Дислексия - бунт мозга

«Художник по своей психологии разрушитель. Ему как ребёнку нужно преступить запрет»
Ф. Феллини
Введение

«Дислексия (от др.-греч. dis — приставка, означающая нарушение, и lexis — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:
1. проблемы с овладением навыком чтения;
2. проблемы с овладением навыком письма;
3. проблемы с грамотностью;
4. проблемы с овладением арифметикой;
5. проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
6. проблемы с поддержанием внимания.
Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:
1. дислексию,
2. дисграфию,
3. дизорфографию,
4. дизкалькулию,
5. диспраксию и
6. СДВ(Г),
соответственно.
Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв (лат. dyslexia litteris). Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.» [ВП]

Описание дислексии

«В настоящее время существует несколько разных определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии.
Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фенологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.
В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015 вернулся к определению, принятому в 2002 году.
В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».
Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.
Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.
Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.
Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.» [ВП]

Причины

«Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких людей функционально менее активны, чем в норме. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы. У них обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева.
Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 году Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %). Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. На данный момент известно несколько генов, ассоциированных с дислексией, включая DYX1C1, DCDC2, KIAA0319, ROBO1. Мутации данных генов приводят к нарушениям нейрональной миграции в коре головного мозга. Дальнейшие исследования показали, что экспрессия некоторых из них, DYX1C1 и DCDC2, ассоциирована с цилиями. Таким образом, дислексия может быть отнесена к разряду таких генетических патологий, как цилиопатия.
Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если ваш ребёнок испытывает трудности в чтении и письме по причине дислексии — следует обратиться за помощью к специалисту по дислексии.» [ВП]

Природа слабоумия или гениальности

Во-первых, следует различать дислексию и умственная отсталость, дефекты зрения и слуха.
 «Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.» [ВП]
Во-вторых, дислексия наблюдается и в случае травм мозга, таких как инсульт, в среднем и пожилом возрасте, когда происходит не полная потеря речи, а её искажение, например перестановка слогов в слове, перестановка слов в предложении, когда больного невозможно понять. Такого больного я лично наблюдал. Это говорит о том, что механизм дислекции недостаточно изучен и не всегда связан с детским возрастом. Это проблема мозга. Я бы назвал это бунтом мозга, когда механизм формирования речи в головном мозге перестаёт нормально функционировать.
Дислексия – dislexis > dis-lex > zad-rech – зад-речь (слав.), т. е. обратная речь, перестановка фонем слова.
«Дислексию путают с алалией, однако их нужно четко различать. Их разница в том, что дислексия — это неспособность научиться бегло и правильно читать, а алалия — это расстройство устной речи, трудности с произнесением слов и предложений. Часто их рассматривают в связке с дисграфией и дискалькулией. Все четыре явления затрудняют обучение и, в зависимости от отдельных черт, могут тормозить социализацию.» [1]
Алалия (от греч. а – отрицательная частица и lalia – речь), отсутствие или ограничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий головного мозга.
Слово «алалия» славянского происхождения.
Алалия – аlalia (греч.) > ne-lja-lja – не-ля-ля (слав)( пропуск n, j). Ляля – дитя, дитятко, ребенок (СД). Происхождение слова «ляля» очевидно от детского разговорного междометия ля-ля (лялякать).
Дислексия и алалия представляют собой единый комплекс проблем, связанный с расстройством речи и письма. Чтобы понять взаимосвязь дислексии и алалии надо понять как формируется речь у ребёнка, которая проходит три этапа:
1. формирование звуков
2. формирование слогов
3. формирование слов
На этапе формирования слогов ребёнок постоянно переставляет слоги, если они имеют разные фонемы. Например, легче всего ребёнку производить слова из однотипных фонем типа ма-ма, па-па, ба-ба, на-на и др.Дислексия – это возвращение к формированию перестановки непарных фонем, например, па-ра > ра-па, ма-ма –мы-ла-ра-му > ма-ма-ла-мы-му-ра.
«Большинство людей думают, что дислексия является условием, которое включает в себя чтение справа налево и переворачивание слов и букв. В то время как некоторые люди, которые страдают дислексией, действительно имеют эти проблемы, они не являются наиболее распространенными или наиболее важными симптомами дислексии, Эксперты говорят, что дислексия и дисграфия имеют мало общего с признанием визуальной формы слов; скорее, мозг людей, страдающих дислексией, все время по-разному «переваривает» информацию» [2]
Почему же мозг по разному «переваривает» информацию ?

Механизм «слово – речь»
 
Речь в виде генетического кода, матрицы первофонем (МПФ) хранится в памяти человека. Кольцевая структура первофонем имеет наиболее удобную форму кодирования и хранения информации наподобие машинного кода ЭВМ. При рождении человека матрица первофонем содержится в генетической памяти. С развитием речи ребенка эта матрица как бы пробивается в определенные, конкретные фонемы родного языка. Это похоже на загрузку программного обеспечения (ПО) в вычислительную машину. После загрузки фонем происходит срабатывание механизма «слово – речь». Матрица фонем начинает из памяти человека (наподобие оперативной памяти ЭВМ) считываться аппаратом речи. Ребенок начинает выговаривать, как бы проговаривать, в виде различных звуков ma-ma (ма-ма), pa-pa (папа), ba-ba (ба-ба), pih-pih (пых-пых), записанные фонемы сначала слогами, затем слитно, по словам. Происходит отладка (в вычислительной технике тоже существует такой термин) механизма речи. Так формируется речь ребенка.
Также для формирования речи требуется таблица образов, которая имеет связь с матрицей первофонем и обеспечивает однозначное соответствие между фонемой и образом предмета.
Таким образом, для развития речи у ребенка и первобытного человека необходимы, как минимум, следующие составляющие биологического механизма «слово – речь»:
1.      таблица образов;
2.      таблица звуков;
3.   устройство ввода зрительных сигналов;
4.   двигательный центр речи;
5.   центр понимания речи;
6.   таблица преобразования слова;
7.   матрица первофонем;
8.      таблица преобразования первофонем;
9.   арбитр;
10.   центр формирования грамматики языка;
11.   речевой аппарат;
12. управление опорно-двигательным аппаратом.
Таблица образов формируется на этапе обучения речи на основе оптических образов предметов и знаков письма.
Таблица звуков формируется на основе высоты звуков из звуковых сигналов и рецепторов осязания в сопоставление звук-буква, осязание-буква.
Устройство ввода зрительных сигналов, слуховых и осязательных сигналов основано на базе таламуса.
Центр понимания речи (зона Верника) преобразует звуковые сигналы в буквенные коды.
Таблица преобразования слов (ТПС) разбивает набор звуковых сигналов .на слоги, а затем на отдельные слова.
Двигательный цент речи называется зоной Брокса, который преобразует нейронные коды слов в последовательность артикуляций.
Матрица первофонем должна находиться в генетической памяти человека. Я полагаю, что у человека должен существовать наследственный генетический код речи, точно также как существует генетический код наследственности. Матрица первофонем (МПФ) состоит из виртуальных связей таблиц образов и звуков. Таблица преобразования первофонем преобразует первофонемы в слово и включает различные таблицы корней слова, приставок, суффиксов, окончаний, союзов, предлогов.
Арбитр выполняет анализ внутренних и внешних воздействий организма и производит приоритетный выбор действий. Функцию арбитра в человеческом организме выполняет гипоталамус.
Центр грамматики языка создаёт синтаксис языка из цепочки слов-образов.
Речевой аппарат выполняет артикуляцию звуков речи по командам зоны Брока..
Опорно-двигательный аппарат выполняет команды арбитра на выполнения движений рук и ног.
Арбитр – это центральный управляющий орган мозга человека, который называется гипоталамус и выполняет функции контроля внешних и внутренних ситуаций в организме человека и даёт команды на управления опорно-двигательным аппаратом.
Управление опорно-двигательным аппаратом выполняет мозжечок.
На рис. 1 показана структурная биологическая схема механизма «слово – речь» у человека.
 
