Крестьянская гениальность и её исследователь

      Многие исследования наших предшественников в XIX веке отличались редкой глубиной и прозорливостью. Это можно сказать и  о художественных романах-исследованиях Льва Николаевича Толстого: «Война и мир», «Анна Каренина» и других.
    Сегодня уже никого не удивишь представлением новой науки – ритмологии. Но, кто бы мог подумать, но Лев Николаевич тоже внёс свою лепту в эту науку. Посмотрим, в чём она – его лепта - заключается!
     Апологеты этой науки резко взялись в XXI веке за изучение очень сложных процессов вселенского масштаба.
   Проверить их объективность в ряде случае невозможно, и это породило массу псевдонаучных и даже политических спекуляций в этой сфере. 
    Между тем, логично было бы начать изучение ритмики явлений с известных природных процессов и объектов, с человека, более знакомых обществу и той традиционной науке, которая считает практику критерием истины.
   Современная наука, например, показывает и доказывает, что органы человеческого организма обладают различными ритмами проходящих в них процессов. То есть, ритмика работы печени и почек, лёгких и сердца различна. Это является причиной внутренней напряжённости в организме, который вынужден постоянно устранять эти рассогласования ритмов и обеспечивать совместную работу. Фактически этому обязаны значительные внутренние энергетические потери и повышенная температура тела человека. Безусловно,  человек это не ощущает и даже не видит в том необходимости.
   Однако, в изнурительной трудовой деятельности возникают ситуации, когда снижение внутренних энергетических затрат организма весьма важно и может даже обеспечить в определённых условиях выживание человека. Замечательный пример для понимания этой проблемы можно почерпнуть из романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина».
   Известно, что тема физического труда чрезвычайно интересовала Толстого. Великий писатель и мыслитель Толстой не гнушался принимать участие в сельскохозяйственных работах, в частности, в пахоте, в заготовке сена и прочих. Очевидно, его  интересовали редкие способности крестьянина к физическому труду, его выносливость, способность переносить, так называемый, монотонный изнурительный труд. В ряде случаев эти способности были выдающимися, и Толстой обращает на них внимание читателя в своих произведениях. Так в романе «Анна Каренина» он довольно подробно описывает участие в косьбе барина помещика Константина Левина. Вот что пишет в интернете Дмитрий Назаров об этом эпизоде романа: «Одна из самых красочных сцен Анны Карениной — описание сенокоса, во время которого Константин Левин (которого Лев Николаевич, как известно, во многом писал с себя) работает в поле наравне с мужиками. Но физический труд Толстой прославлял не только посредством своих героев, но и через собственный пример. Работа в поле бок о бок с крестьянами не была для него экстравагантным барским увлечением, он искренне любил и уважал тяжелый физический труд.
   Кроме того, Толстой с удовольствием и, что важно, с умением шил сапоги, которые потом дарил родственникам, косил траву и пахал землю, удивляя наблюдавших за ним поместных крестьян …» (см. http://russian7.ru/2013/10/7-prichud-lva-tolstogo/).
     Надо заметить, что многие критики и исследователи жизни Л.Н. Толстого относят его отношение к тяжёлому крестьянскому труду очередной его причудой. Некоторые отмечают, что он идеализировал крестьянский труд, поэтому и сам работал на покосах и пашнях. Но не только в этом дело. Обратите внимание на воспоминания его детей. В частности, на воспоминания дочери Сухотиной-Толстой
(1864-1950).
     Лев Николаевич  не только любил физический труд, но и пытался его изучать, выделяя необычное. Многие замечают, как Толстой в романе тщательно описывает сам процесс труда. И это не случайность или пустая прихоть великого графа. «Если Левин, - пишет Толстой, - пытался осмысливать процесс труда и косить «правильно», то это ему плохо удавалось: коса врезалась в землю, рядок был неровный, он отставал от  крестьян и уставал. Если же он отвлекался от самого процесса труда и был в некотором забытьи, думал о своём, то и коса ходила правильно, и рядок был ровным, и он не уставал и не отставал от крестьян» (цитируется по памяти -  уточнить!!!). Очевидно, что Толстой сам удивлялся такой необычной трансформации возможностей организма в физической тяжёлой монотонной работе. Вероятно, он сам с этим неоднократно сталкивался. Не находя приемлемых  объяснений этому, он даёт в романе подробное описание данному явлению, и каждый любопытный и настойчивый читатель может его найти в романе, перечитать и сделать свои выводы.
