Шоколадные конфеты

            Было мне лет 6 не больше, в школу еще не ходила. У нас на квартире стояли постояльцы - студенты заочники. Совсем взрослые дядьки, может чуть моложе папы. Они давно работали на ответственных должностях,  образования не было вот их, и направили в техникум учится. Обязательно должен быть диплом, иначе нужно уходить с должности, которую они занимали. Поэтому, они учились в сельскохозяйственном техникуме.
    Общежитие предоставляли только очникам. Заочники жили в частном секторе. Сессии проходили два раза в год по целому месяцу. Ввиду сложного финансового положения, родители вынуждены были пускать на квартиру заочников.  У нас было две большие комнаты.  На период сессии, мы все переходили в одну из комнат, а другую сдавали. Семья большая у нас пятеро детей, и   поэтому в этот период дети спали  на лавках, на сундуках - где придется.
     Квартирантов было человек 5-6, и платили они за постой 10 рублей за месяц. Это была значимая  помощь семье. Устанавливали в комнате дополнительные койки. Мама стелила на кровати матрацы, подушки, одеяла, постельное белье и раз в 10 дней стирала и меняла им.
      Кушать она им не готовила. Они продукты привозили с собой и довольно таки хорошие. Все были в основном начальники: бригадиры, зоотехники, агрономы и даже председатели колхозов.
      Мама добрая душа наварит борща да всех их накормит, им же хочется горячего.  В техникуме была столовая, кто хотел, кушал там. Их, это не устраивало, избалованные   были они. Когда мама пекла пирожки, опять - же угощала.
      Времена были сложные с продуктами с одеждой, но нас выручала корова. Молоко есть, значит, все сыты. А вот на счет конфет мы их практически не видели, да и сахару было очень мало.
     Сдали мужики экзамен и решили обмыть, накрыли стол, купили водки и сидят, выпивают. Пригласили и папу за стол. Тут меня принесло в эту первую комнату. Зачем уже не помню, не то за котом или за чем-то мама послала.
     Подзывает меня мужик, почему-то его Казаком звали, и говорит, вот в стакане водка выпьешь куплю целый килограмм шоколадных конфет. Стакан- то почти полный. Я ему - Правда, купите? Он - Обязательно.
     Шоколадные конфеты я видела   всего один раз, когда с мамой ходили в магазин и назывались они «Ласточка». До этого мы только леденцы видели и даже сосали, папа привозил. Шоколадные конфеты -  лежат такие большие, на обертке синяя ласточка летит, а внутри блестит фольга.
       Вот в моей несмышлёной голове пронеслось – Вот это, да, так много конфет, я всех накормлю, всем поровну разделю. Даже представила, то наслаждение и радость, с которой я буду раздавать всем конфеты.
     Папа сидел здесь же за столом. Он или не слышал этого разговора или уже пьяненький был, не знаю. На все это - он просто не отреагировал.
     Смотрю, мужики берут стакан и быстренько в рот переворачивают, значит ничего страшного. Для меня, ребенка шестилетнего, это была отрава, да еще какая. Мама   была в другой комнате и  не была в курсе происходящего.
      Чтобы не было страшно, я закрыла глаза и залпом, как это делали мужики вылила водку в рот.      
      Я только помнила, как она меня обожгла. Сползла вниз под стол, там вся облевалась и лежала без чувств. Тут пришла мама и спросила где я. Но, никому дела  до меня не было.
      Когда меня мама обнаружила под столом, да еще в таком состоянии, ее чуть саму удар не хватил. Никому она ничего не сказала, только посмотрела на папу и покачала головой.
     Она схватила меня и понесла в другую комнату. Приводила в чувства, бесконечно поила  какой-то водичкой и сывороткой. Два дня она не отходила  и на шаг от меня. Кормила меня из ложечки.
      Казак купил мне конфет шоколадных - двести грамм. Его, все мужики сокурсники - ругали, стыдили,  с него как с гуся вода.
Папа ему ничего не сказал. Он чувствовал и свою вину. 
      Самое, интересное, я только одну конфету попробовала и не была от нее  в восторге. Она мне не понравилась. И получилось, как в той присказке:
        Сладки гусиные лапки, а ты их едал, нет мой дядя видал, как барин едал.

       Это урок был мне на всю жизнь.
       


    
               


Рецензии