Третий год моей службы. Июль 1967 май 1968 года

Рассказ из моей новой книги "Гремиха и Шойна. Два посёлка, но одна судьба".

Итак, пошёл третий год моей службы. В конце 1967 года мне присвоила звание сержанта, а в начале 1968 года – старшего сержанта. Я стал начальником станции. Всё больше начал задумываться о демобилизации, которая по моим предположениям намечалась на май следующего 1968 года. Как начальнику станции мне ежемесячно платили довольно не плохое жалование. Накопил на гражданскую одежду (костюм и обувь). Мечтал после армии поступить в Московский медицинский институт. Там открывались новые отделения: биофизики и биохимии. Перечитал много книг в библиотеке части по медицинской тематике. Любил читать фантастику.
В батарее мы жили дружно. Не помню никакой дедовщины. Служили тогда ребята и девчонки с разных уголков страны нашей, Советского Союза. И с Прибалтики были и с Украины. Командиры были требовательные, но справедливые.

Иногда в свободные минуты я любил наблюдать, как двигались по заливу, возвращавшиеся из дальних походов,  атомные подводные лодки. Возле командного пункта на улице была небольшая трибуна  и на ней закреплена зрительная труба. Запомнилась такая картина. Летний вечер, кругом тишина, штиль на воде. По заливу возвращается из дальнего плавания атомная подводная лодка. Лодка в надводном положении, она прекрасно просматривается в зрительную трубу. Её широкий нос уверенно разгребает воды залива. И хотя лодка находилась далеко от места наблюдения, был слышан своеобразный шум от её движения. Я всегда сравнивал этот шум с шумом греющегося на углях самовара, который часто мне приходилось кипятить дома до армии.

Помню, что зима 1967 года была на редкость холодной. Море в районе Гремихи впервые за мою службу замерзло. Сковало льдом и близлежащие озёра. Корабли с Мурманска из-за этих льдов пройти до Гремихи в эту зиму не могли. Было налажено воздушное сообщение с Мурманском. На одном из замерзших озёр расчистили взлётно-посадочную полосу для самолётов АН-2. Они и возили  в ту зиму почту и пассажиров. Помню хорошо, потому, что сам летел на одном из этих самолётов до Мурманска и обратно. Вдвоём с ещё одним из военнослужащих срочников я был направлен на двухмесячные курсы в Североморск. Для меня это было, как ещё одно из поощрений перед окончанием службы. Учиться предстояло на шифровальщика. Вообще-то специальность созвучная с уже имеющейся у меня. Да и терять время на оформление допуска на меня к этой специальности было не нужно. Мой сокурсник уже занимал эту должность при штабе полка.

Жили мы во время курсов в солдатской казарме одного из полков, расположенных в городе Североморске. Занятия проходили в штабе корпуса. Подробности естественно расписывать не буду.

В свободное от занятий время были прогулки по городу. Я даже умудрился как-то съездить до своих родственников в Росляково.

С освоением специальности шифровальщика я справился успешно, но по возвращению в Гремиху продолжал до окончания службы занимать свою должность – начальника станции спецсвязи.

Наступил долгожданный май 1968 года и после опубликования приказа о демобилизации я закончил службу, как и другие, призванные со мной в одно время, старослужащие. Как и бывает в таких случаях прощания с однополчанами, командирами, проводы, посадка на уходящее в Мурманск пассажирское судно “Илья Репин”.

Корабль отошел от Гремихского причала и тихо начал двигаться по заливу, огибая остров Витте. Я стоял на палубе и наблюдал  за удаляющимися силуэтами людей и строений. Взглянув ещё раз на высокий берег, где располагалась наша часть, я подумал: “Удастся ли ещё раз побывать в этих местах?” За три года здесь произошло столько всяких событий.

Погода была штормовая. Почти все наше плавание от Гремихи до Мурманска была сильная качка. Наконец мы на твёрдой земле. Впереди предстоял путь на поезде до Архангельска и дальше самолётами до Шойны. Добрался я до дома не скоро. Май, весна, а значит распутица. В Мезени пришлось ждать самолёта не один день. По пути навестил всех своих родных и в Мурманске и в Мезени.

Все годы после армии мечтал побывать в Гремихе, но мечте этой не суждено было сбыться.

От этих событий меня отделяет сегодня более пятидесяти лет. Не удалось мне больше побывать в Гремихе, но память о проведённых здесь годах, как видите, жива.

Где-то вначале 2000 годов решил через интернет и спутник  посмотреть на эти места. Нашел полк, разглядел казарму, плац и какие-то полуразрушенные строения. Позднее посмотрел видеоролик, выполненный любителем в этом полку и желание съездить туда пропало. Да, Гремиха – столица сильных ветров. Бывают ветра, которые рушат всё на своём пути. Так это стихия. А здесь? Оказывается сильный ветер бывает и в головах людей, у которых одна цель нажива, ублажение все более растущих своих потребностей. Ведь так всё разрушить или, как говорится, довести до ручки даже Гремихский ветер бы не смог. Как же близоруки мы бываем?
Кстати, не я один оказывается, вспоминаю свою службу в этом полку. Мой однополчанин, Виктор Кутуркин, служивший в том же ракетном полку киномехаником, написал рассказ “Служба в Заполярной Гремихе”.

Вот выдержка из его рассказа: “Двухпалубный теплоход  “Илья Репин”,  построенный в 1927 году на верфи германского города Шттеттин  а по репарации в 1945 году переданный СССР,  подходил к одному из причалов самой крупной базы Северного флота – Гремихи.  Этим рейсом в июле 1966 года на базу прибыло более сотни новобранцев, которым предстояло долгие три года служить в полку ПВО,  прикрывающем эту базу от самолетов НАТО.

…Все двое суток, от самого Мурманска,  мы страдали морской болезнью. Как только теплоход вышел в открытое море, началась сильная качка,  задул ветер,  корабль то взбирался на волну, то падал вниз.  В пассажирском третьем классе не было ни кают, ни перегородок, а койки в два яруса располагались в просторном помещении под палубой.  На койках лежали чуть живые с зелеными лицами от морской болезни новобранцы.  Никому из нас до сих пор не приходилось ходить по морю.  Сегодня, когда прошло 50 лет,  я не вспомню, чем нас кормили, а может и не кормили вообще,  но этот переход навсегда остался в памяти. 

Внезапно качка прекратилась,   обороты машины упали, и судно замедлило ход. Я вышел на палубу и увидел, что мы вошли в бухту.   Репин медленно двигался вдоль берега.  С правой, материковой стороны,   располагались причалы с пришвартованными подводными лодками, судами, буксирами,  а слева был вытянувшийся на сотни метров остров.   Сама природа создала здесь идеальные условия и закрывала бухту от штормовых волн. Такой я впервые увидел Гремиху. 
На одном из причалов толпилась кучка военных, которые были одеты в шинели с поднятыми воротниками,  а ведь было начало июля и из Ленинграда мы выехали в рубашках.  Дул ветер, лил мелкий дождь, который перешел в редкий снег.  Наш лайнер подошел к причалу, и мы быстро покинули судно.  Всех пересчитали и разместили в кузовах машин. Через минут двадцать неспешной езды машины въехали на территорию полка ПВО в/ч 95320”.

Полностью рассказ можно прочитать на сайте Проза.ру - “Служба в Заполярной Гремихе”.


Рецензии
Спасибо, Михаил! Поищу в своем архиве фотографии сослуживцев и отправлю на твою почту. Всех благ!

Виктор Кутуркин   04.11.2020 12:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.