Хилый - этимология

Весь полный грозного глагола
Согбенный, хилый иудей.
С толпою преданных людей
Он дальше, к Риму путь направил.

В стране отравленных паров,
Разврата, неги и пиров,
Как тень, прошел апостол Павел,
Пронзив преступные сердца
Предвестьем близкого конца
С. М. Соловьев. Неаполь [Италия] (1913-1915)

Хилый - слабый, болезненный человек, часто нуждается в помощи других людей. Болезнь - расстройство здоровья, при котором человек испытывает болевые ощущения, мешающие ему осуществлять какую-либо деятельность.

1) Существующая этимология

Этимологический словарь Макса Фасмера

Хилый, хилой, хило "плохо", с.-в.-р., вост.-русск., хилкий, хилкой – то же, похилый "наклонный, согнутый", укр. хилий "согнутый, дряхлый", блр. хiлы "кривой", болг. хилен "озабоченный", сербохорв. хиљав "кривой (о зрении)", словен. hil "кривой, изогнутый", чеш. chyly "наклоненный", польск. росhуlу "косой, покатый", сhуlkiеm "согнувшись, украдкой", отсюда хилить "нагибать, гнуть", укр. хилити – то же, блр. хiлiць, болг. ухиля се "вешаю голову", сербохорв. стар. хилити "сгибать, гнуть, мучить", словен. hiliti "сгибать, гнуть", чеш. chyliti "наклонять", слвц. сhуlitsа "наклоняться", польск. chylic "наклонять", chynac – то же, в.-луж. khilic, н.-луж. chylis.
Возм., родственно алб. unj, hunj "унижаю", диал. шкодерск. ulj, ulem – то же, где h- из ks- или kh-; см. Педерсен, IF 5, 64; Г. Майер, Alb. Wb. 457 и сл.; Бернекер I, 413.
Праслав. *хуlъ связано чередованием гласных с др.-чеш. chulost "стыд", chuliti "наклонять", chulostivy "слабый, малодушный, стыдливый" (см. Махек, Studiе 100). Недостоверно родство с греч. cholos "хромой" (Петерссон, AfslPh 35, 362).

* Хильмень м. "слабый, больной человек", нижегор. (Даль), хильпень "несчастье", нижегор. (Даль), хильпасный "худой", смол. (Добровольский). Связано с предыдущим.

2) Применение термина в русском языке

а) Национальный корпус русского языка

* В. К. Тредиаковский. Феоптия. Эпистола V (1750-1754)
В бессильном, и кой есть толико слаб и хил,
Не можно обрестись к созданию толь сил.

* И. И. Дмитриев. Сокращенный перевод Ювеналовой сатиры о благородстве (1803)
Чем отличаются животны, как не силой?
Один конь быстр, горяч; другой ленивый, хилый...

* В. Т. Нарежный. Гаркуша, малороссийский разбойник (1825): "Мать Аполлинария, правящая должность привратницы, все растолкует тебе обстоятельно! Ты же, молодец, будешь у нас звонарем, ибо теперешний весьма стар и хил и для него взойти на вышнюю лестницу нашей колокольни так тяжело, что бедный едва не задыхается. Пора дать ему отдых!".

* И. А. Крылов. Лисица и осел (1821)
А ныне в старости и дряхл и хил,
Совсем без сил,
Валяется в пещере, как колода.

б) Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусск. имена прозвища и фамилии, М., 1974

Хилин Федор Антонович Новосильцев [см. Новосилец], вторая половина XV в.
Хиль — хворь, болезнь; хилина — ненастье, слякоть.
Хилок кн. Иван Федорович Хрипунов [см. Хрипун] Ряполовский [ср. Ряполов], 1519 г.; от него — князья Хилковы.
Хилок — южный ветер, приносящий ненастье; ср. также хилый, слабый.

в) ЭСБЕ/Хилковы (XVI в.)

Хилковы — древний княжеский род, ведущий свое начало от удельных князей Стародубских, в XVIII колене от Рюрика. Родоначальником их был внук князя Семена Ивановича Хрипуна-Ряполовского, князь Иван Федорович, называвшийся, вследствие хилого здоровья, Хилком Ряполовским, отчего потомки его и стали писаться кн. Хилковыми. В 1511 г. он был послан «Литву воевать»; в 1535 г. состоял первым воеводой в Серпухове.

3) Обобщение и вывод

Письменные источники старорусского языка указывают, что термин ХИЛ, ХИЛЫЙ использовался для обозначения человека обладающего слабым здоровьем, недостаточной физической силой (основа в деятельности средних веков) по рождению или в связи с болезнью, преклонным возрастом (старостью). Как имя-прозвище применялось примерно с XV века, в общей русской литературной терминологии слово закрепилось примерно с 1750 г.

