Сверхчеловек для всех и ни для кого, по Ницше

СВЕРХЧЕЛОВЕК ДЛЯ ВСЕХ И НИ ДЛЯ КОГО, ПО НИЦШЕ

(Ссылка на публикацию: Сверхчеловек для всех и ни для кого, по Ницше: к экофилософскому анализу проблемы человека. Сидоренко Л.П. Право и практика. 2018. № 2. С. 265-272. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35155712)

Аннотация:
В статье рассматривается несостоятельность концепции Ф. Ницше, критика его натуралистическо-биологического подхода к социальному. Анализ концепции мыслителя приводит к следующему выводу: претензия на философское рассмотрение проблем будущего человечества представляет собой симбиоз антигуманизма, антикультуры, алогичного и асоциального варианта метафизики – его "философии сверхчувственного".
Ключевые слова: нигилизм, сверхчеловек, бытие, имморальность, кощунство

К проблеме феномена личности, к вопросам, каковы пути становления человека, возможности совершенствования его как члена общества, создания идеального типа такой личности многие философы обращались во все существующие времена. Эта тема к началу XXI в. стала чуть ли не самой кардинальной в разделе антропологии. В работах представителей науки разных стран и континентов интерес к ней не падает, а скорее усиливается. На развитии науки в России не могло не сказаться влияние западноевропейских исследований, и в частности в философии, которое за последние два века оказалось особенно значительным. Особенно важным представителем философии Серебряного века оказался Ф. Ницше.
Немецкий философ в своих сочинениях резко нападал на религию, так как он считал, что христианство ниспровергало, по его мнению, инстинкт жизни. Он видел в религии основы мировоззрения, связанного с покорностью, страхом, слабостью, а поэтому стал превозносить волю, силу, превосходство над «серой массой». Его не устраивала «воля к гибели», которую он называл  болезнью и упадком.
С самого начала Ницше прослыл нигилистом, в дальнейшем заявил о себе как о представителе «модного» для XIX в. направления - философия жизни - вслед за Шопенгауэром, влияние которого на него было значительным. При этом в его сочинениях просматривается огромное количество текстов, заимствованных из Библии. Несомненно и кантовское влияние, но не практической, связанной с этикой, а его критической философии. И. Кант рассматривает бытие не как свойство вещей, а как связку суждения. Наличное бытие (эмпирическое) означает наличие вещи или лица, в противоположность определенности бытия (свойству) и (метафизическому) бытию. С точки зрения онтологии свойство столь же налично, как и вещь. Используя термин Канта, Ницше рассматривает «мир в себе» как нечто, не определенное в своей завершенности, а «вещи» как не существующие сами по себе. Он доходит до такого положения, что в его рассуждениях в конце книги «Воля к власти» в п.708 звучит: «Строже говоря: нельзя допускать вообще никакого бытия, потому что тогда становление теряет свою цену и является прямо бессмысленным и излишним». [1].
Ф. Ницше, рассматривая понятие «бытия» или «сущего», часто высказывался неясно, расплывчато, определял эти категории по-разному Немецкий философ постоянно допускает разночтение, различные варианты фактического материала, констатирует текучесть, неуловимость бытия. Иногда он «сущее» отождествляет с «бытием», а фактически отрицает и материю, и сущее, и бытие, - вернее, то, что они могут существовать в какой-то схваченной форме. Это не явилось каким-то случайным эпизодическим недосмотром мыслителя. И понятие бытия, и сущего, и вещь, и движение философ фактически не признавал, для него они – фикция. Он отстаивает позицию нерационального рассмотрения всего существующего и скатывается к биологическому определению бытия. «Отсюда напрашивается вопрос: каким образом могла (должна была) возникнуть иллюзия сущего? [2, 11 [72]]. То же Ф. Ницше говорит и о бытии. Развитие он тоже отрицает: «Невозможно отыскать причины того, что развитие вообще имеет место, путем исследования развития» [2, 11 [29]].
