Как я чуть было не подсел
Дело было седьмого ноября 1973 года. Праздник был. Самый большой государственный Праздник в нашей стране – День Великой Октябрьской социалистической революции. Я работал в дневную смену. Мне в тот год вообще очень везло работать по праздникам. Работал в ночь с 31 декабря на 1 января. В день – 1 мая и в ночь 2 мая. В день - 9 мая. Похоже, что все праздники собрал в тот год. Так уж график выпал. Здесь ничего не попишешь. Судьба!
Смена подходила к концу. Уже мысли приятные в голову полезли: как приду домой – а там застолье в самом разгаре. А я тут как тут нарисовался. Сынок особенно обрадуется. Я уж заранее и игрушкой для него запасся. Вот машинка на подоконнике лежит. Осталось каких-нибудь полчаса.
На линии все нормально. Только вот пассажирский поезд Берлин-Москва что-то запаздывает. Дело житейское. Бывает. Запаздывает ведь не по вине сотрудников нашей смены. Видимо, где-то раньше «прихватили». Начальство разберется.
Вызывает дежурный по станции Кубинка Макеев Перт Фомич.
- Виктор Андреевич! Время электричку Кубинка-Москва отправлять. А там поезд Берлин Москва на третьем удалении от Кубинки показался. Что мне делать?
- Петр Фомич! Конечно, скорый пропускай. До Москвы еще 60 километров. Глядишь – и время нагонит. Поезд-то не просто пассажирский. Да а еще и международный. Тем более Берлин-Москва.
- Понял вас, Виктор Андреевич. Пропускаю поезд, а за ним отправляю электричку, - подтверждает мое распоряжение Петр Фомич.
Я на часы посмотрел и укладывать Андрюшину машинку в портфель стал.
Вдруг снова Петр Фомич:
- Виктор Андреевич! Не пойму что происходит! Электричка проехала запрещающий сигнал светофора. Взрезала стрелку и совсем немного не доехала до бока пассажирского. Тот применил экстренное торможение. Небось, пассажиры с полок попадали. Слава Богу, что в бок электричка поезду не въехала.
Ну, все! Началось! Какой тут праздник? Докладываю начальству.
Буквально через пять минут в моем диспетчерском кабинете было не протолкнуться. Здесь руководство Отделения с руководителями всех причастных служб.
Я им доложил обстановку.
Срочно вызвали на место события все руководство станции Кубинка с начальниками всех причастных служб: движенцы, путейцы, руководство электродепо, руководство службы СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки).
Дальше решения принимали уже начальники. Я лишь транслировал эти решения Макееву Петру Фомичу. Таков порядок. Команду дежурному по станции может отдавать только действующий поездной диспетчер.
Поскольку столкновения электрички с пассажирским поездом не было, то поезд продолжил движение в Москву.
Машинист электрички и его помощник написали объяснение. Потом их отправили на медицинскую экспертизу.
А я все по деталям прокручивал в голове происшедшую ситуацию. Здесь реально могла быть и моя «небрежность». Я нарушил определенный регламент работы поездного диспетчера.
Не уточнил у дежурного по станции обстановку в данный момент времени. Ведь все могло быть и так:
Пассажирский поезд Берлин – Москва опаздывает. Подошло время отправления по графику электрички Кубинка – Москва. Дежурный по станции открыл разрешающий движение сигнал для электрички из депо. Электричка начала движение к пассажирской платформе с возрастающей скоростью.
Вдруг раздается предупредительный сигнал о приближении пассажирского поезда. Дежурный по станции принимает решение связаться с поездным диспетчером и получить его распоряжение о дальнейших действиях. Я дал команду пропустить пассажирский поезд и следом отправить электричку. Петр Фомич изменил разрешающий сигнал для электрички на запрещающий и открыл зеленый свет пассажирскому поезду.
Машинист электрички, в ответ на изменившийся с разрешающего на запрещающий сигнал светофора, резко затормозил. Но электричка, согласно законам физики, продолжила движение. Тормозной путь у нее не так уж и мал. Электричка проезжает запрещающий светофор, взрезает стрелку и останавливается буквально в нескольких метрах от бока пассажирского поезда.
Вот и вся ситуация.
При таком раскладе основными виновниками ЧП будут поездной диспетчер и дежурный по станции. Если бы, не дай Бог, произошло крушение, да еще и с жертвами, то я бы с Петром Фомичом отправился на лесоповал лет на 8-10. Вот тебе и Праздник!
На самом деле, многое из моих приведенных выше «рассуждений» я себе просто «накручивал». Такое быть не могло в принципе. Такую последовательность операций просто не позволила бы произвести действующая система автоблокировки. Там предусмотрена функция «защиты от дурака». Она просто не позволит так произвольно дергать сигналы и менять их показания.
Но у меня в голове все крутилась мысль: «А вдруг там что-то не сработало?»
В общем, понервничал я немало и не один день. До тех пор, пока расследование этого инцидента было окончательно завершено.
В итоге выяснилось, что машинист с помощником поспешили отметить праздник и вечером накануне поездки приняли на грудь. Поскольку описанный инцидент произошел на следующее утро, то «отойти» толком они еще не успели. Вот и вся причина. Как принято говорить в таких случаях, имел место «человеческий фактор».
Великий Праздник я в том году так и не отметил.
29.01.2020 г.
Продолжение http://proza.ru/2020/01/28/556
Свидетельство о публикации №220012900661
В армии дежурными назначают лучших.Вы были в числе "лучших" и хорошо , что так обошлось в ноябре 1973 года.
Иначе , мы бы читали не менее интересные рассказы-" Как я провёл 5 лет на Колыме".Здоровья.Творческих успехов.Владимир
Владимир Харченко 03.09.2022 08:14 Заявить о нарушении
Опреднлённая доля моей вины в той ситуации, конечно, была. Расслабился под конец смены в предвкушении праздника. А на такой работе расслабляться никак нельзя. Это закон, который я хорошо знал и всегда старался исполнять. Но вот...
Благодарю за отзыв и прекрасные пожелания!
Здоровья! Мира! Добра!
Виктор Ардашин 04.09.2022 07:15 Заявить о нарушении