А. Чехов и Л. Мизинова

               
                29 января 2020г.-160 лет со дня рождения А.П. Чехова
               
                Неизвестное об известном
               
                (По воспоминаниям современников)


А.П. Чехов пользовался успехом у женщин, он был избалован женским вниманием, но ни одна из них не оставила такой заметный след в судьбе и творчестве писателя, как «златокудрая красавица», «Царевна -Лебедь», «прекрасная Лика».

Лидия Стахиевна Мизинова-Лика, как называли ее в семье Чеховых, - вошла в жизнь писателя осенью 1889 года. Она была приятельницей сестры писателя Марии Чеховой по курсам, преподавала вместе с ней в одной из гимназий. Как-то Маша позвала подругу в гости, где уже собралась веселая компания во главе с ее старшим братом Антоном. «Все на нее заглядывались,- вспоминал брат Чехова Михаил. – Природа, кроме красоты, наградила ее умом и веселым характером. Она была остроумна, ловко умела отпарировать удары, и с нею было приятно поговорить. Мы, все братья Чеховы, относились к ней как родные, хотя мне кажется, что брат Антон интересовался ею и как женщиной».

«Лика была девушкой необыкновенной красоты. Настоящая “Царевна-Лебедь” из русских сказок. Ее пепельные вьющиеся волосы, чудесные серые глаза под “соболиными” бровями, необычайная женственность и мягкость, и неуловимое очарование в соединении с полным отсутствием ломания и почти суровой простотой - делали ее обаятельной, но она как будто не понимала, как она красива, стыдилась и обижалась», - писала о Лике ее подруга, переводчица Татьяна Щепкина-Куперник.

Впрочем, и Антон Павлович был хорош собой:  красавец-мужчина: рост под метр девяносто, стройный, широкоплечий, с редкой красоты лицом - рельефные и в то же время подвижные, мужественные черты, светящиеся, слегка прищуренные карие глаза под соболиными вразлет бровями, густые каштановые волосы, чудесный бас.

«Самое прекрасное и тонкое лицо, какое мне только приходилось встречать в жизни», - писал Куприн.

Лика произвела на Чехова огромное впечатление. Ей было 19 лет, Чехову - 29. У них быстро складываются самые добрые отношения.

Чехов и Лика виделись почти каждый день, а когда расставались, переписывались: «Золотая, перламутровая и  фильдекосовая Лика… Адская красавица… Злодейка души моей…». В их отношениях не было никаких сюсюканий. Чехов относился в Лике с уважением, в котором всегда была небольшая доля иронии. Мизинова платила писателю той же монетой, и между ними всегда царило полное взаимопонимание.  Но никто из них никогда не говорил о чувствах и даже не давал никаких намеков на серьезные отношения.

Накануне отъезда писателя на Сахалин происходит их сближение. Весной 1890 года Лика немало поработала в Румянцевской библиотеке, делая для Чехова выписки из редких книг. Тогда же он дарит Лике две книги, - одну из них -  «Скучную историю» -  он подписывает так: «Лидии Стахиевне Мизиновой от ошеломленного автора» и фотографию, подписав: «Добрейшему созданию, от которого я бегу на Сахалин и которое оцарапало мне нос. Прошу ухаживателей и поклонников носить на носу наперсток. А. Чехов».

Находясь на Сахалине, Чехов писал: «У меня в Москве есть невеста, только вряд ли я буду с ней счастлив. Она слишком красива». Этот шутливый тон характерен для писем Чехова к Мизиновой в первые годы их переписки.

Вернувшись с Сахалина, Чехов увлеченно работает. Отношения с Ликой прежние – дружески ироничные: «… Жените меня на себе, и кормите меня на  свой счет, чтобы я мог ничего не делать».

В 1892 году Лика едва не подбила Антона Павловича на немыслимую для него авантюру: совместную поездку на Кавказ. Родителям она сказала, что будет путешествовать с подругой, заказала билеты в разные вагоны… В последний момент Чехов сослался на эпидемию холеры, написал, что путешествие невозможно. «Вечно отговорки!» - Лика отправила Чехову возмущенное письмо.