В основе его мудрых назидательных набросков различных жизненных ситуаций лежит волюнтаризм как философское направление субъективного толка, которым он объясняет феномен жизни; а воля к власти, по Ницше, представляет собой «слишком человеческое» - ненасытное и невозмутимое, жадное стремление к осуществлению власти, к господству – идея, опорой которой послужили высказывания его учителя Шопенгауэра: воля является основой бытия, она заставляет стремиться к сомнительным целям: к богатству, власти, требованию славы, быть всегда правым и т.д. Ницше признает только текучесть бытия и у него единственное действительное бытие – это становление, определяя его: у становления не может быть никакого конечного состояния, оно не фиксируется как какое бы ни было «бытие» и оно вовсе не иллюзорное состояние, а скорее иллюзией является мир сущего; к тому же становление не имеет вообще никакой ценности, ее просто нельзя никак измерить [2 - 11 [72]]. Мыслитель не менее привержен экзистенциальной направленности. У него вот-бытие настолько несовершенно: это лишь непрерывное «заглядывание» в прошлое, а, следовательно, оно вечно само себя ломает, уничтожает, противостоит самому себе. К. Ясперс, немецкий философ и психолог, один из важнейших представителей экзистенциализма, довольно четко выявляет у немецкого писателя подобный подход к миру, смысл толкования у Ницше бытия, человеческого бытия: хотя и утверждается, что верное толкование - результат какой-то работы внутреннего мира и опытности, «множественность объяснений есть признак силы», то и всякое вот-бытие есть результат объяснения, и в то же время оно не может быть признано абсолютно верным, так как «неотъемлемая часть экзистенции – обманчивость» [3].
Вероятно, истоки толкования бытия, стремления затушевать картину, разрушить стереотипы мышления о познаваемости мира, берут начало от познаний Ницше-филолога по интерпретации текстов – герменевтики. Известно, что один и тот же текст допускает бесчисленное количество прочтений. Поэтому видение мира, по Ницше, становится определенным (тем или иным) результатом истолкования. Следовательно, истинно познанного схватывания какого-либо константного бытия быть не может, а теория познания невозможна. «Понятие «истины» нелепо. Вся область «истинно-ложного» имеет в виду только отношение между сущностями, а не «вещь в себе» [1, п. 625].
По Ницше, правильного толкования все равно не существует. Поэтому философ приходит к выводу о ложности этого мира. Толкование его, которое «течет», не в состоянии приблизиться к истине. Да и истины как таковой не существует. Но при этом Ницше не отказывается от тех или иных трактовок и рассматривает бытие в его насущном проявлении. И такое допущение не останавливает немецкого мыслителя в подаче каких-либо определений, развитии его сверхценных установок, его фикс-идей.
Интерпретацию бытия Ницше часто полагает как совпадающую с ценностями, хотя для него эти ценности строго переосмысленны и заменены на некоторые другие. Он категорически против всяких объективирующих форм в отношении ценностей, он отрицает религиозные взгляды на мир и подходы к небытию того, чего нет и быть не может, - несуществующему божественному, поэтому  традиционные ценностные суждения о жизни, мире в целом он отвергает, связывая их с ненужной религией. Ницше отвергает и страх, и совесть – им нет места в системе ценностей и критериях истины. С одной стороны, он постоянно сводит на нет ценности за недостатком ясного их понимания и объяснения (что «все попытки определить ценность жизни ложны»), с другой – постоянно оценивает те или иные вещи и выносит ценностные суждения («подлинная оценка жизни» зависит «от преобладающих и господствующих настроений»), тем самым противореча сам себе. Ницше часто высказывал противоречивые суждения, например, он постоянно отрицает религиозное мировоззрение, но все его работы проникнуты подобными мотивами; утверждает, что теория познания невозможна, при этом постоянно дает различные определения, категориальные суждения; называет себя пессимистом, но решительно критикует пессимистическую направленность Шопенгауэра и т.д.
