Пустыня

Я  родилась  в  Курской  области  с  её  «левитановскими»  пейзажами,  живу  в  посёлке,  где  прямо  перед  окнами  во  время  бури  раскачиваются  вековые  сосны,  грозя  рухнуть  на  дом,  сметая  лоджии.  Люблю  море,  и  несколько  лет  жила,  любуясь  им  прямо  из  окон  своей   квартиры.    Но    никогда  не  думала,  что  полюблю  пустыню!  Я  впервые  увидела  её  в  иллюминатор  самолёта  рейса  «Москва - Шевченко».    Синяя  гладь  Каспийского  моря   вдруг  сменилась  жёлтой  бескрайней  скатертью  пустыни  Мангышлак,  где  мне  предстояло  прожить  15  счастливых  лет.  О  невыносимом  зное,  о  песчаных  бурях  я    писала  раньше.  Здесь  же  я  расскажу  о  том,  что  меня  тогда  удивило  и  о  том,  что  узнала  о  пустыне  позже.
    Оказывается,  весной  пустыня  зеленеет  и  расцветает!  Цветы    мелкие,
низкорослые,  но  яркие.  Период  их  цветения  короткий.  И  пустыня    не  мёртвое  безмолвие,  а  «коммуналка»  для  множества  живых  существ,  которые  днём  прячутся  от  зноя  в  своих  норках,  а  ночью  выходят  на  охоту.  Об  этом  свидетельствуют  многочисленные  следы,  оставленные  на  песке  их  лапками.   Вот  почему  натуралисты  рекомендуют  без  большой  необходимости  не  ездить  прямо  по  песчаной  целине,  разрушая  эти  «квартиры».  Ведь  в  пустыне,  оказывается,    есть  много  дорог,  оставленных  караванами  верблюдов  и   колёсами  повозок  под  названием  арба.   Так   назывался  транспорт  древних  путников.
    Моё  знакомство  с  одним  из  жителей  пустыни  состоялось  вскоре  после  начала  работы  в  Медсанчасти.  Поступил  больной,  которого  ужалил  скорпион.   «Виновника»   доставили  тоже - в  банке  с  крышкой.  Жуть!  Я  растерялась,  т.к.  понятия  не  имела,  что  делать.  У  больного  была  картина  отравления  нейротоксическим  ядом.  Помощь  оказали,  скорпиона  заспиртовали.  Больной  выжил.  Я  тогда  ещё  не  знала,  что  из  2000  видов  скорпионов,  смертельно  ядовитыми  являются    только  25 - тропические.
     Слава  Богу,  не  пришлось   встретиться  с  ядовитым  пауком  каракуртом  («чёрной  вдовой»).  Название  произошло  от  нехорошей  привычки  самки  паука  съедать  партнёра  после  спаривания.   А  вот  змеи  весной   обнаруживались  почти  под  каждым  камнем  на  пляже.  Мы  об  этом  помнили  и  были  осторожны.  Запомнилась  встреча  с  вараном.  Он  напоминал  большую  ящерицу  или  маленького  крокодила.  Было  немного  не  по  себе,  но  он  не  обратил  на  нас  внимания,  величественно  проследовал  дальше,  по  своим  делам. Особенно  большое  впечатление  произвели  верблюды.  Они  независимы,  не  боялись   людей,  иногда  заходили  в  город.    У  меня  даже  сохранилась  фотография,  где  мой  маленький  сын  кормит  с  ладошки  огромного  верблюда,  который  явился  на  пляж.    А  какие  в  пустыне  закаты!  Даже  не  верится,  что  это  не  картина  художника,  а  игра  света  сквозь  призму  песчаной  пыли.  О  миражах    я  уже  рассказывала. 
     Спасибо,  Господи,  что  дал  мне  счастье  видеть  всё  это!


Рецензии
Благодарю Вас, Анна Федоровна, за путешествие по мангышлакской пустыне. Оно оказалось красочным, увлекательным и позновательным. Неплохо было бы, если бы Вы сравнили свои личные воспоминания от пустыни с пустыней из видеоролика "Караван", С. Пивоваренко, на You Tube. Там всё нормально, без подвоха.
С искренним уважением,

Сергей Пивоваренко   28.07.2021 20:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.