Блок. По берегу плелся больной человек Прочтение

69. «По берегу плелся больной человек…»


                По берегу плелся больной человек.
                С ним рядом ползла вереница телег.

                В дымящийся город везли балаган,
                Красивых цыганок и пьяных цыган.

                И сыпали шутки, визжали с телег.
                И рядом тащился с кульком человек.

                Стонал и просил подвезти до села
                Цыганочка смуглую руку дала.

                И он подбежал, ковыляя как мог,
                И бросил в телегу тяжелый кулек.

                И сам надорвался, и пена у губ.
                Цыганка в телегу взяла его труп.

                С собой усадила в телегу рядком,
                И мертвый качался и падал ничком.

                И с песней свободы везла до села.
                И мертвого мужа жене отдала.
                28 декабря 1903

     «По берегу…» Напомню, река у Блока – это граница реальностей.
     Кажется, первое появление цыганки в лирике Блока, а так – ещё один кошмар, под  стать предыдущим. Такой же бессмысленный и безнадежный. В котором главное ощущение – чувство одиночества в толпе… Когда рядом, когда вокруг могут быть толпы народа, (здесь вот – цыган), а он – один, когда рядом у “них” – какие-то заботы, какие-то хлопоты, а у него своя непонятная даже ему цель. Например, подобный мучил его в позапрошлом году:

                «Звезда — условный знак в пути,
                Но смутно теплятся огни,
                А за чертой — иные дни,
                И к утру, к утру — всё найти!
                15 августа 1901»

     Что найти, почему именно к утру? –  надо!
     Или из прошлого года:

                «Говорили короткие речи,
                К ночи ждали странных вестей.
                Никто не вышел навстречу.
                Я стоял один у дверей.
                15 июля 1902»

     Толпа безликих отдельно, он отдельно. Хоть умри…
     Герой исходного стихотворения и умирает… Что ж, караван цыган сгрузит его в деревне и отправиться дальше… «в дымящийся город» – веселиться, пьянствовать и хохотать…
     А ведь этот “человек” куда-то шел, что-то нес… И надорвался.


Рецензии
вчера ночью, глядя на ночное морозное небо
задумалась о Блоке.
о том, что к моему сожалению, почти не знаю
ни его творчества, ни о нём.
как-то обошла его, погружаясь в мир серебряного века
вероятно потому что он был ближе -
и в школе изучали и сама читала и...).
и вот, сутки не прошли - заглянула к Вам.
а Вы, как обычно, вынимаете что-то неизведанное/непонятое
хотя
у меня всегда было ощущение его одиночества
в жизни, в творчестве
но так! писать о маленьком/ничтожном человечке -
глубоко и больно. и ярко.

Исключительная Сова   08.02.2020 01:19     Заявить о нарушении
с Блоком всё очень не просто.
С одной стороны общностью биографий - фактом сильнейшей влюбленности - он мне был очень близок (помню, как меня поразило цитатное совпадение фраз их моего и его дневников) с другой я, как и весь СССР совершенно не понимал его. К сожалению его статья: "О современном состоянии символизма в России прошла мимо меня - во многом из-за излишнего академизма своего названия, и этого ключа к его творчеству у меня не было.

Суть творчества Блока - единой книги в трех томах - это трилогия вочеловеченья. Вот только в Советском Союзе это считалось "положительным процессом": от больной мистики к реальности "12".

На самом деле это дневниковое описание предательства, падения ангела, посланного возвестить о новой эре, но вставшего в ряды тьмы: "нас тьмы и тьмы, и тьмы" (здесь "тьма" вовсе не числительное), а слово у поэта - дело. И как бы не эти две его последние "вещицы" помогли удержаться большевикам. По крайней мере просто чувствуется тот ужас верхних сил с которым они заткнули ему рот: три года практически ни строчки!

Соответственно понятна и благодарность коммунистов: сравните судьбы при них мистиков-символистов (Брюсов - вступил в партию, ему дали организовать литинститут, Белый - вполне благополучен, у него были одно издание за другим, Блок - в школьных учебниках; и акмеисты: расстрелян Гумилев, уничтожен Мандельштам, измучена и запрещена Ахматова)

Но при этом деятели "советской культуры" как могли извращали историю Блока, очищая его от его сути - от мистицизма, от его прямого исследования нереальности...

Виталий Литвин   08.02.2020 10:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.