Трактовать Ницше сложно, так как под влиянием «видений», собственных представлений и вдохновения, а, возможно, и под влиянием его серьезного заболевания, он фактически не может ясно сформулировать пришедшие ему догадки о сущности бытия. Он часто не доводит свою мысль до конца и, несмотря на отточенность формы, создается такое впечатление, что философ сам не в состоянии ясно осмыслить волнующих его идей, и сам толкует их неоднозначно.
Сознание Ницше видит как духовное вот-бытие, движущееся по кругу, которое исходит из воли к власти и обслуживает ее. Отрыв от жизни дает ему либо тождественность, либо противопоставление ей. Дух связан с утверждением своей воли, отвагой и свободой, выносливостью. Этот дух может пройти к вершинам своей славы.
Ницше без устали бросается в трансцендирование, выявляет в дионисийском состоянии самое богатое – высших людей, их «просветленность» и «полноту», наиболее «чувственное» и в то же время «духовное». Поэтому ищет в античности наивысшие формы состояния счастья, выделяя три элемента: «половое влечение, опьянение, жестокость — все принадлежат к древнейшим праздничным увеселениям человека». В стремлении выделить что-то самое высокое он низводит необыкновенные высоты к самому низменному – опьянению (греки не были привержены алкоголизму: они пили разбавленное вино и осуждали пьянство), жестокости (?) и даже не любви, а – к половому влечению. По этому поводу Ясперс пишет: «Похоже, что Ницше со своими идеями в конечном счёте везде словно проваливается в пустоту» и что бы он ни рассматривал: человека, его понимание будущего, «всё заканчивалось либо противоречиями, либо неясными символами, либо словами, указующими направление, но по-прежнему неконкретными» [3]. Так Ясперс оценивает ницшевы идеи в целом.
Подход Ницше к понятиям «бытие», «ценности», «истина» и т.д. вполне понятны: они в духе времени. Ведь философия жизни как иррационалистическое течение в конце XIX - начале XX вв., рассматривает в качестве главной категории философии - «жизнь» как основное понятие, некоторую интуитивно постигаемую целостную реальность. Эта реальность не интерпретируется соответственно ни как духовная, ни как материальная основа бытия. Философия жизни появилась в связи с надоевшей классикой, с ограждающей свободу религией -  это был протест и попытка создать что-то новое. Таким образом в творчестве Ницше проявился кризис классического рационализма.
Произведения Ф. Ницше читаются с большим энтузиазмом, отточенный слог филолога создает впечатление блестящего поучительного сказа вроде христианских или хасидских притч. Но как ни странно, при его осуждении религиозного сознания все творчество Ницше связано с библейскими текстами и идеями, но многие из них – вывернуты и перетолкованы наоборот. У мыслителя масса исключительных идей. По мере создания в сочинении «Так говорил Заратустра» образа этого полумудреца-полубога (или вместо Бога) Ницше вероятно, использует образ одной своей знакомой - дочери петербургского генерала Лу Саломе, которую он называл своим «добрым гением», а во времена жестокой ревности и ненависти к ней - «воплощением абсолютного зла». Лу Андреас Саломе, «роковая женщина», была невероятно одаренной, умной, начитанной, многогранной. В Саломе Ницше видел экстраординарное создание. Известно, что до знакомства с Лу в 1881 г. Ницше уже начал делать наброски Сверхчеловека в образе Заратустры, который ему якобы явился, но к осени опять серьезно заболел и находился в унынии и подавленном состоянии, трижды покушался на самоубийство, - пишет Д. Галеви, как считается, создавший беспристрастную биографию Ницше [4, с. 174]. При этом образ Заратустры - сверхчеловека будущего лепился и под обаянием Саломе. «Подавляющее число исследователей едины во мнении, что …плодом любви Ницше и Лу Саломе стал герой самого известного философского сочинения Ницше, прообраз сверхчеловека – Заратустра. В. Кауфман, Э. Подах, Х. Петерс, А. Ливингстоун, М. Гейн, Б. Хайнс, С. Инграм, Б. Бабич, А. Эткинд и другие едины во мнении, что Лу Саломе является прототипом Заратустры [5, с. 85].
