Индонезийский кинематограф 1926-1945 - Начало

В период с 1900 по 1942 влияние на становление кинематографа в Индонезии оказало социально-экономическое положение страны, находясь под колониальной администрацией Голландской Ост-Индской компании. На тот момент самым популярным видом визуального искусства были теневые представления кукол «ваянг кулит» (wayang kulit). Так как Голландская Ост-Индия занимала основное звено в торговле и международных связях, то на архипелаг начали приезжать труппы театра и цирка, которые давали туры, приезжая из города в город – своего рода кино на колесах [1].

Начиная с 1903 года, фактические здания кинотеатров начали появляться в таких крупных городах Индонезии, как Семаранг (Semarang), Батавия (современная Джакарта) (Batavia), Бандунг (Bandung). Именно остров Ява в дальнейшем станет основным ресурсом для развития картинки и идеи фильмов, а главный интерес будет состоять из любопытства к новому, экзотическому, культурному и мистически новому.
Документальные фильмы начали появляться еще в 1911 году.

Первым отснятым фильмом стал «Восток – наш» (“Onze Oost” или “Timur Milik Kita”) (1919). Однако, тогда еще в Голландской Ост-Индии (ныне Индонезия) в 1926 был отснят немой фильм местного производства – «Потерянная обезьяна» или “Loetoeng Kasaroeng”, “Lutung Kasarung” (голландский режиссер Хувелдорп (L. Heuveldorp)), основанный на сунданской легенде (Западная Ява).

«Лутунг» (lutung) – это вид черных обезьян или их еще называют кази.
Легенда и сюжет фильма напоминают современный сюжет «Красавицы и чудовища», где прекрасный и могучий бог Батара был спущен на Землю в облике обезьяны «лутунг» за непослушание богине. И только настоящая любовь могла расколдовать его, вернув прежний облик.

Премьера фильма «Потерянная обезьяна» состоялась 31 декабря 1926 в кинотеатре «Элита» в Бандунге.


Именно «Элита» (Elita) и «Ориентал» (Oriental) стали первыми кинотеатрами, открывшимися в городе Бандунг в 1920 году. В то время как в Батавии (ныне Джакарта) – первым стал кинотеатр «Алхамра» (Alhamra) (1931 г.).




Идея кинематографа 1926-1945:

На 1910 год и далее основной идеей фильмов был быт и аграрная культурная деятельность местного населения, а также культура и природа Индонезии, которая была первоначально ориентирована все-таки на голландскую аудиторию [1].


В последующих этапах развития кинематографа в Индонезии большая роль отводится все же иностранцам – европейцам, а китайцам в особенности. Как оказалось, многие искали приключений, вдохновения, новизны именно в Индонезии. Об этом подробнее в следующей статье.



[1] «Краткая культурная история индонезийского кинематографа» на нагл. (A Brief Cultural History of Indonesian Cinema, Sulistyo Tirtokusumo, 2012).

Фото. Кинотеатр «Элита», г. Бандунг, 1920 г. Ресурс: Pinterest.


Рецензии
Хорошо написано!!!

Григорий Аванесов   29.01.2020 19:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Григорий!
С уважением Владимир.

Владимир Кири   01.02.2020 17:23   Заявить о нарушении