 
Рис. 1. Структура биологического механизма слово-речь
 
 В настоящее время существуют искусственные механизмы «слово – речь», например, в робототехнике, которые способны выполнять элементарные речевые команды и вести диалог человек – машина.
Структура искусственного механизма «слово – речь», которая может быть построена на базе 2-х электронно-вычислительных машин (ЭВМ). ЭВМ1 выполняет функции формирования таблицы первофонем на базе связи зрительного образа (жеста или иероглифа) со слуховым сигналом.
 На Рис. 2 показана структура искусственного механизма слово – речь, которая может быть построена на базе 2-х электронно-вычислительных машин (ЭВМ). ЭВМ1 выполняет функции формирования таблицы первофонем на базе связи зрительного образа (жеста или иероглифа) со слуховым сигналом.
 
 
Рис. 2. Структура искусственного механизма слово-речь

Можно создать полную имитацию искусственного интеллекта, но это всего лишь имитация. Например, робот может выполнять речевые команды, двигать искусственными руками и ногами (манипуляторы), вполне осмысленно отвечать на вопросы, благодаря мощному программному обеспечению. Но простейшее искажения вводного слова может поставить робота в тупик. Например, вместо слова «яблоко» (рус). или apple (анг.) можно сказать или написать в тексте блк или ppl. Команда не выполнится. Российский лингвист М. А. Кронгауз в своей лекции по лингвистике (tvkultura.ru) сказал замечательные слова, о том что слово опознается по ключевым буквам ! Ключевые буквы – это и есть первофонемы, которые хранятся в матрице первоформ мозга человека. Только человек может опознать искаженные слова и причем довольно легко. Но можно разработать алгоритм анализа фонем, который позволит роботу опознавать слова по их основам.
Из этого следуют выводы:
1.          Искусственный механизм «слово – речь» неспособен опознавать искаженные слова, а человек может благодаря матрице первофонем речи. Для распознавания искаженных слов должно быть создано программное обеспечение, которое будет перебирать тысячи комбинаций для понимания одного слова и миллиарды – для всего словарного запаса языка, что может превратить оперативную память искусственного интеллекта в монстра огромного объема.
2.          Двуязычная или многоязычная речь человека возможна только благодаря матрице первофонем, которая способна распознавать слова из разных языков.

Плавающий корень

Слова, как известно, состоят из корней и эти корни, как правило, состоят из трёх согласных букв. Троичность – это оптимальный вариант для биологических систем, сравните, ДНК – триплетный код, аккорды, составляющие основу музыки, состоят из трёх нот. Но самое интересное, что троичный корень (без гласных) может менять местами буквы, например, СКЛ-СЛК-КЛС-ЛКС, где четыре комбинации порождают новые смыслы слова: СоКоЛ, СКаЛа,  ЛовКоСт, СКоРый, КРыЛо, при этом вступает силу закон замещения согласных близких по звучанию В/Р, Р/Л, С/Ц, Т/Д и др.
сокол – falx (лат.) > serp/carap – серп/царап (слав.)(инв. falx, редукция s/x, r/l, p/f; редукция c/x)
сокол – ловчая птица – falсon (англ.) > lovcaj – ловкий (слав.)(перест. f/l, редукция v/f)
сокол – sokol > skorij – скорый (слав.), т. е. ловкий
сокол – sokol > skala – скала (слав.), камнем падающий на добычу
сокол – sokol > lovkij – ловкий (слав.)(инв. sokol, пропуск v, редукция j/s)
сокол – HR > Гор (др.егип.) > SKL – сокол (слав.)(пропуск S, редукция k/h, l/r)
сокол – HR > Гор (др.егип.) > RK – rock  – скала (англ..)(инв. HR, редукция k/h)
Древнеегипетские слова могут читаться через славянские графемы.
В славянских графемах корни египетских слов представляют собой плавающее значение в том смысле, что они могут меняться по определённому методу в зависимости от контекста. Это придаёт корню многозначность. Всё это похоже на явление суперпозиции в квантовой физике. Подобный принцип суперпозиции заложен на генетическом уровне в живой природе (метаморфоз), что даёт возможность растениям развиваться и адаптироваться в при родной среде. Я предполагаю, что принцип метаморфоза  возможен и в животном мире, позволяя формированию различных видов и подвидов животных.
На мой взгляд, явление суперпозиции заложено и в мозговую деятельность человека, формируя считывание письма и звуков, и в совокупности с памятью образов и графем создаёт процессы мышления и речи.

Легкое дыхание
 
Многие выводы, сделанные исследователем П.П Горяевым практически совпадают с материалом данной статьи по происхождению языка и речи. И хотя эксперименты проводимые П.П Горяевым считаются антинаучными в академической среде, можно опереться на эти данные.

«Выяснилось, что ДНК и человеческая речь (тексты) обладают стратегически близкой фрактальной структурой в геометрическом смысле.» [7].

«Хомский, вероятно, прав в том, что глубинные синтаксические конструкции, составляющие основу языка, передаются по наследству от поколения к поколению, обеспечивая каждому индивидууму возможность овладеть языком своих предков. То, что ребенок легко учится любому языку, объясняется как раз тем, что в своей основе грамматики всех языков совпадают.» [7].

«Вероятно, процесс естественной эволюции абиогенно возникшего “первичного бульона” из органических молекул - предшественников РНК, ДНК, белков и других существенных компонентов биосистем был сочетан с актом введения экзобиологической информации в первые нуклеиновые кислоты, она была артефактом. И эта информация была рече-подобной. “В начале было слово...”. И эти слова были фрактальны, условно начиная с дуплетно-триплетного кода ДНК-РНК, на первых этапах являющегося простейшим языком с четырех буквенной азбукой.» [7].

