Блок. По берегу плелся больной человек Прочтение
По берегу плелся больной человек.
С ним рядом ползла вереница телег.
В дымящийся город везли балаган,
Красивых цыганок и пьяных цыган.
И сыпали шутки, визжали с телег.
И рядом тащился с кульком человек.
Стонал и просил подвезти до села
Цыганочка смуглую руку дала.
И он подбежал, ковыляя как мог,
И бросил в телегу тяжелый кулек.
И сам надорвался, и пена у губ.
Цыганка в телегу взяла его труп.
С собой усадила в телегу рядком,
И мертвый качался и падал ничком.
И с песней свободы везла до села.
И мертвого мужа жене отдала.
28 декабря 1903
«По берегу…» Напомню, река у Блока – это граница реальностей.
Кажется, первое появление цыганки в лирике Блока, а так – ещё один кошмар, под стать предыдущим. Такой же бессмысленный и безнадежный. В котором главное ощущение – чувство одиночества в толпе… Когда рядом, когда вокруг могут быть толпы народа, (здесь вот – цыган), а он – один, когда рядом у “них” – какие-то заботы, какие-то хлопоты, а у него своя непонятная даже ему цель. Например, подобный мучил его в позапрошлом году:
«Звезда — условный знак в пути,
Но смутно теплятся огни,
А за чертой — иные дни,
И к утру, к утру — всё найти!
15 августа 1901»
Что найти, почему именно к утру? – надо!
Или из прошлого года:
«Говорили короткие речи,
К ночи ждали странных вестей.
Никто не вышел навстречу.
Я стоял один у дверей.
15 июля 1902»
Толпа безликих отдельно, он отдельно. Хоть умри…
Герой исходного стихотворения и умирает… Что ж, караван цыган сгрузит его в деревне и отправиться дальше… «в дымящийся город» – веселиться, пьянствовать и хохотать…
А ведь этот “человек” куда-то шел, что-то нес… И надорвался.
Свидетельство о публикации №220020600367
задумалась о Блоке.
о том, что к моему сожалению, почти не знаю
ни его творчества, ни о нём.
как-то обошла его, погружаясь в мир серебряного века
вероятно потому что он был ближе -
и в школе изучали и сама читала и...).
и вот, сутки не прошли - заглянула к Вам.
а Вы, как обычно, вынимаете что-то неизведанное/непонятое
хотя
у меня всегда было ощущение его одиночества
в жизни, в творчестве
но так! писать о маленьком/ничтожном человечке -
глубоко и больно. и ярко.
Исключительная Сова 08.02.2020 01:19 Заявить о нарушении
С одной стороны общностью биографий - фактом сильнейшей влюбленности - он мне был очень близок (помню, как меня поразило цитатное совпадение фраз их моего и его дневников) с другой я, как и весь СССР совершенно не понимал его. К сожалению его статья: "О современном состоянии символизма в России прошла мимо меня - во многом из-за излишнего академизма своего названия, и этого ключа к его творчеству у меня не было.
Суть творчества Блока - единой книги в трех томах - это трилогия вочеловеченья. Вот только в Советском Союзе это считалось "положительным процессом": от больной мистики к реальности "12".
На самом деле это дневниковое описание предательства, падения ангела, посланного возвестить о новой эре, но вставшего в ряды тьмы: "нас тьмы и тьмы, и тьмы" (здесь "тьма" вовсе не числительное), а слово у поэта - дело. И как бы не эти две его последние "вещицы" помогли удержаться большевикам. По крайней мере просто чувствуется тот ужас верхних сил с которым они заткнули ему рот: три года практически ни строчки!
Соответственно понятна и благодарность коммунистов: сравните судьбы при них мистиков-символистов (Брюсов - вступил в партию, ему дали организовать литинститут, Белый - вполне благополучен, у него были одно издание за другим, Блок - в школьных учебниках; и акмеисты: расстрелян Гумилев, уничтожен Мандельштам, измучена и запрещена Ахматова)
Но при этом деятели "советской культуры" как могли извращали историю Блока, очищая его от его сути - от мистицизма, от его прямого исследования нереальности...
Виталий Литвин 08.02.2020 10:10 Заявить о нарушении