Троечник или Болтология

Студенты боятся преподавателей. А вы думаете преподаватели не боятся студентов? Ошибаетесь! Самый пик страха приходится на первую пару. Кто там тебя ждет в аудитории? Друзья или враги? Несмышленые «желторотики» или орлы-профессионалы? Знают они больше или меньше тебя? Голова гудит, щеки горят, сердце выскакивает наружу.

Открываю дверь аудитории на металлургическом факультете, а там шумные мальчишки второкурсники носятся и играют, как в школе, в «сифу» мокрой тряпкой.

– Здравствуйте! Ребята, здесь будет практика по социологии?

– Тихо, дурачье! – увидев преподавателя, крикнул круглоголовый невысокого роста юноша.

Парни остановились и с серьезным видом сели за парты. Один даже бросился мыть доску той самой тряпкой, которая только что летала под потолком.

– Так это Вы, Дарья Владимировна? – с улыбкой произнес круглоголовый. – Старшекурсники говорят, что у вас интересные пары и мы будем проводить какое-то исследование.

– Ух ты какой шустрый, знает даже имя преподавателя. Далеко пойдешь! – отшутилась я. – А как вас зовут?

– Иван Соснин, кафедра художественного литья, староста 108 группы!

– Хорошо, будем знакомы. Ну, ближе к теме. Пишите, как будете сдавать зачет. Первое – это посещение и активная работа на парах. Быть не менее чем на семидесяти процентах лекций. Второе - исследование, результаты которого будете защищать на потоковой конференции. Третье - зачет по теоретическим понятиям. С разработкой анкеты я помогу, а тему выбирайте сами. Берите листики и пишите, что вас тревожит, о чем бы хотелось узнать подробнее: о музыкальных предпочтениях девушек, об образе идеального парня, чем должны кормить в столовой университета…

– Вот прям любую-любую? – вопрос задал снова тот же студент.

– Да, пишите. Аргументируйте, что вас тревожит, зачем эта информация, и о чем вы бы спросили людей.

– Я вот всегда думал зачем люди учатся тому, что им не интересно? Зачем поступать туда, где тебе скучно? Можно взять такую тему?

– Можно, Иван, пишите. Потом прочитаю, откорректирую.

Я внимательно рассмотрела этого парня. Он выбрал первую парту и место напротив меня. Энергия жизни била у него изнутри. Он то ерзал, то подпрыгивал от собственных идей, которые выливал на бумагу. Его большие круглые наивно-любопытные глаза мешали мне вести пару, а из-за его головы не было видно остальных.

Мало того, Иван Соснин не давал мне и слова сказать. На каждую преподавательскую реплику у него было две. Каждую пару он садился на свое излюбленное место напротив меня и заваливал вопросами и комментариями.

– Семья, - нараспев, давая возможность записать определение, говорила я, - как вы, надеюсь, помните с лекций, это социальный институт, способствующий удовлетворению важнейших потребностей человека и выполняющий ряд …

– Это значит мы создали институт, а не выбрали любовь всей своей жизни? – широко открывая свои круглые глаза перебил преподавателя Иван. Это был его двадцатый или тридцатый вопрос за пару.

– Ваня, - сдерживая негодование сказала я, - понимаете, мы с Вами занимаемся социологией, наукой, описывающей общество и законы его развития. Социологи довольно рационально смотрят на семью и слово «любовь» в определение не включили.

– А зря, без любви, что за семья? - вздохнул Иван. – А что если….

Тут я решили его перебить.

– Так, ну продолжим? Ребята, вы все слушали лекции. Какие общественно-значимые функции есть у института семьи?

Аудитория зашелестела конспектами.

Иван поднял глаза и искренне и даже негодующе высказался.

– Семья – это не винтик, не машина! Нет у нее функций!

Меня начал бесить этот навязчивый студент, из-за которого мы с группой отстали по освоению материала почти на пару.

– Иван, я ценю ваше мнение и вашу активность. Однако у меня создается впечатление, что вы либо не были на лекциях, либо ничего не поняли!

– Нет, я был. Просто я считаю, что социология – это не точная наука и допускает различное трактование понятий, - говорил он быстро с жаром отстаивая свою точку зрения.

