Культура и цивилизация

      Культура, по определению, это форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а так же связанные с этой формой продукты и результаты деятельности.
 
    Кратко и всеобъемлюще, только непосвящённому, увы, не понятно.
 Понятно лишь, что здесь подразумевается нечто большее, чем, к примеру, сельскохозяйственная культура.
     Попутный вопрос, почему возделываемые растения называют культурами (культурными, значит), а вот животных называют просто одомашненными?  Дело в том, что растения оказались виновниками происхождения термина культура. Ведь "культура" по латыни означает возделывать, обрабатывать, короче, культивировать. А возделанное, это уже не дикое, а получившее в результате свойства отличные от диких предков. От сюда, культура, культурное это всё рукотворное, чего в дикой природе не было.
    Возможно растения начали приручать раньше животных, поэтому животные и не заслужили почётного звания культурные.

        Когда-то   всё было дикое, и сам человек тоже. Точнее предки его. Они так и назывались – дикари. Человеками они стали позже и далеко не сразу. И начался этот процесс с того, что дикари, чтобы получить прибавку к скудному рациону собирателей,  стали охотниками и рыбаками, и получили у историков право называться первобытными людьми.
    Потом пращуры наши начали заводить огороды и приручать животных. А это на много усложнило их деятельность, требовало постоянно работать руками и шевелить мозгами, изобретать всякие орудия труда и охоты, предметы обихода. И делать это приходилось по большей части вместе и для совместного пользования. Мимики, жестов, междометий (эмоциональное общение) стало недостаточно для обмена информацией в процессе усложняющейся совместной деятельности. Эмоциями можно передать информацию лишь о сиюминутном, а в процессе активной деятельности  появилась потребность поведать друг другу и о вчерашнем, и планах на завтра. Всё это стало причиной развития членораздельной понятийной речи и вместе с ней абстрактно-логического мышление. Процесс был долгим и сложным.
    В итоге, научившийся излагать мысли, первобытный и стал полноправным человеком. Ведь развитая речь не только способ передачи (и фиксации в памяти) информации о прошлом и возможном будущем (на что животные и дикари не способны), но и инструмент мышления. При этом человек обзавёлся и полноценным сознанием. А что это значит? Это  означает наполненность памяти устойчивыми понятиями, знаниями, базовыми ориентирами, используемыми в логическом мышлении, что позволяет накапливать знания и умения, проникать в суть вещей, планировать свои действия, действовать т. о. осмысленно и целенаправленно, а не на авось - короче, сознательно. 
   Далее. Скотоводы и земледельцы обзавелись движимостью и недвижимостью. Стали образовываться более-менее устойчивые семьи с целью закрепления права собственности  на землю, стадо, жилище. И чтобы этот порядок  вещей сохранялся, потребовались другие нормы поведения, отличные от стадных, и они вырабатывались. Поскольку наработанные таким путём знания,  умения, нормы поведения на генетическом уровне не закрепляются,  они передавались из поколения в поколение наглядно (собственным примером, как у дикарей и животных), устно, а потом изобрели письменность. Вместе с этим  появилась необходимость в базовых понятиях, объясняющих, хотя бы временно, окружающий мир,  место человека в нём,  а так же что есть добро и зло, святое и грешное, какие поступки, деятельность считать полезными, а какие во вред себе или обществу. Т. о. возникли суеверия, мифы, религии, морали, философии, науки.
   В результате всего этого бывший первобытный приобрёл новые качества, он окультурился, то есть, способ существования его и взаимоотношения между соплеменниками  стали  во многом отличны от первобытных. 
    В общем, дикарь окультурился и превратился в человека разумного, т. е. стал всё больше знать и уметь и всё более активно переделывать среду обитания под свои интересы, так что сейчас у природы живого места почти не осталось.
   И вот всё, что создано с тех пор человеком в материальном плане, в технологиях и науке, а также во взаимоотношениях, то есть всё то, чего в природе изначально не было, стали со временем величать культурой, культурным. Поскольку жизнь человека многогранна, то в каждой сфере его деятельности имеет место своя культура. Короче, куда ни глянь – везде культура. Ну, а сам человек кто?  Да по сути окультуренный дикарь, поскольку рождаемся мы даже не первобытными, а совсем дичками. И окультуриваемся на столько, на сколько смогла это сделать семья, школа и улица (окружающая среда т. е.) и СМИ.

    Поскольку каждое новое поколение необходимо окультуривать, эта необходимость самое уязвимое в современной культуре: чуть упустил - дикость берёт своё.
   
 Но есть у нас такая сфера, которую называют просто – Культура. С большой буквы, потому что это сердцевина совокупной культуры. Это культура добывания и внедрения в умы  духовной информации (наука, образование, литература, кино и театр), которая формирует в сознании каждого кристалл базовых ориентиров для удержания достигнутого человеком и дальнейшего развития совокупной культуры.

      Культура (совокупная) у разных народов, в разные эпохи различна, ибо она развивается, усложняется вслед за развитием производительных сил. Но когда говорят о культуре какой-либо эпохи, то в первую очередь, к сожалению, имеют в виду специфику культуры быта, взаимоотношений, религиозность, область изобразительных искусств, оставляя за скобками первооснову всего — культуру материального производства и общественно экономических отношений.

