Блок. Среди гостей ходил я в черном... Прочтение
66. «Среди гостей ходил я в черном фраке…»
Среди гостей ходил я в черном фраке.
Я руки жал. Я, улыбаясь, знал:
Пробьют часы. Мне будут делать знаки.
Поймут, что я кого-то увидал…
Ты подойдешь. Сожмешь мне больно руку.
Ты скажешь: «Брось. Ты возбуждаешь смех».
Но я пойму — по голосу, по звуку,
Что ты меня боишься больше всех.
Я закричу, беспомощный и бледный,
Вокруг себя бесцельно оглянусь.
Потом — очнусь у двери с ручкой медной,
Увижу всех… и слабо улыбнусь.
18 декабря 1903
И ещё одна реплика старых кошмаров:
«Явился он на стройном бале
В блестяще сомкнутом кругу.
Огни зловещие мигали,
И взор описывал дугу.
Всю ночь кружились в шумном танце,
Всю ночь у стен сжимался круг.
И на заре — в оконном глянце
Бесшумный появился друг.
Он встал и поднял взор совиный,
И смотрит — пристальный — один,
Куда за бледной Коломбиной
Бежал звенящий Арлекин.
А там — в углу — под образами.
В толпе, мятущейся пестро,
Вращая детскими глазами,
Дрожит обманутый Пьеро.
7 октября 1902»
Но кошмары Блока они – вещественны. Они малоотличимы от реальности, они – порождения двойников.
(Из статьи «О современном состоянии русского символизма»:
«Переживающий все это - уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками")… он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз».
Первой “лучшей драгоценностью” в подарок они поднесли зрелище Елены Прекрасной, наблюдающей со стен Илиона за высадкой ахейцев:
«Зарево белое, желтое, красное,
Крики и звон вдалеке.
Ты не обманешь, тревога напрасная,
Вижу огни на реке.
Заревом ярким и поздними криками
Ты не разрушишь мечты.
Смотрится призрак очами великими
Из-за людской суеты.
Смертью твоею натешу лишь взоры я,
Жги же свои корабли!
Вот они — тихие, светлые, скорые —
Мчатся ко мне издали.
6 ноября 1901»
Блок. Из дневников 18-ого года:
«…В том же мае я впервые попробовал "внутреннюю броню" — ограждать себя "тайным ведением" от Ее суровости. Это, по-видимому, было преддверием будущего “колдовства”…
…К ноябрю началось явное мое колдовство, ибо я вызвал двойников ("Зарево белое…", "Ты — другая, немая…")».)
Блок опять выбрался на Тропу миров, но,снова, как летом 902 года, никак не может восстановить управляемость, и его мотает из одной кошмарной реальности в другую: вот он «очнулся у медной ручки – но это же сон! Но “очнулся” он из ровно такого же сна, где он ходил «в черном фраке»! Позади сон, сейчас сон, а когда он проснётся – это сном не будет?
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «»Поймут, что я кого-то увидал» и след. - Ср. коммент. к стих. "Я смотрел на слепое людское строение ... ". Тема безумца- несостоявшегося пророка связывает стихотворение с творчеством А. Белого (ер. разд. "Багряница в терниях" в сб. "Золото в лазури". М.,1904).
[
* * *
Андрею Белому
Я смотрел на слепое людское строение.
Под крышей медленно зажигалось окно.
Кто-то сверху услыхал приближение
И думал о том, что было давно.
Занавески шевелилисъ и падали.
Поднимались от невидимой руки.
На лестнице тени прядали.
И осторожные начинались звонки.
Еще никто не вошел на лестницу,
А уж заслышали счет ступень.
и везде проснулись, кричали, поджидая вестницу,
И седые головы наклонялись в тень.
Думали: за утром наступит день.
Выше всех кричащих и всклокоченных
Под крышей медленно загоралось окно.
Там кто-то на счетах позолоченных
Сосчитал, что никому не дано.
И понял, что будет темно.
5 декабря 1902
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Толчок к написанию стихотворения, возможно, дан эпизодом, засвидетельствованным в "Моих воспоминаниях" А.Н. Бенуа. Эпизод этот, по его словам, "характерен для тогдашних настроений": Бенуа, Блок и другие посетители квартиры Мережковских участвовали однажды в общей беседе. «И вот, когда Мережковский вознесся до высшей патетичности и, вскочив, стал уверять, что и сейчас возможны величайщие чудеса, стоило бы, например, повелеть с настоящей верой среди темной ночи: "Да будет свет", то свет и явился бы. Однако в самый этот миг, и не успел Дмитрий Сергеевич договорить фразу, как во всей квартире ... погасло электричество и наступил мрак. Все были до такой степени поражены таким совпадением и, говоря по правде, до того напуганы, что минуты две прошли в полном оцепенению> (Бенуа А. Мои воспоминания: Книги четвертая, пятая.
М., 1990. С. 292-293).
Образные переклички со стихотворением содержатся в дневниковой записи Блока о Мережковском от 13 декабря 1902 г., где отразились те же впечатления. Эта запись связывает стихотворение с важным для Блока 1902 г. противопоставлением усталых скептиков, не верящих в "свет", и наивных энтузиастов, ждущих "вестницу" будущего, т.е. с началом критики Мережковского. Однако мотивы разочарования, неверия в осуществимость мистического идеала становились близкими и самому Блоку и А. Белому. Отсюда - и их лирическое звучание.
»
]
»
Свидетельство о публикации №220012801037