Бахилы - этимология

Линяет кустарник хилый,
Болотная жижа промежду швов
Въедается в бахилы
Э. Г. Багрицкий.
Эпос [Cyprinus Carpio, 4] (1928-1929)   


1) Существующая этимология

Этимологический словарь Макса Фасмера

Бахила, "крестьянская рабочая обувь; сапог с голенищем на помочах", сев.-русск., тверск., вост.-русск., сиб. Отсюда заимств. коми bakile; "высокие охотничьи сапоги"; см. Вихман – Уотила 8.
По мнению Микколы (Ber;hr. 82), заимств. из ср.-лат. bacle "женская обувь", которое он сравнивает с греч. vaknides  eidos ypodimaton (Гесихий). Еще более сомнительны сравнения с башмак (Mi. EW 8) или бух-; см. Преобр. 1, 20.
Темное слово.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АНСССР, М., 1975, http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
* Бахилки, умен. к бахилы (сапоги). "А везенъ (самозванец, Разин) въ кафтанишкъ черномъ въ сермяжномъ, да в чюлкахъ белыхъ, да в бахилкахъ въ солдатскихъ". АИ, 1674 г.
* Бахиловъ, в сост. имени собственного. "Лавка посадцкого человека Федки Бахилова. Оброку...".  Кн. прих. Нижегор. 1646 г.

б) Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка, 1847 г.; Бахила - простонародная кожаная обувь. Бахильщик - шьющий бахилы.

в) Словарь Академии Российской, 1789 г.
Бахилы. Род крестьянской обуви, на подобии котов, но передки у них бывают короче, и подвязываются ремнями как лапти.

г) Национальный корпус русского языка

* М. Н. Загоскин. Москва и москвичи (1842-1850) 
Это бы еще не беда; мне не нравится парижский фрак, вам ; русский кафтан, это дело вкуса, так тут и спорить нечего. Но вот что дурно: этот неумолимый гонитель русских кафтанов, желая убедить читателей в справедливости своего мнения, спрашивает их, что лучше и красивее; серый сермяжный зипун или фрак, сшитый из тонкого сукна; безобразные бахилы, подбитые гвоздями, или красивые лакированные сапоги?

* В. И. Немирович-Данченко. Соловки (1874) 
Действительно, соловецкий монах ; всегда и везде является в одной и той же рясе из толстого и грубого сукна. Простое холщовое белье крестьянского покроя, сапоги-бахилы из нерпичьей кожи одинаковы у всех, у наместника и у простого послушника. ...
Мы-то притерпелись, а богомольцы жалуются… Из шкур мы бахилы (род сапог) шьем, штаны, рубахи тоже. Как наденешь на себя все это, хоть по горло в воду ступай ; никакая сырость не пробьется. У нас все рабочие носят их.

* А. И. Куприн. На глухарей (1899)
Сборы наши не занимают много времени. Я стягиваю потуже вокруг талии патронташный ремень и выпрастываю из-под него кверху бока свитки, чтобы дать больше свободы рукам, сильно встряхиваюсь всем телом, чтобы убедиться, что ничто на мне не бренчит и не болтается, натягиваю кожаные бахилы* и крепко обвязываю их повыше колен вокруг ног, а тем временем Трофим дает мне последние наставления, и хотя я их слышал, по крайней мере, раз десять, я слушаю еще раз со вниманием и новым любопытством.
* род толстого кожаного чулка; бахилы выделываются из цельного куска кожи и потому совершенно не пропускают воды...

* Протоиерей В. П. Свенцицкий. Преподобный Серафим (1925)   
Одежда преподобного Серафима описывается так: «В продолжение всего подвижничества о. Серафим постоянно носил одну и ту же убогую одежду: белый балахон, комканые рукавицы, комканые бахилы вроде чулок, поверх которых надевал лапти, и поношенную камилавку». Вот вам и соблазн осуждения.

д) Б. В. Шергин. Словарь поморских и специальных слов и выражений, объяснение собственных имени названий (1930-1960) 
Бахилы ; высокие кожаные сапоги на мягкой подошве, с круглыми носками, сшитые на прямую колодку, удобные для хождения по толстому льду в зимнее и летнее время, употребляются поморами на промыслах.

е) Топонимика

Бахилово — село в Ставропольском районе Самарской области, расположено в значительном лесном массиве, неподалеку от реки Волги. Первое упоминание о селе относится к оброчной грамоте царя Бориса 1599—1600 гг., основано беглыми крестьянами. Владел им звенигородский Савво-Сторожевский монастырь (1398 г.). Предполагается, что название село получило от названия обуви: бахилы — деревянные колодки с натянутой наверху кожей. Бахиловская лесная и горно-овражистая система -  заповедник.
* См. на карте Менде 1861 г.; http://www.etomesto.ru/map-ulyanovsk_simbirskaya-mende/;  Топографические карты СССР N-39 (В) 1:100000. Самарская область;   http://www.etomesto.ru/map-genshtab_n39-v/

3) Обобщение и вывод

а) А. Усанин. Реки текут до тех пор, пока существуют леса; https://www.bleckt.com/publication/world/20418.html (сокращена)