Анализ сравнительного словаря В.М. Иллича-Свитыча показывает, что праславянские корни присутствуют во всех базовых структурах ностратических языков.
Основу праславянских корней составляют кольцевые структуры с начальным и конечным H. Можно предположить, что придыхательный звук HaH был первым звуком в речи первобытного человека. «В начале было Слово» и это слово (вздох, выдох HaH) как легкое дыхание распространилось по всему миру.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» [Библия, Бытие, 2.7.].
Фонема HaH (fonema > zvuchanie –звучание (праслав.)(пропуск z, редукция v/f, замена ni/m)) – это естественное дыхание человека. Вдох (H)aH, выдох – Ha(H). Кольцевые структуры речи на основе HaH похожи на молекулы ДНК, РНК, генетический код речи формируют многообразие звуковых цепочек HxH, которые создают фонемы: HaH, HbH, HcH, HdH, HeH, HvH, HjH, HkH, HnH, HmH, HoH, HpH, HrH, HsH, HtH, HuH.
Первоначальные фонемы не содержали звук R, как наиболее сложный звук человеческой речи, требующий реверберации кончика языка в полости рта. Что мы и видим на примере формирования речи у ребенка, издающего первые звуки. Звук R может и не развиться, и таким образом сохраняется в речи взрослого человека, как дефект речи, который называется картавостью или грассированием. Поэтому переход звука L/R, (фонемы HlH, HrH) является наиболее частым видом редукции в письменном языке.
При развитии речи первобытного человека начальный и конечный H стал трансформироваться в согласный звук K, который стал переходить в звук G. На основе редукции H/K/G первофонемы получили свое развитие в формировании цепочек KxK, KxH, HxK, GxH, Hxg, GxG.
Редукция здесь не соответствует понятию редукции в языкознании, как ослабление звучания гласных в безударном положении.
редукция - reduction - pere-dviganie - передвижение (слав.)(пропуск p, замена v/u), иначе "редукция" в истинном смысле есть "передвижение согласных".
Характерно, что кольцевая структура первофонем позволяет читать фонему как слева-направо, так и справа-налево. В результате чего возникает замечательная возможность формирования инверсных фонем. Инверсия фонемы во многом определило различие языков. Но именно в славянских языках сохранились производные слова от инверсных фонем. Так, например gl – глотать, но lk – лакать. Инверсные фонемы попали в другие ностратические языки в качестве новых словообразований.
Губные смычковые звуки В, Р тоже произносятся довольно легко, не требуя усилий. Поэтому на основе их сформировался второй ряд первофонем в сочетании Bh, Ph. Звук H в дальнейшем отпал, но сохранился в первозданном виде в индоевропейских языках, например, ;nebh –  пуп, ;helhu – гладкий. Таким образом, вариантность перфофонем значительно увеличилась: BxH, HxB, PxH, HxP.
Третим этапом развития первофонем стало формирование аффикса в составе фонемы, например, HrxH, HxrH, HlxH, HxlH. На базе третьей формы первофонем существует множество производных слов в различных языках.
Таким образом, мы проследили всю цепочку формирования и развития первофонем от HaH до, HxH, от HxH до HxxH, xHxH, HxHx, на которых строятся практически все слова из всего многообразия человеческих языков.
Четвертым этапом развитие речи стало формирование приставок, суффиксов и окончаний. В окончательном варианте слово выглядит так:
приставка – первофонема – суффикс - окончание.
Примечательно то, что слова праславянского языка, такие как con – «конец», zad (инверсное dis, de[s]) – «зад» вошли в состав латинского языка в качестве составного слова.
Пятым, окончательным этапом развития речи стало формирование предложения, куда вошли местоимение, предлог, подлежащее, сказуемое, наречие, деепричастие.
Принцип инверсии фонемы сохранился в русском языке не только на уровне слов (см. список антонимов русского языка в разделе «Антропогенез»), но и в синтаксисе русского языка. Слова в русском языке можно ставить в любом порядке предложения независимо от функции., например:
«Я тебя люблю»
«Тебя люблю я»
«Люблю я тебя».
И эта беспорядочность существует только в синтаксисе славянских языков !
Это является еще одним важнейшим аргументом первородности праславянского языка.
Таким образом, признаком первородности языка является:
1.      инверсия фонем;
2.      инверсия слова;
3.      инверсный синтаксис предложения.
Слово «конец» kon является и началом в инверсном чтении kon > nach – начало. В этом заключается удивительный, почти метафизический смысл русского слова. Все в природе мира имеет свое начало и конец, но конец, в тоже время является «началом» нового, а новое всегда является началом «конца». Это бесконечное состояние существует во всем материальном мире, в законе сохранения энергии, в рождении и отмирании биологических клеток, рождении и умирании человека, в рождении и угасании звезд Вселенной. Кольцо является символом мироздания, поскольку только кольцо бесконечно, оно не имеет ни начала, ни конца. В русском языке слово «кольцо» среднего рода, ОНО обезличено, ОНО не принадлежит никакому роду, ОНО нечто среднее между началом и концом.

По образцу и подобию

В предыдущем разделе мы выяснили, слова (информационный массив, матрица) в памяти человека удобнее хранить в коде. И наиболее удобный 3-х битный код, как код ДНК структуры в матрице первофонем (МПФ). Формирование кода МПФ  требует преобразования слова (таблицы преобразования).
Матрица первофонем формировалась в памяти человека на протяжении тысячелетий при общении, ассимиляции различных народов, этносов и рас. Год за годом, век за веком формировалась эта МПФ. Вольтер говорил, что человек родится совершенным и, видимо, потому, что в его генетическом коде заложена база с огромным потенциалом памяти и образов. Но эта МПФ весьма кратковременна для воспроизведения в процессе обучения человека. Наиболее оптимальным в развитии человеческих способностей является младенческий и ранний подростковый возраст от 1 до 5 лет. В это время ребёнок имеет огромные способности для изучения языков. Примером тому является ранее существовавший в 19 веке в Европе, в том числе и в России институт гувернёров и гувернанток в дворянских и купеческих семьях, благодаря которому, ребёнок мог изучить до 5-ти языков, а с учётом гимназического курса латинского и греческого языков - до 7 языков в свободном владении.

Принцип суперпозиции в анализе и формировании речи

В физике существует общий закон, который называется принципом суперпозиции.
«Принцип суперпозиции — один из самых общих законов во многих разделах физики. В самой простой формулировке принцип суперпозиции гласит:
Результат воздействия на частицу нескольких внешних сил есть векторная сумма воздействия этих сил.
Любое сложное движение можно разделить на два и более простых.
Наиболее известен принцип суперпозиции в электростатике, в которой он утверждает, что напряженность электростатического поля, создаваемого в данной точке системой зарядов, есть векторная сумма напряженностей полей отдельных зарядов.
Принцип суперпозиции может принимать и иные формулировки, которые полностью эквивалентны приведённой выше:
Взаимодействие между двумя частицами не изменяется при внесении третьей частицы, также взаимодействующей с первыми двумя.
Энергия взаимодействия всех частиц в многочастичной системе есть просто сумма энергий парных взаимодействий между всеми возможными парами частиц. В системе нет многочастичных взаимодействий.
Уравнения, описывающие поведение многочастичной системы, являются линейными по количеству частиц.
Именно линейность фундаментальной теории в рассматриваемой области физики есть причина возникновения в ней принципа суперпозиции.» [ВП]
Принцип суперпозиции распространился на квантовую механику, которая зародилась в начале XX века. Квантовая суперпозиция, однако, существенно отличается от суперпозиции классической. Речь в квантовой теории идёт о суперпозиции не действий, а состояний.
«Явление квантовой суперпозиции широко используется для так называемой квантовой коммуникации. На её основе, например, работает квантовая криптография. Именно явление суперпозиции даёт неоспоримые преимущества квантовым компьютерам по сравнению с компьютерами, основанными на традиционной электронике. Поэтому в этих направлениях точное понимание того, как работает квантовая суперпозиция, чрезвычайно важно.» [4]
Но самое интересное, что явление квантовой суперпозиции, которая была прерогативой естественных наук, в частности, физики, распространяется и на гуманитарные науки, например, это относится к языкознанию, где вместо атомной частицы выступает корень слова и принцип суперпозиции для языкознания можно сформулировать так:
1. Результат воздействия на корень слова нескольких внешних дополнительных согласных есть векторная сумма воздействия этих букв.
2. Любой сложный корень слова можно разделить на два и более простых корня.
Напомню, что согласно квантовой механике, если над ядром (корнем слова в языкознании) не производится наблюдение, то его состояние описывается суперпозицией (смешением) двух состояний — распавшегося ядра и нераспавшегося ядра, следовательно, кот Шрёдингера (мысленный эксперимент), сидящий в ящике, и жив, и мёртв одновременно. Если же ящик открыть, то экспериментатор может увидеть только какое-нибудь одно конкретное состояние — «ядро распалось, кот мёртв» или «ядро не распалось, кот жив».
Вне контекста корень слова может иметь несколько неопределённых значений. Например, в древнеегипетском письме иероглиф «коршун» может иметь множество значений: коршун, соединительная частица, гриф, птица, походка, ударная сила. Но в обрамлении текста (с точки зрения копенгагенской интерпретации будет произведено наблюдение) иероглиф приобретает конкретные значения за счёт преобразования корня слова, например,
коршун - А - соединительная частица (др.-егип.) > Kr+p > krepij - крепий (слав.)( пропуск p)
коршун - А - гриф, птица (др.-егип.) > Kr +f > grif - гриф (слав.)(редукция g/k, пропуск f)
коршун - А - походка (др.-егип.) > Kr+d > kradj - крадие (слав.)( пропуск d)
коршун - А - ударная сила (др.-егип.) > Kr+p > krepij - крепкий (слав.)( пропуск p)
коршун - А - момент, мгновение, время (др.-егип.) > Kr+j/Kr-l > kraj/krilj - край/крылий (слав.)(пропуск j; l)
Где коптская транскрипция на древнеегипетском остаётся постоянной  (А), а в славянской трактовке основа корня меняется: Krp, Grf, Krd, Krj, Krl.
Таким образом, мы видим не статическую, а динамическую аббревиатуру корня, иначе это называется «плавающий» корень.