Ссылка на праславянский (славянский) язык не имеет под собой никакого научного основания, наука не знает ни единого праславянского (славянского) слова, текста.

Связь со словом "хилити" и подобными (наклонять) сомнительна (лингвистические игры), могут быть другие корни этих слов, термины не изучены и не объяснены. Очевидно, что рассматривать термин надо в связи с понятиями - болезнь, болезненный, больной, слабый, отсутствие жизненных сил и подобными.

На культурно-религиозной территории Европы главенствующей идеологией было иудеохристианство разных политических форм - православие, католичество, протестантизм. Все они использовали для пропаганды и объяснения вероучения основные документы иудаизма - Ветхий Завет, в иудеохристианстве - Новый Завет.

Церковь создала стройную систему передачи имени и термина в пространстве и времени вплоть до каждого человека - церковный приход, где священники (монахи) обучали прихожан вере в Бога,также и систему усвоения прихожанами сакрального языка (языка Бога) - заучивание имен и терминов в ходе ежедневных проповедей, молитв и церковных праздников.

Циклы изучения Святого Писания - еженедельные, месячные, годичные. Повторение - основа памяти, со временем племенное язычество было забыто (обычно в третьем поколении, 50-60 лет), а иудеохристианство превратилось в "национальные" культуры и языки. Единственная идеологическая организация способная изменить сознание как отдельного человека, так и общества в средние века - Церковь; имела власть как духовную так и светскую, финансовые средства, обученные кадры пропагандистов и агитаторов (монахов и священников, богословов).

Вывод
Целесообразно рассмотреть термин "хилый" (основное понятие) в связи с библейскими образами и терминологией. В сакральной терминологии (иврит) необходимо искать корень, несколько согласных знаков Х.Л. (иврит - язык согласных), имеющий значения: болезнь, больной, бессильный, слабый, раненый и подобные.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень - ХИЛ, ХИЛЫЙ = Х.Л., корнем слова является сочетание согласных знаков - Х.Л.

В иврите этот корень образует группу слов-понятий со значениями (смыслом): быть или стать слабым, быть больным или заболеть, ослабевать и т.д.
* основной корень Х.Л., ХАЛА быть слабым, больным, заболевать, ослабевать; арам. ХАЛА.
форма ХИЛА изнурять (болезнь), вызывать заболевание.
форма ХУЛЕИТА сделаться слабым.
форма ХОЛЕ больной.

* Общий вид

русск. ХИЛ (Х.Л.), ХИЛ+ЫЙ(Х.Л.), корень Х.Л. = иврит корень Х.Л., ХАЛА быть слабым, больным, заболевать, ослабевать; форма ХИЛА изнурять (болезнь, внешнее воздействие), вызывать заболевание.

Источник

* См. стронг иврита 2470, ХАЛА, форма ХИЛА;
https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/2470.h...

* См. Лексикон по Стронгу и Дворецкому; http://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H2470. Оригинал: ;;;. Произношение: хала. Часть речи: Глагол
Этимология: примитивный корень [compare H2342, H2470, H2490] - A(qal): 1. слабеть, ослабевать; 2. болеть, заболевать; 3. (со)жалеть. B(ni): быть изнурённым, становиться бессильным. C(pi): умилостивлять, заискивать, льстить. D(pu): быть ослабленным. E(hi): делать больным. F(ho): быть тяжело раненным. G(hith): 1. заболевать; 2. притворяться больным.

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 143.

б) Библейский образ

* 3 Царств 14:1: "В то время заболел (ХАЛА) Авия, сын Иеровоамов".

* Второзаконие 29:22: "И скажет последующий род, дети ваши, которые будут после вас, и чужеземец, который придет из земли дальней, увидев поражение земли сей и болезни, которыми изнурит (ХИЛА ослабит от ХАЛА) ее Господь".

* Судей 16:7: "Самсон сказал ей: если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен (ХАЛИТИ от ХАЛА) и буду как и прочие люди".

Таким образом, с учетом транслитерации (передача термина другим алфавитом), русский термин "хил, хилый" тождествен библейскому корню ХАЛА, ХИЛА.

Оба слова-понятия состоят из одного набора согласных знаков и обозначают одно явления природы - болезнь, заболевание, в результате которого человек (животное) теряет жизненные силы, ослабевает, становится неспособным к активной жизни и деятельности.

Кишинев, 6.2.2020 г.


Рецензии