Катерина и Шишига

 По мотивам исландских народных сказок

   В некотором царстве-государстве, в небольшой деревушке, на берегу быстрой
речушки, жил-был крестьянин. Звали его Егор. И всё было бы хорошо, но женился Егорушка на девушке красивой, да очень ленивой. Таких лентяек свет не видывал. Целыми днями она сидела на лавке, гляделась в зеркало, а если выходила на улицу, то только для того, чтобы понежиться на солнышке. Еду мужу она не готовила, избу не мела, иной раз даже не умывалась. Что только Егор не делал, чтобы заставить жену работать — ничего не получалось.

   Как-то осенью пошёл Егорушка в лес, набрал два огромных мешка крапивы. Принёс их домой, позвал жену да молвил такие речи:

   — Любезная моя жена, Катерина Ивановна, долго я терпел твои выходки: щи да кашу сам варил, горницу убирал да двор подметал, скотину поил-кормил — закончилось моё терпение. Если из крапивы пряжу не сделаешь и   не свяжешь мне рубашку тонкую, как шелк, да тёплую, как шерсть, выгоню. Даю тебе времени до Пасхи Христовой. Потом на себя пеняй, — сказал и из избы вышел.

   Посмотрела Катерина на мешки, хотела их во двор выбросить, но поднять не смогла — тяжёлыми они оказались. Схватила стебли руками — завизжала. Колется крапива, жжёт руки. Кое как затолкала в угол, тряпками прикрыла и забыла про них. А время-то идёт. Вот уже и зима о себе заявила белыми хлопьями снега. Егор нет-нет да и напоминает ей про рубашку, а она улыбается и заверяет его, что дело движется: крапива уже высохла, она её вымочила да снова высушила. Мялку у соседа взяла да тресту обмяла, потом обтрепала её да ошмыгала. Скоро в мотки мотать станет да рубашку вязать. Врёт — глазом не моргнёт. Егор усмехается:

   — Ну-ну, весна скоро, не забывай о моём наказе.

***
   Как-то раз пришла к хозяйке старуха, сама маленькая да щупленькая, глазки из под бровей злые светятся. Глянула на Катерину и попросила, чтобы та ей помогла. А Катюшка-то девка умная была, отвечает:

   — Я тебе помогу, но и ты мне помочь должна.

   — Говори, что надо, — усмехнулась старуха.

   — А надо мне из крапивы рубашку мужу связать, да чтобы она была шелковистая и тёплая.

    — Давай крапиву и жди меня по весне, — ответила бабка.

   Притащила Катерина мешки с крапивой, схватила их старуха, за спину закинула, пробурчала что-то себе под нос и говорит девушке:

   — Шустрая ты да бедовая, эвон, как меня работать заставила. Да только не спросила, чем мне надо помочь. Если интересно, скажу. Имя у меня мудрёное, да и родственники не простых кровей будут. Угадаешь кто я и как звать меня — жива останешься, а нет… Ну, на нет и суда нет. Красоту твою заберу, а тебя в болоте утоплю, — сказала и исчезла.

Катюша, вроде, сначала испугалась, а потом рукой махнула, подумала:

   — Есть вход, значит и выход найдется. Куда-то кривая вывезет, — и пошла на себя в зеркало любоваться.

***
   Прошла зима, снег таять начал. Смотрит Егор, а с Катериной что-то неладное творится: в зеркало не смотрится, за веник взялась да щи стала готовить, а по ночам слёзы льёт и в подушку рыдает. Он к ней и так, и эдак — молчит жена.

   — Катюша, что тебя мучает? Ты чего-то боишься?

Молчит Катерина, а сама уже и с постели не встаёт. Высохла вся, не ест, не пьёт — так ей страшно. Потом не выдержала, рассказала мужу, что отдала пряжу старухе маленькой, с колючими глазками буравчиками. Схватился Егор за голову, стал жену ругать. Да что толку-то? Пришла беда — открывай ворота. Долго думал Егор, как жене помочь: ничего в голову не идёт. Осталось только котомку собрать и идти старуху искать.

*** 
   Долго бродил Егорушка по лесу, забрёл в чащу лесную. Смотрит, поляна большая, а на ней валун огромный. Под валуном избушка кособокая, на крылечке бабка старая сидит, спицы в руках мелькают. Глаза от вязания подняла, добра-молодца увидела:

   — Чего тебе, милок, надобно, — спрашивает.

Смекнул Егор, что это та старуха, которую он ищет.

   — Здравствуйте, бабушка, — отвечает. — Гулял я по лесу и заблудился. Устал, очень пить хочется. Не дадите, хозяюшка, водицы испить, а я вам за это избу подлатаю, крылечко новое построю. Руки-то у меня золотые — за что не возьмусь, всё сделаю.