В начале было слово

«Вначале было Слово…», как повествуется, слагается  в начале Библии. В древнеегипетском письме это выражается группой иероглифов.
В строке даётся слева направо:  иероглиф и его смысловое значение- транслитерация-код по Гадинеру- славянская аббревиатура египетского слова латинскими буквами- перевод славянской аббревиатуры - возможные преобразования
вода-червь-хлеб-парус-виток - nft - дыхание, ветер (др.-егип.) - N35-I9-X1-P5-Z7 > nChrvt Prsw > nacharnj bil slovo/brizovj – начальным было слово/бризовый (ветер) > breath – дыхание, ветер  (англ.) > briz – бриз (слав.)
Слово воспринимается людьми как важнейшая структурно-семантическая единица языка в статическом виде. Известный русский филолог Д. С. Лихачёв говорил о бережном отношении к слову, о запрете на какие-либо манипуляции с ним относительно анализа «Слова о полку Игореве». Однако факты говорят о другом. Корень самого слова не статичен, а динамичен. Например, слово «слово» в русском языке имеет аббревиатуру корня slv- слово (слав.). Статичность слова наблюдается только в одном языке, но в других языках оно преобразовано в иную структуру. В английском «слово» - word, но если корень wrd преобразовать, то получаем word > slovo – слово (слав.)(инверсия word, редукция s/d, l/r, замена v/w). По-французски «слово» - parol > slovo – слово (слав.)(инверсия parol, замена d/ol, редукция s/d, l/r, v/p). logos – слово (греч.) > slog-os/slov – слог/слово (слав.)(пропуск s). В стихосложении «слагать» значит писать слова. И т. д. в других языках. Получается, чтобы получить истинный корень слова в разных языках, необходимо слово преобразовать. Корень слова динамичен.
Идея проекта о плавающих корнях слова возникла давно, лет 10 назад, при анализе материала сравнительного словаря различных групп языков известного российского лингвиста В.М. Иллича-Свитыча. Ещё тогда я заметил, что многие слова из разных языков имеют общую основу, если произвести некоторые преобразования корня. Другим важным аргументом стал закон братьев Гримм о передвижении согласных в германских языках, который при ближайшем рассмотрении можно было применить ко всем языкам. Третьим аргументом стало направление письма в арабском, древнееврейском и индоевропейских языках, которое является противоположным. Четвертым аргументов является графическая схожесть строчных букв при начертании, что могло позволить переписчикам текстов искажать неумышленно смысл слова. И, наконец, пятым, но не последним аргументов явилось моё ознакомление с древнеегипетским письмом, где слова как бы имеют смысловой перевод, но не читаются ни на каком языке. Это ряд аргументов позволил мне сделать вывод, что многие древние и современные языки, в том числе и «мёртвые» переводятся, мягко говоря, некорректно, а, грубо говоря, являются виртуальными, искусственно созданными. Обратимся к древнеегипетскому письму, в котором наиболее ярко проявляются иносказательные образы плавающего корня. Для меня до сих пор является загадкой, как древнеегипетские писцы создавали переменчивые образы слов на основе аббревиатур корней. Но нет сомнений, что египетские слова читаются египтологами неправильно. Древние египтяне так говорили о неверном письме славянскими словами (что подтверждает и английский перевод):
вода-червь-воробей – nf - неправильный, сделанный неправильно (др.-егип.) - G1 > nChrv wr > nachertan vranj – начертано враньё (слав.) > wrong – неправильно (англ.) > vranj – враньё (слав.)
вода-червь-метёлка-метёлка-корова - nf - неправильный, сделанный неправильно (др.-егип.) - N35-I9-M17-M17-E1 > nChrvPiPi Krv > nachertan papyrus krivo – начертан папирус криво (слав.)

Полисемантичность древнеегипетского слова

Напишем древнеегипетскими иероглифами фразу «В начале было слово» в славянских графемах. Эта фраза состоит из пяти иероглифов: «птенец», «ночь», «нога», «хлеб», « лежащая антилопа».
птенец-ночь-нога-хлеб-лежащая антилопа > w+Nch+p+t+Lg > vo nachalo bit slog - в начале было слово (слав.)(замена v/w, пропуск l, s, редукция b/p, v/g)
Эта же фраза может быть записана другой группой иероглифов без изменения смысла.
виток-поникший цветок-метёлка-хлеб-сложенная ткань > w+Ncht+Pi+t+Slgt > vo nachalo bit slog - в начале было слово (слав.)(замена v/w, l/t, редукция b/p, v/g)

Перестановка символов

В древнеегипетском, как и в славянском письме, перестановка символов (иероглифов) не меняет смысла предложения.

ночь-птенец-нога-лежащая антилопа > w+Nch+b+t+Lg > nachalo vo bit slog - начало во было слово (слав.)(замена v/w, пропуск l, s, редукция b/p, v/g)
нога-хлеб- птенец-ночь- лежащая антилопа > w+Nch+b+t+Lg > bit vo nachalo slog - было во начале слово (слав.)(замена v/w, пропуск l, s, редукция b/p, v/g)
лежащая антилопа - нога-хлеб- птенец-ночь > Lg+ p+t+ Nch > slog bit vo nachalo - слово было во начале (слав.)

Свойства квантовой физики

Квантовая физика имеет четыре свойства, которые отличают её от крассической физики. Это, как показано на Рис. 1,  «Суперпозиция», «Запутанность», «Хрупкость», «Теорема о запрете клонирования».

Суперпозиция

«Квантовая система, если она не наблюдается, находится в суперпозиции всех возможных состояний. В частности, если у нее есть два допустимых состояния, орел и решка, то до тех пор, пока мы не измерили это состояние, это и орел, и решка одновременно. И только измерение дает нам гарантированный ответ, в каком состоянии находится система. До измерения система находится в состоянии суперпозиции.» [4]

Принцип суперпозиции накладывается и на основы языкознания. Например, при анализе текста неизвестного языка, последний находится в состоянии суперпозиции по отношению к исследователю, то есть ни значения букв, ни значения символов неизвестны.
Человеку или искусственному интеллекту (ИИ) в процессе анализа или опознавания древнеегипетского символьного текста предстоит выбирать истинное значения слова. Допустим, в исходном значении текст представляет набор иероглифических символов «птенец-ночь-нога-хлеб-лежащая антилопа», что в переводе означает «В начале было слово». Предположительно система должна состоять из таблицы графических фонем, таблицы образов, аналитического центра информации и формирования речи, приёмника письменного или речевого сигнала. В таблице образов находим образы иероглифов и сравниваем их с таблицей фонем. Получаем:  w+Nch+p+t+Lgt - пятизначный классический регистр, который может иметь суперпозицию до 2*5*6*2 = 120 значений в квантовом регистре.