     Поскольку ничего не бывает без соответствующих причин и оснований, меня этот вопрос как-то особенно заинтересовал, и я попытался на него ответить с научных позиций. Как говорил другой великий учёный М.В. Ломоносов: «Господь дал человеку мозги, и мы должны уметь ими пользоваться по Воле Божией!» Мои размышления были впоследствии оформлены в виде статьи «О пользе монотонного физического труда и воспитании трудолюбия».      
      Способствовала и помогала в издании статьи известная педагог Лена Алексеевна Никитина, проводившая семинары по семейной педагогике.
     Где-то в 2000 году в годовщину ухода из жизни Бориса Павловича Никитина мне пришлось написать о нём позитивную статью. Это послужило причиной моего знакомства с Леной Алексеевной Никотиной и всей её многочисленной семьи. Дружба продолжалось до ухода её в иной мир (1914). Продолжается и сегодня с замечательными детьми прославленных педагогов, трудолюбивых и надёжных….
     Сегодня мои размышления о труде 18-летней давности можно дополнить и представить с ещё более полными и обоснованными новыми аргументами. Суть моей аргументации в предположении о пользе естественной ритмичности монотонного физического крестьянского труда опиралась в 2001 году на некоторые положения только что открытой новой науки, названной ритмологией. В соответствии с этой наукой все процессы, происходящие в природе,  и объекты природы обладают внутренней ритмикой. Гармонизируя ритмы природы в целом, отдельных её объектов, органов и структур, происходит  «экономия» сил, перераспределение их энергетических затрат более оптимальным образом. Возникают совсем другие возможности воздействия на природу, её объекты и на человека тоже.               
     Сегодня ритмология, к сожалению, потеряла свою практическую основу и научные корни, отошла от реальности бытия и стала основой нового вида псевдонаучного сектанства. Но есть надежда, что это только болезни роста, и не более того. К реальной природе и реальному человеку ритмология ещё вернётся.
     В качестве примера пользы или эффективности от ритмичности процессов «на человеческом материале» читателю можно представить режим, так называемого,  второго дыхания, который свойственен обычно спортсменам. Например, во время длительного бега спортсмен вдруг обнаруживает в себе некую неожиданно наступившую лёгкость в процессе самопреодоления, лёгкость в совершении движений и последующего преодоления требуемого расстояния на соревнованиях. Нередко такое состояние приводит к установлению рекордов. Фактов такого рода тысячи. Автор даже сам несколько раз испытывал такого рода состояние. Но, к сожалению, оно редко является  управляемым, самостоятельно устанавливаемым или заранее прогнозируемым.
    Очевидно, что есть люди, у которых эти способности более развиты, нежели у других. Кстати, Толстой увлекался многими видами спорта и, вполне возможно, испытывал это состояние. Ритмологи утверждают, что такого рода состояние обязано ритмике тяжёлых физических нагрузок, которые постепенно подчиняют общей ритмике все органы.  В процессе монотонного преодоления нагрузок внутренние органы: печень и почки, лёгкие и сердце, желудок и мозг и все остальные органы,  могут свои ритмы несколько изменять и приводить их в соответствие с ритмами работы мышц. В этом случае организм тратит меньше энергии, то есть, «экономит» эту энергию. В результате возможности организма увеличиваются. С теми же энергетическими затратами он выполняет больше работы, быстрее бежит, больше поднимает, дальше толкает и т.д..
    Возникает вопрос, почему и как часто может возникать этот эффект? Очевидно, в тяжёлом крестьянском труде или у тренированного спортсмена он встречается чаще, чем у человека, который не занимается физическим трудом или тренировками систематически или даже постоянно. Однако, на наш взгляд, это не единственная причина возникновения такого рода способности. Можно предполагать, что у крестьян, занимающихся такого рода систематическим монотонным, тяжёлым и даже изнурительным трудом, это возникает и ярко проявляется чаще, поскольку является насущной потребностью организма, защищающего и сохраняющего себя. Естественно предположить, что эти способности могут так или иначе закрепляться и передаваться по наследству генетическим путём, то есть, даже  быть врождёнными. Можно представить насколько они были спасительными для тех, кто подвергся репрессиям в 30-ые годы прошлого века, и помогли выдержать физическое бедствие в ГУЛАГах.
      И не будет странным, предположить, что  способности к развитию ритмичной гармонизации процессов в организме человека (назовём это явление так!) весьма активно могут быть развиты и развиваются с детства. Безусловно, это реализуемо сегодня при соответствующих трудовых воспитательных программах, а ранее крестьянские дети входили в трудовые процессы и ритмику труда взрослых вполне естественно и последовательно с детства.