«В Вас, Лика, сидит большой крокодил, и, в сущности, я хорошо делаю, что слушаюсь здравого смысла, а не сердца, которое Вы укусили. Дальше, дальше от меня! Или нет, Лика, куда ни шло: позвольте моей голове закружиться от Ваших духов и помогите мне крепче затянуть аркан, который Вы уже забросили мне на шею».

Лика  в ответ: «А как бы я хотела (если б могла) затянуть аркан! покрепче! Да не по Сеньке шапка! В первый раз в жизни мне так не везет!». И уехала без него.

Но Лика по своей натуре не склонна принимать пассивно-ироническое отношение к себе. Прежде всего, в ход пускается обычный манёвр - возбуждение ревности. В первое время это делалось с помощью Левитана.

Влюбчивый Левитан, познакомившийся с Ликой в гостях у Чеховых, также был очарован ее красотой и вскоре… признался ей в своих чувствах, на что Михаил Чехов с иронией отреагировал следующими словами: «Художник Левитан (ну, конечно!) объяснился ей в любви».

Она проводит много времени с художником, гуляет, посещает выставки. И не забывает подразнить этим фактом Чехова. В своих письмах к Антону Павловичу Лика откровенно (судя по всему, в шутку) провоцирует писателя на ревность: «Сейчас вернулась от ваших. Не обращайте внимания на почерк, я пишу в темноте и притом, после того, как меня проводил Левитан! А вас кто провожает?» Левитан также поддерживает эту игру Мизиновой и пишет Чехову, что  «божественная Лика любит не тебя, а меня, вулканического брюнета».

Летом 1891 года Чехов с семьёй уезжает в Алексин «слушать соловьёв» и приглашает на дачу друзей, в их числе Левитана и Мизину. Они приехали. Начались смех, неистощимые остроты Антона Павловича, влюбленные вздохи Левитана. « А вообще, у нас на берегу Оки как-то сразу повеселело…».

Лика уехала, и уже спустя несколько дней, ей вслед, из Алексина, Чехов пишет: «Ах, Лика, Лика, адская красавица… а приезжайте к нам, и мы со всего размаха бросимся вам в объятия… Приезжайте нюхать цветы, ловить рыбку, гулять и реветь».
В то время их отношения, по крайней мере, со стороны Чехова, сохраняли характер веселой дружбы. В его письмах – юмор, шутки, эпистолярный жанр. Старалась поддерживать такой тон и Лика, однако давалось это ей с трудом. Всё чаще и чаще в письмах к писателю звучала тема любви, любви неразделённой. Мизинова просила Антона Павловича писать ей письма «без обычной насмешки, неужели же… кроме иронии я ничего не заслуживаю?» Она постепенно приходит к печальному выводу: «Мои письма ровно никакого значения для вас не имеют…».

Поселившись в Богимово, Чехов усиленно зовет Лику в гости. И Лика будто бы соглашается: «Мне ужасно хочется попасть поскорее в Богимово и повисеть у Вас на руке, чтобы потом у Вас три месяца ломило и сводило руку и Вы постоянно вспоминали бы обо мне с проклятием». Тем не менее она так и не решается приехать, возможно, потому, что слишком увлечена Левитаном. Она везде путешествует с ним. А Чехов продолжает звать ее и ждать. «Кланяйтесь Левитану, — пишет он Лике. - Попросите его, чтобы он не писал в каждом письме о Вас. Во-первых, это с его стороны не великодушно, а во-вторых, мне нет дела до его счастья».

Но увлекалась ли Лика художником? Ответ мы находим в одном из её писем к Чехову: «А знаете, если бы Левитан хоть немного походил на вас, я позвала бы его ужинать». И полтора года спустя: «Я ни о ком не думаю, никого не хочу и не надо мне никого…» Дружба с Левитаном осталась одним поэтическим эпизодом в её биографии. Через три месяца они расстались.

А что же Чехов? Лика Мизинова, с её оригинальным характером, нравилась Антону Павловичу. Чехова располагали в девушке её общая культура, музыкальность. Игра и пение Лики оставили след в творчестве писателя. Он запечатлел её пение в «Черном монахе» и в «Моей жизни», её девичьи мечты о сцене - в «Чайке».

