет,
И помрачились высоты.
Молоть устали жернова.
Бегут испуганные стражи,
И всех объемлет призрак вражий,
И долу гнутся дерева.
Всё диким страхом смятено.
Столпились в кучу люди, звери.
И тщетно замыкают двери
Досель смотревшие в окно.
24 сентября 1902»
Не оборвало.
Пейзаж, изображенный в стихотворении очень похож на тот, что будет его окружать в следующей книге, книге тома второго - "Пузыри земли", после того, как он отринет свою миссию - разбудить Тебя, ввести Тебя в наш мир, в нашу реальность, и "Ты в поля отошла без возврата..." А он останется в болотах, из которых время от времени видениями всплывают и схлопываются пузыри земли.
Ср.:
"На перекрестке,
Где даль поставила,
В печальном весельи встречаю весну.
На земле еще жесткой
Пробивается первая травка.
И в кружеве березки -
Далеко - глубоко -
Лиловые скаты оврага.
Она взманила,
Земля пустынная!
На западе, рдея от холода,
Солнце - как медный шлем воина,
Обращенного ликом печальным
К иным горизонтам,
К иным временам...
И шишак - золотое облако -
Тянет ввысь белыми перьями
Над дерзкой красою
Лохмотий вечерних моих!
И жалкие крылья мои -
Крылья вороньего пугала -
Пламенеют, как солнечный шлем,
Отблеском вечера...
Отблеском счастия...
И кресты - и далекие окна -
И вершины зубчатого леса -
Всё дышит ленивым
И белым размером
Весны.
5 мая 1904"
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Иванов Евгений Павлович (1880-1942)- писатель, участник символистских изданий, университетский товарищ и ближайший друг Блока в 1900-х годах. Посвящение стихотворения Евг. Иванову связано с близостью ему настроений ожидания "конца света".
Символы, восходящие к славянской демонологии: ущербная луна ("серп"), горбун, "косматый, кривой и рогатый" (черт)- в стихотворении противопоставляются образам, связанным с ожиданием "трубы" архангела.
["символами, "символикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций автора - контекст, в котором обычно в книгах Блока появляется то или иное слово. Что с "символизмом", кроме общего созвучия слов, никакой связи не имеет ( «…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» (А. А. Блок «О современном состоянии русского символизма»)).]
- «Кто-то зовет серебристой трубой». - О символике трубы см. коммент. к стих. "Целый год не дрожало окно ... ".
[Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «... К небесам подымая трубу».- Сопоставление "трубы метелей" и апокалиптической трубы архангела, возвещающей конец света.
»
- «Бледные девушки встали из трав». - Ср.: "Бледные девы // Уготовали путь весны" ("Не поймут бесскорбные люди ... "[СПД,10 февраля 1902]).
- «Подняли руки к познанью, к молчанью.- Ср. с символикой стих. "Я вышел в ночь- узнать, понять ... ".
[
"Я вышел в ночь — узнать, понять
Далекий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.
Дорога, под луной бела,
Казалось, полнилась шагами.
Там только чья-то тень брела
И опустилась за холмами.
И слушал я — и услыхал:
Среди дрожащих лунных пятен
Далеко, звонко конь скакал,
И легкий посвист был понятен.
Но здесь, и дальше — ровный звук,
И сердце медленно боролось,
О, как понять, откуда стук,
Откуда будет слышен голос?
И вот, слышнее звон копыт,
И белый конь ко мне несется…
И стало ясно, кто молчит
И на пустом седле смеется.
Я вышел в ночь — узнать, понять
Далекий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.
6 сентября 1902 С.-Петербург"
]
- «Ухом к земле неподвижно припав ... и след.- Ср. со стих. Ф. Сологуба "Я ухо приложил к земле ... " (1900; о связи этого произведения с блоковской лирикой см. коммент. к стих."Я вышел в ночь- узнать, понять ... ").
[
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
"Образы и ситуации произведения близки к стихотворению Ф. Сологуба "Я ухо приложил к земле ... " (1900), впервые опубликованному в "Собрании стихов" Ф. Сологуба (кн.III и IV. 1898-1903 гг. М., 1904. С. 40). Однако осенью 1902 г. Блок скорее всего еще не знал этого стихотворения".
[
Федор Сологуб
Я ухо приложил к земле
Я ухо приложил к земле,
Чтобы услышать конский топот, —
Но только ропот, только шёпот
Ко мне доходит по земле.
Нет громких стуков, нет покоя,
Но кто же шепчет, и о чём?
Кто под моим лежит плечом
И уху не дает покоя?
Ползет червяк? Растёт трава?
Вода ли капает до глины?
Молчат окрестные долины,
Земля суха, тиха трава.
Пророчит что-то тихий шёпот?
Иль, может быть, зовёт меня,
К покою вечному клоня,
Печальный ропот, темный шёпот?
]
»
]
»
Свидетельство о публикации №220012000647