Ч. 6 Все войны когда-то оканчиваются

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2020/01/22/761

Греки все поголовно симпатизировали русским, но и среди татар были агенты, работавшие на русских. Однажды Каттли и его люди схватили двух татар, у которых была тайная встреча с казачьим разъездом, затем их судил военный суд.

Русские власти не церемонились с захваченными английскими шпионами. 19 марта 1855 года лорд Раглан получил сообщение, что по сведениям вице-консула в Галаце (Турция) Чарльза Каннигхема в Крыму был повешен как шпион английский пианист Сеймур Шиф.
 
Каннигхем, у которого была своя разведывательная сеть, просил подтвердить это сообщение. Каттли подтвердил, что встречался с пианистом, но это было перед войной. Вполне возможно, что могли и повесить.

Разведчиков из числа гражданских англичан было мало из-за того, что лишь немногие владели русским языком. С разведкой сотрудничали и переводчики, которыми руководил некий Сутер. Он сопровождал Раглана.

Следует  заметить, что англичане соблюдали судебную процедуру при рассмотрении дела с пойманным русским шпионом, например, как это было с греком Степаном Арвалите, бывшим солдатом греческого батальона, защищавшего Балаклаву.

Греки единственные пытались оказать сопротивление союзникам, а затем ушли в горы. Степан переоделся в татарскую одежду, занимался разведкой, но его выдал татарин по имени Сэйл (во всяком случае так в английской транскрипции).

Русские власти обходились с захваченными шпионами без особых формальностей. Огромную помощь Каттли оказывал предатель Ходасевич. Он анализировал поступавшую информацию.

Раглану отчёт представлялся в таком виде: сначала указывался источник, затем оценка степени достоверности, критический анализ информации и, наконец, выводы.

Когда от холеры умерли Раглан и Каттли, британская армия оказалась без секретной службы, потому что даже начальник штаба Раглана не знал о роли Каттли, получая все сведения только от Раглана.

Однако вскоре разведка снова заработала. Новый главнокомандующий генерал Симпсон назначил временным руководителем разведки капитана Бэйнса из 8-го полка. Его сменил переводчик Лаудер, а затем присланный из Лондона Джексон, владевший русским языком.

Надежды союзников, что со смертью Николая I военные действия прекратятся, не оправдались. Александр II приказал князю Горчакову, главнокомандующему русскими войсками, перейти от обороны к наступлению.

После того как защитники Севастополя отбили штурм южных укреплений 2-й лёгкой дивизией под командой Уильями Кодрингтона, моральный дух гарнизона Севастополя укрепился.

Император знал, что войну не выиграть, но надеялся, что союзники, понеся новые потери при осаде Севастополя, будут более сговорчивыми при проведении мирных переговоров. Свои потери  были не в счёт.

Русские войска атаковали союзников на Чёрной речке. Англичане и французы знали полную картину численности, состава и расположения русских войск и даже время начала атаки.

Британская и французская разведки представили все эти сведения главнокомандующим, которые обменивались ими между собой. В результате сражения русские войска потеряли 8000 человек, из них 2273 убитыми, а французы и итальянцы – 235 убитыми и 1235 ранеными.

Разведка донесла, что русские не успевают пополнять людские потери на бастионах. Главнокомандующие союзными войсками приняли решение 27 августа 1855 года приступить к штурму города.

Во время последнего штурма погибли примерно 13000 русских и 10000 союзников. Севастополь пал. В конце октября 1855 года Симпсона сменил на посту главнокомандующего генерал Уильям Кодрингтон, который придавал разведке большое значение.

Пока дипломаты вели переговоры, разведки противников внимательно наблюдали за войсками. Шпионы англичан и французов довольно свободно шныряли в расположении русских войск, потому что после падения Севастополя бдительность ослабла.

Сбор сведений о русских войсках продолжался. В начале 1856 года разведка доложила, что русские войска покидают Крым, пехота и артиллерия перемещаются к Перекопу. Последним сражением Крымской войны была осада и взятие в октябре 1855 года англо-французскими войсками Кинбурна.

Русский гарнизон под командой генерал-майора Ивана Васильевича Кохановича решил не сопротивляться и сдался в плен. В мае 1856 года союзные войска покинули Крым. Задачу, которую ставили перед собой союзники, решили.

В Крымской войне впервые использовались новые виды нарезного стрелкового вооружения, артиллерии, железнодорожное сообщение, телеграф, медицинское обеспечение и новые методы ведения разведки. Впоследствии всё это было применено во время Гражданской войны в США.

Вклад разведки в Крымской войне был очень существенным.  Но не она выиграла войну. В Крыму воевали полмиллиона союзников и два миллиона русских. 450000 русских солдат и офицеров погибли в боях, при бомбардировках и от болезней.

Черноморский флот и крепость Севастополь были уничтожены. Англичане потеряли 20000 человек, а французы – 70000 человек, из них только от 10 до 14 процентов погибли в боях, а остальные - от болезней.

Разведка помогла союзникам избежать больших потерь.