     Однако, на наш взгляд, развитие и тренировка способности к ритмичной гармонизации организма с раннего детства возможны не только при участии в монотонном труде, но и в других ситуациях, где есть гармоничные монотонные процессы. Как ни покажется кому-то кощунственным или странным, но эта тренировка может активно проводиться с раннего детства в храмах при проведении литургий, молебнов, панихид и в разного рода молитвенных стояниях. «Аллилуйя, аллилуйя», - поём мы в храме и постепенно входим в это состояние молитвенного блаженства и соучастия в службе – познании Божественной Истины.
      Как мы уже отмечали, важным условием вхождения в это состояние является отстранение от участия в исполнении трудовых действий человеческого сознания. Это, кстати, является непременным условием качественного проведения священниками церковного обряда, когда человек, пришедший в храм, вдруг ощущает физическое и душевное облегчение, духовный подъём и некоторую опосредованную связь с Богом. Это возможно только тогда, когда сознание его отключено и активно работает его подсознание. Как говорят исследователи-богословы и священнослужители в храмах, в этом состоянии он способен принять гораздо больше внешней информации, гораздо полнее войти в контакт с Божественными силами и познать Божественную Истину. Развитие и формирование этой способности в человеке и возможности её проявления во время церковной службы - прямой результат её полноты и свидетельство эффективности.
    Именно по этой причине, на наш взгляд, некоторые священнослужители настаивают на полноте обрядов, которые были разработаны и канонизированы с древнейших времён. Уход от полноты обряда, по их мнению, приводит к его неэффективности и конечной менее полной результативности. И с этим можно было бы вполне согласиться, поскольку говорит о силе и содержательности православного опыта и традиции!самого процесса сближения с Богом в храме, отсутствие приближения к Божественной истине.
        Таким образом, крестьянская жизнь, наполненная многочисленными церковными обрядами, литургиями и стояниями, являлась естественным источником формирования способности к гармонизации ритмов и формирования развитого подсознания. Это приводило к многочисленным позитивным последствиям, из которых сейчас можно выделить особо способность к ритмичной гармонизации организма во время тяжёлого физического труда … и, как ни покажется странным, способность к широкой работе подсознания, в том числе, к, так называемому, интуитивному мышлению. Как естественный результат, постепенно из века в век следовало развитие духовных и нравственных, физических и интеллектуальных способностей крестьянина. 
     Очевидно, недаром некоторые исследователи выделяют, так  называемую, крестьянскую цивилизацию из других сословий и общественных объединений. Причины тому в большой духовной жизни крестьянина. При попадании его в соответствующие условия (в определённое время его личностного формирования!) он легко осваивал науки или искусства, обладал прозорливостью, исключительным здравомыслием, которым далеко не всегда могли отличаться представители из других сословий, в том числе, из дворянства. Из их среды выходили талантливые сказочницы-няни подобные пушкинской Арине Родионовне, знаменитые архитекторы, художники и многочисленные народные умельцы.
"Мы - русские! Какой восторг!», - восклицал в своё время великий полководец Александр Васильевич Суворов. А его чудо-богатыри, покорившие Альпы с их Чёртовыми мостами, наверняка, были из числа крестьян, освоивших ритмику труда и молитвы с раннего детства, познавших ритмику воинской службы, тяжёлого воинского труда и молитвы во славу России. Перед сражениями Суворов обязательно проводил молебны в войсках, нередко сам помогал во время службы в храмах, звонил в колокола. 
     Конечно, во многих других сословиях в России тоже с детства приучали детей к храму, к церковным службам, к молитвенным стояниям, в том числе и в дворянских домах, в домах аристократов, но эффективность их развития была не столь очевидна как у крестьянства. Как свидетельствуют мемуары кавалергардов начала XIX века, они уже не верили в Бога (например, декабриста Волконского).
    И действительно, сенокос для крестьян был на селе своеобразным летним праздником, праздником сельского труда. Участвовали в работе и стар и млад.
    Женщины приходили в нарядных одеждах. Приносили в поле квас, пироги. Вместе обедали. После окончания покоса пели песни, устраивали народные пляски.
   Большим  естественным стимулом для развития способностей к ритмике в труде у крестьянского сословия являлась необходимость снижения вредного воздействия на свой организм того тяжёлого монотонного изнурительного труда, который он принуждён был выполнять ежедневно и ежечасно для обеспечения семьи.