В сочинениях Ницше далеко не все однозначно. Идеи Ницше связаны с критикой существующего мировоззрения в обществе и его культуры, особенно традиционного подхода. Человечество не имеет никаких целей, утверждал писатель устами пророка Заратустры, люди готовы принять этические принципы, которые связаны с добродетелью, справедливостью, но на самом деле человек этого не может достичь по своей немощи. Для того чтобы преодолеть эту немощь, Ницше и создавал своего сверхчеловека, который "должен быть пламенем и углем" в противоположность немощным ничтожным «человекам», думающим только о себе и не понимающим друг друга. Поэтому люди (толпа) более низкого происхождения должны принести себя в жертву сверхчеловеку.
Мыслитель выдвигает фактически совершенный желательный и «правильный», как он утверждает, путь человека-творца - сильной и экстраординарной личности, обладающей сверх способностями - сверхчеловека. Остальные менее способные и неодаренные (толпа)– всего лишь средство, «мостик» для ее восхождения на Олимп. Простой человек – это мимолетный образ, «болезнь Земли», «в своей основе есть нечто ошибочное». То, что эти несовершенные существа должны быть «преодолены» - это не какая-то поддержка или помощь – это «жертва» со стороны простого люда, так как сверхчеловек  - это в определенном смысле нечто не для всех. «В человеке важно то, что он мост, а не цель», - это ницшево утверждение звучит совершенно явно и недвусмысленно и оно противоречит векам устоявшимся традициям, общепринятым нормам.
Мало того, мыслитель предлагает и вовсе завершить тягостное существование: жизнь так несовершенна и конец настолько нелогичен; тело дряхлеет и диктует свои законы бытия - жизненный цикл завершается моментом смерти, поэтому гораздо сильнее и благоразумнее завершить ее самостоятельно «высоким образом» - самоубийством, не давая телесному восторжествовать над духом! Потрясающие выводы, ведущие к нелепости, граничащие с совершенным безрассудством, ко всему, что противоречит здравому смыслу. Сам Ницше почему-то не совершил самоубийства, не захотел следовать своим «многомудрым» рассуждениям, хотя уже в молодом возрасте страдал различными заболеваниями. Известно, что он уже в юности был серьезно болен. «За всю свою взрослую жизнь Ницше никогда не был вполне здоров; он говорил о «сильном ревматизме… и о «колющей головной боли»; его часто рвало, да и состояние глаз вызывало у него опасения: «Скоро я либо умру, либо ослепну». Врачи предполагали мигрень, но не могли ему ничем помочь. Боли были так сильны, что в 1879 году в возрасте тридцати пяти лет Ницше вынужден был оставить свою профессорскую деятельность…»[4].
Ницше оказался наиболее радикальным представителем нового течения при решении проблем о смысле человеческого бытия и создания новой личности и новой морали будущего. Его идеи построены на похожих основаниях теории Макиавелли  - родоначальника функционального анализа в политике [6].
Его идея сверхчеловека отдаленно напоминает также созданную К. Марксом теорию всесторонне развитой личности, но идея немецкого исследователя капитала оказалась более жизнеспособной и осуществимой на практике. Марксизм не выдвигал на передний план критерий индивидуальности, так как для науки очень важна «сущность» - качества, создающие личность как таковую. Формирование всесторонне развитой личности Маркс связывал с умственным восхождением вверх масс людей, потому что наука была провозглашена “исторически движущей революционной силой”, а также с получением массами хорошего образования, физического и нравственного воспитания. Ницше не менее ценил ум человека, но отрицал традиционную нравственность: его сверхчеловеческие свойства – это сверх качества не для всех (оказалось, что и ни для кого). Писатель пытался выдвинуть лишь «касту» или какого-то сверх индивида, гения, божество или скорее какого-то демона - врага рода человеческого.