Например, значения графем и совокупности графем:
птенец - w (др.-егип.) > mlj - малый/vo - во – 2 состояния
ночь - Nch (др.-егип.) >  noch - ночь/nachat - начать/nekij - некий/chin - чин/chan - чан  - 5
нога – хлеб - b+t (др.-егип.) > bit - быть/ бить/put - путь/pet - петь/pod - под/pjata - пята - 6
лежащая антилопа - Lgt (др.-егип.) > legat-лежать/logit ложить/log - ложь/slog - слог, слово - 4
птенец-ночь - w+Nch (др.-егип.) > venchat  - венчать/venok - венок/venik - веник - 3

Чтение фразы «В начале было слово»

Разберём фразу «Вначале было слово» в различных вариантах чтения символов.
Например, эти значения могут быть:
1. птенец-ночь-нога-хлеб-лежать > w+Nch+b+t+Lgt > mlj noch pjata testo legat - малый ночь пята тесто лежать (слав.)
2. во-ночь-нога-хлеб-лежать > vo noch pjata testo legat - во ночь пята тесто лежать (слав.)
3. птенец-начало-нога-хлеб-лежать > mlj nachalo pjata testo legat - малый начало пята тесто лежать (слав.)
4. во-начало-нога-хлеб-лежать > vo nachalo pjata testo legat - во начало пята тесто лежать (слав.)
5. птенец-ночь-петь-слог > mlj noch pet slog - птенец ночь петь слог (слав.)
6. венчать-петь-слог > venchat pet slog - венчать петь слог (слав.)
7. во-начало-быть слог > vo nachal bit slog - во начало быть слог (слав.)
8. во-начало-путь-лежать > vo nachal put legat - во начало путь лежать (слав.)
и так далее.
Реально, если заранее известен ответ, то выбираем значение № 7 «во начало быть слог», а если ответ неизвестен, то осмысленными ответами являются значения от № 5 до № 8 и истинное значение фразы можно будет понять вероятно из дальнейшего контекста.

Присвоим буквам – порядковый номер звучания.
А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5, Е-6, Ё-7, Ж-8, З-9, И-10, Й-11, К-12, Л-13, М-14, Н-15, О-16, П-17, Р-18, С-19, Т-20, У-21, Ф-22, Х-23, Ц-24, Ч-25, Ш-26, Щ-27, Ъ-28, Ы-29, Ь-30, Э-31-Ю-32, Я-33
Алгоритм чтения слов и восприятия звуков:
1. 3-15-1-25-1-13-6-2-29-13-16-19-13-16-3-16 – звуки букв
2. ВНАЧАЛЕБЫЛОСЛОВО – таблица звуков
3. ВО-НА-ЧА-ЛО-БЫ-ЛО-СО-ЛО-ВО разбивка на слоги
4. ВО-НАЧАЛО-БЫЛО-СЛОВО – составление слов в ТПС
5. НЧЛ-БЛ-СЛВ – выделение троичных кодов корней слов в МПФ и связь их с образами

Но как формируется троичный код в МПФ ?
Непрерывная строка букв-звуков разбивается на группы слогов из которых выбирается оптимальная смысловая комбинация слогов, которая получается перебором вариантов слогов. При этом возможна вариантная смысловая комбинация, что и может служить причиной дислексии в детском возрасте.
Но как мозг разбивает слоги на слова ?
На основе связки таблицы образов с ТПС. Много лет назад в журнале «Наука и жизнь» была напечатана статья о способе запоминания слов (фокуса) с помощью виртуальной памяти. Фокус состоял в том, что можно было мгновенно запомнить 100 слов связывапя их с произвольными словами в виде фантастичных фраз, например, чтобы запомнить слово «усы», этому слову ставится в соответствие слово «сапог» с фразой «усы торчат из сапог». Как можно понять, усы никак не связаны с сапогами, но эта виртуальная связка слов позволяет легко запомнить слово «усы» в любой последовательности из 100 слов.
А что, если слову «усы» сопоставить символ, близкий по пониманию, например, «узел» и присвоить ему буквенный код «УЗЛ» (UZL). Тогда мы можем составить таблицу графем, которая позволяет группировать слоги в слова. Так сделали древние египтяне. Это было гениальным изобретением.
Во фразе «В начале было слово»
В – n – вода (др.-егип.) / n  - вода (слав.)
начало – f – червь (др.-егип.) / Chrv – червь (слав.)
было – b-t – нога-хлеб (др.-егип.) / pt – пята (слав.)
слово – iw – лежащая лань (др.-егип.) / Lgt – лежать лань (слав.)
Получаем:
n-f-b-t-iw (др. егип.) > n-chrv-b-t-Lgt (слав.) > nachalnij bit slog – Начальный быть слог (слав.)
Очевидно, что чтение иероглифов с помощью славянских графем не только переводит достоверную фразу, но и позволяет восстановить древнеегипетскую речь, что совершенно невозможно с помощью коптских графем Шампольона.
В таблице образов содержатся символы: вода, червь, пята, лежащая лань.
В матрице фонем содержатся троичные коды: n, Chrv, p, t, Lgt.
Возникает вопрос: троичные коды какого языка из всех известных более 100 языков должны содержаться в матрице первофонем (МПФ) ?

Квантовая запутанность

«Второй свойство — свойство квантовой запутанности. В квантовом мире частицы могут проявлять очень сильные корреляции, то есть их свойства могут быть очень сильно завязаны между собой, даже если эти частицы достаточно сильно пространственно удалены.» [4]
В языкознании это свойство запутанности означает, что слова из разных языков (пространственно удалены) могут иметь общий смысл даже при подстановке разных корней слова. Например,
Английский - In the beginning was the Word - в начале было слово > vo pochinki besha slov - во починки беша слово (слав.)
Греческий - en arxi in o logos - в начале было слово > na stariki javlen slog - на старинки явлен слог (слав.)
;;;;;; ;;;; ;;;;;
иврит - b-e-t-e-l-e e-j-m-e e-m-j-l-e - в начале было слово > betele ejme emjle > bitije esme misle -  бытие есме мысле > в начале была мысль (слав.)
Где английское beginning имеет отличный корень от славянского hachal - «начало», но по смыслу тоже означает «начало». Английское слово beginning имеет общий корень с betele - начало (ивр.) > bitije -  бытие (слав.) и разный корень с греческим словом arxi - «древний, начал», но одинаковый по смыслу.
Английское слово word имеет разное звучание со славянским словом slovo - слово, но в результате преобразования WRD получает тот же славянский корень SLV, где word > slov >  слово (слав.)(инверсия word, редукция s/d, l/r, замена v/w).
Итак, мы видим, что фраза «В начале было слово» на разных языках звучит по разному, но общий смысл возможен при преобразовании иностранных слов в строку составленную из кириллицы, что говорит о первородстве славянского языка на основе некоего праязыка.

Хрупкость

«Третья вещь — хрупкость. Квантовые состояния по сравнению с классическими являются достаточно хрупкими. И процесс измерения как раз и является процессом возмущения. Вопрос в том, детерменированно ли этот процесс возмущения происходит. Это один из ключевых челленджей на пути к созданию квантовых технологий. Очень сложно создать большую квантовую систему, элементы которой будут, с одной стороны, достаточно хорошо взаимодействовать между собой и при этом будут достаточно хорошо защищены от окружения, которое может их разрушить.» [4]

Слова и символы из фразы (некой системы слов) «В начале было слово»: иероглиф «ночь» (древ.-егип.), nachal - начало (слав.), beginning - начало (англ.),  arxi - древний, начало (греч.), b-e-t-e-l-e - начало (ивр.) являются хрупкими, но в процессе анализа (наблюдения) приобретают общие корни и общий смысл, поэтому важно насколько точно происходит процесс детерминирования (преобразования) слова.