   Определённую ступень развития совокупной культуры каких-либо народов называют цивилизацией.
   Цивилизации предшествуют несколько ступеней культуры первобытной и варварской. А началом цивилизованности у какого-либо народа можно считать появление письменности и календаря, необходимость в которых обычно появляется на определённом этапе развития производительных сил, позволяющих быть относительно независимыми от природы. Этот же уровень производительных сил способствует самоорганизации и само регуляции народа, то есть, обретения государственности.

   Основой стабильности государства-цивилизации является единство духовных ориентиров и экономических интересов у населения. Мифология и религия, литература, изобразительные искусства создают единое смысловое пространство, которое объединяет народы в единую общность.
    Со временем, как правило, единство верхов и низов общества ослабевает (верхи зажрались и оторвались от нужд общественных), и цивилизации деградируют, становятся добычей других цивилизаций, даже менее развитых, но обладающих большей жизненной силой, то есть, общественным единством, в первую очередь духовным.

      Могучие греческую и римскую цивилизации погубили не столько внешние нашествия. Сгубило их в первую очередь нравственное разложение элиты (в Советском Союзе тоже).
Не следовали там правители мудрости: "Не бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит приумножению славы Государства. Трата элитой своего времени на светские развлечения, пустую болтовню, роскошь губительно для государства."
    Расслоение материальное, а главное духовное в падших в итоге цивилизациях, достигало такой степени, что в обществе не оставалось ощущения общности, только отчуждённые и враждующие группировки, каждый сам по себе, каждый сам за себя – приходи и бери голыми руками. Так и происходило.

     Россия нынешняя тоже от этого не застрахована - расслоение угрожающее. При этом бытие элиты просто смакуется на телеэкранах - только о них и слышно.
     Здание совокупной культуры общества-цивилизации создаётся сообща всеми слоями общества, сообща оно поддерживается и развивается. А поддержание возможно, когда каждый причастен (элита в первую очередь) к общественно полезному, служит общему делу.  А вот этого в нашем государстве и не просматривается. Какую свою целостную культуру можно создать в такой обстановке, когда все кто в лес, кто по дрова согласно своей же Конституции (см. 1 и 2 гл.) с её свободами, переходящими во вседозволенность? Только растерять нажитое предками остаётся.
     Пропагандируют и навязывают частное предпринимательство, чтобы государству в лице властей было меньше заботы - пусть сами кормятся. А власти на всех уровнях при этом в первую очередь озабочены не общегосударственными интересами, а преумножением личного, используя служебное положение (населению богатеть предписано, а они что, обслуживать их обязаны? нашли дураков). А что касается крупных собственников, то никто им не указ, чтобы действовали исключительно на благо государства. В общем, кто в лес, кто по дрова и всё по закону, по конституции.
    Гниём на корню. А если нападут, кто и чем нас сплотит? Всё прошлое оплёвано, а настоящее ничего светлого и конструктивного не рожает. В чём, спрашивается, заключается наша Культура, т. е. сердцевина совокупной культуры, формирующая и внедряющая в умы духовный продукт?  Имеется в виду наука, образование, литература, кино и театр, которые формирует в сознании каждого кристалл базовых ориентиров. Нет таковой Культуры у нас, цельной, поскольку идеологии государственной нет, не предусмотрена она Коституцией. А есть (см. СМИ) жвачка для обывателей, причём на любой вкус, замешанная на рекламе. Потому что свобода слова и совести, а следом и свобода от совести!


Рецензии
Я бы убрал из текста рассуждения про дикарей. Текст от этого только выиграет.
Почему?

1. Дикарями европейцы называли людей с иной культурой, находящейся на более низком уровне развития. Если не умеешь делать огнестрельное оружие, ты дикарь.

2. Наши предки не дикари, а предшествующие виды, начиная с гомо габилис, и кончая неандертальцами. Думаю, что все эти виды обладали соответствующими культурами, хотя еще и не имели языка и абстрактного мышления, которое появилось приблизительно 45 тыс. лет назад. Орудия труда изготавливали уже габилисы, обитавшие в Африке приблизительно 2,5млн. лет назад. Олдувайская техника. Эта техника передавалась из поколения в поколение миллион лет, пока не появилась другая более совершенная, затем еще одна и еще. Неандертальцы были весьма искусны в изготовлении различных орудий труда и охоты - техника мустье, хотя, повторюсь, абстрактного мышления и языка у них не было. А культура, и весьма сложная, была.

3. Все они были охотниками и рыболовами. Изучение стоянок древних охотников на Урале показывает, что предпочитали охотиться на крупных животных. В нижних слоях находят кости мамонтов, выше быков, выше оленей, выше мелкого зверя, еще выше рыбьи кости. Съели всех, после этого занялись сельским хозяйством.

4. Человек - суперхищник. Его боятся даже тигры. Его возможности к убийству надо как-то ограничивать. Без культуры никак нельзя.

Владислав Тележко   19.04.2020 11:06     Заявить о нарушении
Согласен, текст надо уточнять и дополнять.
Однако, что же по вашему мир спасёт?

Михаил Шамин 2   19.04.2020 13:48   Заявить о нарушении
Спасибо за обсуждение!
С уважением

Владислав Тележко   20.04.2020 20:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.