Такие рассуждения перекликаются еще и «с идеями расиста Жозефа Артюра де Гобино, автора арийской расовой теории» [7]. В рамках дарвиновского исследования о происхождении видов Ф. Ницше переносит на человечество законы «джунглей»: уничтожь слабого! Но в обществе существуют совершенно другие гуманные и справедливые правила. Да и отдельные личности являются вовсе не «уродами» и «недочеловеками», а людьми с самой высокой буквы. Природа прекрасна, жизнь – великий дар, который имеет любой человек.
Уничтожь слабого, помоги ему умереть, он всего лишь «переход», ступенька к сверхчеловеку  – это было не случайным тезисом в творчестве Ницше. В рамках биологической формы движения материи способ существования определяется инстинктами, тенденцией к самосохранению путем адаптации (т.е. приспособлением) к среде. Основываясь на современном варианте теории Дарвина – СТЭ — синтетической теории эволюции, у человека предполагают следующие основные качества вида: наследственность изменчивость, естественный отбор. Но эти качества присущи лишь животным. Ч. Дарвин всегда был осторожен, он не утверждал, что человек произошел от обезьяны. В своем труде «Происхождение человека и половой отбор» 1871 г. Ч. Дарвин как ученый предположил, что для доказательства этого положения должен существовать некий общий предок, от которого люди ведут свое происхождение. Главное доказательство – недостающее звено между обезьяной и человеком так и не было найдено. Поэтому в начале XXI в. началось опровержение самой теории эволюции. Социальная форма движения материи, которой и принадлежит человечество, другая -  гораздо выше и сложнее. Она связана с органическими потребностями человека, с определенным уровнем его сознания, различными путями удовлетворения его интересов и потребностей и т.д.
Социальная форма движения материи не предполагает решающего воздействия на человека его биологического строения и каких-либо свойств. Человек лишен инстинктов, а сознательное поведение по существу совершенно отличает его от животных. Человек многое может изменить и изменяет. Цивилизация имеет свои великие заслуги! Биологически-натуралистическое толкование жизни в философии Ницше не является научным: выдвигается на передний план неоправданная склонность к примитиву и культу силы, к якобы неконтролируемому инстинктивному поведению человека, но при этом и сознательное преодоление трудностей при решении проблем – волевому решению. У Ницше при его отрицании прагматизма трактовка нравственности и познания находится в том же диапазоне для решения философских споров: важнейшее – практическое значение того или иного объекта, процесса и т.д., неважно – соответствует ли это истине или нет.
Ницше пытается раскрыть взаимосвязь познания и интереса, также используя натуралистическо-биологический подход. Он хотел подойти беспристрастно ко многим вещам, занять научно обоснованную, естественную позицию, поэтому он рассматривает истину только с натуралистическо-биологической точки зрения. Также он рассматривает и добро, и зло; причем нисколько не объясняя данный поворот в рассуждениях, он может употреблять категории «добра» и «зла» то в традиционном смысле, то в перевернутом виде: заявляя, что предпочитает зло – добру. Эти недопустимые приемы в философском ракурсе рассмотрения вещей, по нашему мнению. Получается, что границы добра и зла у него либо размыты, либо смещены, либо отражаются, как в перевернутом зеркале. А натуралистический подход в общественном, социальном не является преимущественным, кардинальным, когда исходят из того, что социум есть некий феномен природы, или существующий как некоторая фаза природного. Этот принцип гораздо более применим к животному миру. Ведь биологическое – другая форма движения материи, сугубо отличная от социальной. С точки зрения адекватного подхода и просто с точки зрения здравого смысла, социальное и органическое в человеке имеют гораздо большее, решающее значение в его формировании и развитии: биологическое более свойственно как основа жизни для животных: насекомых, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и т.д., где действует естественный отбор: выживает сильнейший, слабый обязан погибнуть. 