Рецензии
Спасибо интересно. Война в области криптографии тоже была во время этой войны. Русские дешифровали некоторые шифры англичан, когда им попались им в руки.
Война есть война. В том числе война шифров.
Как всегда разведка играла важнейшую роль в войне.
С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   23.07.2022 16:31     Заявить о нарушении
Согласен с Вами, Анатолий. Но что касается нарезного оружия, то у союзников его было не намного больше, чем в русских войсках. Это одна из басен для объяснения причин поражения.
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   23.07.2022 19:00   Заявить о нарушении
Крымская война стала столкновением нарезного и гладкоствольного пехотного оружия, которое было дульнозарядным, в основном капсюльным, примерно равным по скорострельности, отличие было в прицельной дальности. На начало войны доля нарезных ружей в стрелковом вооружении русской армии в Крыму не превышала 4–5%, к концу войны – 13,4%. Во французской же нарезные ружья составляли около трети стрелкового оружия, а в английской – более половины. Французы имели стержневой штуцер Тувенена с прицельной дальностью 1100 м, англичане – винтовку «Энфилд» с пулей Минье и прицельной дальностью до 1000 ярдов (914 м). Их прицельный огонь перекрывал дальность русских ружей (раза в четыре) и гладкоствольных пушек (картечью), что позволяло противнику поражать не только передовые цепи, но и артиллерию и обоз, находясь при этом в полной безопасности.
В. Фёдоров “ Эволюция стрелкового оружия. Часть I, 1938 год.

Что касается англичан, то приняв на вооружение штуцер Бернера, они тут же начали искать ему замену. В 1852 г. был объявлен конкурс на новое пехотное ружьё уменьшенного калибра и под расширительную пулю. По итогам сравнительных испытаний было выбрано ружьё калибром 5,77 линий (14,7-мм) с длиной ствола 88,9 см. Производить его стали на оружейной фабрике в Энфилде, отсюда и его название. Фабрика под патронажем Георга Ловелла была оборудована по последнему слову техники. В 1842-1852 гг. он установил на ней самые современные машины и станки, часть из которых он сам же и сконструировал, например, станок для сверления ружейных стволов.

Новая винтовка в 1853 г. была принята на вооружение всей английской линейной пехоты. Прицел позволял вести точный огонь на расстоянии от 100 до 1000 ярдов (91-910 м). В начале использовалась пуля Притчета (системы Минье, но без металлической чашечки во внутреннем углублении). Позднее в это углубление стали вставлять деревянную втулку для более надёжного расширения задней части пули. Производство новых винтовок было освоено очень быстро, так что они прямо с завода шли на войну. Впрочем, английские солдаты их быстро освоили и научились использовать.

И вышло так, что экспедиционная армия союзников значительно превосходила российскую по количеству нарезного стрелкового оружия. К тому же бой французских штуцеров позволял им поражать цели на расстоянии в 1100 метров и практически безнаказанно расстреливать нашу артиллерийскую прислугу. А нашей пехоте и вовсе практически нечем было отвечать.

Что касается российской императорской армии, то с началом войны выявилась не только нехватка нарезного оружия как такового, но и недостаток внимания к стрелковой подготовке солдата вообще. Заботились почему-то более об умении ловко выполнять ружейные приёмы и «бряцать оружием», нежели о навыках обучения меткой стрельбе. Пехотные и драгунские нарезные ружья с расширительной пулей, придуманной бельгийцем Петерсом (из-за чего её так и называли «бельгийской пулей»), и впоследствии усовершенствованной генералом Тиммергансом, появились лишь только в 1854 г. и к тому же медленно поступали в войска. Лишь к январю 1855 г. количество нарезных ружей было увеличено с 26 штук на батальон до 26 на роту. Однако с учётом того, что было у англичан (вся пехота с нарезными ружьями) и у французов (треть пехоты), а также у сардинцев, вооружённых штуцерами Дельвиня 1846 года, этого было совершенно недостаточно.
С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   23.07.2022 20:25   Заявить о нарушении
Это отрывок из главы о Крымской войне, которую я опубликовал на Прозе http://proza.ru/2017/12/26/651

Во всех отечественных учебниках по истории основной причиной поражения русских всегда называется техническая отсталость царской России. В качестве наиболее яркого примера такой отсталости приводят стрелковое оружие.
Дескать, наших отважных солдат вооружили гладкоствольными ружьями, а противника – нарезным оружием, превосходившим по дальности и точности стрельбы русские ружья в несколько раз. Потому англичане и французы расстреливали русских солдат и офицеров, как куропаток на охоте.
Очень удобное объяснение для тех, кто проиграл в Крыму все сражения, в том числе и те, где превосходства в штуцерах противник не имел. Кто станет опровергать очевидное? Даже любая воспитательница в детском саду знает, что нарезное оружие превосходит гладкоствольное и по точности, и по дальности стрельбы.
Однако не количественное преимущество союзников в нарезных ружьях решило исход всех сражений в Крымской войне. В сражении на Альме нарезные ружья имелись у обеих противоборствующих сторон. Штуцеры давно находились на вооружении не только западных держав, но и в России.
Например, в 1854 году штуцеры поступили даже на корабли для пополнения абордажного оружия. Другое дело, что для самой большой в мире армии, какой располагала Россия, стрелкового оружия не хватало, да и качество вооружения оставляло желать лучшего.
У англичан штуцерами была вооружена только половина высадившихся войск, а у французов – одна треть. Остальные сражались на Альме с гладкоствольными ружьями.
Вице-адмирал Корнилов написал: «Французский штуцер, взятый вчера, не показал, что был лучшего устройства, чем наш». Он также заметил, что «штуцер английский похож на французский».

Владимир Врубель   23.07.2022 21:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.