Чехов стремился расставить барьеры развитию возникших у них влюблённо-дружеских отношений, чтобы не связывать себя женитьбой. «Жениться не хочу… Мне было бы скучно возиться с женой», – пишет он 18 октября 1892 года Суворину.

Только гораздо позже брак показался Антону Павловичу жизненной ценностью, но это произошло уже перед лицом приближавшейся смерти.

Чехов и Мизинова, встречаясь от случая к случаю, продолжают переписываться, верно соблюдая все тот же шуточно-ехидный тон. В их отношениях явно что-то не склеивается. Письма их начинают носить резкий тон.

В их переписке на первый план выходит иная тема – беспорядочного образа жизни Лики. Она хваталась то за одно дело, то за другое, ничего не доводя до конца. Искала переводческую работу, и Чехов немедленно предоставил ей таковую. Но, продержав рукопись у себя, Лика передала ее кому-то другому. В письмах же к Антону Павловичу жаловалась на то, что якобы забыла язык…

Впрочем, жаловалась и на плохое здоровье, но курила; сетовала на скуку, но… проводила ночи в разгульных компаниях; заверяла, что в рот не берет вина, но пила, и порой очень неумеренно. Кинулась в скандальную связь с известным тогда беллетристом Игнатием Потапенко, Чехов не одобрял многое в ней, его коробило от ее богемных замашек, и он понимал, что взрослые люди переделать друг друга не смогут.

В 1894 году модный писатель и опытный ловелас Игнатий Потапенко познакомился с Ликой. Спустя некоторое время Лика пишет Чехову: «Я окончательно влюблена в … Потапенко! Что же делать, папочка? А Вы все-таки сумеете отделаться от меня и свалить на другого!» И теперь по приглашению Чехова в Мелихово она приезжает, но уже с новым воздыхателем. Они все вместе встречают 1894 год: смеются, веселятся, Лика не скрывает своей любви к Чехову… И все же они разъезжаются каждый в свою сторону: Чехов - в Ялту, а Лика уехала в Париж с женатым Потапенко. Там у них родилась дочь, умершая в детстве; Потапенко же вернулся к жене, угрожавшей самоубийством. В одном из писем Чехову Лика объяснила, почему увлеклась Потапенко: «Причина этому Вы…». И отправила ему свою фотографию, на обороте – строки из романса Чайковского на слова Апухтина:

Будут ли дни мои ясны, унылы,
Скоро ли сгину я, жизнь загубя,
Знаю одно, что до самой могилы
Помыслы, чувства, и песни, и силы –
Всё для тебя!

Я могла написать это восемь лет тому назад, а пишу сейчас и напишу через  10 лет».

Впоследствии Антон Павлович воссоздаст героев этого неудачного романа в образах Тригорина и Нины Заречной в своей «Чайке».

«Но через 10 лет Лика не могла повторить эти слова… Антона Павловича уже не было в живых. Мне не забыть, как в Москве после похорон Антона Павловича Лика, вся в черном, пришла к нам и часа два молча простояла у окна, не отвечая на наши попытки заговорить с ней… Все прошлое, пережитое, должно быть, стояло перед ее глазами». (М.П. Чехова  «Из далекого прошлого»)

В 1902 году Лидия Стахиевна вышла замуж за актера и режиссера Московского Художественного театра Александра Акимовича Санина. Медовый месяц они провели в Ялте, где навестили Чехова. С Саниным ей   предстояло благополучно прожить 35 лет.  Мизинова умерла в 1937 году во Франции. А Чехов женился на актрисе Ольге Книппер. Через 3 года он умер от чахотки.

Из всех женщин, с которыми у Чехова были романтические отношения, только Лика не оставила никаких воспоминаний о нем. Она предпочла сохранить детали своих отношений с Чеховым в тайне. Поэтому мы знаем об этом только из воспоминаний современников и сохранившихся писем.


Использованная литература:
1. Чехова М.П. Из далекого прошлого
2.Мудрова И.А. Великие истории любви
3.Обоймина Е.Н., Татькова О.В. Лидия Стахиевна Мизинова
4. Воробьева М. Чехов и Лика Мизинова
5. Балабанович Е.З. Дом  Чехова в Москве
6. Попов А. Мисюсь, где ты?.. Чехов и Мизинова


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.