   — Это хорошо, что ты ко мне пришёл. Свадьба у меня скоро. Негоже жениха в кособокой-то избёнке встречать. К вечеру мой суженый в гости обещал приехать. Если управишься да всё по уму сделаешь вкусным ужином накормлю, златом-серебром награжу, спать тебя уложу, а утром домой отправлю.

Закипела работа, к вечеру изба, как новая стала, а о крыльце и говорить нечего — царские хоромы да и только. Оценила старуха работу — слово своё сдержала: накормила-напоила Егора, целую котомку злата-серебра насыпала, воды ключевой большой кувшин налила, подала Егору:

   — Пей, Егорушка, хорошо потрудился, утром домой отправишься, покажу тебе дорогу. Ты пей водицу-то, ключевая, вку-у-у-сная. Как всю выпьешь, так красавцем писаным станешь.

Удивился Егор — чего это старуха так настаивает, что бы он воду всю выпил. Понял, что здесь, что-то нечисто. Зубы бабке стал заговаривать, об утвари, что на полках стояла, расспрашивает. Бабка рассказывает, отвернулась плошку невиданную показать. Егор кувшин схватил и в окошко воду вылил. Старуха поворачивается, а Егор на лавке лежит и храпит так, что занавески ходором ходят.

   — Вот и хорошо, вот и ладненько, — усмехнулась бабулька и пошла жениха встречать.

***
    Егор с лавки встал, тихонько к окошку подошёл. Смотрит, на поляну дерево идёт, на нём, как на лошади мужичок сидит. Руки-ноги деревянные, макушку широкополая шляпа прикрывает, букет за ухом, а из кармана бублик торчит, лентами переплетенный. Сполз мужичок с дерева к бабке подошёл:

   — Любезная моя, Шишига, свататься я к тебе пришел. Вот тебе букет и кольцо обручальное, — а сам старухе бублик подаёт. — Будешь мне женой любимой, а то, что-то род наш — лесных леших, совсем малочисленным стал.

Шишига ему отвечает:

   — Буду я тебе женой. Только надо мне красоту Катькину забрать, в красавицу превратиться. Не отгадает она, кто я такая и как меня зовут. Тут и смерть её придёт. А тебе я уже подобрала красавца. Завтра заберу его красоту и тебе отдам, а его в болоте утоплю. Пусть пока спит, напоила я его сонным зельем. Пошли, мой дорогой Леший, я тебя вкуснятиной накормлю. Мухоморы с поганками сегодня на славу вышли…

*** 
   Услышал это Егор, дождался пока совсем стемнеет, схватил котомку и домой побежал. Рассказал Катерине, что с ним приключилось, назвал ей имя старухи и сказал какого она рода-племени. Обрадовалась Катерина Ивановна, но все равно боязно, а если имя не то окажется — с жизнью придётся распрощаться.

***
   Прошло какое-то время. На лугах трава выросла, народ к Великому празднику готовиться стал. Утром вышла Катюша на двор, а там бабка сидит, держит в руках рубашку. Увидела девушку, рубашку ей швырнула и зашипела, как змеюка:

   — Говори, как меня зовут?

   — Баба Яга, — говорит Катерина.

   — Сама ты Баба Яга, — смеётся старуха, — я так и знала, что не угадаешь. Прощайся с белым светом, сейчас я тебя заберу и утоплю в болоте.

   — А можно я ещё попробую, — спрашивает женщина.

   — Ну, давай. Я сегодня добрая.

   — Шишига ты противная, лешачиха страшная…. — не успела Катерина рот закрыть, как бабка исчезла.

С тех пор она никогда не появлялась в той деревне. Катерина была рада-радёшенька, что избавилась от старухи. Поняла она, что лень ни к чему хорошему не приводит. Стала она добрая и работящая, мужа любила, детишек народила. А уж как искусно из крапивы пряжу пряла и разные вещи из неё вязала — равной ей нет и по наши дни.


Рецензии
Светик!

Удаются тебе сказки поучительные -
читать их надо девочкам в детстве
или современным молодым девицам,
мечтающим о замужестве.

Понравилась сказка!

Спасибо!
С улыбкой!

Пыжьянова Татьяна   30.01.2020 15:53     Заявить о нарушении
Танечка, спасибо:) Да вот, сгоношила на скорую руку. Конкурс поджимает:)

Светлана Мягкова 2   30.01.2020 15:17   Заявить о нарушении
Удачи, Светланка! Победы!

Пыжьянова Татьяна   30.01.2020 15:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.