    Более того. Следует полагать, что те крестьяне, которые работали на заготовке сена с Константином Левиным в романе Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина», не испытывали в монотонном труде на покосе никаких трудностей. От этой работы они даже получали удовольствие.Что касается барина Левина в романе «Анна Каренина», то он не испытывал трудностей только тогда, когда отвлекался и забывал о самом процессе труда. Очевидно, что это следствие отключения сознания было не столь эффективным, как у крестьян, но всё-таки приносило некоторое физическое облегчение.
      Характерно, что сегодня отдельные наши рабочие, строители и другие достаточно эффективно используют отвлекающие технологии, чтобы снизить свои энергетические трудозатраты. Мне приходилось наблюдать, как они специально включают при работе на объекте радиоприёмник. Как результат, значительное повышение производительности труда без наступления усталости. Безусловно, это делается только на основании опыта, передающегося нередко от предков, а не на основе каких-либо знаний.
    Характерно, что в далёком прошлом сберегая силы рабов, например, на галерах или на стройке, ритмика процесса задавалась ритмичными звуковыми сигналами: свистком или щелчками бича. В других случаях использовались ритмичный бой барабана, игра на флейте и т.д. Впоследствии в военном деле, кроме боя барабанов и игры флейты, стала использоваться ритмичная музыка в виде, например, военных маршей, появились даже музыкальные подразделения, которые действовали не только на смотрах, но и  во время реальных боевых столкновений, задавая победный ритм.
        Автору приходилось наблюдать работу рабочих-каменщиков с использованием отвлекающих сознание устройств лично. При работе, например, радиоприёмника (не обязательно с передачей музыки, главное чтобы радиопередача  отвлекала  от процесса монотонного труда!) производительность каменщиков вырастала в 2-3 раза. При этом рабочие не ощущали усталости,  делали больше обычной нормы, были бодры и жаждали работыелы.
    Особенно меня, помнится, удивляла физическая работа бывшего шахтёра – моего родственника Петра Васильевича Суллы. Будучи на пенсии, он всегда искал работу, где нужно было бы что-то копать. И находил её обычно там, где нельзя было использовать экскаватор. Уходил он на свою «шахтёрскую» работу рано утром ещё затемно (часа в 4-5!) и приходил уже к 9–10 часам утра довольный, совсем не усталый, со светящимися глазами. Видимо, его руки и полированная лопата хорошо помнили шахтёрские трудовые навыки и ритмы. Со стороны создавалось впечатление, что он уходил куда-то отдыхать, а не работать. В последующем его ждал ещё полноценный трудовой день на своём приусадебном участке: уход за деревьями, ремонт и покраска строений. Он с удовольствием всегда рыл соседям по городу Смеле (Черкасская область Украинской ССР) колодцы и погреба, разные канавы и водостоки.
    Как мы отмечали, процессам гармонизации ритмов в человеческом организме во время тяжёлого физического труда мешает сознание. И логичный вывод - включение сознания нарушает гармонизацию природных процессов. Из этого умозаключения можно при желании сделать далеко идущие выводы. Например, что сознание имеет особую ритмику, не гармонирующуюся с земной природой.  Работа подсознания человека, направленная на подключение с его помощью к  мировой гармонии Божественного мира, способна придать человеку особенные силы, силы совершать чудеса по Воле Господа, которые ещё предстоит открывать и открывать. Благодаря будущим исследованиям ритмологов, могут быть открыты новые резонансные природные механизмы как обеспечивающие энергетические возможности в строительстве (например, при снятии сил земного притяжения), так и обеспечивающие  при необходимости механизмы разрушения (например, разрушение крепостных стен иерихонскими трубами). Возможны и другие открытия вплоть до возможностей проникновения в параллельные миры. Пожелаем же нам всем в этом творческом деле удачи и помощи Божией!
    Что касается трудовой педагогики, то её необходимо срочно включать в образовательные и воспитательные программы, основываясь на прошлых и нынешних разработках национальных философов и классиков русской словесности, показавших жизнь трудового человека и всей крестьянской цивилизации, во всей её красоте и гармонии! Иначе мы будем иметь новые поколения, значительно уступающие предыдущим в развитии, поколения граждан без творческих способностей, обилием которых всегда отличался русский человек.
Фрагмент из книги автора "Семейно-родовая культура", с которой можно познакомиться на сайте "Литературный коллайдер".