Теорема о запрете клонирования

«Еще один интересный аспект — теорема о запрете клонирования. Это запрещающая теорема. Если в квантовом мире есть произвольное квантовое состояние, заранее неизвестное, то его нельзя скопировать, в отличие от классической информации. Если есть классический сигнал, его всегда можно скопировать. В квантовом мире произвольное квантовое состояние скопировать нельзя. И это радикальное отличие квантовой информации от классической.» [4]
В отличие от квантовой физики состояния процесса измерения слова в языкознании можно скопировать.

Концепция квантовых вычислений

«Все биты, которые у нас есть, заменяются на кубиты. Все логические элементы из классических процессов заменяются на квантовые процессы, и результат вычислений получается путем измерений. Таким образом, в квантовом компьютере получается обработка сразу всех возможных вариантов реализации, то есть на вход вы подаете не один бит, не ноль или единицу, а все возможные комбинации — и проводите все операции над этой суперпозицией. В результате получается некое квантовое состояние. Производите его измерение и получаете ответ.» [4]
В вычислении  значения информационного текста все слова заменяются на последовательности из трёх, четырёх согласных букв триплетного кода XXX, где согласные могут быть - B/C/D/G/H/J/K/L/M/N/P/Q/R/S/T/V согласно закону братьев Гримм по перемещению согласных.
Для фразы «В начале было слово» - w+Nch+p+t+Lgt > 2*5*6*2 = 120 комбинаций.
Для слова «корова» с корнем К-Р-В > K-R-V этих комбинаций может быть до 4 в зависимости от подстановки гласных: K-o-R-o-V-a > korova - корова (слав.), K-R-o-V > krov - кров (кслав.), K-R-o-v-j > krovj - кровь (слав.), K-R-V-j > karavaj - каравай (слав.) и комбинаций 16 в зависимости от перемещаемых согласных. Например, при перемещении согласных K/G/H/F, R/L, V/B/P  эти комбинации могут быть Отсюда становится понятным, почему древние египтяне, кроме детерминативов применяли групповые иероглифы для обозначения слова. Это значительно сокращает комбинации для опознования слова, например.
метёлка-воробей-поникший цветок-коршун-корова - iwA - крупный рогатый скот (др.-егип.) > PiwrNchtKr (Krv) > bivnkj korovj - бивники коровьи (слав.)(редукция b/pk/ch, замена v/w, пропуск v) > long-horned cattle (англ.) > dlinj gornj scottj - дринно-горний скот (слав.), где идентификатор Krv - корова. Во многих древнеегипетских словах для обозначения места (края) используется иероглиф «лепёшка», который идентичен иероглифу «корова».
лепёшка (паляница) - Krv > karavaj/kraj- каравай/край (слав.)(замена j/v)
Для обозначения иероглифа «небо» существует идентификатор «потолок» и его групповой код «крытый».
коршун-рот-хлеб-потолок - Art - небеса (др.-егип.) > Kr+r+t (Ptlk) > kritij (potolok) - крытый (потолок) (слав.)
То есть, если рассматривать корень K-R-V в совокупности всех комбинаций, то мы можем получить до 20 значений слова включая и слово «корова». Это и есть плавающий корень. А если рассматривать корень K-R-V с перестановкой позиций K/R/V то можно получить до 64 комбинаций новых значений слова. Это огромный потенциал для словообразования. Другой вопрос, как извлекать из плавающего корня истинное значение слова, предназначенное для искомого контекста. В древнеегипетском языке это решается с помощью детерминатива (определителя), который стоит за группой иероглифов, составляющих слово. Определитель как бы исходно задаёт ответ, именно поэтому многие древнеегипетские слова были опознаны египтологами, за исключением того, что они неверно читаются с помощью коптских графем, создавая новый виртуальный язык.
Последующие алфавитные контекстные языки, принявшие плавающий корень (такие как арабский, древнееврейский, этрусский) лишились детерминативов и поэтому их анализ весьма сложен. Тем не менее, только структура плавающего корня позволяет решить проблему распознавания текста и искусственного интеллекта. Других вариантов нет.
Групповые комбинации иероглифов аналогичны триплетным кодам в структуре молекулы ДНК, а цепочки слов похожи на цепочки ДНК.

 

Рис. 2. Спиральная молекула ДНК

 

Рис. 3. Цепочка славянских графем в древнеегипетском языке

птенец-ночь-нога-хлеб-лежащая антилопа-лежащая антилопа-нога-хлеб-бог- лежащая антилопа-нога-хлеб-бог
w-Nch-b-t-Lgt-Lgt-b-t-Bg-Lgt-b-t-Bg > vo nachal bit slog slog bit bog slog bit bog - В начале было Слово, и Слово было у бога, и Слово было Бог
«Оказалось, что генетический код представляет собой последовательность "букв" (их более строгое наименование — "азотистые основания" или "нуклеотиды"). Таких букв в ДНК-алфавите всего четыре: А, Т, Г и Ц. Их полные названия — аденин, тимин, гуанин и цитозин, но эти химические термины для нас здесь не важны. Важно то, что в связи с ограничениями, накладываемыми формой молекул ДНК и структурой связей в них, А может образовывать пару только с Т, а Ц — только с Г.» [6]
Генетический код очень похож на групповой код иероглифов для слова, а буквы А, Т, Г и Ц на комбинации корней египетских слов (w+Nch+p+t+Lgt, Kr+r+t и др.). Цепочка ДНК несёт информацию о состоянии живого организма и цепочка слов также несёт информацию о содержании текста. Это говорит о том, что в макромире на уровне молекул, в микромире на уровне атомов, в информационном мире на уровне слов все процессы идентичны, то есть, подобны по образу и подобию божьему и могут быть наблюдаемы, исследованы и моделированы.

 

Рис. 4. Алгоритм чтения древнеегипетского слова.

Воспроизведение фразы «В начале было слово»

Слово из МПФ читается в ТПФ, где преобразуется из славянского троичного кода в  код родного языка ребёнка.
Например, преобразования кода МПФ в русскую фразу:
1. w-Nch-p-t-Lgt > vo nachalo bit slog
2. Из ТПФ фраза попадает в центр грамматики языка (ЦГЯ), где  слова обрастают приставками, суффиксами и окончаниями русского языка.
vo nachalo bit slog > ВО-НАЧАЛО-БЫТЬ-СЛОГ
3. Из ЦГЯ фраза попадает в зону Брокса, где буквы преобразуются в звуковые сигналы и затем поступают в речевой аппарат.
ВОНАЧАЛОБЫТЬСЛОГ
Например, преобразования кода МПФ в английскую фразу:
1. w-Nch-p-t-Lgt > vo pochin besha slog
2. Из ТПФ фраза попадает в центр грамматики языка (ЦГЯ), где  слова обрастают приставками, суффиксами и окончаниями английского языка.
vo pochin besha slog > In beginning was Word
3. Из ЦГЯ фраза попадает в зону Брока, где буквы преобразуются в звуковые сигналы и затем поступают в речевой аппарат.
INBEGINNINGWASWORD

