Альтруистический эгоизм и эгоистический альтруизм

Сто лет тому назад в биологическом центре АН СССР, где я тогда жил и работал, были открыты курсы по изучению английского языка на основе модного в те годы "метода погружения" (http://www.proza.ru/2017/01/23/295). Первое понравившееся мне выражение, сказанное молоденькой преподавательницей из Москвы: "Life is a very complicated thing!" (Жизнь - очень сложная штука!) мне очень понравилось. Бараны любят блеять, собаки - лаять, а мне полюбилось надо или не надо повторять эту фразу в моих зарубежных англоязычных контактах. Выражение это, справедливое на все случаи жизни, мне в дальнейшем приходилось часто повторять, правдв, про себя, а не вслух. Но есть ситуации, когда эта аксиома работает особенно показательно. Одним из примеров такой ситуации является оценка альтруизма и эгоизма в поведении человека.

Альтруизм - это нравственный принцип, согласно которому благо других людей и их интересы более значимы, чем собственное "Я" и личные интересы. Это - понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других. Это понятие тесно соприкасается с самоотверженностью человека, который приносит в жертву своим выгодам благо для другого человека, действует ради блага других людей. В сжатой форме альтруизм представляет собой воплощение нормы "жить ради других".

Эгоизм - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Разумный эгоизм - убеждение в том, что прежде всего нужно действовать в своих собственных интересах. В психологии различают две степени эгоизма. Примитивной формой эгоизма считается преследование и отстаивание исключительно собственной выгоды, однако при этом человек может помогать другому, если это приносит пользу лично ему. Иными словами эгоизм может быть вполне замаскирован под альтруизм.

Этот замаскированный эгоизм можно определить как эгоистический альтруизм. Но есть ещё и очень важный и очень сложный в своей жизненной основе альтруистический эгоизм, взывающий к окружению: "Не разрушайте моё "Я", чтобы я мог полноценно служить вам! Разрушив целостность моего "Я", вы лишите меня возможности бескорыстно служить вам!". Вот тут выражение "Life is a very complicated thing" расцветает особенно пышным цветом.


Рецензии