У меня не хватало ни сил, ни времени спорить с этим разговорчивым упрямцем. Зачет по теории тоже не изменил манеру нашего общения. Ни показав должного уровня знаний, он ждал какую я ему поставлю оценку.

– Иван, вы заслужили только удовлетворительно…

– Вот так сюрприз! Это почему это? Я сидел на первой парте, активничал, задавал вопросы, слушал вас, а вы «трояк»…

– Иван, все заслуженно. Вы даже не попытались разобраться в сути науки социологии.

– Ваша социология, Дарья Владимировна – это болтология. Я все понял, я пошел.

Иван искренне расстроенный последним вышел из аудитории. Мне было немного грустно, но тогда я считала, что поступила верно, так как этот студент не дал ни одного верного ответа на вопросы билета. На все у него была своя точка зрения.

Прошло лет десять. Однажды гуляя с дочкой и сыном по пешеходной улице в центре города, мы заметили удивительной красоты бронзовые фигуры, гармонично вписавшиеся в атмосферу улицы: извозчик, заботливо кормивший лошадь, обходительный продавец парфюмерии, восторженный изобретатель на своём разноколесном велосипеде. Дети с визгом перебегали от одного «железного дяди» к другому. Здорово, что по фигурам можно было лазить и безнаказанно трогать руками. Прохожие говорили, что их установили совсем недавно, а сегодня в полдень будет открытие ещё одной - памятника влюбленным. Мы с ребятами поспешили туда, так как осталось минут пять до события.

Толпа кольцом обступила главных виновников торжества. Однако моим малышам удалось просочиться в первые ряды. Я поспешила за ними в страхе потерять детей. Церемония были в самом разгаре.

– Поаплодируем авторам памятника и директору мастерской художественного литья, которая украсила наш город удивительными теплыми фигурами из, казалось бы, холодного металла. Браво Ивану Соснину!

Из толпы вышел приземистый, крепкий стильно одетый мужчина с аккуратной бородкой. Его голова уже не казалось такой огромной, образ был гармоничным и очень привлекательным. Глаза светились счастьем!

Потом выступали большие чиновники, благодарили его за вклад в имидж и культуру города, резали ленточку, а я чуть не заплакала. Мне было стыдно. Когда мероприятие закончилось, дети залезли на фигуры, а я рванула к Ивану и взяв его за руку сказала.

– Иван, я очень хочу вам что-то сказать.

– Ой! Дарья Владимировна! Как вы тут? Как дела?

Мне было безумно приятно, что он не забыл за десять лет мое имя.

– Иван, спасибо, что помните. У меня все хорошо, детки растут, наука движется. Но мне хотелось бы принести извинения за то, что тогда на зачете обидела, расстроила вас, не оценила, не разглядела, - проглотив слезу проговорила я.

– Да бросьте! Мне очень запали в душу ваши пары, ваши мысли. Мне кажется, что понимать людей, их интересы и потребности научили меня именно вы. Спасибо! А мой заслуженный трояк, только подтолкнул меня к дальнейшему развитию. Ну? Я побежал? Меня там ждут.

– Хорошо, конечно!

На обратной дороге домой я все думала о том, что преподаватель – это замечаемая, значимая профессия, ведь ты можешь кардинально изменить судьбу любого своего студента.


Рецензии
Конечно, преподаватель -очень значимая профессия. А личность преподавателя- пример для студента. Одним из наших любимых преподавателей был Павел Медведев, советник президента России. Лекции по предмету "Экономическая кибернетика" читал литовец по фамилии Майминас, создатель одноименного учебника. Из преподавательниц все обожали Луизу Сабировну, муж которой преподавал на мехмате( и тоже ее обожал). Когда она болела, занятия с нами проводил ее супруг. Семья у них была очень крепкая и дружная. Растили детей и учили нас, студентов математике. Вот такая практика. Спасибо Вам, уважаемая Дарья. Хорошая работа у Вас получилась, а я вспомнила опять своих преподавателей. Всего Вам доброго!

Ирина Карпова 4   19.10.2021 22:33     Заявить о нарушении
Замечательные у Вас были педагоги, Ирина! Благодарю за теплый отзыв:)

Дарья Мясникова   20.10.2021 05:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.