Фамилия - тяжесть выбора

(предыдущий материал по роду Жанымбей - http://www.proza.ru/2017/12/28/2159)

Опубликованный недавно исследователем Р.Дармиловым архивный материал -
"Список лиц, участвовавших в выборах 1868 года на административные должности в ауле Лоовский на Зеленчуке, ныне Инжич-Чукун в Карачаево-Черкесии (ГАКК, фонд 774, оп. 1, д. 131)" - стал не только дополнением к ранее проведенной работе по родословной Джендубаевых/Джандубаевых, но и поводом для раскрытия одной из важных проблем в жизни наших предков.
 
Проблема «права» и практики использования фамилии.

Новым для исследования оказалось то, на должность аульского старшины в ещё 1868 году наряду с другими претендентами выдвигался наш предок «уздень (агмиста-ду) Ахмет Джендубаев». Однако старшиной был избран не он, а князь поручик Касаса Лоов.

Примечательно, что происходит это именно в 1868 году, когда активно проводится сословная реформа, освобождающая крестьян от крепостной зависимости.
В приводимом документе, сохранив протокольные номера, встречаем следующие фамилии и имена -   
8 Ахмет Джананбаев (т.е. Ахмет Джендубаев – А.Д.)
19 Давлет Джандубаев
21 Гучина Джандубаев
41 Тебердуко Джанонбаев
47 Хула Джендубаев
53 Псабида Джандубаев
75 Якуб Джандобаев

С учетом того, что запись родовой фамилии имела широкий диапазон, можно с уверенностью говорить, что все лица в списке имели отношение к одной фамилии. Однако известно, что реальных потомков в ауле Инжич-Чукун оставил только Ахмет Джендубаев, у которого были два сына – Исмель (умрет ещё в молодости) и Магомет-Гирей. Последний, стоит отметить, в 1890-е годы будет избран сначала помощником старшины аула, а затем и старшиной.

Как отмечалось ранее, у Магомет-Гирея было четверо сыновей – Сольман, Абубекир, Ереджип (Нашхо) и Исхак. В период Советской власти все они будут репрессированы – отсидят большие сроки в тюрьмах, сосланы в лагеря. Абубекир в 1933 году будет расстрелян, а Ереджип погибнет на фронте в начале войны.
 
Ныне живущие представители рода из аула Инжич-Чукун это потомки Сольмана и Исхака. А где остальные?

Ответ на этот вопрос, с большой долей истинности, дает практика того, как использовались фамилии освобождаемыми крестьянами. Если в пореформенный период многие из них для престижа брали дворянские фамилии своих бывших владельцев, то при Советской Власти, особенно, когда из-за фамилии, а иногда и одной буквы в ней (о чем будет сказано позже), люди подвергались репрессиям, произошел обратный процесс.
 
Так было, например, с кабардинской ветвью рода - фамилией Жамбеевых - в Кабарде, так было и с фамилией Джендубаевых в аулах нынешней Карачаево-Черкесии.
 
Запись «ДжЕндубаев» или «ДжАндубаев» не имела никакого принципиального значения и фамилия могла иметь разную форму написания (иногда в одних и тех же документах) с середины 19 века. Однако, это длилось ровно до того времени, когда буква «Е» стала не просто признаком, но и «доказательством» принадлежности к "эксплуататорскому сословию".
 
Людей изменявших фамилию можно понять – зачастую это был вопрос жизни и смерти. Так репрессиям в ауле Красный Восток (Кумско-Лоовский) подверглись все потомки штабс-капитана Махмуда Джендубаева. Та же участь постигла семьи пяти братьев Джандубаевых в ауле Кубина (Лоовско-Кубанский), где последний представитель рода Джандубаев Умар Касаевич, остававшийся в живых после репрессий 30-х годов, погиб на фронте во время Великой Отечественной Войны.

В таких обстоятельствах из четырех сыновей Магомет-Гирея в Инжич-Чукуне только старший из братьев - наш дед Сольман, проведший в тюрьмах и ссылке более 10 лет - в силу своего характера принципиально сохранил свою фамилию как «Джендубаев».
 
Такие были времена…

(дополнение по роду в ауле Псыж - http://www.proza.ru/2020/02/13/1721)


Рецензии