Искусственная дислексия

Дислексия имеет разные формы. Но каково же было моё удивление, когда я понял, что в моём поиске корней славянских слов в иностранных языках по разработанному мною методу, я практически создавал искусственную дислексию.
«Дислексия. Какие формы она принимает?
Первая — оптическая. В языках, базирующихся на кириллице или латинице, начертания букв не отличаются контрастным многообразием,т. е. все буквы состоят из похожих элементов, только расположенных в разных последовательностях. Ребенок с оптической дислексией путает буквы, т. к. для него они не имеют характерных черт, которые могли бы стойко врезаться в память.
Вторая форма — семантическая. За предложениями дислексик не видит текста, т. е. он различает символы, связывает их в слова, но не может разобрать семантику, смысл прочитанного.
Третья форма — аграмматическая. Ее обычные проявления выглядят так: «низкая стол», «бежевая плед». Т. е. суть здесь не в различении символов, а в согласовании слов. Точно такие же ошибки наблюдаются при аграмматической дисграфии. Что логично, для носителей разных языков она будет иметь уникальные черты из-за их грамматической несхожести.
Четвертая форма — фонематическая. При чтении ребенок путает глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, читает медленно, по буквам, переставляет слоги.
И последняя форма — мнестическая, вызванная расстройством памяти. Мнестический дислексик не может запомнить, как связаны графический знак и звук, для него очертания символа выглядят абстрактно и неконкретно.» [1]
Оптическая дислексия – это сходство строчных букв на письме, например, t/j, l/j, m/n, d/b, которая наблюдается во многих иностранных словах.
Семантическая дислексия – написание слов слитно в старославянском письме и других древних языках (см. историю текста «Слово о полку Игореве»)
Аграматическая – отсутствие склонения в древних формах многих  языков.
Фонематическая дислексия – замещение глухих и звонких согласных b/p, t/d, f/k и др.
Мнестическая дислексия – древнеегипетские иероглифы трудны для запоминания, если не использовать для их чтения славянские графемы.
Я бы ещё добавил:
1. перестановку букв в слове, например, метр – metre (греч.) > merit – мерить (слав.)( перест. t/r), причал – botra (греч.) > bort – борт (слав.)(перест. t/r)
2. пропуск букв в слове, например, danke – спасибо (нем.) – ladonka – ладонька (слав.)(пропуск l), ладонью здороваются и благодарят.
3. инверсию слова, например, kinder – ребёнок (нем.) > rebenok – ренбёнок (слав.)(инверсия kinder) и многое др.
Искусственная дислексия наводит на мысль, что ребёнок не просто путает буквы, переставляет буквы и слоги, пишет справа налево, а делает это подсознательно из-за нарушения механизма «слово-речь» в процессе мысленной дешифрации слова.
И во-вторых, это говорит о том, что в памяти человека существует некая матрица первофонем (МПФ) которая преобразуется в процессе формирования слова в различных языках. Эта МПФ, по моим предположениям имеет славянские коды.

Обострённое чувство справедливости

В менталитете русского человека, и это достоверный факт, существует обострённое чувство справедливости,  которое относится к симптомам дислексии. Это не значит, что все русскоязычные страдают дислексией, но указывает на МПФ русской редакции.

Музыка лечит дислексию

Известный российский исследователь мозговых процессов  Т. Черниговская отмечает, что музыка помогает лечить дислексию и аутизм. Каким образом ? Мелодия строится на трёхзначном коде в виде аккордов, также как трёхплетный код МПФ. Следовательно, музыка налаживает гармоничное восприятие слова.

Как лечить дислексию

Общим определением нарушения речи и письма является «афазия», которая связана с дислексией по симптомам проявления. Но афазию считают болезнью, а дислексию неврологическим расстройством в детском возрасте.

Афазия

«Афазия (греч. aphasia, от а - отрицательная частица и phasis - высказывание), расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга. Экспрессивная речь (т. е. произношение слов и фраз) может нарушаться и при поражениях исполнительного речевого аппарата (языка, губ, голосовых связок). Однако эти нарушения в понятие А. не входят, т. к. при А. больной может произнести любые звуки, но не умеет говорить. Нарушение импрессивной речи (т. е. понимание речи по слуху) при А. отличается от глухоты, т. к. все звуки воспринимаются, но слово звучит как неизвестный сигнал. А. возникает при поражении коры левого полушария головного мозга у правшей и правого - у левшей. Различают моторную, сенсорную, амнестическую, проводниковую и тотальную А. Моторная А. обусловлена поражением главным образом задних отделов нижней лобной извилины и проявляется в нарушении экспрессивной речи (речь либо совсем невозможна, либо затруднена); нарушается грамматическая структура речи, больной переставляет или заменяет буквы в слове. Произвольная речь (рассказ, разговорная речь) страдает больше, чем повторения или автоматическая речь. Часто эта форма А. комбинируется с нарушением письма - аграфией. Сенсорная А. возникает при очагах поражения в поверхностных зонах височной доли мозга. Проявляется нарушением импрессивной речи, вплоть до полного её непонимания, а также и экспрессивной вследствие отсутствия слухового контроля за произносимым словом. Возникают парафазии - слово заменяется сходным по звучанию, но чуждым по смыслу. В тяжёлых случаях речь становится совершенно непонятной. Эта форма часто сочетается с нарушением чтения (алексия). Амнестич. А. заключается в забывании названия предметов и попытке заменить название забытого предмета его описанием; часто сочетается с сенсорной А. Др. формы А. - тотальная и проводниковая - наблюдаются реже. Тотальная А. проявляется нарушением как экспрессивной, так и импрессивной речи. Проводниковая А. возникает при крупных очагах поражения в белом веществе полушарий коры головного мозга. Описываются А., обусловленные поражением не только корковых, но и глубинных образований, что свидетельствует о сложной архитектуре функциональной системы, обеспечивающей речь. Причинами А. являются сосудистые поражения мозга, энцефалиты, травмы, опухоли головного мозга. Лечение направлено на заболевание, вызвавшее А. Речевые процессы, нарушенные при А., могут восстанавливаться в результате длительного обучения, основанного на том, что выполнение актов речи, письма, чтения перестраивается и в них включаются процессы зрительного и кинестезического анализа, опирающиеся на сохранённые участки коры. = А., возникающая в детстве, нарушает общий ход развития ребёнка. Сенсорная А., появившаяся в возрасте 5-7 лет, чаще всего приводит к постепенному исчезновению речи. Восстановительная работа при этой форме А. представляет крайнюю сложность. Ребёнок обычно не достигает нормального развития речи. Другие формы А. у детей имеют более благоприятный прогноз. Детей, страдающих А., обучают вместе с больными алалией. Большое значение имеют систематические упражнения в речи и письме.» [ВП]
aphasia  - не высказывание (греч.) > ne-phrasa – не фраза (слав.)(пропуск r, редукция f/ph, z/s)
Афазия происходит вследствие поражения определённых зон коры головного мозга. Такими зонами являются зоны Брокса и Вернике.

Афазия Брока
«Афа;зи;я Брока; (эффере;нтная мото;рная афа;зи;я) — расстройство речи (афазия), вызванное поражением двигательного речевого центра (центр Брока).
Симптомы
Распад грамматики высказывания (аграмматизм): больному трудно пользоваться грамматически значимыми предлогами и артиклями, он путается во временах и падежах, ему сложно переключаться с одного слова или слога на другое вследствие инертности речевых стереотипов.
Аномия: больному трудно искать нужные слова, он пытается заменять их синонимами, пытаясь сохранить смысл сказанного, что приводит к косноязычию и общему замедлению речи
Затрудненная артикуляция: звуки бывают расположены в неверном порядке.» [ВП]