Рецензии
Здравствуйте, Александр!

Прочитал с интересом. Спасибо!

Парадокс тут в том, что при "изнурительном монотонном труде" организм человека не "изнашивается", а укрепляется, и сам человек вскоре начинает чувствовать себя хорошо отдохнувшим и помолодевшим.

Крестьяне едут с сенокоса и, как правило, поют и веселятся. Учёные называют это состояние эйфорией, то есть беспричинной радостью. Однако это состояние физиологического счастья легко заработать как раз "изнурительным монотонным трудом".

Самый лучший вид такого оздоровительного труда - это косьба. "Сено косить - не дрова рубить", - говорили мужики. Действительно, выносливость нужна косарю даже больше, чем спортсмену-лыжнику. Это прекрасно знал граф Лев Толстой.

Сам я, работая в прошлой жизни егерем, косил месяцами и получал от этого крестьянского труда огромное удовольствие. И тут важно отметить, что и питание крестьянина в периоды тяжкого труда было правильным. А каким именно оно было - об этом вы можете узнать в "Что такое "шти" по-русски": http://www.proza.ru/2012/03/10/22 у меня на страничке.

С уважением,
Виктор.

Виктор Бабинцев   09.02.2020 02:04     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Вы очень профессионально и просто разумно рассуждаете. Если будет время, посмотрите мою книгу: "Семейно-родовая культура", часть 1-я на сайте "Литературный коллайдер". В ней я пытался раскрыть проблематику семейно-родовой культуры народа и внимание к ней наших богословов и писателей от Сильвестра до Толстого и Менделеева.

Александр Шуринов   09.02.2020 16:13   Заявить о нарушении
Ваш материал обязательно посмотрю.

Александр Шуринов   09.02.2020 16:14   Заявить о нарушении