Круговорот воды и жизнь на поверхности этой планеты поддерживаются большими лесами. ... Водяной пар, испарившийся с поверхностей листьев, конденсируется в верхних холодных слоях атмосферы, из-за чего воздух над лесом разрежается, что создает восходящие потоки воздуха над лесом, засасывающие влажные воздушные массы со стороны океана и приносящие их на сушу. После выпадения осадков сухой воздух возвращается назад к океану через верхние слои атмосферы. На поверхности земли ветер дует туда, где происходит наибольшее испарение влаги. А оно больше всего над лесами, потому что у леса — самая большая площадь испарения на единицу площади земной поверхности благодаря большому количеству листьев. ...
Количество воды, которое растение испаряет за сутки, в зависимости от температуры, количества света и влажности почвы, бывает довольно высоким. Подсолнечник испаряет за сутки до одного или двух литров воды, а столетний дуб — более 600 литров! ...
Но в любом случае, в густом лесу с соприкасающимися и переплетенными кронами соседних деревьев суммарная площадь поверхности листьев в десятки раз превосходит площадь земной поверхности, расположенной под лесом. Листья деревьев представляют собой испаряющую поверхность леса, в десятки раз большую испаряющей поверхности открытого океана того же размера.
Однако транспирация (испарение воды через листья) — не единственный источник испарения, формирующегося над лесом. Деревья обладают способностью аккумулировать, «перехватывать» своими кронами значительное количество атмосферной, дождевой влаги или снега, которые также вносят огромный, достигающий 30%, вклад в развиваемое лесом испарение. Это особенно характерно для северных хвойных лесов, где налипшие на деревьях снежные шубы и шапки обеспечивают поток испарения даже зимой, когда испарение воды с помощью листьев отсутствует. И благодаря этому леса даже зимой притягивают в их регион влагу в виде выпадающих новых обильных снегов. ...
Из всего этого следует важный для каждого из нас вывод: уничтожение ради коммерческой чьей-либо выгоды лесов — этого уникального создания Бога — не может быть квалифицировано иначе, как преступление против жизни на Земле, в том числе и против самого человека.

б) Топоним  отмечен в русских актах примерно с  начала XVII века, имя в 1646 г., наименование обуви с 1674 г., в русской литературе  термин зафиксирован с 1830 гг.   

В большом лесу всегда влажно, деревья испаряют влагу, после очередного дождя лесная подстилка задерживает влагу, ручьи, малые водные потоки, болота и озера, впадины рельефа - такова обстановка в русском лесу. В России лес - кормилец: грибы, ягоды, дичь (шкуры, мясо), строительные лес (вплоть до советского времени в строительстве дерево основной материал).
Из исторических письменных источников ясно, "бахилы" - специальная обувь для обеспечения  жизнедеятельности человека на озерно-болотистой и лесной территории и в море, там где всегда "влажно, сыро, мокро".

Вывод
Официальная этимология не способна объяснить топоним и термин в связи с природной и социальной действительностью, целесообразно рассматривать его в связи с главенствующей религиозной доктриной — иудеохристианством, с сакральным языком, ивритом. Есть письменные источники, указывающие, что монашество использовало этот вид обуви. В библейском иврите необходимо искать термин имеющий в своем корне согласные Х.Л. или наоборот Л.Х. указывающие на влажность, сырость.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита, прочитаем его наоборот (как в иврите)  и выделим корни.
БАХИЛЫ = ЫЛИХАБ = Ы+ЛИХ+АБ, уберем гласные знаки (иврит язык согласных) = Л.Х. + аин (0 звука).Б (в).;  очевидно корнем является сочетание согласных знаков Л.Х.

ивр. ЛЕАХ  влага, свежесть, бодрость.
ивр. ЛАХ влажный, мокрый, свежий.
ивр. МИДАТ хаЛАХ мера жидкостей. 
ивр. ЛИХЛЕАХ мочить, смачивать, увлажнять.

***
ивр. АВ чаща леса

Общий вид

БАХИЛЫ (а) = наоборот ы+ЛИХ+АБ = без гласных Л.Х.+Б = Л.Х., ЛАХ  влажный мокрый + аин () звука (утерян). В. чаща леса.
Обувь для деятельности в густых (влажных) лесах.

Источник
* См. стронг иврита ЛАХ, 3892, 3893; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/3892.htm
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому
Hомер Стронга: H3892. Оригинал: ;;;. Произношение: лах. Часть речи: Прилагательное. Этимология: от не употребляемого корня, обозначающего be new - свежий, сырой, зеленеющий.
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 232.

б) Библейский образ

* Иезикииль 17:24: "И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее (ЛАХ сырое) дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю".
* Иезекииль 20:47: "И скажи южному лесу: слушай слово Господа; так говорит Господь Бог: вот, Я зажгу в тебе огонь, и он пожрет в тебе всякое дерево зеленеющее (ЛАХ сырое) и всякое дерево сухое; не погаснет пылающий пламень, и все будет опалено им от юга до севера".
***
* Иеремия 4:29: "От шума всадников и стрелков разбегутся все города: они уйдут в густые (АВ чаща) леса и влезут на скалы; все города будут оставлены, и не будет в них ни одного жителя".

Таким образом, термин русского языка начала XVII века "бахилы", составлен из  двух корней иврита, обозначает вид обуви, который использовали  в густых лесах озерно-болотистой  территории страны. Термин очевидно связан с культурно-религиозной деятельностью православной церкви, скорее всего образован монахами северных областей России.

Кишинев, 14. 2. 2020 г.


Рецензии