Есть мнение, что «Ницше никогда не призывал толкать слабого», его теория не возвышала сверхчеловека над другими людьми, а предлагала «победу творческого начала над разрушительным, животным». [8].
Нам представляется это заявление по меньшей мере наивным. Самые известные умы XX в. К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю весьма явно высказывались о рассуждениях Ницше и вынуждены были признать, что творчество писателя, его идеи сверхчеловека могли вдохновить немцев для строительства концлагерей и газовых камер.
Считаем, что не без оснований Ницше относят к идеологам фашизма, его теория несомненно оказала влияние на идеологию национал-социализма в Германии. Если общество в целом начнет «жить» по законам Ницше, то война станет естественным источником подавления «серой массы» свехчеловеками.
В своем богоборчестве философ перешел все видимые и невидимые границы и провозгласил своего сверхчеловека, открыл нам «Евангелие» зла. Ф. Ницше отвергает все устоявшиеся традиции и правила поведения. Для него общепринятые моральные нормы оказываются низвергнутыми. Это ненаучное понимание вещей, так как этика, эстетика в развитии общества играют важнейшую роль. Представители таких взглядов должны рассматриваться как определенное направление циников-писателей.
Для разрешения некоторых противоречий в творчестве Ницше обратимся к фактам. Вполне может быть, что Ницше понимают неверно, так как его младшая сестра Элизабет находила в творчестве брата идеи будущего гитлеровского режима и видела в нем самом «крестного отца» фашизма. Возможно, что сестра Ницше вычеркнула из текстов своего брата неугодные ей идеи и добавляла некоторые высказывания от себя (ведь Ницше последние двенадцать лет своей жизни фактически был невменяемым и не мог распространять свои произведения). Возможно, что это привело к такому разночтению в его трактатах. Как все происходило на самом деле, вряд ли теперь можно установить истину.
В любом случае Ницше не был ни гуманистом, ни пацифистом. Он очень низко оценивал народные массы, простого человека, его низкое происхождение и «испорченную» природу. То, что люди могут быть несправедливы и немощны, и не понимают друг друга, и т.д., - это верно, но таким образом нельзя оценивать всю цивилизацию. Биологически обусловленное поведение людей – это его серьезная ошибка.
Все ученики отказались от Ф. Ницше в конце XIX в., так как он был совершенно безумен, немецкие филологи провозгласили его «человеком, умершим для науки». Об этом пишет его биограф Д. Галеви, пытаясь дать беспристрастную оценку: « По возвращении в Базель, Ницше пришлось пережить самые тяжелые впечатления…» [4]. Развивая свою собственную модель мира, он строил систему рассуждений на противоречиях и парадоксах, и постепенно дошел до измышлений, фактически не сравнимых по жестокости даже с идеями самых одиозных в классике жанра детективов, ужасов и триллера - Кафку, Паланика, Лавкрафта, Кристи и др.
Существует еще одно интересное мнение, с которым мы не можем не согласиться: Ницше использовал ложь в своих рассуждениях о человечестве и о сверхчеловеке. Он часто находился в состоянии озлобления на весь этот мир и тогда он повторял несообразную мысль Шиллера: «Имей смелость мечтать и лгать». Есть точка зрения ученых, занимающихся проблемами детекции лжи, что Ницше принадлежал к шизоидному типу и, возможно, что он использовал для привлечения к своей персоне и своим трактатам именно ложь [9].
Ницше написал множество произведений, названия в какой-то степени говорят сами за себя: «Злая мудрость. Афоризмы и изречения», «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего», «Антихрист. Проклятие христианству», «Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках», «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов», «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» и др. Мыслитель пытался создать прелюдию к будущей философии, но получился «правый» марш. Слишком… - вот это превышение меры и явилось катастрофическим финалом гениального начала писателя Ницше. Он обращался к свободным умам (свободным от чего?). Сверхчеловек Ницше оказался для всех и ни для кого!