Афазия Вернике
«По по классификации А.Р. Лурия, в основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности различать звуковой состав слова — фонемы (согласные звуки, которые противопоставляются по признакам твердости-мягкости, звонкости-глухости, а также все гласные звуки и их ударность). Таким образом, центральным дефектом здесь является нарушение понимания речи — феномен «отчуждения смысла слова» при его правильном повторении.
Симптомы
При поражении области Вернике человек всё слышит, но содержания слов не понимает, они не вызывают у него ассоциаций; родной язык звучит для него, как иностранный. Из-за сенсорной афазии человек не может выделять и различать речевые звуки.
Речь может оставаться грамматически правильной, но содержит множество иносказаний, неологизмов («жаргонная афазия»), служебных слов (союзов и предлогов). Высказывания многословны, но неинформативны, слова кажутся выставленными в случайном порядке. Жесты и мимика не помогают донести смысл высказываний. Больной не осознает, что речь у него нарушена, и раздражается, если его не понимают.
Больной не понимает простых вопросов (вида «как тебя зовут?»).
Сохранено понимание команд, адресованных к мышцам головы и туловища («закрыть глаза», «сесть», «повернуться») — эта особенность помогает отличить сенсорную корковую афазию от тугоухости, психических заболеваний или симуляции.
Письменная речь нарушена.
Сенсорная корковая афазия может сопровождаться сильным возбуждением и параноидным состоянием.
Таким образом, сенсорная корковая афазия включает как экспрессивные расстройства, так и импрессивные расстройства и поэтому, строго говоря, является чисто «сенсорной» или «рецептивной». Нарушено также повторение, называние, чтение и письмо.
Причины
Очаг поражения обычно локализован в задних отделах речевой системы и хотя бы частично захватывает сенсорный центр речи. Самая частая причина — эмболия одной из нижних ветвей средней мозговой артерии, в частности эмболия задней височной артерии или эмболия артерии угловой извилины.
Другие причины — внутримозговое кровоизлияние, инфаркт мозга, тяжелая черепно-мозговая травма и новообразования.» [ВП]

После всего сказанного возникает вопрос: как лечить дислексию ребёнка ?

На этот вопрос трудно ответить однозначно. Поскольку у меня нет практических данных, какая форма дислексии возникает в конкретном случае.
Можно лишь предположить, что зона Вернике является аналого-цифровым преобразователем (АЦП), а зона Брока цифро-аналоговым преобразователем в системе искусственного интеллекта. Поэтому если, происходит только искажение слова на слух при речи, то это афазия зоны Вернике. Если происходит только оптическое искажение слова при чтении письма, то это нарушения в оптике глаза. Если происходит только оптическое искажение символов (иероглифов), то это нарушение в таблице образов (ТО).  Если происходит искажение слова при воспроизведении речи, то это нарушение в зоне Брока, Если происходят нарушения слова на слух и в оптике при чтении письма одновременно, то это нарушения таблицы преобразования слов (ТПС). Однако, причиной тому может быть матрица первофонем (МПФ), где хранятся базовые первофонемы слов, которые основаны на славянском языке. Поэтому возможно одновременное чтение двух значений слова. Например, русское слово МЕТР греческого происхождение может восприниматься, как МЕРИТЬ с перестановкой букв Т/Р. Русское слово БОРТ может восприниматься системой «слово-речь» как БОТРА – причал (греч.). Немецкое слово DANKE – спасибо (нем.) > LADONKA – Ладонька (слав.)(пропуск Л) от ладонь, т. е. пожатие ладони в знак благодарности. KINDER – ребёнок (нем.) > REBENOK – ребёнок (слав.)(инв. KINDER, замена b/d) и др. В принципе это не является нарушением речи. Скорее это реакция (бунт) мозга на равнозначные корни в разных языках с приоритетом славянских корней.
Я предполагаю, что вмешательство логопеда необязательно, поскольку проблема не в правильности или косноязычии речи, а в механизме восприятия и формирования слова.
Я мог бы рекомендовать обратить внимание на мою методику поиска славянских корней в иностранных словах и практиковаться в поиске этих корней, тем более, что это способствует всестороннему изучению иностранных языков на базе родного русского языка.
Дислексия, скорее всего, не болезнь, а бунт мозга от неверного понимания этимологии слова, тем более, что в русский язык постоянно вторгаются иностранные слова, которые подменяют истинные славянские корни. Лечение нарушения речи возможно с повторением искажённых слов, тем самым в МПФ укореняется единственное значение слова.


 
Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИСРЯ – словарь иностранных слов русского языка
ЭСС – этимологический словарь Семёнова
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИСРЯ – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ВК - Викисловарь
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
ЭСС - этимологический словарь Семёнова

Ссылки

1. В. Зырянов «Дислексия: недуг, размывающий грань между «слабоумием» и гениальностью», https://www.ridus.ru/news/283902
2. М. Дворкович «ДИСЛЕКСИЯ: БОЛЕЗНЬ ГЕНИЕВ, А НЕ ЛЕНТЯЕВ», 3. Е. Григоренко «Дислексия»,  https://postnauka.ru/faq/78149
4. А. Фёдоров, лекция «Квантовый компьютер: большая игра на повышение», https://habrahabr.ru/company/yandex/blog/332106/
5. В.В. Иванов статья «Чёт и нечёт. Ассиметрия мозга и знаковых систем»
6. К. Прибрам книга «Языки мозга», изд. «Прогресс», Москва, 1975 г
7. П.П. Горяев «Волновой генетический код», Москва, 1997 г
8. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева –А-С-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm.
9. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии
Добрый день, Уважаемый Тезан.
Как практикующий логопед, с большим интересом прочитала Вашу статью.
Бесспорно, логопед обязан знать правила лингвистики, владеть техникой звуко-слогового анализа и пр. необходимыми знаниями. И Ваша статья обращает пристальное внимание на многие стороны работы специалиста со словом.
Для меня интересны Ваши размышления о "плавающем корне" и связи словообразующих единиц -звука и слога, -с квантовой физикой, музыкой. Можно к этому ряду добавить и комбинаторику, и модульные таблицы, применимые в композиции и дизайне из области искусства. Впрочем, Вы говорите о матрицах (что в общем идентично модулю, метру, ритму - звуку, слогу-слову - предложению). Действительно, дислексикам необходимо помогать средствами искусства, квантовой физики, математики, лингвистики, так как они и задают необходимый алгоритм коррекции этого нарушения.
Вот только не могу с Вами согласиться, что к логопеду обращаться не нужно: дело в том, что, работая с дислексиком, в первую очерь логопед использует множество таблиц, позволяющих ребенку создавать различные варианты слов, тем самым расширяя его словарный запас и раздвигая границы словообразования. На первом месте в работе логопеда с дислексиками - звуко-слоговой анализ и синтез слова, механизмы восприятия и формирования слова. Существуют очень хорошие логопедические методики, большой инструментарий упражнений, основанные на подходах, о которых Вы так убедительно говорите.
Но, например, с семантической дислексией и этого надостаточно. Чтобы понять слово, им обязательно нужно подкрепить его образом. Такой ребенок понимает значение слова только в связке с образом. Вот почему им трудно понять предлоги "на", "за" и др., и следовательно, их место и необходимость в структуре предложения. И здесь понадобится уже другая методика. И чем больше методик в копилке логопеда, тем лучше.
А вообще, дислексики очень одаренные люди!Вы правильно заметили, что до 5 лет, в дошкольном возрасте, необходимо не только увидеть эту проблему у ребенка, но и разработать коррекционный маршрут, с помощью которого расширять словарный запас, гибкость ума, "прокачивать" матрицы нейронных сетей и пр.пр.
Дислексики очень работоспособны, им составляет огромного труда читать и писать. Они, буквально,обливаются семью потами, чтобы понять и запомнить текст, а ведь еще и изложить мысль нужно! Учиться им очень сложно. Как без логопеда?! Только он и может ввести ребенка -дислексика в мир слова, литературы, искусства и науки.
С Уважением, ЛЛ.
С Благодарностью к Вашим посиделкам.

Леся Лель   22.06.2020 12:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте Леся.
Возможно, я перегнул палку. У меня настолько сильна вера в возможность разумного преобразования слова, что я порой игнорирую помощь медицины в лечении нарушения речи у детей.
Желаю удачи !

Тезан   23.06.2020 13:43   Заявить о нарушении