Фактически королевская мантия писателя оказалась мнимой, эфемерной, а сам Ницше, как король из сказки «Новое платье короля» датского писателя Ганса Христиана Андерсена, оказался голым; но масса добропорядочных граждан восхищается несуществующим платьем немецкого короля-мыслителя. Ф. Ницше доводит свои рассуждения до полнейшей  нелепицы. Бездуховность в его сочинениях доведена до болезненного отрицания жизни [10]. Но этическая составляющая человеческого существования  – важнейшая компонента его развития [11]. В целом концепция философа представляет собой симбиоз антигуманизма, антикультуры, алогичного и асоциального варианта метафизики – его "философии сверхчувственного".
Литература:
1. Ф. Ницше. Воля к власти  - https://books.google.ru/books?isbn=5457537617 (время обращения - 04.05.18).
2. Фридрих Ницше. - Черновики и наброски 1887 – 1888 (KSA, Colli-Montinari, Bd. 13) - Tractatus politicus - Фридриха Ницше. – 11 [72] 1]. - http://kogni.narod.ru/text/Nietzsche.html (время обращения - 04.05.18).
3. Карл Ясперс: Ницше. Книга вторая. Основные идеи Ницше. Пятая глава: Истолкование мира  - http://nitshe.ru/yaspers-nicshe-11.html (время обращения- 06.05.18).
4. Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. – пер. с фр. А.Н. Ильинскаго, Рига «СПРИДИТИС», - 271 стр.
5. Современная западная философия. Синеокая Ю.В. Фридрих Ницше и Лу Саломе: «На гребнях волн бытия», стр. 83-117. - (время обращения- 16.05.18).
6. Беседа с Макиавелли (часть 1). Сидоренко Л.П. В сб: Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития сборник научных трудов. Москва, 2014. С. 213-230; Двойственность функционального анализа Макиавелли. Сидоренко Л.П., Петрова Н.Н. Духовная сфера общества. 2015. № 12. С. 182-186.
7. Ницшеанство как антитеза гуманизма. Сидоренко Л.П. - В сборнике: Продовольственная безопасность и устойчивое развитие АПК материалы Международной научно-практической конференции . 2015. С. 873-878. - https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=822357(время обращения- 12.05.18).
8. 23 жизненные цитаты Ницше - 
(время обращения - 15.05.18).
9. Евгений Спирица - Психология лжи и обмана. Как разоблачить лжеца. -
- (время обращения - 12.05.18).
10. Михайлова Р.В. Об особенностях духовных состояний личности / Успехи современной науки. -  2017. - Т.9, №4. -С. 97-98; Михайлова Р.В. О духовности крестьянства (теоретико-методологический аспект). - М.:ИУУ МГОУ, 2017. -С.100.
11. Этическая составляющая как важнейшая в системе образования экономиста и предпринимателя. Сидоренко Л.П.- в сб.: Гуманитарное образование в экономическом вузе материалы V международной научно-практической заочной интернет-конференции. В 2 томах. 2017. С. 117-123.- https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=822357  (время обращения - 17.05.18).


Рецензии
Здравствуйте, Людмила. С большим удовольствием и интересом прочитал Вашу замечательную работу. Как логическое дополнение к выводу Вашего исследования, о несостоятельности философии Ф.Ницше, можно привести факт полного краха третьего рейха, основанного на идее сверхчеловека. Вся безумность и абсурдность этой теории, в абсолютном осуществлении, оказалась налицо. (Как неплохой видеоматериал к этой теме док.сериал ВВС "Нацизм: предостережение истории") Впрочем, завуалированно, отдельные идеи ницшеанства, превосходства одних над другими, видимо существуют, ("проскальзывают") и в наши дни, (например философия "золотого миллиарда", западно-украинский фашизм и т.д.).
Благодарю за Ваше развёрнутое и профессиональное исследование, Людмила!
С уважением,

Виталий Сирин   15.12.2020 09:56     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик!
Успехов Вам!
С ув., Людмила.

Белоконь Людмила   13.12.2020 13:03   Заявить о нарушении